Функции политической системы. Анализ субъектного состава политической системы тесно связан с выяснением ее функций

Анализ субъектного состава политической системы тесно связан с выяснением ее функций. Понятие «функции» (functio латин. – исполнение) многозначно, но в теории государства и права для характеристики политической системы можно говорить о двух основных значениях. Данное понятие, во-первых, раскрывает роль политической системы общества в организации целенаправленных, скоординированных, стандартизированных (норматизированных), легитимных действий членов общества, формировании их отношения по поводу распределения ресурсов власти. Во-вторых, функция политической системы заключается в поддержании оптимального соотношения и взаимовлияния на территории государства в целом и территории локального местного сообщества таких переменных, как: а) общество и государство; б) основных сфер жизнедеятельности общества и государства – социальной (коммунально-бытовая, здравоохранение, охрана окружающей среды), духовной (образование, мораль, религия), экономической (агентно-профессиональная, производственная деятельность).

Понятие функции политической системы наиболее разработано у Г.Алмонда. Он делит такие функции на две базовых группы: 1) функции «ввода» и 2) «вывода». Соответственно выделяются четыре функции «ввода»: а) политическая социализация и привлечение к участию; б) артикуляция интересов (их обозначение а лозунгах, привлечение внимания к ним, их объяснение); в) агрегирование интересов (соединение их в программах, провозглашение в целях движения, партийных документах); г) политическая коммуникация (обмен информацией, опытом). Наряду с ними три функции «вывода»: а) разработка норм; б) применение норм; в) контроль за соблюдением норм. Функции «ввода» осуществляют в основном негосударственные институты, а функции «вывода», наоборот, в основном государственные органы.

В обобщенном виде все функции политической системы можно представить следующим образом:

· внесистемные, направленные на взаимодействие с другими подсистемами общества (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные);

· регуляционные, экстракционные (мобилизационные), дистрибутивные (распределительные) и реактивные (классификация Д.Истона и Дж.Пауэлла).

Среди названных функций следует особо сказать о функции политического целеполагания, которая выступает как одна из определяющих. Она включает в себя разработку целей, задач, программ деятельности, прогнозирование и планирование мобилизации ресурсов, интеграции общества, регулирования режима социально-политической деятельности, распределения ценностей, легитимации публичной власти. В качестве субъектов целеполагания выступают такие элементы политической системы как органы государственной власти, политические партии и другие полугосударственные и негосударственные институты (общественные объединения, группы интересов, в том числе профсоюзы, объединения предпринимателей), а также в определенной степени религиозные объединения, СМИ, кооперативные организации и др.

Необходимо учитывать, что функции отдельных субъектов не совпадают по объему с функциями политической системы в целом. В целом же, политическая система создает условия для легитимной, законной, относительно «прозрачной» конкуренции и борьбы за власть разных субъектов, для участия граждан и объединений в представительстве своих интересов, оптимизации законодательного, избирательного, парламентского процессов.

5. Соотношение понятий «политическая

система» и «государство»

В понимании соотношения политической системы и государства, как и в трактовке данных понятий, сохраняются и спорные моменты, и противоречивые суждения. Если рассматривать государство в единстве его основных объективных компонентов и производных признаков, то оно, предстает более емким (широким) понятием, чем понятие «политическая система». Одновременно с этим, государство как совокупность властно-институциональных структур предстает только как отдельная составляющая часть политической системы, через элементы которой поддерживается связь с обществом. Хотя государство является важнейшей составной частью этой системы, входящей в нее как целостный сложный политико-правовой институт. Таким образом, в этом случае понятие государства как политической организации, включающей публичные властно-институциональные элементы, оказывается уже, чем понятие «политическая система».

Возникает очевидное противоречие: государство одновременно оказывается как бы и внутри политической системы, и выходит за ее рамки. Но это противоречие диалектическое: его не надо устранять (отрезать «бритвой Оккама»). Политическая система и государство – неразрывные политико-правовые категории, которые нельзя понять в отрыве друг от друга. Ведь политическая (государственная) власть и взаимоотношения различных субъектов по ее завоеванию, удержанию и использованию являются системообразующими факторами для политической системы (Р.Т.Жеругов). Они отражают диалектику (противоречие) и синергетику (взаимодополнение, взаимопроникновение) формирования и функционирования общества, политического участия и представительства интересов социальных и этнонациональных групп, элит и других субъектов, действующих на различных территориях и в разнообразных жизненных сферах. Понятие «политическая система» показывает, как осуществляется связь двух основных объективных компонентов государства (территории и населения) с третьим основным – выделяющимся из общества властно-институциональным компонентом. В процессе политической борьбы в рамках политической системы данный третий компонент становится механизмом, формирующим взаимодействие территории, населения и социальной власти и воспроизводящим легитимную верховную власть. Такое взаимодействие находит свое выражение в понятии «форма государства», включающем в себя форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Политическая система общества связывает и опосредует отношения территории и населения, участие их представителей вместе с публичной властно-институциональной организацией в политике. Таким образом, формируется взаимодействие частных интересов индивидов, коллективных интересов групп и общественных (социальных) интересов государства. Без такого понимания политической системы трудно выяснить, в свою очередь, как возникает государственное право, легализация и легитимация политической власти (ее узаконение и поддержка населением), представительство интересов, механизмы сдержек и противовесов, система национальной безопасности, избирательный процесс, партийная система и партия власти, социальное партнерство государства, профсоюзов и объединений работодателей, общественные палаты при губернаторах и Президенте России и многие другие связи и отношения.

Наши рекомендации