Билет 1. - Политические воззрения Т. Джефферсона
О закономерностях политической организации общества
софисты - платные учителя политической мудрости. О закономерностях политической организации общества: (неизвестный) Политическая организация общества и право - это музыка и ноты. политику «следует ... знать все законы. НО если он не будет знать государственных дел, то он не будет знать и законов.
Учения Сократа только по работам его современников и учеников. изложено в «Сократических сочинениях» Ксенофонта - теоретические представления Сократа о правильном образе жизни человека в государственной организации, целях и задачах политики, а также о средствах их достижения.
1. О назначении политического руководителя. Сравнивал правителей (тиранов), которые казнили массу людей, а самых выдающихся, и многих подстрекали к противозаконным действиям правителей с пастухами. “Странно если бы человек, став пастухом стада коров и уменьшая число и качество коров, не признавал себя плохим пастухом. Но еще страннее, что человек, став правителем государства и уменьшая число и качество граждан, не стыдится этого и не считает себя плохим правителем государства”».
2. если государство проигрывает в соревновании с соперниками - «Надо взять за образец тех, кому теперь принадлежит первое место, и завести те же порядки, что у них. Тогда при одинаковом укладе жизни» ваше государство «было бы ничуть не хуже» любого другого, «а при более строгом даже и лучше».
3. «Не пренебрегай общественными делами, если можешь способствовать их улучшению. Ведь если дела будут идти хорошо – польза не только всем, но и тебе и твоим близким.
4. работающий человек более нравствен, чем праздный. лучшие люди - хорошо выполняющие свою работу.
5. Демокрит – о благе правопорядка и зле от беззакония.
Самое неприятное для граждан -хлопоты по защите их интересов от посягательств. Самое приятное - заниматься своими собственными делами. Благодаря правопорядку люди свободны от самой тягостной заботы и могут посвящать себя занятию, которое им наиболее нравится.
При беззаконии граждане государства не имеют времени для своих собственных дел, но вынуждены заниматься самым неприятным - политическими неурядицами, а не своими работами.
Билет 5 - Платон о государстве, праве и политике
Древнегреческие ученый, ученик Сократа 427-348 До Н.э. Его работы «Государство», «Законы» и д.р.
1. О разделении и кооперации труда как основе государства. «государство ... возникает, когда каждый из нас неможет удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом ... испытывая нужду люди собираются воедино, где обитают сообща и помогают друг другу – это и есть государство! В основе ее принцип (разделение): «Можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, вовремя, не отвлекаясь на другие работы».
2. О цели государства и законодательства. Цель государства –не в том, чтобы сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, а сделать таким все государство в целом ...--- надо предоставить всем сословиям возможность иметь свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным. Цель закона- благо всего государства -- убеждением, силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества».
3. О цене некомпетентности политических руководителей и остальных людей. «если сапожники станут негодными, испорченными и будут выдавать себя не за то, что они есть на самом деле, в этом государству еще нет беды. Но если люди, стоящие на страже законов и государства, таковы не по существу, а только такими кажутся, ... они разрушат до основания все государство, и только у них одних будет случай хорошо устроиться и процветать».
Билет 9 - Б.Н. Чичерин о государственной организации
И правовом регулировании
второй половины XIX в. две выдающиеся работы – «Курс государственной науки» и «Философия права».
1. О понятии государства. Государство - одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений. «Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховною властью». И «существенный признак, отделяющий государство от всех других союзов, состоит в том, что все они юридически подчиняются государству, государство же владычествует над всеми».
2. Об условиях, необходимых для утверждения в обществе государственной власти. условия бывают частично фактическими, частично юридическими. Прежде всего «фактически тот, кто обладает наибольшею силою, естественно становится во главе государства. Для для утверждения» государственной власти «как постоянного и прочного учреждения» нужно юридическое подкрепление. Гос. власть должна быть законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».
- Воля граждан становится выражением воли государства «там, где нет другой власти, опирающейся на положительный закон». В таких случаях «воля граждан может дать юридическое освящение фактической власти» или по собственному почину установить новую. Например утверждение властей, возникших из переворотов, когда власть принадлежит народу, ибо он остается единственным представителем государства.
- во имя общего блага, для «общественной пользы Если фактическая власть успела утвердить законный порядок в государстве и прочным образом установить повиновение, то тем самым она доказала свое соответствие государственной пользе ... Изданный ею закон ... получает силу во имя общего блага», и через это сама власть приобретает законность.
