Правление Бориса Годунова. Великая Смута

Большинство правителей России, бывших во главе государства после Ивана IV, старались идти по пути реализации тех благих целей, которые были начертаны в первый период царствования первого русского царя. А это:

1) улучшение благосостояния и безопасности каждого человека, поданного царя;

2) развитие демократических начал и поощрение структур гражданского общества;

3) забота об экономическом благополучии общества и государства, требовавшая выхода России к морю;

4) распространение просвещения в России, забота об образовании.

В этомнапррвлении шло большинство царей, а также большинство тех представителей русской знати, которые управляли государством при малолетних царях или при тех монархах, которые не хотели или не могли в силу разных причин заниматься государственными делами. К сожалению, деятельность этих государственных мужей прерывалась целой цепью трагических исторических случайностей, поражавших страну в XVII и XVIII веках.

Ярким примером подобного правления может служить деятельность Бориса Годунова. По рождению Годунов не принадлежал к высшей русской знати, но с годами попал в ближайшее окружение царя Ивана IV. Сближение с царем началось после женитьбы Бориса на дочери Малюты Скуратова, ближайшего сподвижника царя во время опричнины. Годунов стал еще ближе к царской семье после женитьбы Федора Иоановича, сына Ивана IV, на сестре Годунова Ирине. Перед своей смертью Иван Васильевич поручил нескольким боярам, в том числе и Борису Годунову, помогать править Федору Иоановичу, а на практике осуществлять правление страной от имени неспособного к государственным делам Федора. Довольно скоро Годунов оттеснил других бояр и фактически стал верховным правителем страны. После загадочной смерти в 1591 году в городе Угличе младшего сына Ивана IV Дмитрия и смерти в 1598 году бездетного царя Федора Борис Годунов сам стал царем.

Появление царя новой династии было практически неизбежно, поскольку у Федора Иоановича не было прямых потомков и близких родственников. Борис Годунов обладал огромным опытом управления страной. Кроме того, он был родным братом овдовевшей царицы Ирины, которая сама не хотела царствовать и постриглась в монахини. Бориса Годунова поддерживал и глава Русской церкви первый русский патриарх Иов. Тем не менее, воцарение Годунова не произошло гладко, автоматически.

Борис соглашался стать царем только с согласия представителей различных городов и земель страны, созванных на специальное собрание для избрания царя – Земский Собор. Этот Собор, состоявший примерно из 500 человек, и избрал единогласно царем Годунова. Таким образом, Борис был приглашен править государством высшим представительным органом страны. Это соборное избрание было символическим повторением призвания на княжение Рюрика, произошедшего в Новгороде за 736 лет до Земского Собора 1598 года в Москве. Избрание Бориса было оформлено в духе идей общественного договора. Все члены Собора обязались верно служить Годунову. А что обязывался делать сам Борис? В «Истории России» С. М. Соловьева говорится, что его обязательство перед народом поразило современников: «Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека! « – тряся ворот рубашки своей, продолжал: «И эту последнюю рубашку разделю со всеми!»[54]

Эти слова не были эффектной фразой в устах Бориса Годунова, который и в свое правление при царе Федоре Иоанновиче, и в свое царствование очень много сделал для благополучия общества и государства.

Борис Годунов был талантливым и деятельным правителем. Прежде всего, он был искусным дипломатом. Он сумел, сочетая дипломатические усилия и военные действия, вернуть часть земель, захваченных Швецией в ходе Ливонской войны, благодаря чему Россия получила выход к морю. Во многом благодаря дипломатическим усилиям Годунова Русская православная церковь стала полностью самостоятельной, независимой от Константинопольского патриархата. Русская церковь с 1589 года управляется своим собственным, избираемым патриархом. Таким образом, она стала вровень с такими древними православными церквями, как Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Константинопольская.

В правление Бориса Годунова активно шло освоение Урала и Сибири, где было заложено много новых городов и селений. В Поволжье, в Башкирии, был основан город Уфа. На южных рубежах государства создана новая система укреплений, защищавших страну от Крымского ханства. При Годунове был в основном построен первый морской порт России – Архангельск, заложенный по указу Ивана IV от 1584 года, желавшего таким образом компенсировать неудачный исход Ливонской войны. Достаточно скоро Архангельск превратился в порт мирового значения, что способствовало развитию торговли и экономики России в целом.

