Г. (апрель) -1990 г. (октябрь) 2 страница
Не были учтены и этноконфессиональные различия субъектов Российской Федерации. Об их властных структурах и взаимоотношениях с религиозными организациями вообще умалчивается. Но ведь именно на этом уровне и проявляется специфика государственно-церковных отношений в ее православном, исламском или поликонфессиональном виде. Чрезмерная «централизация» Закона в ущерб властным полномочиям субъектов Федерации объективно создавала условия для возможного противостояния между ними и центром. Добавим, что и органы местного самоуправления оказались выключенными из сферы взаимодействия с религиозными организациями.
Неоправданной новацией стала и часть 1 статьи 8, говорившая о том, что «На территории РСФСР не могут учреждаться исполнительные и распорядительные органы государственной власти и государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов, связанных с реализацией права граждан на свободу вероисповедания». Опираясь на эту часть, властные структуры в центре, а вслед за ними религиозные, политические и общественные организации стали пропагандировать и отстаивать тезис о необходимости полной отстраненности государства и органов местного самоуправления от осуществления ими какого бы то ни было контроля за деятельностью религиозных объединений. Такое «добросовестное» заблуждение основывается на неоправданном понимании свободы совести как проблемы, исключительно относящейся к сфере личных (частных) прав и свобод человека и гражданина. При этом не учитывается, что, объединяясь, граждане рождают новую правовую реальность - религиозное объединение, которое уже действует не в их частной жизни, а в сфере гражданско-правовых и публично-правовых отношений. И потому деятельность различных объединений регулируется правовыми нормами, относящимися к некоммерческим объединениям.
Вышеобозначенные «слабости» Закона (а были и другие[10]) проявлялись постепенно, по мере того как властные структуры стремились проводить в жизнь вновь принятый законодательный акт. Именно они, как бы цепляясь друг за друга, плодя все новые и новые проблемы и трудности, а также раздражение в обществе и негативизм по отношению к себе, и создали эффект противодействия, который спустя годы предопределил неизбежность реформы Правовой балы вероисповедной политики государства.
После принятия Федерального закона в России сложилась довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, налицо продвижение вперед: тысячи культовых зданий переданы верующим, открыты десятки монастырей, духовных учебных заведений, религиозных центров, братств и миссий. Практически все обоснованные заявления верующих о регистрации обществ разрешались положительно, и об этом свидетельствуют следующие данные:
Таблица № 3
Сведения о религиозных объединениях в Российской Федерации
Религиозные объединения | Количество религиозных объединений по состоянию на 1-е января | |||
1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994г. | |
Всего | 5 502 | 11 088 | ||
В том числе: | ||||
религиозных центров и управлений | ** | |||
религиозных обществ | 5 502 | |||
монастырей и подворий | ** | |||
духовных учебных заведений | ** | |||
братств и сестричеств | ** | |||
миссий | ** |
*Регистрация данных религиозных объединений не велась.
С другой - вскоре проявились и не прогнозируемые в ходе выработки Закона последствия. Начался буквально взрывной рост числа конфессиональных новообразований, не имеющих аналогов в прошлом России, бесконтрольный въезд в РФ тысяч и тысяч миссионеров и проповедников самых различных религиозных ориентации. Быстро увеличивалось количество миссий, действовавших почти во всех субъектах Федерации. Если в начале 1992 г. их было учтено 37, то к 1993 - 182, а к 1994 - 250. К тому же немалая часть и первых, и вторых действовала без регистрации в органах юстиции, пользуясь защитой ст. 44 Конституции РФ. На ряде территорий (Хабаровский и Приморский края, Сахалинская и Амурская области и др.) количество упомянутых организаций достигало 50-60 процентов от числа всех зарегистрированных религиозных объединений в регионе.
