Легитимация и узурпация власти. Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах.
Государственная власть, являющаяся законной и социально обоснованной, называется легитимной властью. Легитимная власть— это власть, установленная в соответствии с процедурой, предусмотренной нормами права.
В демократическом государстве, где существует суверенитет народа, власть завоевывается и осуществляется через свободные выборы. В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ст. 7) фактически перечисляются условия проведения свободных выборов, которые, по сути, являются условиями легитимации, т. е условиями законного завоевания и осуществления политической власти. Они сводятся к следующему:
• свободные выборы осуществляются с разумной периодичностью, предусмотренной законом;
• гарантируется всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании;
• предусматривается свободная состязательность кандидатов;
• уважается право граждан добиваться политических или государственных постов, создавать политические партии;
• обеспечивается проведение политических кампаний в атмосфере свободы и честности и т. д.
Данные условия необходимы не только для выборов высших органов власти, но и для органов региональных и местного самоуправления.
К вопросу о легитимации государственной власти следует подходить конкретно-исторически. Так, власть монархов, считавшаяся легитимной, основывалась
- в одних случаях на правовых обычаях,
в других — на законах о престолонаследии.
В современных монархиях власть монарха, как правило, основывается на конституции.
Власть, установленная вопреки процедуре, предусмотренной нормами права, является нелегитимной, узурпаторской. А захват власти незаконными методами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использование власти в целях, не предусмотренных законом, и методами, противоречащими ему, называется узурпацией.
Термин «узурпация власти» обычно употребляют, когда говорят о ее высших эшелонах. Что касается отдельных должностных лиц, то применительно к ним используются такие понятия, как «превышение власти», «злоупотребление властью». Подобные действия в правовом государстве уголовно наказуемы.
Узурпация власти может осуществляться различными путями: заговор, военный переворот и т. д. Узурпировать можно и легитимную власть, если злоупотреблять ею, т. е использовать в незаконных целях и незаконными методами, или грубо нарушать порядок смены носителей власти (игнорировать сроки перевыборов, вводить новые акты легитимации, ведущие к смене носителей власти). Примером такой узурпации власти является Германия 1933 г.
Следует отметить, что приход к власти через революцию также можно считать узурпацией. Однако в данном случае следует учесть следующее обстоятельство. Государственная власть должна иметь нравственное основание. Изречение римских юристов о том, что власть существует только для добра, власть должна следовать за справедливостью, а не предшествовать ей, подчеркивает, что власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным нормам, безнравственна. Нравственно необоснованная власть, как правило, является и властью нелегитимной.
Безнравственная власть осуществляется только через насилие, через тиранию. Еще Руссо говорил о праве народа на восстание против тиранов. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН, это косвенно признается. В преамбуле декларации сказано, что охрана законом прав человека необходима для того, чтобы он не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения. В таком случае новую власть, полученную через революцию, с определенной оговоркой можно признать легитимной.
Разделение государственных властей в современных цивилизованных странах.
В современных цивилизованных странах все больше распространение получает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Главное назначение законодательной власти — создать право в форме законов, обязательных для всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан. Законодательную власть осуществляют специальные законодательные органы, состоящие из представителей народа.
Законодательная власть занимает главенствующее положение в государстве, поскольку она определяет в конечном счете правовые основы и формы деятельности исполнительной и судебной власти путем принятия актов высшей юридической силы — законов.
В современных государствах основным органом законодательной власти является парламент.
Исполнительная власть выступает в форме исполнительного органа общей воли государства — правительства и его полномочия распространяются на всех граждан. Исполнительная власть ограничена законами и в своей деятельности, и в издании актов. Она не может издавать акты, предусматривающие новые права и обязанности граждан и организаций. Ее деятельность считается правовой, если она действует в соответствии с законами и направлена на их исполнение. Она подотчетна законодательной власти, а законность ее деятельности определяется судебной властью.
Подотчетность исполнительной власти законодательной выражается в том, что последняя может заслушивать отчеты правительства, его членов по решению тех или иных вопросов, например, о выполнении бюджета, и принимать решения, одобряющие или не одобряющие мероприятия исполнительной власти. Депутаты законодательного собрания обладают правом запроса в органы исполнительной власти об их деятельности по конкретным проблемам, а последние обязаны дать официальный ответ. Проводятся также парламентские слушания, на которых обсуждаются вопросы деятельности исполнительной власти. Основным органом исполнительной власти является правительство.
Судебная власть охраняет права и законные интересы граждан и организаций при нарушении их органами законодательной и исполнительной власти, другими органами и организациями, гражданами, а также проверяет конституционность актов и действий законодательной и исполнительной власти. Органы судебной власти (суды) принимают решения, обязательные для всех государственных и иных органов и организаций, а также граждан, которых они касаются. При признании неконституционными актов и действий законодательных или исполнительных органов, они утрачивают силу, т.е. перестают действовать.
В настоящее время с целью недопущения узурпации одной ветвью власти всей полноты власти в государстве разработана система сдержек и противовесов. В случае выхода одной из властей за пределы своих полномочий, другие власти вправе применить соответствующие меры, восстанавливающие законность и равновесие властей в государстве. Авторами концепции сдержек и противовесов являются американцы Гамильтон и Мэдисон.
Исполнительная власть сдерживает законодательную путем представления проектов законов и обязанности законодательной власти рассмотреть их. Тем самым исполнительная власть определяет основные направления деятельности законодательной власти. Глава исполнительной власти обладает также правом отлагательного вето, согласно которому закон может быть не подписан главой исполнительной власти и возвращен на новое рассмотрение.
Законодательная власть может преодолеть вето повторным голосованием. При этом за закон должны проголосовать две трети депутатов законодательного органа. В этом случае глава исполнительной власти обязан подписать закон.
Исполнительная властьможет оспорить в Конституционном суде принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции.
Законодательная власть также может оспорить в Конституционном суде неконституционную деятельность исполнительной власти. Она также может объявить импичмент, т.е. отстранить главу исполнительной власти от должности либо выразить недоверие правительству, которое после этого уходит в отставку.
Разделение властей может быть жестким и мягким. Например, жесткое разделение властей существует в США, где исполнительная и законодательная власть формируются независимо друг от друга и действуют самостоятельно.
Мягкое разделение властей существует в тех государствах, где законодательная власть принадлежит победившей на выборах партии, которая формирует и исполнительную власть — правительство.
В федеративных государствах разделение властей имеет место не только по горизонтали, но и по вертикали: на власть федеральную и субъектов Федерации.
[1] Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии. М., 1979. С. 213.