Историческая трагедия. В Москве 19-20 августа была предпринята попытка государственного переворота
Когда начался переворот, если вообще к этому нелепому мероприятию на высотах власти приложимо высокое слово «переворот», все западные средства информации немедленно окрестили его путчем. Слово путч в сознании западных людей вызывает определенную картину: кучка заговорщиков, используя вооруженные силы, устраняет законное правительство и берет власть в свои руки. В данном случае ничего подобного не было, … путчисты были люди, входящие в состав центральной власти СССР.
Президент СССР Горбачев находился в отпуске. Согласно приказу вице-президента Янаева, он, Янаев, вступил в исполнение обязанностей президента СССР в связи с тем, что Горбачев не мог исполнять обязанности по состоянию здоровья, причем Янаев сделал это на основании статьи 127.7 Конституции СССР. Вопрос о фактическом состоянии здоровья президента стал предметом мировой политики, так что истину на этот счет узнать невозможно. … А если бы переворот удался, то изобразить версию ГКЧП не представляло бы никакого труда.
Никто кроме Горбачева не был отстранен от власти. Никто не был арестован. Другое дело, что успех переворота мог бы со временем привести к серьезным изменениям в стране и в системе власти. Это и напугало демократов и радикалов… Поэтому они и проявили бешеную активность по дискредитации попытки переворота и его срыву. Если смотреть на событие как на нечто серьезное, а не как на имитацию переворота, то такое поведение путчистов выглядит как непростительная ошибка. Они не младенцы, они знали, на что шли. Если они имели серьезные намерения, они первым делом должны были бы арестовать всех активных радикалов, включая Ельцина. Они это главное условие переворота не выполнили, что стало важнейшей причиной его срыва.
… Члены ГКЧП, отдавая приказ о вводе войск, поразительным образом не учли тех перемен, которые произошли за последние годы и того состояния, в которое ввергла население сама же государственная идеология и пропаганда за годы перестройки, не говоря уж об активной пропаганде антикоммунистических и антисоветских сил. Это решение ГКЧП было политической ошибкой, непростительной для людей, которые сами находились на вершинах власти… Хотели этого члены ГКЧП или нет, включением вооруженных сил в эту борьбу они сыграли на руку тем, против кого намеревались вести борьбу. Они фактически сыграли ту роль провокаторов, усилив в огромной степени деморализацию армии …
Радикальные силы во главе с Ельциным умело использовали конституционную демагогию, в рамках которой еще держались члены ГКЧП, и захватили роль защитников конституционного порядка и демократии, что, разумеется, усилило симпатии к ним мирового общественного мнения. Они с поразительной быстротой мобилизовали ту часть населения Москвы, Ленинграда и других городов, которая была наиболее активна политически и поддерживала их. Такая реакция политических сил наводит на … мысль: если путч не организовали специально, то его, по крайней мере, кто-то ожидал.
Большинство населения …, развращенное и одураченное пропагандой реформаторов и радикалов в течение последних 6 лет, впало в состояние полной растерянности и было совершенно неспособно судить о том, на чьей стороне правда… Это молчаливое большинство всегда было пассивной массой, покорно выполнявшей распоряжения начальства. Продержись бы ГКЧП хотя бы пару недель, оно восприняло бы переворот как нечто само собой разумеющееся и нормальное. Оно решило бы, что установка свыше переменилась и надо жить так же, как жили раньше. Радикалы понимали это и потому действовали стремительно.
… Фактически переворот поддерживали те, кто не имел влияния в обществе. Это, например, Совет ветеранов, которому радикалы приписали репутацию недобитых сталинистов. Члены ГКЧП рассчитывали на поддержку центристов. Они сами были центристы и пытались выступить именно в этой роли. Но логика политической борьбы приписала им иную роль ¾ роль консерваторов… Радикалы создали им такую репутацию.
Кроме того, с этим аспектом политической борьбы переплелся другой не менее важный ¾ борьба между центральной властью, возглавлявшейся Горбачевым и республиканской властью, возглавляемой Ельциным. … Сложилось своеобразное двоевластие: республиканская власть не подчинялась центральной… Такое положение не могло длиться вечно. Если бы не было попытки переворота, Горбачеву самому пришлось бы принять нечто подобное. Но это не входило в его тактику. Он привык делать грязную работу чужими руками, сохраняя ореол политической святости и непорочности. Провал попытки переворота означал поражение центральной власти, склонной к умеренной перестройке, и победу республиканской власти, рвавшейся к коренной ломке всего советского образа жизни. Двоевластие … закончилось. Монополию на перестройку захватили радикалы. Ельцин … стал фигурой номер один в политической жизни страны. … Ельцин, как и Горбачев, прошел школу лжи, лицемерия и коварства в том же самом брежневском партийном аппарате. Отрекаясь от коммунизма, такие перевертыши не перестают быть порождением того же коммунизма.
… Происходящее сокращение вооружения ведет к тому, что военный потенциал запада будет превосходить советский. Варшавский пакт распался, а НАТО не собирается следовать его примеру.
Провал попытки переворота есть не победа некой демократии и некого прогресса над некими силами реакции, а очередная победа запада в «теплой войне» против советского народа, ведущейся под предлогом борьбы с коммунизмом. …
Александр Зиновьев. Мюнхен, 26 августа 1991г.
Заявление