Билет 10 -
Билет 1. - Политические воззрения Т. Джефферсона
американский мыслитель XVIII в. Т. Джефферсон, авторо проектов всемирно известных юридических документов – «Декларации независимости США» и «Статута о религиозной свободе» штата Вирджиния. Т. Джефферсон сочетал в себе качества выдающегося теоретик и практик политической деятельности – 8 лет президент США.
1. О природной и искусственной аристократии. «среди людей существует некая природная аристократия - это духовные достоинства и таланты», ибо телесная сила - лишь вспомогательное средство «добиться отличий и положения, наподобие ... красоты, хороших манер, доброго чувства юмора». «искусственная аристократия» - те, чье положение основано на богатстве, родстве и происхождении.
Наилучшей формой правления является та, которая лучше всего обеспечивает чистый отбор естественных, природных аристократов для занятия правительственных должностей. Искусственная аристократия -вредоносный элемент в правительстве. Против нее нужно принимать меры предосторожности». «Лучшее средство для этого - предоставление гражданам права на свободные выборы и на отделение естественных аристократов от псевдоаристократов, на отделение зерен от плевел». Джефферсон склонялся «в пользу всеобщего права голоса» что народные массы «в целом ... избирают действительно хороших и мудрых людей». А уменьшить подкуп возможно сделав число голосующих слишком великим для любой попытки подкупа».
2. Об изменении политического строя. «Люди могут изменять свои законы и институты так, чтобы они им подходили», включая конституцию! Считал, что люди, относящиеся к конституции как к неприкасаемой святыне и желающие оставить все созданное без изменений – неправы! Можно терпеть малые несовершенства, Но законы и человеческие институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума ... По мере совершения новых открытий, истин, изменения обычаев и мнений должны развиваться также и институты государства и общества, идти в ногу со временем. (= если взрослый мужчина будет носить свою детскую куртку).
Каждое поколение людей «имеет право избирать для себя ту форму правления, которая, по его убеждению, более всего сможет помочь ему стать счастливым. Возможность такого выбора должна быть обеспечена конституцией каждые 19-20 лет. Обитатели каждого поколения имеют право решать за себя и определять все, что касается их самих. Ради будущей безопасности право и долг народа свергнуть правительство , если оно на дает свободы обитателям, идет путем силы, загоняя в бесконечный круг «угнетение-мятежи-восстания-реформирование-подавление-угнетение и т.д.»
3. О судебной власти в государстве. – Теория разделения властей- «власть судебная обязана быть отличной как от законодательной, так и исполнительной власти, с тем чтобы она могла быть силой, сдерживающей их обеих, а они - сдерживающей силой для нее. Судьями могут быть люди: искушенные в знании законов и юридическом опыте, примерной морали, великого терпения, хладнокровия и тщательности; обладать умом, способным не поддаваться влиянию; независимы ни от кого. Идея пожизненной собственности своей должности судьи, установленного и обеспеченного гос-ом жаловании при добросовестным исполнении пока они своих обязанностей. Однако судьи часто «проникаются корпоративным духом, взяточничеству, пристрастию и т.д.
Суд присяжных - «мнение двенадцати честных человек в составе жюри присяжных дает больше надежды на справедливость, чем орел или решка. «право жюри в любом деле выносить решение по вопросу закона если они полагают, что судьи - пристрастны и предрасположены».
4. О религиозной свободе. «священнослужители, добившиеся установления своего положения через закон и ставшие частью правительственной машины- грозную силу против гражданских и религиозных прав человека ... т.к. подобный «священник враждебен к свободе. Он в союзе с деспотом и оправдывает его неправедные деяния в обмен на покрывательство в его собственных». Те государства, которые «долгое время существовали без какой-либо официальной религии - расцвели неимоверно». Считал, что «религиозная свобода - самое эффективное успокоительное средство против религиозных распрей». Истина способна быть достойным противником заблуждения. Когда вмешивается правительство, оно лишает истину ее естественного оружия - свободы доводов и дискуссий. Заблуждения становятся опасны, так как не разрешается свободно им возражать».
Билет 2 - Политические идеи в нецивилизованном обществе
Если политическая организация общества и право возникли вместе с человечеством, то история политических идей и история человечества начинаются одновременно -- в истории политических учений - до и после вступления человечества в эпоху цивилизации.
В нецивилизованных политических организациях общества охотников и собирателей, земледельцев и скотоводов своеобразной системы политических идей.
