Тема 2. Краткая история русской правовой мысли
1. Древняя и средневековая русская политическая мысль.
2. Философия права Русского Просвещения.
3. Радикализм.
4. Консерватизм.
5. Либерализм.
6. Философия права русской эмиграции.
1) Древнерусская правовая и социально-политическая мысль содержала общие для всех патриархальных обществ идеи: неравенство лиц перед властью и законом, зависимость прав и обязанностей лица от его статуса, приоритет церковного или властного веления над законом, активное участие церкви в общественной жизни.
Гуманистическая концепция, нарисованная, что делает ее еще более яркой, в условиях набегов воинственных соседей и княжеских раздоров, содержится в «Молении» Даниила Заточника (к.ХII-н.ХIII вв.) Образ «Царя-Грозы», который войдет и в книжную ученость, и в практику Московской Руси встречается у Даниила. Но сила власти направлена на защиту государства и подданных.
Консервативный вариант теории естественного права разработан нестяжателями – Нилом Сорским (1433 – 1508), Вассианом Патрикеевым (н. XVI в.), Максимом Греком (умер в 1556г.), Феодосием Косым (сер.XVIв.), Федором Карповым (к.XV-н.XVIвв.). Идеи нестяжания, т.е. отказа от церковной собственности, разделения сфер влияния церкви и государства, обращение не к идеям византийской государственности, а к мистическому опыту византийских монахов-исихастов, т.е. молчальников, сторонников негативного богословия, внерационального единения с Божеством, позволяют рассматривать эту модель как отдаленную предтечу нравственной проповеди русского консерватизма.
«Государственники» русского средневековья – Иосиф Волоцкий (1439-1515), Филофей Псковский (1460-е гг.-1542) Зиновий Оттенский (пер.пол.XVIв.) отстаивали своеобразный «правовой этатизм». Сильная централизованная государственность – это возможность развития страны. Отношения церкви и государства строятся по принципу «симфонии», т.е. созвучия, согласия властей. Полновластие монарха ограничивается сословно-представительными учреждениями не по закону, а по обычаю, власть монарх творит по правде и справедливости. К этой же традиции принадлежат Иван Семенович Пересветов (сер.XVIв.), фактически предложивший Ивану IV Васильевичу вошедшее в историю прозвище «царь-гроза», «первый русский диссидент-эмигрант» Андрей Михайлович Курбский (1528-1583), Иван Тимофеев (пер.четв.XVIIв.), четыреста лет назад увидевший исток Смуты в неправовом характере действий власти и настаивающий на том, что полновластный легитимный монарх в условиях династического кризиса получает власть из рук народа.
2) В этой «либерально-консервативной» парадигме «правового этатизма» работали и теоретики Просвещенной монархии во вт.пол.XVII-XVIIIвв. Симеон Полоцкий (1629-1680), Юрий Крижанич (1618-1683) прямо настаивали на правовом абсолютизме: монарх-самодержец правит вне конституции, но уважает данную Богом естественную справедливость, самообязывает и себя, и всех служилых людей собственными установлениями. Политические мыслители петровской эпохи - Феофан Прокопович (1681-1736), Василий Никитич Татищев (1686-1750), Иван Тихонович Посошков (1652-1726), не отвергая, при том, что они могли временами попадать в опалу у правящих самодержцев, концепцию Просвещенной монархии, высказывали идеи договорной природы взаимоотношений монарха и подданных, настаивали на уважении со стороны монархов к естественным правам, дарованным Богом. В к.XVIII-XIХвв. сформировались три ведущие философско-правовые парадигмы - радикализм, либерализм, консерватизм.
3) Радикализм – своеобразный ответ аристократической и разночинной интеллигенции на неприкрытую реакционность режима, бюрократии, элиты. Александр Николаевич Радищев (1749-1802) принес на русскую почву радикально-буржуазные, революционно-демократические идеи, почерпнутые при прочтении Ж.-Ж.Руссо.