Как отмечал заведующий сектором аппарата Правительства РФ ГА. Михайлов, для ряда «новых» религиозных организаций и миссионерских структур характерно «применение особой психотехники, оказывающей разрушающее воздействие на личность», распространение «ненависти и вражды к тем, кто не разделяет их воззрений», что в конечном итоге усиливает нестабильность, ведет к конфронтации на «религиозной почве» как в ряде отдельных субъектов, так и в РФ в целом[11].
К сожалению, вслед за принятием Закона не было оформлено в каком-либо виде целостной модели церковной политики государства. Дело ограничивалось общими заявлениями и заверениями должностных лиц о продолжении «демократизации» государственно-церковных отношений. Вместо системного подхода к разрешению возникающих проблем в религиозной сфере имел место поток зачастую не связанных между собой указов, распоряжений Президента и постановлений Правительства по отдельным проблемам жизнедеятельности религиозных организаций. Не были прояснены ни стратегические, ни тактические цели государства. Продолжала господствовать точка зрения о «благотворности» его самоустранения от проблем, возникающих во взаимоотношениях религиозных объединений между собой, между ними и властными структурами, и мнение, что все «само собой устроится».
Ситуация усугублялась тем, что при отсутствии государственного органа, ведающего «церковным вопросом», тщетными были усилия планомерно вводить в жизнь заявленные в Законе положения, обеспечивать взаимодействие властных структур и религиозных организаций. Эта задача попеременно возлагалась то на Экспертно-консультационный совет при Комитете по свободе совести, то на Координационную комиссию при Правительстве Российской Федерации по вопросам вероисповеданий, то на Государственного советника Российской Федерации по политическим вопросам, но восстановить управляемость данными общественными отношениями не удавалось.
Закономерный отказ от предшествующей, советской модели «церковной политики», с одной стороны, и отсутствие ее нового видения, соответствующего потребностям общества в условиях политических реформ, с другой - предопределили заимствование новой российской государственностью принципов и практических шагов из дофевральского (1917) прошлого России и в первую очередь возрождение «особых» отношений с Русской православной церковью. Это было воспринято другими религиозными организациями как рецидив «имперской политики», как вольное или невольное намерение восстановить институт государственной Церкви, как навязывание гражданам новой обязательной идеологии - православной.
«Парад суверенитетов», прокатившийся по России в начале 90-х гг., кроме прочего, привел к тому, что правящие элиты «неправославных» регионов достаточно откровенно продемонстрировали стремление опереться на традиционные для них религии и церкви, в частности, ислам. И если развал СССР в декабре 1991 г. наметил разъединение славянских народов (русские, украинцы, белорусы), традиционно исповедовавших православие, то последующие политические события, как показал референдум в апреле 1993 г. о доверии Президенту РФ Б.Н. Ельцину и его политике, надломили второй исторический «хребет» Российского государства - союз «православных» и «мусульманских» народов. В республиках Поволжья и Северною Кавказа уровень поддержки Президента и его реформ оказался значительно ниже среднероссийского показателя. В немалой степени это объяснялось и однобокостью вероисповедной политики Федерального центра.
Верующие неправославных исповеданий болезненно восприняли нарушение принципа правового равенства религий. Боязнь возрождения нелучших традиций царской России (деления религий и церквей на «первенствующую», «терпимые» и «гонимые») присутствовала в публичных высказываниях руководителей и представителей ряда церквей и деноминаций. На этой основе возрождались трения, казалось бы, навсегда ушедшие в прошлое, и одновременно возникли новые, например, между православием, с одной стороны, и исламом, католицизмом, протестантизмом - с другой. По данным исследования, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 1993 г., в восьми регионах страны (Москва, С.-Петербург, Н. Новгород, республики Бурятия, Дагестан, Татарстан, Воронежская и Омская области), к примеру, выявилось, что лишь 26,5% опрошенных представителей различных конфессий считают, что в настоящее время в РФ все религиозные организации действительно равны перед Законом. Большинство указывало на особое положение Русской православной церкви.
