Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса

Глобализация – естественное развитие международной конкуренции. Ее основные тенденции:

- превращение международных компаний из транснациональных в глобальные;

- глобальные объемы очень важны для поддержания высокого уровня инвестиций в НИОКР (фактически наукоемкие отрасли имеют тенденцию стать глобальными);

- необходимость четкого позиционирования и понятной для всех участников глобальной стратегии;

- необходимость унификации информационных и учетных систем;

- широкий обмен информацией;

- создание новых инвестиционных технологий;

- унификация и канонизация законодательства;

- возможности быстрого перемещения капитала в мировом масштабе;

- перенос части НИОКР корпорации за рубеж;

- переход к виртуальным организациям, расположенным по всему миру;

- создание мирового рынка новшеств.

Решение всех этих задач ставит перед менеджерами корпораций новые, неизмеримо более сложные задачи.

По определению ООН, к ТНК относят компании:

- включающие единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;

- оперирующие в рамках системы принятия решений, позволяющие проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;

- в которых отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

Степень транснационализации ТНК можно оценить индексом транснациональности:

Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса - student2.ru ,

где: А3 - зарубежные активы;

А0 - общие активы;

П3 - объем продаж зарубежным филиалам;

П0 - общий объем продаж ТНК;

Ш3 - зарубежный штат;

Ш0 - общий штат работников ТНК.

Динамика филиалов ТНК характеризуется табл. 16.5.

Таблица 16.5

Динамика ТНК и их зарубежных филиалов.

Годы Число ТНК, тыс. Число филиалов, тыс. Среднее число филиалов ТНК
4,3 4,6 5,4 6,25 6,9 6,4 8,3 8,3 10,9 12,7

100 крупнейших ТНК мира (0,16% от общего числа) в 2001 году контролировали 12% зарубежных активов, 16% совокупного объема продаж зарубежных филиалов и в них было занято 15% зарубежных работников ТНК.

По индексу транснациональности лидируют такие известные компании как: Nestle S. A. (95,2%), Nippon Oil Co (82,4%), British Petroleum (73,7%), Exxon Mobil Co (68%), Siemens AG (56,8%)

Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса - student2.ru 16.5. Профессионалы советуют

Подготовка к зарубежному бизнесу

(Preparing for Business Aboard)

Успех в зарубежном бизнесе часто зависит от «правильного выполнения небольших дел» – осознания и предвидения разницы в культуре. За рубежом сталкиваются с людьми разных национальностей, рас и культур, разными практиками, системами законодательства.

Достоинства своевременной подготовки к зарубежному бизнесу:

- рост осведомленности о ситуации, которые могут вызывать стрессы;

- обеспечение способности казаться информированным и интернациональным в Ваших взглядах;

- снижение возможности сюрпризов;

- снижение шансов для Вас и для Ваших потенциальных партнеров по бизнесу оказаться стеснительными;

- возможности роста взаимопонимания.

Список действий.

1. Используйте все источники информации:

- посольства Вашей страны, министерства, периодику и т.д. Наилучший источник тот, кто ранее был в интересующей стране.

2. Решите, что Вам нужно знать (значительные национальные меньшинства и их обычаи, внутренняя политика, религии, климат и соответственно одежда).

3. Выясните род и особенности национальной валюты.

4. Прочтите что-нибудь о местной культуре.

Первоначальные существенные знания:

- чаевые, подарки (практика, принятый уровень);

- различные туалеты и особенности их использование;

- что относится к хорошим манерам, а что нет;

- транспортные средства и условия покупки билетов;

- характер и особенности местного юмора;

- особенности местной спекуляции.

Что надо и чего не надо делать при подготовке к зарубежному бизнесу.

Надо:

- помнить, что люди других стран и культур – продукт своих историй, культур и достижений, как и Вы,

- помнить важность умения слушать,

- знать несколько слов, фраз на языке вашего потенциального партнера (приветствие),

- попытаться узнать, что главное новое в стране будет в период Ваших переговоров.

Не надо:

- критиковать политиков страны,

- критиковать санитарные устройства и принятые нормы гигиены,

- делать предложения, основанные на Ваших стандартах, взглядах и практике.

Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса - student2.ru 16.6. Контрольные вопросы по разделу 16

16.0. Бинарные вопросы: Если Вы согласны с утверждением или считаете, что нужно утвердительно ответить на вопрос, обозначите ответ как «да». В противном случае «нет». Постарайтесь обосновать свой выбор.

16.0.1. Интернационализация бизнеса – естественный процесс развития мирового рынка.

16.0.2. Рост объемов продаж – одна из главных целей экспортного этапа интернационализации бизнеса.

16.0.3. В случае сильной конкуренции на зарубежном рынке создание представительств фирмы в стране экспорта необязательно.

16.0.4. Местное производство имеет экономический смысл, если местные ресурсы относительно дешевы.

16.0.5. При большой продолжительности жизненного цикла товара можно использовать специальную для каждой С3Х стратегию продукт/технология.

16.0.6. При большой экономии за счет масштабов производство следует использовать местное производство.

16.0.7. При большой разнице в стоимости рабочей силы следует применять глобальную сеть производств.

16.0.8. Выбор формы интернационализации бизнеса зависит в определенной степени от стратегических целей фирмы.

16.0.9. Глобализация мировой экономики – естественное продолжение интернационализации бизнеса.


Наши рекомендации