Политико-правовая программа декабризма состоит из двух широко известных текстов – «Русской правды» П.И. Пестеля и «Конституции» Н.М. Муравьева. Не будучи «генетически» связан с французским радикализмом, Павел Иванович Пестель (1793-1826), русский аристократ, боевой офицер, занимал своеобразную политико-реалистическую позицию: преобразования в отсталой стране должна проводить сильная власть. Впрочем, Пестель видит Россию впоследствии республикой. Никита Михайлович Муравьев (1796-1843) широко использует вполне здравые заимствования: монархия и выборные палаты построены по «английскому образцу», для активного и пассивного избирательного права требуется имущественный ценз, как было в ту пору и во всей Европе, последовательно проведен принцип разделения властей.
Революционный демократизм (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и др.) проповедовал социально-утопические конструкции. Но и его идеологи, являвшиеся, в большинстве, участниками политической борьбы в пореформенной России, отстаивали, фактически, радикальный вариант буржуазных преобразований.
У народничества семидесятых-восьмидесятых годов XIХв. (П.Л. Лавров, П.Н.Ткачев) единство социально-утопических и революционно-демократических (радикально-буржуазных, по сути) идей позволило выстроить своеобразную парадигму «русского популизма», левой идеологии для общества отстающего буржуазного развития. Достижение европейских ценностей (рационализм, гуманизм, демократизм, выборность власти и ее ответственность перед согражданами, социальная справедливость), по мнению народников, возможно с опорой на сложившиеся и явно принадлежащие традиционному обществу нормы и институты (коллективизм, соборность, общинно-уравнительный социализм, небуржуазность, неприятие богатства и успеха).
В народничестве сложилась и еще одна концепция – русский анархизм. Позаимствовав у П.-Ж.Прудона концепцию ненужности государства, Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) и Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) построили утопичную модель анархофедерализма и анархокоммунизма. Внегосударственное и внеправовое общество существует как конфедерация самоуправляемых территориально-производственных общин (коммун).
Русский вариант ортодоксальногомарксизма разработал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918), который начинал как участник народнического движения. В духе всей левой интеллектуальной традиции XVIII-XIХвв. Г.В.Плеханов отстаивал идеи прямой демократии-панархии, т.е. всевластия народа. В ходе революционных событий Плеханов и еще один видный теоретик русского меньшевизма Ю.О.Мартов отрицали большевистскую идею диктатуры, признав, фактически, вслед за европейской социал-демократией, ценность парламентаризма.
Иная позиция русских левых – совмещение отдельных положений революционной версии марксизма и народнического популизма была предложена большевиками, поддержанными, в ряде случаев, и самими неонародниками (эсерами). Идея диктатуры пролетариата, почерпнутая у самого К. Маркса, превратилась у позднего В.И.Ленина в модель левого авторитаризма, основной исторической задачей которого и должна была стать модернизация отсталой, не вышедшей, во многих аспектах, из патриархальщины, страны.
4) Русский консерватизм не имеет одного непосредственного источника. Собственно консервативную модель разработали параллельно с отцами европейского консерватизма и независимо от него публицист Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790) и классик отечественной историографии Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
Создателями нового и, в какой-то мере, новейшего русского консерватизма считают ранних славянофилов. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Юрий Федорович Самарин (1819-1876) в своей историософской концепции решительно отвергли петровские реформы не просто как примитивное заимствование, разрушившее традиционный уклад русской жизни, ничего не дав взамен. Как и западноевропейские консерваторы, они не принимали рационалистические идеи переустройства общественной жизни.
Положительно относился к освобождению крестьян ведущий теоретик неославянофильства Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). В основе его политического проекта лежит красивая историософская модель – первая из концепций локальных цивилизаций. Ультраконсервативные выводы из схемы развития культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского сделал Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).
