Декабризм как общественно-политическое
И социокультурное явление.
Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии 1813-1814 гг. способствовали росту либеральных настроений в обществе, требовавших более глубоких и последовательных реформ, вплоть до отмены крепостного права и введения конституционного правления. Зарождаются эти идеи в среде либерально настроенного дворянства, получившего образование в духе французского и русского просвещения. Идеи «свободы, равенства и братства», воспетые Великой Французской революцией 1789 г. и революционными событиями в Европе начала XIX в., оказались близки образованному русскому дворянству. «Война 1812 года пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании… Пребывание целый год в Германии и потом несколько месяцев в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько-нибудь мыслящей русской молодежи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос…», - вспоминал в своих «Записках» один из декабристов И.Д. Якушкин.
Большое влияние на развитие декабризма оказали реформы Александра I на начальном этапе правления. Указ о вольных хлебопашцах, развитие образования и государственные реформы вселяли надежду на продолжение и углубление реформ. Дарование императором конституции королевству Польскому и отмена крепостного права в Прибалтике воспринимались либерально настроенным дворянством как предтече крупных преобразований в самой России. Накал ожиданий был достаточно высок. Но сам император все больше остывал к преобразованиям, что вызывало недовольство в передовой среде и подталкивало военных к образованию тайных организаций.
Первые декабристские организации возникла почти сразу после возвращения армии из заграничных походов в 1816 г. - «Общество истинных и верных сынов Отечества» («Союз спасения»). Организацию вошли молодые гвардейские офицеры - А. Н. Муравьев (офицер Генерального штаба), Н. М. Муравьев, братья М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, С. П. Трубецкой и И. Д. Якушкин. Это была тайная организация, построенная по принципу европейских тайных организаций. Это была даже еще не организация в прямом смысле слова. Скорее это была группа единомышленников (около 30 человек), слабо организованная, но носившая заговорщический характер. Задачей своего существования первые декабристы сразу же определили введение конституционного правления и отмена крепостного права. Но члены общества не знали как, какими средствами достигнуть своих целей. Обсуждались различные варианты вплоть до цареубийства. И только продолжение реформ Александром I, введением им конституции и отмена крепостного права могли заставить членов организации отказаться от каких-либо действий. «Ежели сам государь подарит отечество твердыми законами и постоянным порядком дел, то мы будем его вернейшими приверженцами и оберегателями», - говорил потом на следствие один из лидеров декабристов Пестель.
В 1818 г. общество распадается. Новая организация «Союз благоденствия» попыталась учесть ошибки «Союза спасания». Это была уже более масштабная организация, включавшая около 200 человек и более четко и определенно разработавшая тактико-организационные вопросы. Устав «Союз благоденствия» - «Зеленая книга» - состоял из двух частей. Первая была доступна всем, вторая – «сокровенная», в которой были обозначены истинные цели организации: «введение конституции и законно-свободного правления», «уничтожения рабства», введение «равенства граждан перед законом, гласности в государственных делах и в судопроизводстве». В первой части Устава декабристы своей задачей ставили установления «блага всеобщего во все поры государства», формирование в стране общественного мнения путем развития просвещения. Они предлагали создавать различные общества литературного, благотворительного или другого типа, создавать школы для людей низшего сословия.
Деятельность организации была тесно связана с литературно-просветительскими кругами России. Многие писатели и поэты в своем творчестве если не напрямую пропагандировали декабристские идеи, то, так или иначе, выражали сочувствие и поддержку. А.С. Пушкин, не смотря на то, что достаточно быстро расходится с декабристами во взглядах на предназначение творчества и поэзии, посвящает декабристам одно из самых знаменитых своих стихотворений. Сами декабристы имели доступы к литературным журналам, на страницах которых проводили свои идеи. Так один из лидеров декабристов К. Рылеев в своих литературных произведения, объединенных общим названием «Думы», используя исторический фон, критиков тиранию и самодержавие («Дума о Курбском» или «Песнь о купце Калашникове»).
Но деятельность декабристов носила так же и практический характер. Они открывали школы в своих поместьях для крестьянских детей и в армии, занимались благотворительностью (оказывали помощь голодающим крестьянам); организовывали литературные кружки, где критиковали власть из-за отсутствия реформ и говорили о необходимости конституционного правления; выкупали крепостных талантов-самоучек, стремились обратить внимание правительства на бедственное положение крепостных положение в армии (палочная дисциплина, мелочная регламентация и т.д.). Т.е. всеми силами стремились пропагандировать идею отмены крепостного права и конституционного правления. Но в 1821 г. в результате тактических разногласий Союз благоденствия распался.
