Политические воззрения Джефферсона

Джефферсоннаписал «заметки о штате Вирджиния»,самое его известно произведение Декларация независимости США. В своей работе «Общий обзор прав Британской Америки» обосновывал тезис о необходимости вернуть народу права, полученные по законам природы. Послание было адресовано английскому королю, который характеризовался не больше как главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный властью, чтобы помочь работе сложной гос.машины, поставленной для того, чтобы приносить пользу народу, следовательно он должен быть подвержен контролю со стороны народ. В заметках о штате Виргиния высказывается по вопросу о будущем демократии в Америке. Надеется, что человечество в ближайшем будущем научиться извлекать пользу из всякого права и власти, которыми оно владеет или может принять на себя. Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверять их тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной, судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений. Он убежден, что в будущем коррупция в этой стране, как и в Англии охватит правительство и распространиться на основную массу нашего народа; когда правительство купит голоса народа и заставит его заплатить полной ценой. Надо остерегаться коррупции и тирании, пока они не завладели нами. Джефферсон относил право на свободу вероисповедания к естественным правам и потому непереуступаемых никакому правительству. Республиканские признаки в организации деятельности гос-ва, должны пронизывать все уровни- организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельно взятого прихода (по всем мелким, но в тоже время важным, местным вопросам). Он твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливости в целом меньше, чем от правящего меньшинства. Он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления гос-вом, при которой традиционная аристократия богатства и статуса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

Заметки федералиста»

«Заметки федералиста» агитировавшие народ за принятие конституции. Аргументация – принятие концепции естественных прав, защита свободы, предпринимательства, коммерческого духа, возможности защиты меньшинства от произвола большинства. «Кто владеет страной, тот ей и правит»,-основной постулат федералистов.

Признавалось, что люди изначально поделены на социальные группы. Критерий деления – собственность, неделимая и неотчуждаемая без воли собственника. Федералист отделил общество от мнения народа, то есть общество не всегда выражает мнение народа; мнение народа – абстракция, квинтэссенция естественных прав, оторванная от реальности. На первом месте богатство, меньшинство всегда могло заблокировать мнение бедного большинства.

38. Основы полит. теории И. Бентама.

Б. Относился к либералам, разделял концепцию невидимой руки. Создал сист. Полит. взглядов. Ряд положений этой сист-ы: 1). Говоря о соотношении инт-ов личных с общегос. Отмечал, что гос-во есть некое фиктивное тело, а его инт-сы-это абстрактное выражение, в то вр. как личный инт-с это действительно существующий инт-с. Гос-во сост. из индивидуумов. Часто ущемление инт-ов отдельных лиц болезненно для них и мало ощутимо для остальных. Нужно принимать во внимание инт-сы всех, а не отдельно взятых личностей. Если нарушаем инт-сы 1-го можно нарушить и инт-сы др- это практика. 2). Поведение чел-ка: акты направленные на себя и направленные на др. Для каждого хар-но свое пр. регулирование. Для 1-ого оно должно существенно сдержанное (частная жизнь), для 2-ого- когда индивид причиняет вред др. гражданам. Сист. Гос. органов должна защитить каждого. 3). Цель законодателя – счастье общ-ва. Есть еще 4 второстепенных цели: безопасность, ср-ва к существованию (суть самой гос. вл), довольство и равенство ( это украшение гос. вл.). Гл. цель (по Бентаму)-безопасность. Если гарантированна безопасность личности и им-ва, то идет стихийные непрерывные процесс к равенству ( не только перед законом, но и при распределении матер. и дух. ценностей). Также законодателю следует обеспечить соот-ие законов ожидание народа от закон-ва. Ряд условий: нужно чтобы законы предшествовал ожиданиям; должны быть известны адресату. З.- должны быть писаны и простой язык изложения, соот-ть естественным ожиданиям, последовательно изло жены: последовательность основана на пользе для граждан, должен казаться обязательным для исполнения, необходимо буквальное пони мание норм права. 4)Собственность человека чвл. Созданное законом обладание внешним объектом. Пр. соб-ти нельзя нарушать. Каждый может свободно распоряжаться тем, что ему принадлежит. Говорил о том, что нельзя считать, что большие состояния приобретены нечестным путем ( а значит их нельзя отбирать и отдавать общ-ву). Возможно лишь 2 случая, когда можно ограничить пр. соб-ти: богатые должны часть своих ср-в отдавать охранительному аппарату, необходимо установить налог в пользу бедных (не должен превышать суммы необходимой для покупки предметов 1-ой необходимости).5). Отриц. относится к коммунисти ческим замыслам, ведь нет ничего хуже, чем неопределенной общ-ти им-ва, когда оно никому не принадлежит. А сист. им-ого равенства снижает побуждение к труду. Богатство народа- это сумма богатств его индивиду умов, коммунизм уменьшает это богатство.



Наши рекомендации