Нерелигиозная часть российского общества (по оценке социологов она сейчас составляет от 40 до 60% населения) тоже испытывает дискомфорт13. Религиозная свобода, зачастую трактуемая как право на никем и ничем не контролируемую деятельность, воспринята была ими как агрессия, насилие над совестью; возникло мнение что российское общество искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо прослеживались в армии, культуре, средствах массовой информации (особенно на ТВ), образовании, органах государственного управления. Чувство ущемленности в этих условиях нерелигиозной категории граждан обострялось и в связи с тем, что ее возможности на публичное отстаивание и пропаганду своих мировоззренческих взглядов и убеждений практически были сведены к нулю.
Таким образом, к политическому расслоению и противостоянию в обществе добавились рост национально-религиозной напряженности и углубляющееся разделение людей по отношению к мировоззренческим (церковным или светским) ценностям. В какой-то мере повторялась ситуация в «религиозном вопросе», характерная для периода первой русской революции (1905-1907 гг.), предфевральская и предоктябрьская ситуация 1917 г.
На начало 1993 г. деструктивные тенденции в государственно-церковных отношениях и религиозной ситуации стали очевидными. Они проявились, в частности, в следующем: стихийное вторжение так называемых новых, нетрадиционных религий; массированная атака иностранных религиозных миссий на традиционный духовный (христианско-православный, мусульманский, буддийский) менталитет российских народов; политизация религии и сакрализация политики государства и его институтов; разрыв (или ослабление) дружественных связей между различными конфессиями и межконфессиональные трения; конфликтные ситуации в некоторых религиозных центрах и обострение внутрицерковной борьбы; ущемление интересов и прав (в том числе имущественных) рядовых верующих в пользу церковной бюрократии; неуправляемое перераспределение собственности религиозных (местных) обществ; падение авторитета отдельных российских религиозных организаций на международной арене; дискриминация неверующих и атеистов»[12]1.
С весны 1993 г. на федеральном уровне осознается опасность обозначенных выше тенденций. Стремясь избежать неблагоприятного развития ситуации, выйти на новый уровень конструктивного диалога со всеми религиозными объединениями, Президент РФ Б.Н. Ельцин встретился с главами и представителями церквей и деноминаций. Он продемонстрировал заинтересованность государства в диалоге и партнерстве со всем спектром религиозных объединений, исходя из конституционного принципа равенства религиозных объединений перед Законом; заверил присутствовавших в непременной ликвидации допущенных ошибок со стороны органов власти; информировал о намерении создать в аппарате Правительства орган, ведающий проблемами реализации свободы совести в жизни российского общества.
Весной-летом 1993 г. вопрос о внесении изменений в Закон «О свободе вероисповеданий» активно дебатировался в Верховном Совете РФ. При этом спор шел по следующим вносимым депутатами предложениям: ограничение деятельности иностранных миссионеров, миссий и религиозных организаций; упорядочение деятельности нетрадиционных религий и предоставление определенных преимуществ традиционным церквам и религиям; предоставление российским гражданам приоритета при создании новых религиозных объединений и т.д.
14 июля Верховный Совет РФ принял Закон о внесении изменений и дополнений в действовавший Федеральный закон о свободе вероисповеданий. Статья 14 гласила:
«Представители зарубежных религиозных организаций, отдельные религиозные деятели, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также руководители и служители российских религиозных организаций, назначаемые (утверждаемые) на должность зарубежными религиозными организациями, вправе осуществлять свою деятельность после государственной аккредитации. Правом на занятие религиозно-миссионерской, издательской и религиозно-пропагандистской деятельностью зарубежные религиозные организации, их представительства и представители, а также лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не пользуются».
Именно эта статья вызвала противоречивые отклики со стороны российских религиозных лидеров. Если представители Русской православной церкви, исламских центров ее одобрили, как и в целом принятый Закон, то руководители протестантских объединений расценили ее как антидемократическую. Последние нашли поддержку и за рубежом. Политические, общественные и религиозные деятели более чем из 120 стран прислали в Москву свои протесты. Недовольство принятым Законом выразили по дипломатическим каналам и лидеры некоторых зарубежных государств, призывая руководство России не подписывать «антидемократический закон».
