Форма государственного устройства. Форма государственного устройства – это политико-правовая категория, которая характеризует государства на составные части по политическому
Форма государственного устройства – это политико-правовая категория, которая характеризует государства на составные части по политическому, административно-территориальному признаку, взаимодействие частей государства между собой и с центральными органами. По форме государственного устройства государства подразделяют на: Унитарные – единое целое образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают.
Признаки унитарного государства: 1. Единые и общие для всей страны высшие представительные, судебные и исполнительные органы.2. Действует одна конституция и одно законодательство.3. Единая налоговая и кредитная политика.4. Составные части унитарного государства суверенитетом не обладают.5. Всю внешнеполитическую деятельность осуществляют центральные органы власти.
Унитарные государства бывают: 1. Централизованные ( все чиновники на места назначаются из центра ) 2. Децентрализованные ( все чиновники назначаются местным населением ) 3. Частично централизованные ( часть чиновников назначается, другая часть избирается местным населением )
Сложные ( федерация, конфедерация, сообщество )Федерация представляет собой добровольные обледенения нескольких ранее самостоятельных государственных образовании в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство не однородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, вместе с тем можно выделить наиболее общие черты:
1. Организация государственной власти и системы органов определяется федеральным законодательством.2. На федеральном уровне функционируют общие для всей страны властные структуры, предписания которых обязательны для вех субъектов.3. Разграничение предметов ведения и компетенции между центральными органами и субъектами осуществляется федеральным законодательством.4. Субъекты федерации обладают собственным законодательством могут иметь право принять свою конституцию.5. Субъекты федерации имеют свои судебные органы.6. Могут обладать одинаковым политическим и правовым статусом, но могут быть и не равноправными.7. Субъекты федерации представлены в федеральных органах государственной власти. На ряду с единым союзным гражданством может существовать и гражданство субъектов федерации.
8. Территория федерации состоит из территории ее субъектов. 9. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют центральные органы, но и субъекты федерации могут осуществлять такую деятельность.
Так же федерации строятся по территориальному, национальному и смешанному признаку.
1) Территориальная федерация – строится без учета национального состава населения, она характеризуется значительным ограничением суверенитета, их деятельность различна, они не имеют права представительства в международных организациях.2) Национальная федерация – образуется с учетом национального состава населения, субъекты такой федерации имеют реальную возможность оказывать влияние на политику центра и обладают значительными полномочиями, имеют право представительства в международных организациях.
Так же федерации подразделяются на : - автономные - союзные – семетричные - асемитричные
Всего в мире насчитывается 23 федерации, из них 7 федерации в Европе и 4 а Азии.
Конфедерация – временный союз государства, исключающий политическую централизацию и созданный для обеспечения их интересов. При этом члены конфедерации полностью сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерация может иметь свои общее законодательные исполнительные органы, но акты этих органов приобретают юридическую силу, только после ратификации всех субъектов конфедерации. Ратификация – утверждение парламентом. Конфедерации не долговечны. Содружество – это редкое объединение государств
Политико-правовой режим
Демократический политический режим . Это такой режим правления, в котором законодательная власть представлена коллегиальным органом избранным народом. Осуществляются и гарантируются закрепленные законодательством, широкие личные политические и экономические права и свободы граждан. Так же предусматривается прямое участие населения в решений государственных вопросов, утверждается верховенство права, присутствует независимое правосудие, не допускается господство какой-либо идеологии, так же свободно действуют различные партий за исключением тех, которые запрещены законом.
Для демократического режима характерно: Свобода личности в сфере экономики; Гарантированность прав и свобод гражданина; Наличие эффективных механизмов прямого воздействия населения на характер государственной власти; Личность защищена от произвола и беззакония; Реальное разделение властей; В одинаковой мере учитываются интересы меньшинства и большинства; Методы осуществления государственной власти обеспечивают компромиссы между различными интересами.; Плюрализм мнений ;Государственный режим базируется на законах; Государственная поддержка местного самоуправления Запрещается : 1) Узурпация государственной власти2) Создание тайных военизированных организаций 3) Использование насилия в борьбе за государственную власть
Антидемократический политический режим . Органы государственной власти ущемляют личность и ее право.; Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни; Огосударствление всех общественных объединений; Жесткие меры к инакомыслящим; Примат государства над правом; Милитаризация общественной жизни; Игнорирование интересов национальных меньшинств; Не учитываются особенности религиозных убеждений населения
Авторитарный Политический режим: Власть осуществляет поддержку близких режиму организаций; Осуществляется поддержка тех партий, которые принимают установленную властями государственную идеологию; Оппозиция допускается в тех приделах когда её деятельность не затрагивает осуществление государственной власти; Используются выборы и референдумы, но они не имеют решающего значения, их результаты предопределены; Местное самоуправление ограничено, власть принадлежит назначенным чиновникам; Разделение властей упомянутых в конституции, на деле преобладает исполнительная власть. Она издает акты имеющее силу закона; У населения нет реальной возможности оказывать влияние на решение государственной власти; Большинство чиновников назначается на важные посты из ближнего окружения главы государства; Власть к консенсусам и компромиссам не прибегает ;Права и свободы граждан упомянутых в конституции, на деле же существует разрешительный порядок их использования; Для разгона нежелательных демонстраций используется вооруженные силы; Широко используется метод принуждения; Может вводиться чрезвычайное положение; Деятельность нежелательных партий может приостанавливаться
Тоталитарный политический режим: Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя библия. - Но наличие одной из нескольких этих причин еще не достаточно для тоталитарного режима. Так же тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Итак Тоталитарный режим подразделяется на : - Пост тоталитарный; - Чисто тоталитарный Пост тоталитарный режим – это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.
Чисто тоталитарный режим: Коммунизм; Фашизм; Национал-социализм. 1.Коммунизм – В отличие от других разновидностей, в большей степени выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и следовательно всякой автономии личности. 2. Фашизм – это правоэкстремистское политическое движение. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной этнической почве. Фашизм выражает: Интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку. Эти круга стремились использовать их для подавления революционных выступлении трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене. 3. Национал-социализм – цели этого политического движения, это мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. В отличие от коммунистических систем, где агрессивность направлена прежде всего внутрь, против собственных граждан, то здесь же наоборот – агрессивность направлена на, другие народы.
14. Функции гос-ва: понятие, классификация, содержание
Социальное назначение и задачи государства проявляются в его функциях.
Преобладающей точкой зрения, в юридической литературе, является та точка зрения в соответствий с которой под функциями государства понимают
1.Основные направления государственной деятельности.
Под функцией государства принято понимать, основные направления его деятельности по решению главных задач в данный исторический период, в которых выражается его сущность и социальное значение.
Для функций любого государства характерно, то что без их осуществления на данном историческом этапе, государство обойтись не может.
От функции государства следует отличать функции его отдельных органов.
Функции отдельного государственного органа – это такие направления деятельности, которые соответствуют социальному назначению именно этого органа.
При осуществлении функции государства, в той или иной степени, участвуют все государственные органы.
Так же функций государства следует отличать и от видов государственной деятельности, которая имеет вспомогательное значение и осуществляется структурными подразделениями государственных органов.
Функций государства осуществляются в определенных правовых формах, а именно:
- Правотворческая; - Правоисполнительная; -Правоохранительная
Каждая функция государства имеет свое определенное содержание, которое показывает, что делает государство и какие вопросы оно решает. Но содержание функции государства может изменятся в связи с изменениями происходящими в обществе.