Показательны и усилия Бориса Годунова, направленные на развитие образования, распространение знаний. Царь распорядился направлять молодых людей в Западную Европу, чтобы они обучались там языкам и наукам. Он приглашал в Россию мастеров, специалистов, как для практических нужд государства, так и для обучения русских людей ремеслу. Царь хотел создать школы, где молодые русские люди обучались бы наукам. Интересно, что С. М. Соловьев, говоря об этих действиях и планах Годунова в своей «Истории России», показывает на связь поступков Годунова с деятельностью Ивана IV: «Мы видели, как Борис был верен мысли Грозного о необходимости приобрести прибалтийские берега Ливонии для беспрепятственного сообщения с Западною Европою, для беспрепятственного принятия от нее плодов гражданственности, для принятия науки, этого могущества, которого именно недоставало Московскому государству, по-видимому, так могущественному. Не удивительно потому встречать известие, что Борис хотел повторить попытку Грозного – вызвать из-за границы ученых людей и основать школы, где бы иностранцы учили русских людей разным языкам». Царь сам подавал пример своим подданным и своей образованностью, и другими способами, например, поощрял бритье бороды как прогрессивную и более цивилизованную практику по сравнению с ношением бороды.

Разносторонним и далеко идущим планам Бориса Годунова не дано было осуществиться. В 1601 и 1602 годах Россию поразил неурожай, разразился голод. Царь как мог пытался помочь голодающим беднякам, закупая на свои средства и раздавая продовольствие, но это не могло остановить нарастающего недовольства. К бедам, вызванным неурожаем, добавились и зависть к Годунову со стороны старой знати, и недовольство консерваторов нововведениями. В обществе начали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий был убит в 1591 году по тайному приказу Бориса Годунова.

На фоне этого недовольства произошло событие, переросшее в крупнейшую трагедию русской истории. В 1603 году некий человек, бежавший в 1601 году из Московского государства в Речь Посполитую, объявил себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана IV, будто бы спасшимся от смерти в 1591 году в городе Угличе, где вместо него был убит другой ребенок. Историки спорят, кем был этот человек на самом деле. Большинство считают его беглым монахом Григорием Отрепьевым. Этот человек оказался первым самозванцем, который заявил свои претензии на трон русского царя. С небольшим отрядом вооруженных людей, главным образом мелких дворян Речи Посполитой, Лжедмитрий вступил в пределы Московского государства. И случилось неожиданное: к этому человеку на службу стали переходить самые различные люди, и, самое неприятное для царя Бориса, даже часть войск, направленных на подавление отряда Лжедмитрия. Угнетенный чередой несчастий, обрушившихся на страну, Борис Годунов скончался в апреле 1605 года. Сразу же после смерти Годунова были убиты члены его семьи, в том числе сын и наследник Федор. Самозванец вошел в Москву и был признан законным царем Дмитрием Иоановичем. В стране началась гражданская война, названная Великой Смутой.

Самозванец не продержался на троне и одного года. В мае 1606 года он был убит в ходе заговора высшей знати, бояр. Новым царем стал Василий Шуйский, представитель знатного боярского рода, восходившего к одной из ветвей дома Рюриковичей. Избрание Василия Шуйского царем также было оформлено решением Земского Собора. Но этот Собор был созван наскоро, был малочисленным и не таким представительным, как Соборы 1598 и 1613 годов, на которых тоже избирались цари. Сразу после своего воцарения Василию Шуйскому пришлось столкнуться с новой опасностью. На юге страны вспыхнуло восстание под предводительством Ивана Болотникова. Под стяги Болотникова встали несколько десятков тысяч человек, которые двинулись к Москве, уничтожая знатных и богатых людей. Осенью 1607 года войско Болотникова осадило столицу, но взять Москву не удалось. В 1607 году Болотников и его окружение были разбиты царскими войсками, многие были казнены. Войско восставших включало в себя представителей самых различных социальных слоев: и дворян, и городских жителей, и крестьян. Всех их объединяло недовольство своим положением и желание изменить это положение к лучшему насильственным путем, с помощью военных действий и грабежа чужого имущества.

Особая роль в движении Болотникова принадлежала казакам. Казачество было уникальным явлением русской истории. Кроме России, казаки существовали еще в Речи Посполитой. Само слово «казак» тюркского происхождения. У тюркских народов оно означало «вольный человек», то есть человек, не имеющий хозяина, владельца, покровителя. Казаками назывались люди, покидавшие город, государство, страну, знатного человека и в союзе с себе подобными искавшие удачу на степных просторах, не контролируемых никакими властителями. Такими не контролируемыми никакой властью просторами в XVI-XVII веках были степи на южных рубежах Московского государства и Речи Посполитой. Примерно с середины XVI века туда бежали люди, по тем или иным причинам желавшие изменения своей жизни. В первую очередь, это были крестьяне, которые не хотели мириться с тяжелыми условиями крестьянского труда. В Речи Посполитой положение крестьян было очень тяжелым, и оно постоянно ухудшалось. Большую роль в этом играли продолжительные войны, которые увеличивали подати, налагаемые на крестьян. Бежавшие в степи люди собирались в вооруженные отряды и становились военными людьми. Кроме потерявших терпение крестьян, в отрядах казаков оказывались и люди, нарушившие закон и скрывающиеся от наказания.

Эти вольные люди со временем стали выполнять роль пограничных отрядов, защищающих Московское государство и Речь Посполитую от военных набегов со стороны Крымского ханства. За эту пограничную службу русское правительство, как и правительство Речи Посполитой, снабжало казаков оружием, порохом и продовольствием. В Речи Посполитой центром казачества стала Запорожская Сечь, названная так по месту основного базирования казаков – за порогами Днепра. В районе современного города Запорожья были созданы укрепления из бревен – засеки.В Московском государстве казаки концентрировались в районе Дона, а затем по нижней Волге и Уралу. В Речи Посполитой казакам стали выплачивать жалование, но только определенному их числу, вошедшему в специальный список, реестр, так называемым реестровым казакам.

Казалось, и Москва, и Речь Посполитая только выигрывали от существования казачества: недовольные активные и буйные элементы вместо того, чтобы бунтовать против государства, становились его защитниками, даже жертвовали своими жизнями. Но с другой стороны, эти же люди, приобретавшие военный опыт, составлявшие организованную и многочисленную силу, начинали угрожать и Речи Посполитой, и Московскому государству. Что и произошло во время Смуты. Уже в войске Лжедмитрия было много казаков. А в войске Болотникова казаки составляли основную силу.

После разгрома и казни Болотникова правительству царя Василия Шуйского пришлось иметь дело с еще одним самозванцем. В 1607 году некий человек объявил себя Дмитрием Ивановичем, сыном Ивана IV, который якобы второй раз чудесным образом избежал смерти от боярских злоумышлений теперь уже в 1606 году. К этому Лжедмитрию II примкнули остатки войск Болотникова, мелкие дворяне Речи Посполитой, а также те русские бояре и дворяне, которые были недовольны правлением Василия Шуйского и рассчитывали на награду в случае воцарения в Москве нового самозванца. Лжедмитрий II встал лагерем близ Москвы в селе Тушино. Война с этим самозванцем продолжалась около трех лет. В декабре 1610 года Лжедмитрий II был убит, но еще раньше Василий Шуйский оказался свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи.

Представители высшей боярской знати свергли царя Василия, видя его неспособность покончить с гражданской войной, в которую вылилась Смута и которая раздирала страну уже пять лет. Боярское правительство решило пригласить на царский престол Владислава – сына короля Речи Посполитой Сигизмунда. На основе заключенного договора польский военный отряд во главе с наместником Владислава вошел в Кремль. Однако это событие не ослабило, а усилило волнения в обществе, так как было воспринято как чужеземное нашествие.