5) Русский либерализмимеет несколько теоретических источников. Во-первых, идеи свободы, справедливости, гуманизма, ограничения власти требованиями Божьей или естественной справедливости встречались в древней и средневековой русской философии права. Вторым источником стали идеи просвещенной монархии, осторожно высказывавшиеся даже некоторыми представителями верхов. И, наконец, в становлении русской либеральной традиции несомненна роль заимствований. Последовательно либеральный вариант концепции Просвещенной (истинной) монархии предложен еще в XVIIIв. Я.П.Козельским и С.Е.Десницким.
Русский либерализм прошел в XIХ-н.ХХвв. три фазы. Правительственный либерализм пер.четв.XIХв. стал прямым наследником теории и, в какой-то мере, практики просвещенной монархии (Екатерина II, Александр I). Консервативный либерализм как целостная историософская и политико-правовая модель сформировался в пореформенный период. Новый или социальный либерализм появился в н.ХХв.
Ведущими представителями правительственного либерализма были Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Николаевич Новосильцов. Модель реформ, предложенная М.М. Сперанским, - это плавное преобразование России в конституционную монархию. Указать на самостоятельную роль общества в возможных преобразованиях смогли либеральные западники тридцатых-сороковых годов XIХв.
Западничество, а впоследствии вся освободительная общественная мысль и практика, распадалось на два крыла – революционные демократы и либералы. Один из видных либералов-западников Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855), разделяя общую предшествующую либеральную традицию – постепенное самоограничение самодержавия октроированной конституцией и плавная отмена крепостничества «сверху», указывает на существование саморазвития общества, сложность и противоречивость идущего часто вне зависимости от воли и царей, и народов исторического процесса.
Фактически в парадигме умеренного западничества сложилась так называемая «государственная» (юридическая, государственническая) школа отечественной историографии и юриспруденции (К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин). Согласно их концепциям, Россия – это социокультурный тип, не отличающийся от Запада по направленности исторического прогресса: к расширению образования, достатка, свободы лиц, утверждению частной собственности и конституционализма. Но реалии исторического развития Руси предопределили два взаимосвязанных момента: отсталость и гипертрофированную роль государства.
На рубеже ХIХ-ХХвв. в России, как и на Западе, формируется новый или социальный либерализм. Предшественником и социального, и христианского либерализма является, на наш взгляд, политико-правовая концепция великого русского философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). При этом, выдающийся русский мыслитель и социолог считает, что каждое лицо наделено не только негативными (собственность и неприкосновенность частной жизни), но и позитивными правами на «некоторые положительные услуги» (формула принадлежит не Вл.Соловьеву, а видному немецкому юристу позитивистского толка Г.Еллинеку) со стороны общества и государства.
В рамках отечественного социального либерализма получают распространение, как концепция возрожденного естественного права (В.М.Гессен, Б.А.Кистяковский, Е.Н.Трубецкой), так и эмоционализм (Петражицкий), а также модель правовой солидарности. Государство и право рассматриваются великим русским социологом М.М.Ковалевским, как своеобразные функции общественной солидарности: право – порождение солидарности, государство – гарант уважения требований солидарности всеми лицами и группами.
В эмиграции законченную модель социальных прав каждого лица сформулировал видный русский ученый и педагог Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950). С.И. Гессен уже после Второй мировой войны принимал участие в разработке Всеобщей декларации прав человека.
6)В целом,отечественныеэмигрировавшие авторы, даже вышедшие из либерализма, предпочитали разрабатывать консервативную политико-правовую философию. Общая логика евразийства - Россия превращается в особый евразийский (отсюда название доктрины) социокультурный тип, противостоящий и Западу, и Востоку. Сборник статей группы авторов-эмигрантов «Смена вех» (1921) провозглашал отказ от противоборства с Советской властью. Модель неомонархизма, «правового авторитаризма», как единственного спасения от антидемократизма левого предложил Иван Александрович Ильин (1883-1954).