Завершение территориального формирования Российской империи.

Во второй половине XIX века к России присоединили Среднюю Азию. Решительное наступление на среднеазиатское ханство Россия начала в 1864 году:

- включение в состав Российской империи Кокандского ханства. Туркестанская область была образована в 1864 году, а Туркестанское генерал-губернаторство – в 1866 г. В 1866-1867 гг. русские войска провели успешные военные действия против бухарского эмира. В 1868 г. Бухарский эмир заключил мирный договор, по которому признал вассальную зависимость от России, т. о., Бухарское и Хивинское ханства, формально сохраняя независимость, фактически находились в полной зависимости от туркестанского генерал-губернатора. Позже других в составе России оказалось Хивинское ханство. В стратегическом отношении Средняя Азия открывала дороги на Иран, Афганистан и Индию. Торговые связи с Средней Азией, весьма важные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных усобиц в этом регионе.

- Упрочение положения на Дальнем Востоке:

1. Айгунский договор с Китаем (1858 г.): к России отошла Амурская область; Пекинский договор, по которому были разграничены земли между Россией и Китаем, и в состав России вошел Уссурийский край (1860 г.). Эти соглашения установили окончательную границу между государствами на Дальнем Востоке.

2. 1855 год - Россия установила дипломатические и торговые отношения с Японией, в 1867 г. - конвенция о совместном владении островом Сахалин. В 1875 г. в обмен на отказ Японии от южной части Сахалина Россия отказалась от Курильских островов (договор был подписан в Петербурге).

3. 1867 год - Россия уступила Аляску и Алеутские острова США за 7,2 млн. долларов.

В результате военных действий в 1880-1881 гг. к России была присоединена Закаспийская область с центром в городе Ашхабад.

Тройственный союз

В 1879 году Австро-Венгрия и Германия втайне заключили союз, направленный против России. К тайному союзу Австро-Венгрии и Германии в 1882 году присоединилась Италия. По договору от 20 мая 1882 года Германия и Австро-Венгрия брали обязательства об оказании помощи Италии в случае нападения на нее Франции.

Военный союз, сложившийся в центре Европы в 1882 году, получил название Тройственный союз, который заключили: Германия, Австро-Венгрия и Италия. Главным организатором Тройственного союза был «железный канцлер» Германии О.Бисмарк. Российская дипломатия узнала о существовании в центре Европы тайного военного Тройственного союза от О. Бисмарка.

При новом германском канцлере Каприви Тройственный союз был возобновлен в 1891 году.

В конце 80-х гг. XIX века участники Тройственного союза в противостоянии с Россией стали искать сближения с Турцией. Россия же стала искать сближения с Францией.

КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

1. Исторические условия формирования и развития культуры:

- Разложение и смена монархического строя.

- Отмена крепостного права.

- Внешняя политика.

Развитие языка. Быт и нравы русского народа.

В 1878 г. вышел в свет "Толковый словарь живого великорусского языка" Даля.

Религия.

В отношении крестьянской реформы православная церковь занимала выжидательную позицию. Отдельные служители высказывались в пользу реформы.

В 1876 г. была издана Библия на русском языке.

Русская православная церковь в конце XIX века начинает терять контроль над состоянием общества. Общество теряло важный стабилизирующий фактор.

4. Грамотность, письменность, образование, развитие научных знаний.

Уровень грамотности к концу XIX века вырос в сравнении с 60-ми годами на 15% и составил 21%.

Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы (2-3 года).

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) упор делался на естественные науки и гуманитарные, а в реальных училищах на прикладные знания.

1887 г. - Циркуляр о "кухонных детях" способствовал сохранению сословного образования.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Созданы новые университеты в Одессе, Томске, открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия. Первый в Сибири университет был открыт в 1888 году в городе Томске. Первая гимназия в Сибири была открыта в городе Тобольске. В Тобольске родился знаменитый русский химик Д.И.Менделеев.

На общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские). Первые консерватории в России появились в Москве и Петербурге, где было введено совместное обучение юношей и девушек.

Положение в народном образовании во второй половине XIX века постепенно улучшалось по мере развития земских школ. Воскресные школы для взрослых в XIX веке содержались за счет энтузиастов-просветителей.

С 1860-х гг. широкое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых. В конце 1890-х открылись рабочие курсы. Увеличилось число общедоступных библиотек.

Шел процесс дифференциации наук, т.е. разделение на фундаментальные и прикладные. Конец XIX - начало XX века называют «революцией в естествознании».

Физика, химия: Д.И.Менделеев (периодическая таблица), А.С.Попов (радио). Первый в мире радиоприемник, изобретенный А.С. Поповым, был использован для установки связи с потерпевшим аварию в Балтийском море броненосцем в 1897 году. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу и первым осуществил трансформацию переменного тока.

История: В.О.Ключевский (Курс Российской истории).

Известный историк XIX века С.М.Соловьев своеобразие исторического пути России видел в промежуточном положении между Европой и Азией.

С. Ковалевская работала профессором математики в Стокгольмском университете.

Начало исследовательским экспедициям вглубь Азии было положено Н.М. Пржевальским. Н.Н. Миклухо-Маклай в XIX веке изучал и описывал быт папуасов Новой Гвинеи.

Развитие литературы.

Сохранялись традиции критического реализма: гуманизм, народность, гражданственность (И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Архитектура. Скульптура.

Градостроительство было связано с бурным развитием экономики России после реформ. Облик городов определяли не дворцы знати, а здания общегражданственного назначения. Расширялся ассортимент стройматериалов: бетон, цемент, металлоконструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна эклектика - разнообразие направлений, смешение стилей.

К архитектурным памятникам второй половины XIX века относится храм Христа Спасителя в Москве.

Постепенно стал преобладать русский стиль (здание исторического музея В.О.Шервуд).

Скульптура.

Реалистические традиции (А.М.Опекушин - памятник Пушкину).

Автор скульптурной группы «Укротители коней» П.К. Клодт. В Новгороде по проекту М.О.Микешина создан памятник «Тысячелетию России».

Близость к передвижникам (М.М.Антокольский "Иван Грозный", "Нестор-летописец").

Живопись.

В середине XIX века утвердился реализм (принципы демократичной и гражданственной эстетики)

Портрет «Девочка с персиками» написал В.А. Серов.

Гигантское полотно «Торжественное заседание Государственного совета» принадлежит кисти И.Е.Репина.

"Передвижники" - товарищество передвижных выставок. И.Н.Крамской полотно «Христос в пустыне», Г.Г.Мясоедов, В.Г.Перов "Тройка", Н.Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Стремились развить национальные традиции и приблизить искусство к народу.

Символистские картины «Демон» и «Пан» написал М.А.Врубель.

Исторический жанр – Картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова» написаны В. И. Суриковым.

Театр. Музыка.

1859 г. - Рубинштейн организовал в Петербурге русское музыкальное общество.

В начале 60-х годов XIX века сложилась "Могучая кучка": М.А.Балакирев, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский "Борис Годунов», «Хованщина», А.П.Бородин, который работал профессором химии, создал оперу "Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков "Снегурочка", «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста» (Была поставлена в 1873 г.). Им был характерен национальный дух, уважение к народным мотивам.

П.И.Чайковский создает оперы "Евгений Онегин", "Ромео и Джульета", «Мазепа», «Орлеанская дева», «Пиковая дама».

Театр.

В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко организовали в Москве МХАТ.

Высоко отзывалась критика («не играет, а живет на сцене») об игре талантливой актрисы XIX века П.А. Стрепетовой.

Классикой мировой хореографии стали сценические постановки конца XIX века выдающегося балетмейстера М. Петипа.

Тестовые задания

Наши рекомендации