Занятие 1. Доисторическая Европа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное

Учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

___________

А. Б. Гехт, О. А. Яковлев

История стран Европы

Часть I

(с древнейших времён до Новейшего времени)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СПбГУТ )))

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК

ББК

П

Рецензент

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и регионоведения

Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

Е.А. Терентьева

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГУТ

в качестве учебно-методического пособия по выполнению самостоятельной работы студентов

  Гехт, А. Б.
П История стран Европы: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов / А.Б. Гехт, О.А.Яковлев. – СПб.: Издательство СПбГУТ, 2014. –   Пособие включает комплекс методических рекомендаций к практическим занятиям. Написано в соответствии с программой дисциплины «История стран Европы». Предназначено для бакалавров первого курса по направлению подготовки очной формы обучения: 41.03.01 Зарубежное регионоведение.

УДК

ББК

© Гехт А. Б., Яковлев О.А., 2014

© Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1. Древнейшая история Европы. …………………….……………….… 4

Занятие 1. Доисторическая Европа …………………………………………….. 4

ТЕМА 2. Европа в античную эпоху. ………………………………………....… 6

Занятие 2. Древняя Греция и Римская империя в античную эпоху ………..… 6

ТЕМА 3. Страны Европы в эпоху Средневековья. ………………………....… 8

Занятие 3. Раннее средневековье ………………………………………………. 8

Занятие 4. Классическое средневековье ……………………………………… 11

Занятие 5. Позднее средневековье ……………………………………………. 14

ТЕМА 4. Страны Европы в Новое время. ……………………………….…… 17

Занятие 6. Буржуазные революции в Европе ………………………………... 17

Занятие 7. Завершение процесса формирования национальных государств в Европе …………………………………………………………………………... 21

Занятие 8. Завершение процесса создания колониальных империй, завершение раздела мира ……………………………………………………… 25

Занятие 9. Общественно-политическое развитие Европы XIX-нач.XX в. … 28

Занятие 10. Европа в годы Первой мировой войны …………………………. 32

Тема 1. Древнейшая история Европы.

Занятие 1. Доисторическая Европа

План:

1. Древнейшее население Европы. Европа в каменном веке.

2. Неолитическая революция.

3. Первое великое переселение народов - расселение индоевропейских племен.

Литература.

Основная:

1. Поляк Г. Б.Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник / Поляк Г. Б. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 887 с.

2. Самыгин П. С. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 573 с.

Дополнительная:

1. История Европы с древнейших времен до наших дней. Том I. Древняя Европа/ Под ред. Е.С. Голубцова - Москва, Наука, 1988. - 704 с.

2. Дэвис Н. История Европы. Пер. с англ. Т. Б. Менской – М.,«ACT», 2005–943 с.

При подготовке к первому вопросу практического занятия следует обратить внимание на то, что древнейшее население Европы появилось в эпоху древнего каменного века (палеолита). В период ледникового периода в Европе был распространен вид человека, который принято называть неандертальским человеком (неандертальцем), уже относившегося к Homo Sapiens – Человеку Разумному. Согласно последним научным данным, представители нового вида человека – кроманьонцы, относившиеся к Homo Sapiens Sapiens – появились в Европе примерно 45 тысяч лет назад. Примерно 5 тысяч лет неандертальцы и кроманьонцы обитали на одной территории, но около 40 тысяч лет назад неандертальцы исчезли. Тем не менее, в геноме современных людей ученые находят ДНК неандертальцев, что указывает на неоднократное скрещивание представителей двух видов человека.

Рассматривая второй вопрос практического занятия, важно уяснить что неолитической революцией называют переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, произошедший в период нового каменного века (неолита), который в разных регионах Европы датируется с VII по II тысячелетия до н.э. Постепенно кочевой образ жизни сменяется оседлым, появляются первые поселения. Систематическое производство зерновых культур и животноводство способствовали росту численности населения, что позволяло осваивать новые территории европейского континента.

В процессе изучения материалов третьего вопроса практического занятия учтите, что в III тысячелетии до н.э. происходят важные изменения в этнокультурной карте древней Европы. В этот период новые племена, известные как индоевропейцы, расселяются по территории Европы. Современные ученые высказывают различные гипотезы о прародине этих племён. Доиндоевропейское население сохранялось на протяжении длительного времени в ряде труднодоступных регионов Европы. Из народов, населяющих современную Европу, ученые выделяют басков (этнос, населяющий склоны Пиренеев в современных Испании и Франции), этнически и лингвистически отличных от прочих европейцев. Современные народы, населяющие Европу, относятся в основном к двум крупным языковым семьям. Первая - индоевропейская (германская, романская, кельтская, славянская, балтская языковые группы). Вторая, урало-самодийская языковая семья, в Европе представлена в основном финно-угорской группой, к которой относятся финны, эстонцы, венгры, саамы и т. д.

Наши рекомендации