Завершение формирования сословного строя
Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации положения каждого из четырех сословий, на которых делилось все население страны:
ü дворянства;
ü духовенства;
ü крестьян;
ü городского населения.
Основой правового положения дворян являлось их монопольное право на земельную собственность. Только дворяне могли владеть землей, что давало им право эксплуатировать крепостных крестьян, живших на этих землях. Среднее и мелкое дворянство, бывшее опорой абсолютной монархии, добивалось слияния в правовом положении вотчины и поместья.
Окончательное слияние вотчины и поместья произошло по Указу о единонаследии от 23 марта 1714 г. По нему правовое положение вотчины и поместья уравнивалось, они стали именоваться «недвижимыми вещами». Указ сыграл большую роль в укреплении положения дворянства, превратив их поместья в наследственную собственность.
С созданием регулярной армии и бюрократического аппарата произошло дальнейшее стиранием граней между различными группами феодалов.
Важное значение в укреплении правового положения дворянства имела Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. В ней приводился перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных. Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на 14 классов, службу нужно было начинать с низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство.
Служба для дворян при Петре являлась обязательной и пожизненной, т.е. не ограниченной определенным сроком. В 1730 г. был установлен 25-летний срок службы, которая начиналась с 20 лет, причем один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.
По Манифесту Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», изданному в 1762 г., дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы.
Наиболее важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее право собственности дворян не только на «поверхностные земли», но и полезные ископаемые в ее недрах. Дворянам разрешалось «иметь фабрики, заводы по деревням», заниматься торговлей. Консолидация дворянства в единое сословие, создание регулярной армии, укрепление бюрократического государственного аппарата привели к дальнейшему упрочению диктатуры дворян.
Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству, ее вхождения в состав государственного аппарата, т.е. огосударствления.
Этот процесс предполагал изъятие земель в пользу государства (секуляризацию) и бюрократизацию духовенства.
Во второй половине XVII века на церковь распространяются некоторые государственные налоги, такие, как выплата денег на жалованье ратным людям, «ямские» и «полоняничные» деньги.
Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII века. Секуляризации подверглись вотчины патриарха. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1737 г. стали проводиться разборы, т.е. мобилизация в армию безместного духовенства.
С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским властям с 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только при условии уплаты за них подушного оклада.
По Указу от 26 февраля 1764 г. церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады.
В 1718 г. Духовный регламент учредил высший орган церковного управления, с 1721 г. именуемы Святейшим правительственным Синодом. С 1722 г. контроль за деятельностью Синода был возложен на светского чиновника – обер-прокурора.
Шел процесс оформления городского сословия. Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское население делилось на знатных, регулярных граждан и «подлых» людей. Регулярные граждане, в свою очередь делились на две гильдии:
ü первая – банкиры, знатные купцы, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы, золотари, иконники, живописцы;
ü вторая – ремесленники, токари, столяры, портные, сапожники, мелкие торговцы.
Гильдии имели свои органы – гильдейские сходы, где выбирались старшины. Ремесленники, входившие во вторую гильдию, образовывали еще особые корпорации – цехи.
В 1785 г. была опубликована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (известная как «Жалованная грамота городам»). Население города (мещане) разделялось на шесть гостей (разрядов). К первой части относились «настоящие» городские обыватели, которые имели в городе земли и другую недвижимую собственность; ко второй – купцы первой (с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. рублей), второй (от 5 до 10 тыс. рублей) и третьей (от 1 до 5 тыс. рублей); к третьей – ремесленники, записанные в цехи; к четвертой – иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане; к пятой – именитые граждане: капиталисты (имевшие не менее 50 тыс. рублей), банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы, а также ученые, художники, музыканты; к шестой – все остальное посадское население, не вошедшее в первые пять частей.
Горожане имели свой сословный суд. Создавались и органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная городская дума. Городская дума должна была поощрять развитие торговли, заботиться о городских доходах, наблюдать за городским хозяйством, разрешать споры, вся власть в городе принадлежала полицейским и административным органам.
Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, экономических, посессионных и дворцовых (удельных).
Значительная часть крестьян принадлежала светским и духовным феодалам. Она увеличивалась за счет пожалований царя из государственных земель. Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и др. Барщина иногда доходила до 5-6 дней в неделю и обычно применялась в черноземных районах, где помещику было выгодно использовать труд крестьянина для обработки своих земель.
Владельческие крестьяне, кроме повинностей в пользу помещиков или церкви, несли и государственные повинности.
Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов. Крестьяне были вынуждены работать на строительстве городов, верфей и т.д. В ноябре 1718 г. была введена подушная подать, значительно ухудшившая положение помещичьих и монастырских крестьян. После введения подушной подати была проведена всеобщая перепись (первая ревизия) податного населения. Холопы и крестьяне были уравнены и включены в общее крестьянское сословие. Налог с каждого двора был заменен налогом с лиц мужского пола вне зависимости от возраста и состояния здоровья.
Таким образом, различие между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирается.
Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжелой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Они несли различные повинности и платили оброк государству. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу.
Особую категорию составляли экономические крестьяне, т.е. бывшие церковные и монастырские, подчинявшиеся Коллегии экономии после секуляризации церковных земель. После упразднения Коллегии в 1786 г. экономические крестьяне были уравнены с государственными.
В это время появилась особая группа крестьян, называемая посессионными. В 1721 г. было разрешено купцам покупать населенные имения и приписывать их мануфактурам. Управление этими крестьянами осуществлялось Берг- и Мануфактур-коллегиями. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактур.
Дворцовые крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены, и управление ими осуществлялось Департаментом уделов, все же их положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.
Таким образом, в течение XVIII в. практически завершилось юридическое оформление основных сословий Российской империи.
Государственный строй.
Абсолютная монархия – форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти.
Император. После ликвидации старых сословно-представительных институтов происходит максимальная концентрация власти в руках монарха. В области законодательной только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране, ему подчинялись все органы государственного управления. Император был также главой судебной власти: все приговоры и решения судов выносились от его имени. Он являлся главнокомандующим вооруженными силами страны. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы Русской православной церкви – патриарха – была упразднена.
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган на время нахождения Петра в военном походе. После возвращения Петра из Прутского похода Сенат стал постоянно действующим высшим правительственным органом страны. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. обще собрание сенаторов.
Компетенция Сената была весьма обширной. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральным и местным учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики. Он был высшей судебно-аппеляционной инстанцией, а также являлся судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Его решения обжалованию не подлежали. Сенат являлся органом надзора за судами, финансовым управлением, осуществляя надзор через фискалов, прокуроров и рекетмейстера.
Система фискального надзора формируется с 1711 г. Возглавлял ее сначала обер-фискал, а с 1723 г. – генерал-фискал. Ему подчинялись фискалы при коллегиях, провинциальные и городовые фискалы. Функции фискалов заключались в том, чтобы «тайно проведывать, доносить и обличать» злоупотребления всех должностных лиц, защищать интересы государственной казны, вести борьбу с преступностью. При преемниках Петра I институт фискалов был ликвидирован.
В 1722 г. была учреждена прокуратура во главе с генерал-прокурором и его помощником – обер-прокурором. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах. В отличие от института фискалов прокуратура была создана для гласного надзора всех государственных учреждений как в центре, так и на местах.
В 1720 г. при Сенате была учреждена должность генерал-рекетмейстера, который принимал и рассматривал жалобы на волокиту в делах и неправильные решения коллегий и других центральных учреждений.
После смерти Петра I политическая роль Сената падает. Только функции высшего судебного органа сохранились за Сенатом целиком и полностью
В 1726 г. вдова Петра I, императрица Екатерина I, по настоянию влиятельной группы феодальной знати учредила Верховный Тайный совет. Совет решал наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. Все важнейшие законы не могли издаваться императрицей без согласия Верховного тайного совета. Ему были подчинены Сенат и Синод. По существу Верховный тайный совет управлял государством до 1730 г., когда императрица Анна Иоанновна упразднила его, издав Манифест о восстановлении самодержавия в России. В дальнейшем под разными названиями создавались совещательные органы при императорах.
В период с 1718 по 1720 гг. вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.
Всего было создано 12 коллегий.
Из них три были главными или «первейшими государственными коллегиями». Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Коллегия иностранных дел осуществляло руководство внешними сношениями: приемом и отправлением посольств, дипломатически делопроизводством.
Три коллегии являлись финансовыми. Камер-коллегия занималась государственными доходами; Штатс-контор-коллегия ведала государственными доходами; Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за правильным поступлением доходов и расходованием государственных средств.
К торгово-промышленным коллегиям относились: Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью; Мануфактур-коллегия, руководившая остальными отраслями промышленности; и Коммерц-коллегия, занимавшаяся вопросами торговли, преимущественно внешней.
