Инновации как объект государственной политики
Тема 2. Государственное регулирование инновационных процессов.
1. Инновации как объект государственной политики.
2. Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности.
3. Внутреннее регулирование и стимулирование инновационной деятельности.
Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности
Регулирование условий инновационной деятельности осуществляется через систему налогов, проведения амортизационной политики, предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций на развитие отдельных регионов, отраслей, производств, проведения кредитной политики, через государственные нормы и стандарты, антимонопольные меры, регулирование сфер и объектов инвестирования инноваций, регулирование финансовых инвестиций.
Рассмотрим важнейшие из средств регулирования инновационной деятельности, тем более что общепризнанного перечня не существует.
Законы и законодательные акты.
Одной из важнейших экономических функций государства в рыночной экономике является создание правовой основы их функционирования. Прежде всего, это принятие законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их выполнением. Создавая законодательную базу, государство устанавливает юридические принципы функционирования экономики, выполнять которые обязаны все субъекты экономической деятельности. К числу таких правил относятся законы, законодательные и нормативные акты, которые защищают права собственности, определяют формы предпринимательства, условия функционирования предприятий, их взаимосвязи между собой и государством.
Правовое регулирование развития экономики страны осуществляется путем принятия законов и законодательных актов, издания указов Президента, нормативных актов Правительства (постановлений, распоряжений), Национального банка страны, а также разработки механизма их реализации и контроля за их выполнением. Законы, законодательные и нормативные акты определяют объект и содержание регулирования, ответственность юридических и физических лиц за их невыполнением. Законы осуществляют функцию долгосрочного правового регулирования, а указы, нормативные акты, как правило, — краткосрочного или оперативного регулирования.
На основе законодательства должна быть создана благоприятная правовая среда, обеспечивающая совокупность свобод и прав отечественных субъектов и их иностранных партнеров в выборе видов хозяйственной деятельности, организационных форм, в назначении и использовании источников финансирования, доступов к ресурсам, право владения и распоряжения средствами производства. Разработка системы законов должна быть направлена на функционирование рыночных саморегуляторов.
Следует отметить, что для регулирования производственных отношений должна быть создана законодательная система, которая включает Конституцию как основной закон и комплекс законодательных и нормативных актов.
Объемы и источники инвестирования инноваций.
Вторым направлением деятельности государства является непосредственное участие ее общегосударственных, региональных и местных органов в регулировании объемов и использовании различных источников инвестирования инноваций. Эта деятельность должна включать разработку долгосрочных концепций развития государства и регионов и выполнение конкретных целевых программ, направленных на развитие определенных отраслей или производств. Осуществление этих программ базируется на функции финансирования инновационной деятельности.
Тема 2. Государственное регулирование инновационных процессов.
1. Инновации как объект государственной политики.
2. Инструменты государственной поддержки инновационной деятельности.
3. Внутреннее регулирование и стимулирование инновационной деятельности.
Инновации как объект государственной политики
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества целом. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Экстенсивными факторами являются прирост массы используемых производстве первичных ресурсов — рабочей силы, материальных составляющих, земли и т. д. Интенсивными факторами — повышение качества применяемых ресурсов и увеличение степени их использования. Возможности роста выпуска продукции и услуг за счет повышения занятости трудоспособного населения и вовлечения в экономический оборот новых природных ресурсов становятся все более ограниченными. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 90%. Таким образом, первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели.
Воздействие на структуру общественного производства — второй аспект общегосударственного значения инновационных процессов. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других. Например, падает доля занятых в сельском хозяйстве, резко возрастает доля занятых в секторе услуг.
Третий аспект — влияние на институциональные экономические механизмы.Инновации изменяют также экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре основных хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимосвязей между ними.
Четвертый аспект — все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее потенциал в продуцировании и внедрении нововведений. Воздействие инновационных процессов испытывают не только производство, но и практически все стороны общественной жизни. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, этические, эстетические нормы.
Пятым аспектом общегосударственного значения инноваций выступает ихвлияние на социальную стабильность. Процесс распространения инноваций является одним из элементов, связующих различные социальные и экономические субъекты в единое целое, обеспечивает единство нации, во многих случаях смягчает социальные противоречия и конфликты.
Шестой аспект — влияние инноваций на окружающую среду. Интенсивностьинновационных процессов в современном мире значительно обострила экологические проблемы. Антропогенная нагрузка на окружающую среду по ряду направлений приближается к критической черте, за которой неизбежно следует нарушение нормального кругооборота веществ в природе.
Активизация международного научно-технического сотрудничества — седьмой аспект. При современных масштабах научно-технического прогресса многие инновационные проекты не под силу осуществить одной, даже наиболее развитой стране. Кооперация различных стран в инновационной сфере имеет место в широком спектре форм — объединения ресурсов в целях получения новых научно-технических результатов, международного трансфера технологий как в овеществленной, так и в неовеществленной форме, создания мировой научно-инновационной инфраструктуры, осуществления инноваций, имеющих глобальный характер по самой своей сути, и т. п.
Восьмой аспект — зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов. Полноценная интеграция в мировые инновационные процессы невозможна без наличия у страны адекватной научно-технологической базы, а также механизмов, обеспечивающих восприятие инноваций из-за рубежа. Уровень и эффективность включения страны в международное разделение труда характеризуются ее позицией на мировых рынках товаров и услуг, а также наличием квалифицированных специалистов.
