Соискатель кафедры юридического факультетаБашГУ
Все основные институтыгосударства находятсвое закрепление в Основном Законе - Конституции.Одним из таких важнейших институтов является институт местного самоуправления.Ведь без его структур, без осуществления принципов народовластия нет гражданского общества, нет правового государства, в конечном счете - нетдемократии.
У нас в республике местное самоуправление имеет давние традиции, но нив России ни в Башкортостане в прошлые века Конституцийне было. Их роль выполняли различные акты конституционно-правового уровня: договоры,соглашения, положения. В них закреплялись основные характеристики местного самоуправления: цели, задачи такого самоуправления; выборыдостойных к управлению лиц,их ответственность; перечень вопросов, решаемыхна собраниях (сходах); структура выборных органов, их названия и т. д.
Первыми конституционно-правовыми актами, закрепившими в XVI веке институт самоуправления в Башкортостане, являются договоры башкирских родов и племен с царским правительством. Эти источники права получили отражение в своеобразных письменных памятниках, генеалогических летописях башкирского народа - шежере.
При заключении договоров царское правительство нарядус другими брало насебя обязательства сохранить местное самоуправление башкир и местное традиционное правосудие наоснове обычногоправа (гадат хокугы) и норм шариата (адатхокугы).
Все значимые для рода и племени вопросы решались на народных собраниях (сходах)-йыйынах, общенациональные вопросы - на всебаш-кирских йыйынах. Существовал и институт аксакалов, где заседали уважаемые люди.
В 1863 году царским правительством было принято Положение о башкирах - своеобразный свод российских законов о башкирах. Этот конституционно-правовой акт в определенной степени демократизировал общественную жизнь башкир, восстановил местное самоуправление.
Особый интерес представляют статьи, касающиеся вопросов местного самоуправления.Об устройстве сельских (деревенских) и волостных (юртовых) обществ и их общесгвенном управлении говорится в разделе П Положения о башкирах. Статья 74 гласит: «По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются вволости (юрты). В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным».Сельское общественное управление башкир состояло из сельского схода и сельского старосты. Кроме того, общества по своему усмотрению могли назначать сборщиков податей, лесных и полевых сторожей, сельских писарей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, если последние будут устроены за счет обществ (статья 78).
Сельский сход составлялся из домохозяев, принадлежащих к составу сельского общества, и из всех, назначенных по выбору сельских должностных лиц. Лица, не проживающее в обществе, не имеющие усадебной оседлости и не ведущие в обществе никакого хозяйства, исключались из списков домохозяев общества и не имели права участия на сходе до фактического возвращения их в общество. Если земля находилась во владении отдельных селений, входящих в состав сельского общества, сходы составлялись по каждому селению отдельно. Вотчинники и припущенники составляли отдельные сходы.
В Положении подробно описаны права сельского и волостного сходов.
В целом введение Положения о башкирах явилось определенной ступенью на пути правовой эволюции башкир: они получили возможность осуществлять самоуправление в соответствии со своими традициями, совместно и самостоятельно управлять той территорией, на которой они проживают, регламентировать значительную часть дел, действуя в рамках закона и в интересах населения. Эта форма правового состояния башкирской национальности дожила фактически до революции 1917 года.
После февральской революции, которая демократизировала общественную жизнь, быстро сформировалось башкирское национальное движение. В июле и в августе 1917 года в Оренбурге и Уфе прошли два башкирских Курултая, где был создан Центральный Совет (Шуро) и принято решение создать Республику Башкурдистаи на автономных началах. Лидеры башкирского движения, провозглашаялозунг об автономии Башкорто-
стана, подразумевали суверенное его развитие в составе демократической Российской Федерации. В январе 1918 года ими было разработано Положение об автономии Малой Башкирии, которое можно назвать Конституцией Башкурдистана. Об организации местного самоуправления на местах говорилось в Положении о кантониальном управлении. Башкортостан в то время был разделен на кантоны, поэтому кантониальные учреждения ведали делами местного управления и хозяйства в пределах кантона.
