Первая песнь Ис. 42, 1-9. О кротком Отроке Господнем
В стт. 1-9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющим прийти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих Его, а также об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке: Вот Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд".
Согласно Евангелию от Матфея (12, 15-21) это пророчество относится к Личности и служению Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который пришел на землю в смиренном облике человека, по выражению ап. Павла, "приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Филипп, 2, 6-7). Но греческие переводчики, добавившие к оригинальному тексту 1-го стиха слова "Иаков" и "Израиль", очевидно относили это пророчество к ветхозаветному Израилю как хранителю и проповеднику истинной религии. Этих добавлений греко-славянской Библии нет в Ев. от Матфея, где текст Ис. 42, 1-4 цитируется как пророчество, исполнившееся на Иисусе Христе.
Выражение "которого Я держу за руку" - указывает на божественное содействие и руководство, и подчеркивает особую близость Бога Отца к Своему Отроку.
Слова "Положу Дух Мой на Него" - содержат мысль о ниспослании Рабу Господню харизматических даров. Полнее эта мысль выражена в параллельном месте (Ис. 11, 2), где говорится о семи дарах Святаго Духа, почивающих на Мессии, Потомке Иессея.
Обладая полнотой даров Св. Духа, Раб Господень "возвестит народам суд", т.е. даст народам Новый Закон (см. ст. 4), за исполнение или неисполнение которого они будут ответственны. Древнееврейский термин "мешнат", переведенный словам "суд", в данном месте употреблен в смысле религиозного учения, истинной религии. Итак, Раб Господень в 1 ст. предстает пред нами как Богочеловек, носитель харизматических даров, законодатель и основоположник истинной религии, обладающий правом чудес над всеми людьми (ср. Мф. 28, 18).
Стт. 2-3. Здесь изображается характер проповеднической деятельности Раба Господня. Отличительные свойства Его проповеди: величайшая кротость, смирение и милосердие в отношении к людям. Он не будет возвышать голоса, стараясь громкой и напыщенной речью привлечь общее внимание, как делают это риторы, тщеславные проповедники, подобные книжникам и фарисеям времен Спасителя. "Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать Его на улицах" - т.е. сила воздействия Его проповеди будет основана не на эффекте красноречия, а на внутренней убежденности в истинность своей речи. "Истинно, истинно говорю вам" - такими словами неоднократно предварял Господь Свою проповедь.
Ст. 3. "Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд - поистине". Этот стих - образное выражение, характеризующее отношение Раба Господня к грешникам. "Надломленная трость" и "курящийся лён", т.е. тлеющий льняной фитиль, здесь - образы людей слабых в религиозно-нравственном отношении и, в особенности, ослабевших в борьбе с грехом, но еще не утративших в себе искры веры и добра и не дошедших до полного отчаяния или неверия. В отношении ко всем таким людям, крайне нуждающимся в помощи и руководстве, Отрок Господень проявит Свою беспримерную милость в том, что не отринет их от Себя, но с любовью и кротостью уврачует их душевные недуги. Самая малая искра веры и добра в людях обратит на себя Его внимание, и Он не допустит ей погаснуть.
Ст. 4. Он не ослабеет и не потерпит неудачи в Своем скромном по внешности, но спасительном служении, которое Он осуществит до конца. "Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его (слав. "на имя Его") будут уповать острова (слав. "языцы" = народы). Распространение среди языческих народов нового закона, на который они будут уповать, несомненно, мессианская черта этого пророчества.
Исполнение рассмотренного пророчества (Ис. 42, 1-4) на Иисусе Христе засвидетельствовано св. ев. Матфеем (Мф. 12, 16-21).
Стихи 5-9 являются более подробным развитием пророчества 1-4 стихов.
Ст. 6. Выражение: "Я, Господь, призвал Тебя в правду", значит - определил действовать ради торжества божественного правосудия и для водворения в мире правды. Слова "и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников" определяют значение и объем мессианского служения Отрока Господня. Его служение как устроителя Нового Завета, по смыслу пророчества, будет подобно служению Моисея - строителя Ветхого Завета, но объем служения Мессии - несравненно больше. Завет Моисея обнимал лишь один еврейский народ, завет же Мессии распространяется на всех язычников. Указание на Отрока Господня как на Посредника Нового Завета Бога с людьми неоднократно встречается как у Исаии, так и у других пророков (Ис.49, 6-8; 51, 4; 53, 1-2; 50, 10-11; 59, 20; 60, 1-5; Иерем. 31, 31-34).
Последнее выражение 6 ст.: "Поставлю Тебя... во свет для язычников" св. Симеон Богоприимец повторил в отношении к Иисусу Христу: "Свет к просвещению язычников" (Лк. 2, 32). Предсказания о Мессии как Свете - один из излюбленных образов, который многократно употребляется в кн. Исаии в отношении к Мессии (2, 2-4);(9, 1-7; 49, 6-8; 51, 4 и др.). Образ света прекрасно выражает мысль о духовном просвещении и возрождении язычников через Мессию Христа и Его Евангельское учение. Он имеет широкое употребление в Новом Завете (Мф. 4, 16; Лк. 2, 32; Деян. 13, 47; 26, 18; Рим. 16, 2 и др.).
Ст. 7. "чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящий во тьме - из темницы". Слепые и сидящие во тьме - образы, характеризующие духовное состояние ветхозаветного человечества до Христа. Мессия придет на землю, чтобы исцелить больное грехом человечество от духовно-нравственной слепоты, вывести его из тьмы заблуждений и пороков на широкий простор света истины и чистоты (ср. параллельные этому пророчеству места: 9, 2 - о народе, ходящем во тьме и живущем в стране тени смертной; в 35, 5-6 - о наступлении мессианских времен, когда глухие услышат и глаза слепых прозреют; особенно в 61, 1 - предсказание, истолкованное Иисусом Христом в Назаретской синагоге в приложении к Своему служению (Лк. 4, 18).
Исполнение этого пророчества многократно засвидетельствовано в Евангелии (Мф. 11, 4-5; Лк. 4, 17 и мн. др.). Кроме того, в свете слов 1-го послания ап. Петра (1 Петр. 3, 19) под "сидящими в темнице" можно понимать души всех умерших, находящихся до Христа в аду - духовной темнице и ожидавших своего Избавителя.
Стт. 8-9 содержат мысль о непременном исполнении предсказания, ибо этого требует ревность Божия о славе Своего имени. Все, что было предсказано раньше, исполнилось, - говорит пророк, и то, что возвещается о будущем, следовательно, исполнится. Ссылка на исполнившиеся прежде пророчества должна была иметь для современников Исаии утешительное значение и служить залогом осуществления в будущем и пророчества об Отроке Господнем - Спасителе человечества.
Стт. 10-17 - песнь избавления. Радость обратившихся язычников.
Стт. 18-25 - речь пророка о духовном ослеплении Раба Господня - Израиля, за что Господь "излил на них (евр. народ ярость гнева Своего"). Пророк разъясняет, что бедствие его народа вызвано его грехами, а не является неизбежной судьбе небольшого народа, разоренного завоевателем.