Как известно, Б. Ельцин дважды отказывался подписать принятый Верховным Советом Закон, ссылаясь на то, что он нарушает принцип равенства религиозных объединений перед законом, а также существенно сужает права лиц, не являющихся гражданами России, заниматься публичной религиозной деятельностью, т.е. противоречит Конституции РФ и общепринятым международно-правовым пактам о свободе совести, которые были подписаны Россией.
Таким образом, вопрос об изменении законодательства о свободе вероисповеданий завис в воздухе. Силовое разрешение конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти осенью 1993 г. отодвинуло на неопределенное время надежды на конструктивное изменение правовых основ вероисповедной политики государства.
К осени 1993 г. к своему логическому завершению приблизился и процесс конституционного строительства. Механизм политического дистанцирования РСФСР от союзного государства, запущенный в июне 1990 г. провозглашением Декларации о государственном суверенитете России, с неизбежностью подталкивал к разработке новой Конституции России[13]. В подготовленном Конституционной комиссией проекте Основного закона в разделах «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» и «Гражданское общество» вопросы свободы совести были прописаны следующим образом:
Статья 2.1.3.
Гражданам Российской Федерации на ее территории гарантируется равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, а также понесенного ранее уголовного наказания.
Статья 2.1.4. Осуществление прав и свобод не должно нарушать законные интересы и права других лиц и не должно быть направлено на насильственное изменение существующего конституционного строя, на разжигание религиозной, социальной, классовой и национальной нетерпимости и пропаганду войны.
Статья 2.3.8.
Свобода совести, вероисповедания и религиозной деятельности является неотъемлемым правом человека.
Статья 3.3.4.
Государственная система воспитания и образования носит светский характер.
Статья 3.5.1.
Религия и религиозные объединения отделены от государства.
Статья 3.5.2.
Верующие различных исповеданий и их объединения равны перед законом. Закон определяет порядок их отношений с государством. Государство не может отдавать предпочтения какой-либо религии.
Статья 3.5.3.
Религиозные объединения зарегистрированные в установленном законом порядке, могут иметь права юридического лица. Они самостоятельно управляют своими внутренними делами, пользуются принадлежащими им сооружениями, другим имуществом и фондами[14].
Небезынтересно отметить, что из содержания и логики конституционного проекта следовало, что религиозные объединения рассматриваются как один из видов общественных объединений.
Пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР, рассматривая в ноябре 1991 г. проект Конституции, внес в числе других и изменения в действовавшую на тот момент основную статью о свободе совести, которая теперь выглядела следующим образом:
Конституция Российской Федерации. 1991 г. (ст. 44) | Конституция РСФСР 1990г. (ст. 50) |
Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Религиозные объединения в РСФСР отделены от государства. Государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства, государственная система образования носит светский характер. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Оскорбление убеждений граждан преследуется по закону. Запрещается ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии. | Гражданам РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства |
Обращает на себя внимание замена слова «гражданам» в тексте 1990 г. на слово «каждому» в тексте 1991 г. Разработчики Конституции, а вслед за ними и представители различных общественно-политических движений отныне предлагали исходить из принципа полного равенства в вопросах свободы совести всех и каждого человека, находящегося на территории России: Причем оно распространялось не только на сферу личных прав граждан и лиц других категорий (что не подлежит оспариванию), но и на их право образовывать различные виды религиозных объединений (с правом юридического лица) в любом регионе страны, вне зависимости от места их проживания и гражданства.
Процесс конституционного строительства в России продолжался. В апреле 1992 г. - VI Съезд народных депутатов вновь обратился к рассмотрению проекта Конституции. В числе основных статей, касавшихся проблем свободы совести, укажем на ст.ст. 26,68 и 69[15]. В окончательном тексте Проекта, предложенном ко всеобщему ознакомлению, ст. 26 осталась без изменения:
«Каждому гарантируется свобода совести - право свободно исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные, нерелигиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона».