1. Политическая организация общества рассматривается функционирующей успешно, если политические лидеры оказываются способными удовлетворять систему нужд составляющих ее людей возможно более полно. 2. Лицо отдающее им более значительное количество материальных и духовных благ, чем получающее от них—большее политическое влияние. Человек, прощающий окружающим причинение себе вреда в случаях, когда в состоянии добиться их должного наказания –повышенное влияние. 3. Максимальное влияние на ход правового регулирования оказывают знающие люди. 4. С возрастом (с накоплением опыта) политическое влияние человека сначала возрастает, а с наступлением старости (ослабление физических и умственных) падает.
5. Окружающие политическую организацию общества природные объекты одушевляются и рассматриваются в качестве таких же ее членов, как и составляющие политическую организацию общества люди.
6. Признание свое полит. Организации лучшей и наделение – качествами участников другой организации. – способствует сплоченности.
7. Имеют место простейшие способы осознания единства коренных долговременных интересов всех членов политической организации общества. (в некоторых случаях исключение таллиона).
8. У мужчины больше влияния чем у женщины. (политика (межсемейные) – мужчине, внутренниие функции семейного коллектива - женщина)
9. пути приобретения человеком максимально возможного влияния на правовое регулирование: достижение зрелого возраста, высокая квалификация в подлежащих правовому регулированию видах человеческой деятельности; выработка большего количества материальных и духовных благ; прощение;
Билет 3 - Политическая доктрина в древнеиндийском трактате «Артхашастра»
Это - основы древнеиндийской политической науки. Это произведение состоит из «извлечений из большей части руководств по политике древних учителей с целью овладения землею и для ее охраны». Сформулирована концепция диктаторского способа политического управления. Такой способ управ-я предполагает запрет гражданам высказывать политические взгляды, противоречащие позиции правительства, и отсутствие легальных каналов политической борьбы. Есть пословица: “Глупый не понимает сути дела, даже когда оно уже выполнено, умный же постигает суть дела еще до того, как появятся его первые признаки”. Поэтому негоже обсуждать с народом свои начинания, но можно вместе с ним наслаждаться завершением дел ... Тот, кто рассуждает о высшей добродетели, не станет согласовывать своего мнения с ходячими представлениями; тот, кто добивается великого успеха, не должен советоваться с толпой».
Естественно, что в подобной ситуации возмущение людей политическим руководством прорывается в насильственных действиях с целью свержения правительства(нередко заранее тайно готовятся) . В этих правительству использует негласные (тайные) методы сбора информации об управляемых, а так же заграницей. Исполнение – рофессиональными тайными агентами.
Сведения о настроениях народных масс собирают путем применения метода провокации (агенты вступают спор с людьми критикуя или поддерживая власть, таким образом выявляют тех, кто доволен и недоволен). Информация анализируется на справедливость недовольства. Справедливо недовольных - удовлетворить, а несправедливо недовольных - отделять друг от друга, от гос. аппарата и от врагов гос-ва путем разжигания ссор (в организации нужно столкнуть руководителей и подчиненных, поддерживать слабую сторону, или вообще на время изолировать руководителей – дезорганизация).
Содержит политические советы всем участникам государственного управления, объединенных тем, что «счастье царя - в счастии подданных, в пользе подданных - его польза»:
1. Если руководитель деятелен, то деятельны и его подчиненные. «Корень того, что нужно» для правителя и управляемых – «это напряженность в работе, противоположное - корень вреда».
2. Правитель должен в совершенстве овладеть политическими знаниями, «ибо тот, кто не прошел по сути науку, не может выбрать из массы советов ценные».
3. Принцып равенства - Принадлежащую ему власть правитель «должен применять одинаково как к собственному сыну, так и к своему врагу в соответствии с их поступками».
4. следует бороться с противниками, привлекая все силы(не часть) и средства своих подчиненных.
5. Забота о сохранении жизи, а не богатства - То, что противник может отнять силой, государю надлежит отдать самому из политических соображений.
6. Советнику следует говорить неприятное своему начальнику только наедине, в случае, если начальник слушает его и соглашается с ним.
7. приближенный «должен сообразоваться и хвалить пристрастия» правителя, но «должен стараться препятствовать его порокам», также следует охранять правителя «от козней, проделок и обманов со стороны других».
8. Руководитель государства «пусть не заставляет дожидаться у дверей тех, кто имеет к нему дела. Когда трудно видеть правителя», он не имеет достаточной информации об управляемых и по этой причине допускает ошибки в проводимой им политике.
Билет 4 - Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит