Глобализация как этап трансформации евро­пейской системы ценностей

Эволюция ценностных систем в истории общества привела к глобализационному периоду. С первых столетий нашего летоисчис­ления и до середины XIX в. европейская цивилизация нормировалась, сохраняла себя и развивалась на ос­нове христианской идеи, в которой мерой всех вещей отношений был Бог. Правила, принимавшиеся об­ществом за высший трансцендентный образец, пред­лагали и соответствующее обустройство земной жизни. В центре социальных отношений оказывался храм. Мораль, право, политическое и государственное устройство, культура — все это так или иначе выводились из Библии. Подобный способ организации жизни делал ее достаточно гармоничной и согласной с природой, семья сохраняла.

К концу XIX столетия традиционная система норм и правил начала активно разру­шься и столь же активно происходил поиск новых моделей и новой идентичности. Оказалось, что ни одна из предлагавшихся базисных идей не сравнима с сходной христианской ориентацией по уровню своей надежности и устойчивости, и уже потому предлагав­шиеся идеи правильнее рассматривать как переход­ные, временные эрзац-системы, как поиск оптималь­ного результата, но не как сам окончательный резуль­тат. Опробованные ценностные системы напоминают скорее некий «гипс на социум», который можно будет снять после того, как процесс ломки, срастания и ис­целения завершится. Варианты социального устрой­ства сменяли друг друга: по мнению И.Б. Чубайса, на смену фундаментальной религиозно-христианской основы пришел фашизм (точнее — тоталитаризм), затем — идея свободы и де­мократии; ныне ее развитием и продолжением стал принцип глобализации.

Запрос общества на увеличение материального уровня жизни стимулировал развитие товарного про­изводства и рыночных отношений. А это в свою оче­редь содействовало росту общения, социальной мо­бильности, увеличению числа и размеров городов, что вело к «релятивизации» высших истин и ценностей. «Гибель Богов», говоря языком Ф. Ницше и Р. Вагне­ра, привела к появлению разного рода богозаменителей — многочисленных вождей, фюреров, дуче, каудильо, которые утверждали, что те­перь именно они владеют абсолютной истиной. Однакодикта­тор, объявлявший ту или иную мифологию абсолютом, вскоре превращался в заложника собственной идеологии. Ему приходилось переделывать свой на­род, а затем и весь мир по выдуманным им «коричне­вым» или «красным» лекалам. Но народ и мир актив­но сопротивлялись, начинались гражданские войны, а затем и Вторая мировая война, в которой тоталита­ризм сам себя уничтожил.

Отказ от высшей ценности и разочарование в са­мозваных «высших ценителях» привели к отказу от всяких ценностей. В условиях отказа от Бога и неве­рия вождю гражданским идеалом становится свобода, которая предполагает игнорирование всяких автори­тетов и «обязательностей». Рассчитывать теперь при­ходится только на самого себя. Общество, исповедую­щее культ свободы, становится неуязвимым по отно­шению к любым навязываемым извне лжеидеям. Ведь открытая гражданская дискуссия все расставляет по своим местам. Но свободное общество ста­новится зависимым от самого себя и собственных страстей; врожденные инстинкты, гедонизм, стремле­ние к упрощениям — ничто не ограничивает, чем боль­ше свободы — тем меньше правил. Роль возвышенно­го, духовного непрерывно снижается, главным регу­лятором и объектом поклонения становится золотой телец. Люди боготворят деньги, которые делают их свободными.

Продолжающееся стремление к росту прибыли, дальнейшее увеличение роли материального стимули­руют утверждение новой модели свободного общест­ва, получившей название «глобализация». Формаль­но речь идет о снятии или уменьшении барьеров всех типов — экономических, политических, социальных, культурных, существующих между государствами. Скорее можно говорить о глобальном распростране­нии западных норм, образцов, товаров. В рамках гло­бализации именно Запад стремится представить свои эталоны как матрицу-основу, на базе которой форми­руется вся общемировая система стандартов.

Глоба­лизация — это стремление перевести планету на за­падную систему отсчета. В условиях торжества сво­боды ценностная система общества упрощается, на первый план выходит наиболее простое, материаль­ное. Поскольку международные финансово-промы­шленные корпорации в экономическом отношении, как правило, более мощные и эффективные, чем национальные, глобализация становится лозунгом дня.

Однако глобализация вызывает довольно серьез­ное противодействие, в разных странах активно про­явило себя т.н. движение антиглобалистов. В числе первых дискомфорт от глобализации ощутили носите­ли существующих в каждом большом сообществе ре­гиональных субкультур. Региональное противодейст­вие дополняет протест иного типа. Сегодня глобали­зация, единые шаблоны и образцы навязываются представителям разных этносов и культур. Такая про­тивоестественная глобализация будет вызывать и уже вызывает постглобалистский (по аналогии с постко­лониальным) синдром. Свободный мировой обмен то­варами и услугами наталкивается на культурную авто­номию и суверенность народов и этносов. В нормаль­ной ситуации свободный обмен товарами должен до­полняться или как-то коррелировать с востребован­ностью идейно-культурного, духовного сближения и унификации. А поскольку культурная интеграция (речь идет о насилии вестернизацией, а не об органич­ном, свободном и взаимозаинтересованном сближе­нии партнеров) воспринимается как искусственный процесс, экономическая глобализация стимулирует антиглобализм.

Наши рекомендации