А статьи 68 и 69 были объединены в одну - ст. 65, которая выглядела так:
«(1). Объединения граждан, образованные по признаку отношения к религии, отделены от государства. Все религии, как и религиозные объединения, равны перед законом.
(2). Государство является светским, не отдает предпочтения какой-либо религии или атеизму.
(3). Религиозные объединения действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Они самостоятельно управляют своими делами, свободно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им зданиями, сооружениями, предметами культового назначения, благотворительными и иными фондами, другим имуществом»[16].
Важно отметить, что данный законопроект (Глава VIII) фактически приравнивал религиозные объединения к общественным объединениям. Тем самым он возвращался к идее равенства всех видов общественных объединений, хотя и фиксировал в своих статьях (62-66) особенности возможных (разрешенных) для них форм и видов деятельности, отношений между собой, государством и гражданами.
И еще. В законопроекте (ст. 19) сохранялось положение о равенстве прав и свобод «граждан» и «неграждан» в т.ч. и в отношении свободы совести. Однако, как вытекает из статей глав «Гражданские и политические права и свободы», «Экономические, социальные и культурные права», «Гарантии прав и свобод» принцип равенства относится исключительно к индивидууму, к его личной (частной) жизни, и в этом смысле «каждый» и «гражданин» равны. Но мы видим, что право создание религиозных объединений признается лишь за гражданами (ст. 65).
В 1990-1993 гг. в процесс выработки новой Конституции стремились включиться самые различные партии, общественно-политические движения и даже отдельные лица. В их инициативных проектах проблематика свободы совести присутствовала в обязательном порядке. В альтернативном варианте проекта Конституции Российской Федерации, выработанном Российским Движением демократических реформ, предлагалось закрепить такие принципы и нормы, как светскость государства (ст. 1), отделение «церквей и конфессий» от государства и невмешательство последнего в их внутренние дела (ст. 34), обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 23), равенство всех независимо от вероисповедания и религиозных убеждений (ст. 2), право на свободу совести, духовную, религиозную и культовую свободу (ст. 3), право граждан на альтернативную службу (ст. 11)[17].
В декабре 1993 г. всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. Фактически именно она провела правовой водораздел между Советской Россией и Российской Федерацией как «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления». Тем самым был подведен итог противоречивому процессу выработки положений о свободе совести. В качестве конституционных принципов закреплены были такие цивилизованные, демократические и общепризнанные положения, как светскость государства, отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом (ст. 14); равенство прав человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст. 19); запрещение пропаганды, возбуждающей религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды религиозного превосходства (ст. 29); право на альтернативную службу (ст. 59) и другие.
Основная же статья (ст. 28), раскрывающая понятие свободы совести, была утверждена в следующей редакции:
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»[18].
Как видим, в тексте сохранился термин «каждый», хотя логичнее и зако-юмернее было бы использовать термин «гражданин». В целом Конституция [роводит разграничение прав и свобод человека и гражданина, имея в виду, пх> в полном объеме они присущи лишь гражданину[19]. Однако остается непроясненным соотношение объема прав и свобод в сфере свободы совести и вероисповедания применительно к «гражданину» и «человеку» (иностранный гражданин, лицо без гражданства). Нам представляется, что полного равенства здесь не может быть (ив реальной практике его нигде нет). Ограничения для иностранных граждан и лиц без гражданства и оправданы, и объективно необходимы. Но касаться они должны не личной (частной) жизни человека, а исключительно условий, порядка образования и деятельности религиозных объединений, их территориального рассредоточения и вовлеченности в такие направления государственной политики как образование, культура, армия, социальная деятельность, здравоохранение и др.
Иностранные религиозные организации (представительства, миссии, центры и т.п.) должны рассматриваться не как объединения физических лиц, а как официальные представительства церквей (конфессий, деноминаций, центров), имеющих организационные и управленческие центры за пределами РФ. Соответственно, их деятельность должна определяться на особом правовом уровне, в том числе и посредством заключения договоров между РФ и той или иной зарубежной религиозной организацией (будь у нее статус «мировой» или «национальный»).