Остальные коллегии: Юстиц-коллегия, являвшаяся высшим органом судебного управления, первой инстанцией по наиболее важным делам и аплляционной инстанцией для надворных судов; Вотчинная коллегия, ведавшая вопросами, связанными с дворянским землевладением, а также разрешением земельными спорами между дворянами; Коллегия духовных дел, позднее Синод.
В 1720 году был образован на правах коллегии Главный магистрат для руководства деятельностью городских магистратов.
Судебные органы. С укреплением абсолютизма усилилась роль царя в отправлении правосудия. Наиболее важные дела царь лично разбирал, либо поручал разбирать другим лицам. Для следствия по делам, разбираемых лично царем, создавались временные канцелярии розыскных дел.
Следующим судебным органом, осуществляющим суд, был Сенат. Сенат, руководивший всеми коллегиями, подчинял себе и Юстиц-коллегию и, таким образом, все судебные учреждения, подчиненные ей.
Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников обладали приказы и коллегии.
С 1719 г. территория страны была разделена на судебные округа, в которых создавались надворные суды. Надворные суды были коллегиальными органами и состояли из президента, вице-президента и 2-6 членов.
Надворному суду подчинялись нижние суды. Нижние суды были двух видов: коллегиальные и единоличные. Нижние суды рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, а также дела по важнейшим уголовным преступлениям, совершенными крестьянами.
В 1722 г. судебные учреждения подверглись серьезной реформе. Нижние суды упразднялись. В каждой провинции были созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и одного или двух асессоров. В качестве высшей судебной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды.
В судопроизводстве можно отметить новые черты, которые не были известны предшествующему периоду. Прежде всего, это попытка отделения суда от администрации.
Органы полицейского управления. В 1728 г. в Петербурге была учреждена главная канцелярия полицейских дел, во главе которой стоял генерал-полицмейстер, канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих людей» и «прочих воров», организацией постоя войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т.д. несколько позже такая канцелярия была учреждена и в Москве.
В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение – на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и десятских.
В 1782 году был издан Указ благочиния или полицейский, согласно которому в городах создавались Управы благочиния во главе с городничими, а в Петербурге и в Москве – полицмейстерами. Управы благочиния ведали охраной общественного порядка, наблюдением за благоустройством, правильностью мер и весов, торговлей.
Так, в России в XVIII веке были созданы специальные органы государственного управления, осуществлявшие охрану порядка, установленного самодержавной властью.
Местные органы управления. В 1708 г. был произведен переворот как в административном делении империи, так и в местном управлении: были учреждены 8 губерний, впоследствии их стало 10. Губернии в свою очередь делились на провинции, а провинции на уезды. Во главе губерний стояли губернаторы, назначавшиеся царем. Провинции управлялись воеводами, при которых имелась земская канцелярия.
Важные реформы в области местного управления были осуществлены в правление Екатерины II. Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Местные учреждения Екатерины основаны на самоуправлении, но не земском, а исключительно сословном. Губернии, уменьшенные в объеме и увеличенные в числе, управляются наместниками или генерал-губернаторами и правителями наместничества или губернаторами; впоследствии наместники назначались на несколько губерний, притом не повсеместно. Губерния может быть разделена на провинции, но по общему правилу делится на уезды, уездом управляет земский исправник. Города управляются городничими.
Таким образом, абсолютистским государством в течение XVIII века был создан мощный бюрократический аппарат, главной задачей которого было поддержание неограниченной власти монарха.
Развитие права в XVIII веке
Источники права. В течение всего XVIII в. продолжали действовать нормы Соборного уложения 1649 г. Кроме того, было издано большое количество нормативных актов – манифесты, жалованные грамоты, уставы, регламенты, инструкции и указы.
В XVIII в. царское правительство предпринимало неоднократные попытки кодифицировать русское законодательство. Создавались одна за другой законодательные комиссии для составления сборника законов, но их работа не была плодотворной, и попытки систематизировать русское право в ХVIII в. кончились неудачей.
Гражданское право. По Указу о единонаследии 1714 г. поместья были уравнены с вотчинами и назвались недвижимом имуществом, позже к недвижимости были отнесены также фабрики, заводы, дворы в городах.
Петр I запретил его продавать, закладывать, делить между наследниками. Екатерина II разделила недвижимое имущество на родовое и благоприобретенное. Последним собственник мог свободно распоряжаться. Распоряжение же родовым недвижимым имуществом было ограничено, в частности было запрещено всякое его отчуждение.