Особое недовольство вызвало католическое вероисповедание Владислава. Его отец король Сигизмунд был убежденным католиком, который из-за нежелания смириться с победой протестантской религии в Швеции даже лишился шведской короны. Сигизмунд был избран королем Речи Посполитой в 1586 году, будучи наследным принцем Швеции. Другим претендентом на трон был Федор Иоаннович. Поляки и литовцы предпочли Сигизмунда, думая, что его избрание обеспечит союз Речи Посполитой и Швеции. Но из-за приверженности к католицизму Сигизмунд не только потерял шведскую корону, но и способствовал развязыванию войны Речи Посполитой со Швецией. В этом отношении король был полной противоположностью своему современнику королю Франции Генриху IV, который ставил общенациональные, государственные интересы выше религиозных соображений и разногласий. Сигизмунд скорее походил на другого своего современника, испанского короля Филиппа II, который положил много сил на борьбу с протестантскими Нидерландами, в конце жизни заявил примерно следующее: «По-видимому, дух еретичества способствует процветанию ремесел и торговли (имея ввиду успешное экономическое развитие протестантских стран. – Р. Г.). Но я предпочитаю править разоренной страной, населенной правоверными христианами, чем процветающей страной, населенной еретиками».

Подобный подход Сигизмунда к религиозным и политическим вопросам делал невозможным согласие большей части русского общества с воцарением королевича Владислава. В 1611 году создается ополчение под руководством дворянина Прокопия Ляпунова, которое попыталось захватить Москву и выбить из Кремля отряд чужеземных захватчиков. К ополчению Ляпунова примкнули и многие казаки. Но этот союз был не очень надежен. После неудачной попытки овладеть Москвой казаки убили Ляпунова. Ополчение распалось. Король Сигизмунд решил сам стать русским царем и двинул к Москве новое войско. Для Московского государства началось самое тяжелое время, само его существование оказалось под угрозой. Центральной государственной власти не существовало, армии тоже. Во многих регионах хозяйничали казаки, иногда сами ведущие себя как захватчики.

И в это тяжелое время выяснилось, что Русь превращается в Россию. Выяснилось, что Россия – это не только государство и власть. Россия – это и общество, и народ, вернее народы, заинтересованные в сохранении государственной общности. По инициативе жителей Нижнего Новгорода собирается еще одно ополчение, в которое вступают самые различные люди и на содержание которого многие жертвуют свои личные средства. Это ополчение в 1612 году смогло освободить Москву и Кремль от военного отряда короля Сигизмунда. Угрозы военного захвата Московского государства и потери государственности больше не существовало благодаря усилиям и воле народа.

Теперь предстояло ликвидировать тяжелые последствия многолетней войны, разрухи и даже разорения большей части страны. Прежде всего, встал вопрос о воссоздании системы государственной власти, о том, кто станет царем Московского государства. Снова, как и при воцарении Бориса Годунова, был созван представительный Земский Собор, который в 1613 году единогласно избрал на царствование Михаила Федоровича Романова. Это был 16-летний потомок знатного боярского рода, состоявший по женской линии в родстве с царем Иваном IV. В работе Земского Собора принимали участие представители самых различных сословий и регионов Русского государства, по некоторым сведениям, даже крестьяне из числа черносошных, государственных крестьян. В работе Собора участвовали и представители народов, вошедших в состав Русского государства при Иване IV, например, семь представителей знати бывшего Казанского ханства. Это был еще один договор, заключенный обществом со своим правителем, с основателем новой династии Романовых, правившей Россией более 300 лет. Это событие демонстрирует огромную степень демократизации России с незапамятных времен. Например, во Франции, Англии в XVI–XVII веках династии тоже менялись, но в форме переворотов, а не по решению общенационального органа, представленного гражданами. Собор 1613 года можно считать одной из важнейших дат в истории мировой демократии.

Первые Романовы

Первым царям новой династии Михаилу Федоровичу и его сыну Алексею Михайловичу пришлось решать сложнейшую задачу восстановления страны после гражданской войны. Решение внутренних задач осложнялось необходимостью решения внешнеполитических проблем. Часть северных русских земель была захвачена во время Смуты шведскими войсками, званными в 1609 году Василием Шуйским для борьбы с войском Лжедмитрия II. После приглашения на царский престол Владислава шведские войска захватили Новгород. В 1617 году правительство Михаила Федоровича заключило со Швецией Столбовский мир, в соответствии с которым шведы возвращали Новгород и значительную часть захваченной ими территории, но без той части городов и побережья Балтики, которые были присоединены к России при Борисе Годунове.