Кантониальное управление, образованное кантониальным съездом, состояло из кантониальных дум (диван) и кантониальных управ (башкар-ма). Кантониальные думы должны были состоять из гласных, избираемых на трехлетний срок. Число кантониальных гласных по каждому кантону устанавливалось курултаем в количестве от 15 до 40 лиц в зависимости от численности населения кантонов. Это положение подробно расписывало полномочия, организацию и деятельность кантониальных учреждений.
Первой Конституцией республики, носящей данное название, явилась Конституция Башкирской Советской Социалистической Республики 1925 года. Статья первая Основного Закона закрепляла положение о том, что Башкирия является автономной республикой, свободно входящей в состав РСФСР и через нее объединяющейся в Союз Советских Социалистических Республик, свободно определяющей форму своих взаимоотношений с общефедеративной властью.
Глава шестая Конституции была посвящена местной власти и местному самоуправлению.Она закрепляла: высшей в пределах данной территории (кантона, уезда или волости) властью является съезд Советов. В съездах Советов могли принимать участие представителивсех Советов,находящихся на территории административной единицы.
, Съезды Советов составлялись следующим образом: а) кантонные -из представителей Советов городов и городских селений,фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, сельских Советов, по расчету: от Советов городов - 1 делегат на 200 избирателей, от волостных съездов Советов - 1 делегат на тысячу населения, но не свыше 300 делегатов на кантон;б) волостные - из представителей всехСоветов, находящихся натерритории волости,по расчету: 1 делегатна 300 человек населения, но не свыше 150 делегатов на волость.
СъездыСоветов должны были избиратьсвои исполнительные органы - исполнительные комитеты для руководства текущейработой поуправлению территорией в границах своего ведения.
В городах и селениях образовывались Советы депутатов, которые также для выполнения текущей работы избирали из своего состава испол-
нительный орган. Члены Советов депутатов обязаны были регулярно отчитываться перед избирателями.
Кантонные и волостные органы должны были принимать меры к поднятию своей территории в культурном и хозяйственном отношении;
составлять и утверждать местные бюджеты; разрешать вопросы, имеющие местное значение для данной территории; обсуждатьвопросы общегосударственного значениякак по собственному почину,так и по предложению вышестоящих органов советской власти и т.д.
Правом избирать и быть избранным в Советы, по Конституции Башкирской АССР 1925 года, пользовались, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет: а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда; б) красноармейцы и краснофлотцы Рабо-че-Крестьянской Армии и Флота; в) граждане, входящие в категории перечисленных пунктов, потерявшие в какой-то мере трудоспособность. Проверка правильности выборов возлагалась на избирательные комиссии, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на съезды Советов, - на мандатные комиссии.
Избиратели, пославшие в Совет депутата, имели право во всякое время его отозвать и произвести новые выборы.
Эта Конституция, окончательно определившая правовое положение БАССР как автономной республики, разрабатывалась с 1924 года по 1925-й, окончательно была утверждена V Всебашкирским съездом Советов 27 марта 1925 года.
Центральной власти эта Конституция не понравилась. При ВЦИКе была создана специальная комиссия для рассмотрения конституций автономных республик, которая, в нарушение принципа национальной автономии, Соглашения центральной советской власти с Башкирским правительством об автономии Башкирии, не признала легитимность данной Конституции. В результате Конституция БАССР 1925 года, хотя и была принята Всебашкирским съездом Советов, так и осталась официально не утвержденной центральной властью.
По советским Конституциям Башкирской АССР 1937 и 1978 годов партийный диктат и так называемый институт демократического централизма органы местного управления превратили в безвластные структуры. Например, в статье 120 Конституции Башкирской АССР 1978 года говорится, что «местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов
граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов...», т.е, государственные интересы здесь преобладали над интересами граждан.
Сейчас местное самоуправление в Республике Башкортостан - гарантируемая действующей Конституцией Республики Башкортостан 1993 года - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, причем обязательно в интересах проживающих на той или иной территории. - .
Деятельность эта осуществляется непосредственно населением и через выборные и другие органы местного самоуправления. Это демократическое положение закреплено в статье ] 10 действующего Основного Закона республики.