В первой половине XVIII в. было существенно ограничено право пользования недрами земли, объявлены государственной собственностью лесные угодья, запрещено вырубать дуб, сосну и другие породы деревьев, необходимые для постройки кораблей. Екатерина II отменила все эти ограничения права пользования недвижимой собственностью. Помещики стали полными собственниками не только своей земли и ее недр, но также лесов и других угодий. И, наконец, дворянам было разрешено свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом.
В XVIII в. продолжало действовать право родового выкупа. Наследники имели право выкупить недвижимость по цене, за которую она была продана или заложена. При этом, выкупающий, возмещал все расходы, связанные с улучшением имения.
Правительство Петра I разрешило фабрикантам и заводчикам, не принадлежащим к дворянскому сословию, приобретать населенные деревни у дворян или казны с правом использования крестьян для работы на фабриках и заводах. Это обеспечило промышленность дешевой рабочей силой.
Законодательство в XVIII в. знало следующие виды договоров: мены, купли-продажи, залога, подряда и поставки, имущественного и личного найма, займа, поклажи, товарищества.
Семейное право. Личные и имущественные отношения между супругами XVIII в. регулировались следующим образом. Жена подчинялась мужу, будучи неполноправной в семье. Муж имел право наказывать свою жену побоями и если при этом убивал ее, то его судили менее строго, чем полагалось по закону за убийство. Существовал принцип раздельности имущества супругов. Жена владела своим имуществом, полученным ею в качестве приданого или купленного ею. Она имела право продавать или закладывать его, не спрашивая разрешения мужа.
В XVIII в. расторгнуть брак можно было по следующим основаниям: в случае присуждения одной из сторон к ссылке на вечную каторжную работу, при вступлении в монашество; при безвестном отсутствии одного из супругов; неизлечимой болезни; прелюбодеянии и т.д.
Изменились также условия вступления в брак. Был установлен брачный возраст: мужчинам не менее 15 лет, девушкам не менее 13. Запрещалось вступать в брак лицам старше 80 лет. Одним из обязательных условий было взаимное согласие брачующихся. Петр I запретил принудительные браки под угрозой штрафа. По-прежнему требовалось согласие родителей.
Дети полностью подчинялись родительской власти. Детей можно было бить розгами, отдавать непослушных в смирительные дома, монастыри. Даже совершеннолетние дети, живущие вместе с родителями, не могли без их согласия заключать договоры и выдавать векселя.
Уголовное право. При Петре I под преступлением понималось не только нарушение законов и вслушивание царской воли, но и деяния, наносящие вред и убыток государству, даже если они и не были предусмотрены законом. По законодательству Петра деяния делились на умышленные, неосторожные и случайные. Умышленные преступления подлежали более строгому наказанию, чем неосторожные. Случайные деяния не считались уголовно наказуемыми. Умалишенные, совершавшие преступления, подлежали более легкому наказанию или вообще освобождались от него. Также от наказания по суду освобождались дети до 10 лет, но их должны были наказывать родители или помещик. По Соборному Уложению состояние опьянения при совершении преступления рассматривалось как смягчающее вину обстоятельство. Законодательство ХVШ в. различает следующие виды преступлений.
Религиозные преступления. Наиболее тяжкими преступлениями против религии были: богохульство, чародейство, идолопоклонство, чернокнижие, несоблюдение церковных обрядов. Наказанием за них были прожжение языка, отсечение головы, сжигание на костре или заключение в тюрьму.
Государственные преступления. Наиболее тяжкими преступления считали: посягательство на жизнь и здоровье царя, его жены и наследника, а также оскорбление царя, осуждение его действий и намерений, за что полагалась смертная казнь.
К должностным преступлениям относились: казнокрадство, взяточничество, неповиновение начальству, неисполнение приказа, отказ от службы и разглашение государственной тайны.
Преступления против личности. К этому виду преступлений относились прежде всего убийства, наиболее тяжкими видами которого считались: отцеубийство, отравление, убийство солдатом офицера, самоубийство и убийство на дуэли. Все эти преступления карались повешением. За обыкновенное убийство отсекали голову. За причинения увечья отсекали руки; за нанесение побоев и клевету наказывали тюремным заключением.
А также воинские преступления (дезертирство, бегство с поля боя, неподчинение приказам, мародерство и др.), имущественные преступления (поджог, кража), преступление против порядка управления и суда, против общественного порядка и спокойствия.
Целью наказания в XVIII в. являлось устранение, возмездие, изоляция от общества, а также использование труда осужденного - каторга. В некоторых случаях за совершение тяжких преступлений, особенно государственных, отвечал не только виновник, но и члены его семьи, и только в 1782 г. была установлена персональная ответственность. Степень наказания от социального положения виновного.