В 1618 году заключено перемирие и с Речью Посполитой, а до этого времени королевич Владислав не оставлял попыток овладеть Москвой и воссесть на царский трон. Перемирие длилось недолго и вскоре было прервано войной с Речью Посполитой 1632–1634 годов. Война началась после смерти короля Сигизмунда, которого сменил бывший претендент на царский престол Владислав. В 1634 году снова был заключен мир, но через 20 лет началась новая война с Речью Посполитой, которая с перерывом продолжалась до 1667 года, когда было подписано Андруссовское перемирие. Долгожданный и прочный мир был заключен лишь в годы правления дочери Алексея Михайловича царевны Софьи.

Война 1654–1667 годов сыграла особую роль в истории России. Эта война была связана с присоединением к России Украины. Само присоединение рассматривалось как историческая необходимость, как восстановление справедливости. Украина представляла собой большую часть западных земель Древнерусского государства, то есть территорию бывших Волынского, Галицкого, Черниговского и конечно же Киевского княжеств. Присоединение Украины воспринималось как собирание государства. Кроме того, это присоединение инициировалось религиозными соображениями. Большинство жителей Украины исповедовало православную веру, а главенствующий, правящий слой Речи Посполитой в основном придерживался католического вероисповедания.

Несмотря на эти, казалось бы, бесспорные аргументы в пользу неизбежности и необходимости присоединения Украины, борьба за нее и самое присоединение принесла России много проблем. За 300-400 лет раздельного проживания на территории Украины фактически сложились особый народ, особая культура, особые обычаи и, главное, особый язык – украинский. Этот язык был близок русскому языку, но он оказался близок и польскому языку, господствовавшему в Речи Посполитой. Можно напомнить на, что само слово «украина»использовалось в Речи Посполитой и произошло от слова «окрайна», то есть дальняя часть государства. В Древней Руси также использовался термин «окрайна», но только уже по отношению к территориям, далеким от Киева, а в XVII веке уже сам Киев рассматривался как один из городов окраиныРечи Посполитой.

Главным политическим и военным центром Украины была Запорожская Сечь. Именно запорожское казачество стало инициатором отделения Украины от Речи Посполитой. В Сечи периодически возникали восстания казаков, которые потрясали Речь Посполитую с конца XVI века. Казаки выступали с походами против знати и даже против королевских войск. К казакам присоединялись украинские крестьяне, испытывавшие двойной гнет – и как зависимые бесправные люди, работавшие на своих хозяев, и как исповедовавшие иную, чем знать, религию. В конце 40-х годов XVII века выступления казаков возглавил Богдан Хмельницкий, талантливый организатор и военачальник, принявший титул гетман.

В Речи Посполитой гетманом называли командующего вооруженными силами государства. Сам термин был немецкого происхождения и буквально означал «главный человек». Казаки избрали своим гетманом Богдана Хмельницкого, и он стал фактическим правителем Украины.

В восстаниях казаков переплетались национальные и религиозные мотивы, но чистота этих мотивов была относительна. Наиболее деятельное военное сопротивление войскам Богдана Хмельницкого оказывали войска князя Еремея Вишневицкого, украинского помещика, происходившего из древнерусского рода. Под руководством Богдана Хмельницкого казаки подняли два восстания (в 1648 и 1651 годах) и в обоих восстаниях союзниками казаков оказались вооруженные отряды Крымского ханства, причем во втором случае предводительствовал войсками сам крымский хан. Последнее обстоятельство особенно удивительно, поскольку казачество возникло и поддерживалось как вооруженный форпост именно против Крымского ханства, считавшегося враждебным по религиозным причинам и казакам, и Речи Посполитой. Исторический парадокс: сторонники одной из христианских конфессий в борьбе против представителей другой христианской конфессии полагаются на помощь людей, исповедующих ислам. Это и парадокс, и свидетельство отсутствия даже в давней истории фатального противостояния христианства и ислама.

