Занятие 1. Доисторическая Европа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное
Учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ
им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
___________
А. Б. Гехт, О. А. Яковлев
История стран Европы
Часть I
(с древнейших времён до Новейшего времени)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СПбГУТ )))
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
УДК
ББК
П
Рецензент
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и регионоведения
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Е.А. Терентьева
Утверждено редакционно-издательским советом СПбГУТ
в качестве учебно-методического пособия по выполнению самостоятельной работы студентов
Гехт, А. Б. | |
П | История стран Европы: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов / А.Б. Гехт, О.А.Яковлев. – СПб.: Издательство СПбГУТ, 2014. – Пособие включает комплекс методических рекомендаций к практическим занятиям. Написано в соответствии с программой дисциплины «История стран Европы». Предназначено для бакалавров первого курса по направлению подготовки очной формы обучения: 41.03.01 Зарубежное регионоведение. |
УДК
ББК
© Гехт А. Б., Яковлев О.А., 2014
© Федеральное государственное образовательное
бюджетное учреждение высшего профессионального
образования «Санкт-Петербургский государственный
университет телекоммуникаций
им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Древнейшая история Европы. …………………….……………….… 4
Занятие 1. Доисторическая Европа …………………………………………….. 4
ТЕМА 2. Европа в античную эпоху. ………………………………………....… 6
Занятие 2. Древняя Греция и Римская империя в античную эпоху ………..… 6
ТЕМА 3. Страны Европы в эпоху Средневековья. ………………………....… 8
Занятие 3. Раннее средневековье ………………………………………………. 8
Занятие 4. Классическое средневековье ……………………………………… 11
Занятие 5. Позднее средневековье ……………………………………………. 14
ТЕМА 4. Страны Европы в Новое время. ……………………………….…… 17
Занятие 6. Буржуазные революции в Европе ………………………………... 17
Занятие 7. Завершение процесса формирования национальных государств в Европе …………………………………………………………………………... 21
Занятие 8. Завершение процесса создания колониальных империй, завершение раздела мира ……………………………………………………… 25
Занятие 9. Общественно-политическое развитие Европы XIX-нач.XX в. … 28
Занятие 10. Европа в годы Первой мировой войны …………………………. 32
Тема 1. Древнейшая история Европы.
Занятие 1. Доисторическая Европа
План:
1. Древнейшее население Европы. Европа в каменном веке.
2. Неолитическая революция.
3. Первое великое переселение народов - расселение индоевропейских племен.
Литература.
Основная:
1. Поляк Г. Б.Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник / Поляк Г. Б. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 887 с.
2. Самыгин П. С. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 573 с.
Дополнительная:
1. История Европы с древнейших времен до наших дней. Том I. Древняя Европа/ Под ред. Е.С. Голубцова - Москва, Наука, 1988. - 704 с.
2. Дэвис Н. История Европы. Пер. с англ. Т. Б. Менской – М.,«ACT», 2005–943 с.
При подготовке к первому вопросу практического занятия следует обратить внимание на то, что древнейшее население Европы появилось в эпоху древнего каменного века (палеолита). В период ледникового периода в Европе был распространен вид человека, который принято называть неандертальским человеком (неандертальцем), уже относившегося к Homo Sapiens – Человеку Разумному. Согласно последним научным данным, представители нового вида человека – кроманьонцы, относившиеся к Homo Sapiens Sapiens – появились в Европе примерно 45 тысяч лет назад. Примерно 5 тысяч лет неандертальцы и кроманьонцы обитали на одной территории, но около 40 тысяч лет назад неандертальцы исчезли. Тем не менее, в геноме современных людей ученые находят ДНК неандертальцев, что указывает на неоднократное скрещивание представителей двух видов человека.
Рассматривая второй вопрос практического занятия, важно уяснить что неолитической революцией называют переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, произошедший в период нового каменного века (неолита), который в разных регионах Европы датируется с VII по II тысячелетия до н.э. Постепенно кочевой образ жизни сменяется оседлым, появляются первые поселения. Систематическое производство зерновых культур и животноводство способствовали росту численности населения, что позволяло осваивать новые территории европейского континента.
В процессе изучения материалов третьего вопроса практического занятия учтите, что в III тысячелетии до н.э. происходят важные изменения в этнокультурной карте древней Европы. В этот период новые племена, известные как индоевропейцы, расселяются по территории Европы. Современные ученые высказывают различные гипотезы о прародине этих племён. Доиндоевропейское население сохранялось на протяжении длительного времени в ряде труднодоступных регионов Европы. Из народов, населяющих современную Европу, ученые выделяют басков (этнос, населяющий склоны Пиренеев в современных Испании и Франции), этнически и лингвистически отличных от прочих европейцев. Современные народы, населяющие Европу, относятся в основном к двум крупным языковым семьям. Первая - индоевропейская (германская, романская, кельтская, славянская, балтская языковые группы). Вторая, урало-самодийская языковая семья, в Европе представлена в основном финно-угорской группой, к которой относятся финны, эстонцы, венгры, саамы и т. д.