Достаточно быстро после распада Союза благоденствия две его бывшие управы (ячейки) организовались как новые общества. Сначала на юге России с центром в Киеве образуется «Южное общество», где лидером был П. Пестель. Затем в Петербурге появляется «Северное общество», в котором быстро выделяется Н.Муравьев. Это были уже достаточно хорошо организованные тайные общества с программами, где достаточно четко формулировались цели и задачи. «Русскую правду» П. Пестеля и «Конституцию» Н. Муравьева объединяли не только общие цели деятельности, но и единая тактика, ориентированная на вооруженное восстание («военную революцию»).
В «Русской правде» объявлялось: «Россия есть государство единое и неразделимое. <...> Неразделимыми называются те, в коих все части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют…». В «Конституции» говорилось: «Опыт всех народов и всех времен доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для обществ: что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого рассудка». Программные документы декабристов строились на основе идей французского Просвещения. Декабристы в своих программах заявляли о необходимости отмены крепостного права, введения народного правления и равенства всех перед законом, отмены военных поселений. Но принципы государственного устройства они выдели по-разному. «Русская правда» провозглашала демократическое республиканское правление, тогда как «Конституция» предлагала как форму государственного устройства конституционную монархию. Не было единства и по вопросу механизма отмены крепостного права, на каких условиях необходимо было предоставить крестьянам свободу и как поступить с помещичьим землевладением.
Деятельность «Южного» и «Северного» обществ проходили в условиях разрастающейся политической реакции. Отказ от либеральных реформ в политике Александра I просматривался вполне определенно. Пестель предлагал с целью более эффективной деятельности объединиться обоим обществам, что вызвало большие споры среди членов петербургской организации. Организационного объединения так и не произошло, но руководство обоих обществ договорись о совместном выступлении летом 1826 г. и создании единого (компромиссного по сути) программного документа. Новые дискуссии разгорелись по вопросу о планах восстания. Члены северного общества предлагали начать восстание в столице и распространить его на окраины. Некоторые Члены Южного общества считали, что действия должны начаться в обратном порядке – с периферии в центр. Южное общество поддержали некоторые другие тайные организации. В начале осени в его состав вошло «Общество соединенных славян», действовавшее на юго-западе России. Во второй половине 1825 г. декабристы начали пропаганду среди своих солдат, с целью подготовки выступления. Но смерть Александра I изменила их планы.
Наступивший в конце ноября начале декабря династический кризис, колебания в среде высшего сановничества и возможные аресты в армии (еще Александру стали известны имена заговорщиков) стали поводом к выступлению. Днем выступления стало 14 декабря – день присяги на верность новому монарху Николаю I. По плану декабристов на Сенатскую площадь должны были выйти подвластные им войска с целью воздействовать на Сенат и заставить его принять «Манифест к русскому народу», в котором провозглашались бы основные программные требования: свержение монархии и введение Временного правительства, уничтожение крепостного права и объявление свобод. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость, арестовать царскую семью. П.Г. Каховский вызвался убить Николая, если тот откажется выполнить требования восставших. Диктатором (т.е. руководителем) восстания был объявлен князь С.П. Трубецкой, так и неявившейся на площадь и сдавшийся власть еще до поражения восстания. Декабристы действовали нерешительно, чем и воспользовались верные Николаю правительственные войска. К вечеру сопротивление было сломлено и все восставшие были арестованы.
Восстание в Петербурге было поддержано на юге страны. В конце декабря 1825 г. вспыхнуло восстание в Черниговском полку, которое возглавил С. И. Муравьев-Апостол. Но восставшие не получили необходимой поддержки и потерпело поражение. Раненный Муравьев-Апостол был арестован и отправлен в столицу.
Декабристы потерпели поражение. В стране наступила политическая реакция. Были запрещены любые организации. По стране прокатилась волна арестов. Начался процесс по делу декабристов. Было арестовано более трехсот человек, по дело декабристов проходило около шестисот человек. Около сотни активных участников тайных обществ были разжалованы, лишены своих титулов и поместий и сосланы на каторгу. По решению Верховного уголовного суда П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский были приговорены к казни через повешение.
Рассматривая историческое значение декабристов в русской истории, сегодня среди отечественных историков нет единого мнения. Можно только выделить два основных подхода в определении оценки и значения декабристов. В первом подходе декабристы рассматриваются как люди, давшие толчок развитию революционного движения. Эта точка зрения идет еще от В.И. Ленина, который выделил три этапа развития революционного движения в России и первый – это дворянский этап – декабристы. Поэтому само восстание называют попыткой первой революции, а декабристов революционерами, оказавшими колоссальное влияние на развитие революционного дела в России.
Во втором подходе говориться о восстании как об акте гражданского неповиновения, как о первом выступлении гражданского общества несогласного с политикой власти. Их беда заключалась в то, что как военные они не знали иных, чем восстание, да и само развитее общественной жизни еще не дало каких-либо демократических механизмов воздействия на власть. Выступление 14 декабря 1825 рассматривается как акт гражданского неповиновения, оказавшего огромное влияние на развитие общественно-политической мысли в стране.