Помощь крымского хана казакам была довольно значительной, поскольку, оставшись без этой военной поддержки в ходе первого восстания, Хмельницкий был вынужден в 1649 году заключить мирный договор с Речью Посполитой. По этому договору казачество Запорожской Сечи и жители Украины получали ряд гарантий своих прав, прежде всего религиозных и экономических. После того, как отряды крымского хана покинули войска Хмельницкого в ходе второго восстания, он решил обратиться к России с просьбой о помощи, с просьбой о присоединении Украины к России, которое мыслилось как воссоединение. Для России это означало очередную войну, но, учитывая все обстоятельства, царь со своим правительством и собранный в 1654 году Земский Собор приняли решение о воссоединении. А в 1654 году в украинском городе Переяславле было созвано представительное собрание украинского народа – Рада, которая также приняла решение о воссоединении Украины и Московского государства. Началась очередная война с Речью Посполитой, результатом которой стало присоединение к Москве той части Украины, которая располагалась в основном на левом берегу Днепра и называлась левобережной Украиной. К Москве отходил и Киев, находившийся на правом берегу Днепра, но имевший символическое историческое значение. Успешной борьбе с Речью Посполитой Москве помогла и начавшаяся война между Швецией и Речью Посполитой, складывавшаяся неудачно для последней.

В 1655 году Швеция даже подчинила себе эту королевскую республику. Шведское иго было вскоре свергнуто, но Речь Посполитая была вынуждена уступить Швеции часть территории на побережье Балтийского моря. В результате сложилась такая ситуация, что Речь Посполитая превратилась в стратегического политического партнера России: оба государства были заинтересованы в борьбе со Швецией за вытеснение ее с юго-восточного побережья Балтийского моря. Глава Посольского приказа князь Ордын-Нащекин даже предлагал царю Алексею Михайловичу заключить союз с Речью Посполитой против Швеции и тем самым решить задачу выхода к Балтийскому морю. В книге по истории России, написанной историком Е. Шмурло в начале XX века в эмиграции, говорится, что Ордын-Нащекин предлагал царю ради вступления в союз с Речью Посполитой отказаться от борьбы за Украину[55]. Но царь не пошел на это, из религиозных соображений не желая вступать в союз с католическим государством. Ордын-Нащекин фактически предлагал исходить в политике не из религиозных, а из национальных интересов России в духе французских кардиналов Ришелье и Мазарини, его современников. Два великих политика во имя стратегических интересов Франции вступили в союз с протестантскими государствами и вели войну против католических Испании и Австрии, хотя сама Франция была католической страной, а Ришелье и Мазарини носили титул кардиналов, то есть были иерархами католической церкви. Но с их точки зрения, национальные интересы были выше межрелигиозных противоречий. Царь, однако, предпочел борьбу с Речью Посполитой за Украину, и исторический момент быстрого решения балтийского вопроса был упущен. Учитывая позднейшее отделение Украины от России, можно сделать вывод об обоснованности решения, предложенного Ордын-Нащекиным.

Война неизбежно влечет за собой большие расходы, которые ложатся тяжким бременем и на экономику страны в целом, и на отдельных людей. Не стала исключением и война за Украину. Следствием ухудшающегося положения людей были протесты представителей различных сословий, например, против новых налогов или других непопулярных экономических мер. Иногда эти протесты принимали форму бунтов, вооруженных выступлений, как это произошло в 1662 году в Москве, когда многие жители возмутились попыткой замены серебряных денег на медные. Медный бунт стоил жизни тысячам людей. А в 1670–1671 годах вспыхнул уже не бунт, а целое восстание, которое началось как выступление казаков под руководством донского казака Степана Разина, но вскоре вобрало в себя и русских крестьян Поволжья, и представителей поволжских народов. Они овладели многими значительными городами: Астраханью, Царицыным, Самарой, Саратовом. Восставшие убивали помещиков, знатных людей и членов их семей. Как и во время Смуты, под угрозой оказалось само существование государства. С большим трудом восстание было подавлено. Одним из последствий восстания стал пересмотр политики в отношении казачества, которое стали привлекать к земледелию.