Взаимосвязь уровней научно-инновационного потенциала и национальной безопасности — девятый аспект. Способность к инновациям в настоящее время стала одной из важнейших детерминант безопасности государства. Особенно велико значение развития научно-инновационного потенциала для укрепления обороноспособности страны.
Рыночное регулирование инновационной деятельности требует разработки нового инновационного механизма, адекватного рыночным изменениям.
Под инновационным механизмом следует понимать функциональную модель и совокупность методов регулирования инновационной деятельности на всех уровнях управления.
Государство одновременно разрабатывает и принципы, на основе которых будет проводиться политика в науке и инновационной сфере, а также механизм реализации этой политики. Эти принципы зависят от экономической системы, которая сложилась в стране, механизмов экономико-правового регулирования экономических отношений, социального развития страны. Практически во всех индустриальных странах нововведение является одним из приоритетных направлений в политике правительства, ведь это основа национальной независимости и экономического развития.
Инновационная политика направлена на создание благоприятных условий для развития инновационных процессов; на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях науки, уменьшение риска частных компаний в процессе разработки новой высокотехнологичной продукции; составление комплексных прогнозов национального инновационного развития; формирование целевых научно-технических программ; создание рынка для нововведений, сокращение расходов фирм, осуществляющих НИОКР; на распространение научно-технических знаний как важнейшего экономического ресурса.
Итак, как утверждают западные ученые, даже та страна, которая не имеет достаточных материальных и финансовых ресурсов, может достичь высоких темпов роста и технологического прорыва за счет использования интеллектуального потенциала нации и «человеческого капитала».
Таким образом, государственная инновационная политика — это совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта. Инновационная политика является более широким понятием, чем научно-техническая, которая традиционно связана с выбором приоритетов в науке и технике. Инновационная политика объединяющий науку, технику, предпринимательство, экономику и управление; охватывает производство, банки, научно-технические кадры.
Различают 4 типа инновационной политики:
1. Инновационная политика «технологического толчка». Эта политика связана с определением государством приоритетных направлений развития науки и техники.
2. Инновационная политика рыночной ориентации. Связанная с использованием рыночного механизма распределения ресурсов и выбора направлений развития науки и техники. При этой политике ограниченная роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
3. Инновационная политика социальной ориентации. Эта политика касается социального регулирования последствий НТП, а процесс принятия решений базируется на социально-политических решениях. Эта политика никогда не используется самостоятельно, но отдельные ее элементы отражены в развитии различных стран.
4. Инновационная политика, которая нацелена на изменения экономической структуры хозяйственного механизма. Эта политика связана с влиянием передовой технологии на решение социально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, на уровень жизни.
Инновационная политика основывается прежде всего на приоритетах общей экономической политики и имеет динамический характер.
Весь период становления и развития системы государственного регулирования инновационной активности в развитых странах можно условно разделить на три этапа.
Начальный этап (с середины 40-х до конца 60-х годов) охватывает два направления государственной политики, которые между собой были недостаточно скоординированы и организационно разделены на научный и промышленный. Первое направление государственной политики был направлен на поддержку НИОКР в высшей школе, подготовку научных кадров и проведения фундаментальных исследований в государственных лабораториях.
Второе направление был нацелено на регулирование отраслевой структуры производства, поддержку НИОКР предприятий и совместимых с собственным сектором исследований.
Научно-техническая политика этого периода характеризовалась ограниченным кругом задач, первыми звеньями инновационного процесса, накоплением знаний и ресурсов, и практически не рассматривались пути, направленные на практическое использование полученных результатов.
Начиная с 70-х годов, внимание к проблемам нововведения усилилась в связи с серьезными трудностями, которые возникли во время промышленного освоения результатов научно-технологических разработок в рамках крупномасштабных стратегических программ атомного, авиа-космического и телекоммуникационного профилей. Именно в этот период возникло понятие инновационной политики, встали вопросы поиска и разработки новых средств стимулирования НИОКР, ускорение внедрения в производство полученных результатов. Увеличился круг организаций, которые привлекались в сферу государственного вмешательства, возникла необходимость объединения научной и технической политики с другими направлениями государственного регулирования, экономической, промышленной, энергетической и социальной, а также со средствами в сфере подготовки и использования рабочей силы. Поиск новых путей стимулирования инновационного развития начало созданию центров нововведений, кооперации учебных заведений и промышленных фирм в осуществлении НИОКР (создание технопарков и других организационных форм взаимосвязи науки и производства).
Третий этап (с 80-х до конца 90-х годов) характеризуется формированием законодательных основ инновационной политики, ее нормативной базы, которая имеет стратегический характер, расширением методов стимулирования инновационной деятельности; созданием новых организационных форм проведения совместных межнациональных научных исследований; повышением мобильности научных кадров; дальнейшим развитием информационной технологии как фактора экономического роста в XXI веке. Следует отметить, что западные ученые информацию рассматривают не как простую совокупность данных, а как те возможности, что непосредственно имеет человек, обладающий соответствующими знаниями и умениями, способностью к самосовершенствованию, свободного сотрудничества с другими людьми.