III. 1994 г. -1997 г. (октябрь)
Этот период характеризуется продолжающимся последовательным изменением количественных показателей религиозной ситуации в Российской Федерации:
Таблица № 4
Религиозные объединения | Количество религиозных объединений по состоянию на 1 января | В т.ч. в 199 г. приходится на | ||||
1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | РПЦ | Ислам | |
Всего | ||||||
В том числе: | ||||||
центры | ||||||
общества | ||||||
монастыри и подворья | - | |||||
духовные образовательные учреждения | ||||||
Братства и сестричества | 136^,, | | - | ||||
миссии | - |
Из данных мы видим, что, хотя темпы прироста числа религиозных объединений несколько снизились по сравнению с 1990-1993 гг., но все же в абсолютных цифрах их количество возрастает. По-прежнему основным (массовым) видом религиозных объединений остаются общества, образуемые верующими гражданами по месту их жительства. Они составляют более 90 процентов от всех религиозных объединений в Российской Федерации. Причем две трети их числа приходится на православные и мусульманские общины.
Рост числа религиозных центров был вызван рядом обстоятельств и факторов. Во-первых, усложнением и разветвлением уже существовавших церковно-административных управленческих структур; во-вторых, образованием новых центров путем отпочкования от ныне существующих по соображениям «этнической автономности»; в-третьих, восстановлением ранее утраченных по различным обстоятельствам центров и управлений; в-четвертых, образованием центров «нетрадиционными» религиозными организациями, укоренившимися в России лишь в последние годы.
Количественный рост монастырей и подворий, братств и сестричеств определялся в основном темпами возрождения этих видов религиозных объединений в Русской православной церкви. Рост же духовных образовательных учреждений обеспечивался за счет Русской православной церкви и мусульманских организаций. Иная картина сложилась в отношении духовных миссий: из 341 миссии (на 1997 г.) протестантскими объединениями создано 318.
Об изменениях в «конфессиональном пространстве» постсоветской России можно судить на основании таблицы № 5. В нее включены сведения о религиозных организациях 25 направлений (из 56 учтенных Минюстом РФ), которые имеют наибольшее число сторонников практически во всех субъектах РФ и в большей мере характеризуют религиозную обстановку в РФ. Как видно, темпы роста новых и протестантских религиозных объединений выше, чем темпы роста традиционных религиозных церквей и деноминаций:
Таблица № 5
Сведения о религиозных объединениях в Российской Федерации
Наименование конфессий | Количество религиозных объединений по состоянию | ||||
Годы: | |||||
Всего: | |||||
В том числе: | |||||
Русская православная церковь | |||||
Российская православная свободная церковь | |||||
Истинно-православная Церковь | |||||
Старообрядческие церкви и согласия | |||||
Римско-католическая церковь | |||||
Армянская апостольская церковь | |||||
Ислам | |||||
Буддизм | |||||
Иудаизм | |||||
Евангельские христиане-батисты | '717 | ||||
Адвентисты седьмого дня | |||||
Лютеране | |||||
Христиане веры евангельской-пятидесятники | |||||
Харизматические церкви | |||||
Евангельские христиане | |||||
Пресвитерианская церковь | |||||
Свидетели Иеговы | |||||
Неденоминированные христианские церкви | |||||
Сознание Кришны (вайшнавы) | |||||
Новоапостольская церковь | |||||
Совет церквей ЕХБ | |||||
Вера Базам | |||||
Методистская церковь | |||||
Мормоны | |||||
Церковь объединения (Муна) | - |
Стоит иметь в виду и изменения, происходящие в географии тех или иных религий[20]. Наиболее плотная концентрация православных приходов сохраняется в Европейской части РФ (центр, запад). По мере продвижения на север, юг и восток эта плотность заметно снижается