Казачество Украины долго сохраняло свою вольность. За Украиной сохранялась определенная автономия, особые обычаи, порядки, право вести переговоры с другими государствами и право избирать своего правителя – гетмана. Последующие события показали, что религиозная общность не смогла преодолеть языковых и культурных различий. После смерти Хмельницкого, последовавшей в 1657 году, большинство гетманов Украины предпринимали попытки отделить Украину от России: или сделать ее самостоятельным государством, или даже снова воссоединиться с Речью Посполитой. Подобные шаги предпринимал даже сын Богдана Хмельницкого Юрий, бывший гетманом после смерти отца. Неудивительно, что в начале XVIII века гетманство было отменено, затем восстановлено, но позже уничтожено окончательно. Заодно с гетманством была ликвидирована Запорожская Сечь с ее казачьей вольницей.

При первых Романовых было продолжено освоение Сибири, а впоследствии и Дальнего Востока, закончившееся заключением в 1689 году Нерчинского договора с Китаем, фактически определившим большую часть современных границ России.

Во внутренней политике первые Романовы последовательно решали сложные экономические и социальные задачи. Уже при Михаиле Федоровиче начато строительство заводов и заложены основы тяжелой промышленности, в том числе химическое производство. К концу правления Алексея Михайловича были преодолены наиболее неблагополучные последствия Смуты и достигнута социальная стабильность. В 1649 году очередным Земским Собором принят новый свод законов – Соборное уложение.

Наследник царя Алексея Михайловича, сын Федор, родившийся от первой жены Алексея Михайловича царицы Милославской, был болезненный юноша. Когда Федору было 15 лет, умер его отец. Воцарения Федора Алексеевича не желали родственники второй жены царя Алексея, Натальи Нарышкиной, матери будущего царя Петра I. Но согласно воле Алексея Михайловича царем стал Федор, царствовавший совсем недолго, всего 6 лет. В эти годы были сделаны очень важные шаги для того, чтобы Россия смогла развиваться в наиболее благоприятном и для государства, и для отдельных граждан направлении.

Наиболее значимым из подобных мероприятий стало торжественное уничтожение в начале 1682 года местничества – обычая, согласно которому, наиболее важные посты в управлении государством и в военных походах, занимались в соответствии со знатностью рода. Степень знатности рода определяло место в ряду боярских родов.В соответствии с этим местом важную должность в армии и на государственной службе занимал очередной представитель знатного рода. Военные и организационные способности при этом не особенно учитывались. Этот порядок фиксировался в разрядных книгах. Федор Алексеевич инициировал особое заседание Боярской Думы, где присутствовали и выборные представители от духовенства. И это сидение Думы постановило сжечь разрядные книги и уничтожить местничество как явление, вредное для государства[56]. Благодаря отмене местничества на высшие посты и в армии, и государственном аппарате стали назначать людей исходя из их способностей к управлению, а не из степени знатности рода. В результате и госаппарат, и армия стали действовать более эффективно.

Проблема эффективной армии важна для любого государства, поскольку обеспечение безопасности граждан является важнейшей задачей любой страны. Эффективность армии не зависит от ее численности. Эффективна та армия, которая вооружена наилучшим оружием, хорошо управляется и которой присущи четко осознанные цели военных действий. Наиболее эффективна профессиональная армия, то есть та, в которой простые солдаты и их командиры служат не от случая к случаю, для которых военная служба является профессией. Подобную армию начал создавать еще Иван IV, и этот процесс продолжался при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче.

Царь Федор Алексеевич был одним из самых образованных людей своего времени. Его учителем стал Симеон Полоцкий, стоящий в ряду крупнейших представителей русской культуры XVII века. Симеон Полоцкий был религиозным деятелем, сочетавшим в себе приверженность к христианскому вероучению с прекрасным знанием современной ему светской европейской культуры, прежде всего философии Нового времени и эпохи средних веков. Он был писателем, поэтом, драматургом. Неслучайно именно при царе Федоре Алексеевиче берет начало сознательная ориентация на самые просвещенные и цивилизованные страны Европы. Отмена векового обычая местничества была самой важной, но не единственной социальной реформой. Стали меняться даже представления об одежде и внешнем виде, люди начали все более ориентироваться на рациональные нормы наиболее просвещенных демократических стран.

