Информация. Информационные отношения в кодексе Украины

Вступление

В широком смысле слова информация это сведения о фактах,

событиях, явлениях, происходящих в живом и неживом мире, как сведения об "отраженном разнообразии". Эта категория скорее философская, нежели правовая. Какой бы категорией не была информация, она уже занимает важное место в науке и обходиться без этого понятия, уже невозможно.

Одним из первых явлений, обусловивших формирование информационных отношений и становление информационного права, следует считать применение ЭВМ. В результате применения ЭВМ появилась новая отрасль производства - индустрия информации. Это обеспечило обособление структур, занимающихся различными операциями с исходной информацией (регистрацией, сбором, хранением, обработкой и т.д.), ее агрегированием и созданием (производством) нового продукта. Эта новая отрасль получила статус самостоятельного объекта отношений между людьми.

Обособление различных структур, занимающихся производством информации, ее передачей и распространением на первых этапах их образования вызвало к жизни необходимость установления правового положения вычислительных центров и других организационных формирований, специализирующихся в этой области.

Информационно-вычислительных центров обладали индивидуальной спецификой. К ним нельзя было применить какой-либо традиционный вариант правового статуса, с одной стороны, а с другой, эта специфика выражалась помимо всего прочего еще и в не материальности продукции их производственной деятельности - информации.

Неопределенность статуса названных нетрадиционных субъектов права и

результатов их деятельности, была устранена Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1977 г., распространившим на информационно-вычислительные центры, находящиеся на самостоятельном балансе, действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

Информация. Информационные отношения в кодексе Украины.

Под информацией настоящий Закон понимает документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в обществе. государстве и окружающей природной среде.

Закон устанавливает общие правовые основы получения, использования, распространения и хранения информации, закрепляет право личности на информацию во всех сферах общественной и государственной жизни Украины, а также систему информации, ее источники, определяет статус участников информационных отношений, регулирует доступ к информации и обеспечивает ее охрану, защищает личность и общество от ложной информации.

Действие настоящего Закона распространяется на информационные отношения, возникающие во всех сферах жизни и деятельности общества и государства при получении, использовании, распространении и хранении информации.

Законодательство Украины об информации составляют Конституция Украины, настоящий Закон, законодательные акты об отдельных отраслях, видах, формах и средствах информации, международные договоры и соглашения, ратифицированные Украиной, принципы и нормы международного права.

Основными принципами информационных отношений являются:

• гарантированность права на информацию;

• открытость, доступность информации и свобода ее обмена;

• объективность, достоверность информации;

• полнота и точность информации;

• законность получения, использования, распространения и хранения информации.

Государственная информационная политика — это совокупность основных направлений и способов деятельности государства по получению использованию, распространению и хранению информации.

Главными направлениями и способами государственной информационной политики являются:

• обеспечение доступа граждан к информации;

• создание национальных систем и сетей информации;

• обеспечение эффективного использования информации;

• содействие постоянному обновлению, обогащению и хранению национальных информационных ресурсов;

• создание общей системы охраны информации;

• содействие международному сотрудничеству в области информации и гарантирование информационного суверенитета Украины.

Государственную информационную политику разрабатывают и осуществляют органы государственной власти общей компетенции , а также соответствующие органы специальной компетенции.

Субъектами информационных отношений являются: граждане Украины; юридические лица; государство. Субъектами информационных отношений в соответствия с настоящим Законом могут быть также другие государства, их граждане и юридические лица, международные организации и лица без гражданства.

Объектами информационных отношений является документированная или публично оглашаемая информация о событиях и явлениях в области политики, экономики, культуры, здравоохранения, а также в социальной, экологической, международной и иных сферах. (С изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1642-III от 06.04.2000).

Все граждане Украины, юридические лица и государственные органы имеют право на информацию, предусматривающее возможность свободного получения, использования, распространения и хранения сведений, необходимых им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов, осуществления задач и функций.

Реализация права на информацию гражданами, юридическими лицами и государством не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и иные права, свободы и законные интересы других граждан, права и интересы юридических лиц.

Каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, касающейся его лично, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Право на информацию обеспечивается:

• обязанностью органов государственной власти, а также органов местного и регионального самоуправления информировать о своей деятельности и принятых решениях;

• созданием в государственных органах специальных информационных служб или систем, обеспечивающих в установленном порядке доступ к информации;

• свободным доступом субъектов информационных отношений к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам; ограничения этого доступа обусловливаются лишь спецификой ценностей и особыми условиями их сохранности, определяемыми законодательством;

• созданием механизма осуществления права на информацию;

• осуществлением государственного контроля за соблюдением законодательства об информации;

• установлением ответственности за нарушение законодательства об информации.

Наши рекомендации