В конце 1994 года в соответствии с конституционным положением ВерховнымСоветом Республики Башкортостан были приняты законы «О местном государственном управлении» и «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», в результате чего города и районы получили свой статус, а сельские и поселковые Советы - свой. Это положение соответствует статье 108 Конституции Республики Башкортостан, где закреплены два вида местнойвласти: местное государственное управление и местное самоуправление.
В статье111 Конституции Республики Башкортостан говорится, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка,решают иные вопросы местного значения, причем органы государственной власти должны содействоватьместному самоуправлению.
Каковы же по Конституции Республики Башкортостан гарантии местного самоуправления? Это самостоятельное определение структуры местного самоуправления; право на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти- Ограничивать права местного самоуправления запрещено.
Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Конституции Республики Башкортостан - 5 лет. Для историиэтотсрок явно небольшой.Но по своему содержанию Основной Закон явился итогом длительного конституционного развития республики,берущего
свое начало еще в XVI веке. Местное самоуправление признавалось, потом ограничивалось, запрещалось, однако через какое-то время возрождалось, затем опять запрещалось. Только пять лет назад появилась возможность реального осуществлениянародовластия в Башкортостане, возможность полностьюреализовать колоссальный потенциал народа,его энергии, знаний ивозможностей в становлении демократического правового государства.Это стало возможно с принятиемОсновного Закона Республики Башкортостан, конституционно закрепившего гарантии местного самоуправления,его самостоятельность.
Конституция Республики Башкортостан 1993 года " действующий акт, в том числе и в части местного самоуправления. В марте 1998 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений а Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Сейчас идет процесс регистрации уставов местных сообществ.
О СТАТУСЕ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В СВЕТЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИИ
Р.Н-Зиннуров,
помощник Прокурора Республики Башкортостан по особым поручениям
Становление реального федеративного государства в России обусловило принятие новых Конституций республик, входящих в Российскую Федерацию, самостоятельно ими разработанных и оригинальных по своему содержанию. При рассмотрении проблемы соответствия Конституций России и ее республик было бы разумным не противопоставлять эти документы, не рассматривать любое самостоятельное положение республиканских Конституций, как проявление сепаратизма. Сложившиеся на сегодня федеративные отношения в стране свидетельствуют о том, что некоторые субъекты Федерации имеют в своем статусе ряд особенностей в соответствии с положениями Федеративного Договора или двусторонних договоров (например, Республика Татарстан, Республика Башкортостан)-
Важно отметить, что Конституция Республики Башкортостан содержит специальную статью о Прокуратуре республики. В статье 142 представлена четкая регламентация функций органов прокуратуры. Согласно этой нормы Конституции Прокурор республики и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан, действующих на территории республики законов, всеми министерствами, государственными комитетами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами местной власти и самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, кооперативными организациями, должностными лицами, а также гражданами.
Ряд ведущих правоведов России, отмечая отсутствие перечня функций прокуратуры в Конституции России, рассматривают этот факт как упущение,объясняя его отсутствие влиянием на Конституцию той политическойборьбы, которая велась вокруг судеб прокуратуры а начале 90-хгодов.
Отнюдь не противопоставляя указанную выше норму Конституции Республики Башкортостан Конституции России, хотелось бы обратить внимание на то,что по Конституции Республики Башкортостан прокуратура осуществляет надзорза точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан. Подобной нормы в Конституции Российской Федерации нет,
Говоря о статусе Прокуратуры Республики Башкортостан в свете норм Конституции республики, необходимо отметить ее следующий безусловно положительный аспект. Речь идет о праве Прокурора республики обращаться с запросом в Конституционный суд республики, о конституционности того или иного закона, указа Президента и постановления правительства республики.
Практика и опыт деятельности прокурора Республики Башкортостан показали, что такие полномочия в условиях активной деятельности многочисленныхсубъектов законотворчества нетолько актуальны,но и необходимы.
Следующий важный момент правового статуса Прокуратуры республики определен статьей 129 Конституции Башкортостана, а также пунктом 1 статьи 9 Закона о прокуратуре республики, несомненно выгодно выделяющий Конституцию Башкортостана - право законодательной инициативы Прокурора Республики Башкортостан.
Этими полномочиями Генеральный Прокурор России до настоящего времени не наделен, что на наш взгляд, существенно осложняет его участие в законотворческом процессе, поскольку, непосредственно подобная деятельность Генерального Прокурора возможна лишь через Президента Российской Федерации.
Между тем в соответствии с Законом о прокуратуре Российской федерации; участие прокуратуры в законотворческом процессе, является одним из основных направлений ее деятельности. Являясь органом надзора за соблюдением законности во всех сферах общественных отношений, прокуратура в своей повседневной практике сталкивается с проблемами применения самых различных законов, поэтому она наилучшим образом приспособлена к выявлению их пробелов и недостатков,
Исходя из этого, прокуратура может квалифицированно и своевременно ставить перед законодателем вопрос об устранении недостатков в действующих законах или принятии новых. Следует поэтому согласиться с высказанной в юридической науке позицией о необходимости предоставления Генеральному Прокурору Российской Федерации права законодательной инициативы.
В Конституции Республики Башкортостан статусу и организационным сторонам деятельности прокуратуры отведена самостоятельная глава. Очевидно, этим самым законодатель подчеркивает специфику, независимостьи в то же время, особые условия деятельностиэтого надзорного органа. Как представляется, это наиболее приемлемая позиция с точки зрения особого статусаорганов прокуратуры в системе других государственных органов республики.
Помещение же в Конституции Россиистатьи о прокуратуре в главу «Судебная власть», с нашей точки зрения, хотя и не может рассматриватьсякак установка напоглощение ее судебной властью врядли можно при-
знать удачной. Как уже отмечалось, упомянутая структура Конституции Республики Башкортостан, исходя с чистоправовых позиций, безусловнопредставляется более предпочтительней.
Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что мы весьма далеки от идеализации Конституции и Закона о Прокуратуре Республики Башкортостан, не можем их рассматриватькак документы свободные от недостатков и недоработок.Отметим некоторыеиз них.
К примеру, статья 3 Закона о прокуратуре Российской Федерации, в качестве правовой основы деятельности прокуратуры, называет и Конституцию России и другие федеральные законы. Аналогичная статья Закона о прокуратуре Республики Башкортостан, в качестве таковых, называет лишь Конституцию республики и другие законодательные акты, действующие на ее территории.
Между тем эта норма Закона о прокуратуре Республики Башкортостан, находится в определенном противоречии с пунктом 1 статьи 4 этого же Закона, согласно которого, органы прокуратуры Республики Башкортостан входят в систему органов Российской прокуратуры. Таким образом, согласно юридического смысла этой нормы, допускающей, на наш взгляд, двоякое толкование, можно лишь предполагать, что законодатель охватил понятием «другие законодательные акты» и Конституцию России, Иначе получается, что находясь в системе органов Российской прокуратуры, прокуратура Башкортостана должна руководствоваться лишь Конституцией Республики Башкортостан и республиканским Законом о прокуратуре.
В целом же, как уже отмечалось выше, проблема соответствия Конституций России и ее республик, вопрос в большей степени политический, затрагивающий основы и принципы Российского федерализма, обусловленного глубокими историческими и социально-экономическими особенностями развития России и ее регионов.
Конституция Республики Башкортостан,как и любая другая Конституция, юридически устанавливает не реальное, а должное состояние государства и общества,то есть отражает не столько фактическоеположениедел, авыступает образцом, будущей моделью.
Именно в этой связи, прокуратура призвана своей деятельностью способствовать взаимодействию властей, их совокупному согласованному функционированию как единой государственной власти, которая заинтересована а сохранении и укреплении законности, являющейся основной задачей органов прокуратуры. Без законности, основанной на неуклонном и жестком соблюдении всех норм Конституции, не может быть сильного, успешно выполняющего свои функции государства, стремящегося стать правовым,