После смерти Федора Алексеевича в 1682 году реформы были продолжены в правление его сестры царевны Софьи, которая также была ученицей Симеона Полоцкого. Она была просвещенным и образованным человеком, полностью соответствующая своему имени Софья, означающему в переводе с греческого языка«мудрость». В правление Софьи был создан первый российский университет – Славяно-греко-латинская академия, открытая в 1687 году в Москве на базе школы Заиконоспасского монастыря, где ранее преподавал Симеон Полоцкий, умерший в 1680 году. Эту академию не принято называть университетом, но как ее еще называть, если в словаре «Русская философия» (1995) Славяно-греко-латинскую академию определяют как «первое в России общеобразовательное высшее учебное заведение и первый учебный центр русской философской культуры»[57].

В академии преподавали богословие, латинский, древнегреческий и новые иностранные языки, риторику, историю, стихосложение и различные философские курсы. Об уровне образования, которое давалось в академии, можно судить по перечню некоторых философов, с учением которых знакомились студенты: Платон, Аристотель, Аверроэс, Фома Аквинский, Декарт. Из стен академии выходили и церковные деятели, и государственные чиновники, и учителя для школ, училищ. Примечательно, что в первый период существования академии не было сословных ограничений для желающих стать ее студентами. Именно в этой академии получал систематическое образование великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Само создание и первые годы деятельности академии были связаны с другой подобной академией, возникшей на полвека раньше, в 1632 году в Киеве. Это была Киево-Могилянская академия, названная так в честь ее основателя Петра Могилы, митрополита Киевского и Галицкого. Эта академия также могла бы претендовать на звание первого российского университета, если бы не два обстоятельства: современный статус Киева и то, что в 1632 году Киев входил в Речь Посполитую. В этой академии, вобравшей в себя многие лучшие черты европейских университетов, готовили будущих священнослужителей, чиновников, дипломатов, преподавателей. В ней не было сословных ограничений для желающих учиться. В Киево-Могилянской академии, наряду с древнегреческим, латинским и древнееврейским языками, изучали русский, украинский и польский языки, а также традиционные гуманитарные дисциплины. Многие выпускники и преподаватели этой академии затем преподавали в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Некоторые из них стали выдающимися деятелями русской культуры, например Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола в начале XVIII века и один из первых руководителей Московской академии, или Феофан Прокопович, первый руководитель Синода – того учреждения, которое стало управлять Русской православной церковью с XVIII века по велению Петра I.

В XVIII веке Славяно-греко-латинская академия превратилась в чисто религиозное учебное заведение и была переведена в Троице-Сергиеву Лавру,

Основание первого российского университета в Москве и подготовка в нем будущих управленцев были примером того, что Россия благодаря деятельности ее правителей встала в конце XVII века на путь просвещенного развития. Основание университета – самый яркий, но не единственный признак движения России по наиболее эффективному для государства и наиболее благоприятному для его граждан пути развития. Создание заводов, поощрение торговли, бурное развитие Архангельска, ставшего значительным европейским портом, реорганизация армии по европейскому образцу, уничтожение местничества, распространение среди высших слоев общества идей прогресса, ценности образования и веротерпимости – все это были важнейшие шаги развития России в наиболее эффективном направлении.

Именно в правление царевны Софьи Россия утвердилась в основном на территории, занимаемой в XXI веке. В 1689 году был заключен Нерчинский договор с Китаем. Этот договор в основном определил границы России на юге Сибири и Дальнего Востока. После этого к территории, которую занимает современная Россия, были добавлены Северный Кавказ и Новороссийский край в XVII веке, а в XX веке – современная Калининградская область.

Лучше всего правление Софьи Алексеевны характеризует личность ее фаворита – человека, который был ее первым министром и фактически возглавлял правительство царевны. Это был князь Василий Васильевич Голицын, тот человек, которому Федор Алексеевич по<

Наши рекомендации