Социальные нормы в до государственный период
Государство – центральный категориальный элемент понятийного аппарата юридической науки.
1. Право возникает вместе с государством
2. Первичным является государство
3. Маркс: первично право, государство – производно
Верна 1я точка зрения
Первобытный строй – государственный аппарат.
Признаки социальной власти:
· Власть базируется на семейных отношениях, т к основной формой общества была родовая община. Род – фратрия – племя – союз племён
· Не было аппарата принуждения
· Феномен совпадения объекта и субъекта управления
· Власть опирается на авторитет вождя (старейшины)
· Соблюдение традиций – становление правового обычая
· Родовое собрание (вече)
· Старейшины, вожди – отдельные лица
Мононормы – социальные нормы в первобытном периоде, являются прообразом норм права, носят субъективный характер, зависят от воли человека.
Признаки мононорм:
· Реализуются в форме обычая.
· Не существовали в сознании людей.
· Обеспечиваются силой привычки, мерами принуждения.
· Запрет.
· Продиктованы правовыми началами общества, неотделимы от природы.
· Выражают интересы всех членов общества.
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили.
Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период
1) регулировали отношения между людьми;
2) реализовались главным образом в виде обычаев;
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу);
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.