Три модели политических систем.
2. Политология разработала три основные классических модели политической системы. Системная, структурнофункциональная, кибернетическая:
А) Системный подход к изучению сферы политики применил американский политолог Толкотт Парсонс (1902-1979), автор книг «структура социального действия», «теория социального действия», согласно которой человеческие действия – это самоорганизующаяся система, которая предполагает выполнение ряда требований: адаптации, цели и достижения, интеграции и самосохранение «ценностного образца», упираясь на методологию Парсонс подошёл к рассмотрению общества как сложной, открытой системы, состоящей из четырёх подсистем:
· Экономической
· Политической
· Социальной
· Духовной
И выполняют определённые функции. Функция адаптации – это когда экономическая подсисиетма играет связующую роль между обществом и природы; Функция целедостижения (целепологания) – это когда политическая подсистема определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения; функция интеграции – это когда социальная подсистема поддерживает устоявшиеся образ жизни; Духовная функция – это когда духовная подсистема позволяет включить человека в существующую культурную система (культура, семья, религия, школа). Парсонс заложил основы системного и структурного социального подхода исследования политической системы. Разработку системного подхода к политике американский политолог Дэйвид Инстон (1917-2014) «политическая система, системный анализ политической жизни», в которой в 1953 году вводят науку и само понятие политической системы, сущность политической системы он видит в властном, авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Система сохраняет устойчивость, если найден определённый баланс
между входящими импульсами, идущему из среды и выходящего импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.
Вход представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение зарплаты, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка, которая может проявляться как в материальной форме (выплатой налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органами власти, активного участия в политической жизни. Переработав информацию политическая система принимает конкретные решения (закон и указы) и производит действия по их реализации (выход). Вход и выход составляют непрерывный цикл, которую называют «петля обратной связи», если исходящие импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка такой политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием её легитимности. Отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией
Б) Структурно-функиональную модель политической системы разработал американский политолог Габриэль Алмонд (1911-2002) основные его работы: «политическая система развивающихся регионов», «гражданская культурна» соавторстве с С. Верба. Алмаонд полагал, что системно образующим фактором является политическая культура, согласно его взглядам, 1 тип политической систем:
· Англо-американский, где власть ярко выражена, бюрократизирована и разделена, функционирует на базе однородной культуры, ориентированной на защиту либеральных ценностей (свободы, безопасности, собственности), которая общепризнана гражданами.
· Европейско-континентальная система, которая сохраняет в себе старые и новые политические культуры (Франция, Германия, Италия), отличаются расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур, противоположных идеалов, присущих к какому-то классу, этносу, партии.
· Доиндустриальная и частично индустриальной политической системой со смешанной политической культурой. В этих системах ввиду индустриальной отсталости ввиду возможно насилие.
· Тоталитарная политическая система с тоталитарным характером политической культуры, где отсутствует свобода, добровольное объединение граждан, политика контролируется монопольной партией.
В) Информационно-кибернетической системы сформулировал американский политолог и социолог Карл Дойч (1912-1992), основное его сочинение – «нервы управления». Используя
положение и терминологию, разработанную в кибернетика автор рассматривает политическую систему как совокупность потоков информации, построенную на принципах обратной связи
Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:
· Получение и сбор информации.
· Обработка и оценка информации
· Принятие решений
· Реализация поставленных целей, с обратной связью
Политическая система получает информацию через информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приёмные, агентурные сети), но информация подлежит обработке в рамках блока «памяти и ценности», где происходит оценка ценностей, норм и стереотипов (1979 ввод советских войск в Афганистан оценивается по-разному в странах НАТО и СНГ). После получения итоговой оценки, согласно своим приоритетам и целям правительство принимает соответствующее решение по урегулированию текущего состояния системы. Ну и на последнем этапе исполнительные органы реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через «обратную связь» для нового цикла система.
14.Тоталитарный режим. Термин «режим» производный от латинского regimen, то есть направление, в переносно смысле правитель, появился в западной литературе ещё в 19 веке, широкий оборот вошёл после второй мировой войны. Политический режим – это совокупность методов и средств осуществления государственной власти, степень реализации политической власти, свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определённый период времени. Так советский политический режим конца 20-ых годов 20 века, отличался от режима 70-80-ых годов, так называемая «эпоха застоя», ассоциируемая с именем Брежнева и тем более отличался от режима 30-ых годов. Политический режим включает в себя: структура власти, их реальный статус и роль в обществе; методы осуществления государственной власти (насильственные или методы убеждения); реальный уровень свобод человека, объём его прав, методы выработки политических решений; способы урегулирования, в том числе наличие или отсутствие; конфигурация партийной системы (однопартийная или многопартийная система); идеология и её место в обществе. Какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоёв упирается власть. Существует несколько подходов классификаций политических режимов, например американский политолог Роберт Гальд из двух критерий – в конкурентости борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление выделяет четыре идеальных типа; закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательная олигархия и полиархия. Гегемония отличается жёстким ограничением – запрет любой оппозиции, независимо от, в соревновательной олигархии разрешается конкуренция, но только в рамке элиты. Полиархия (власть многих, но не всех) наиболее близкая к демократическому идеалу.
Наибольшее распространение получило типология политических режимов, предложенным американским политологом Хуаном Линсом (1927-2016), который выделил пять типов режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Следовательно выделяют два главных типа политических режимов: демократический (парламенский – республика) и недемократический (авторитаризм, тоталитаризм, посттотализаризм, султанизм). В переводе с позднелатинского языка тоталитарный означает оснащайся в целом (всеобщий), смысл тотаталитаризма обосновал итальянский философ, один из основателей фашизма, Джованни Джентили 1875-1944. Призывавший тотальному подчинению человека государству и растворению индивидов в политической истории, поскольку всё человеческое и духовное теряет ценность вне государства. В политическую лексику ввёл основатель итальянского фашизма Муссолини 1873-1945, в речи 1925 года. В дальнейшем оппоненты фашизма этот термин в негативном смысле как противоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понимали фашизм в Италии и национал-социализм в Германии. Но после публикации в газете таймс 1929 этот термин стали применять к политическому режиму в СССР.
Тоталитарные режимы традиционно делят на левые и правые формы: правые получили развитие в Италии с 1922 г. И в Германии с 1933 г. , леворадикальный (коммунистический тоталитаризм) утвердился в СССР классической модели – период Сталинизма с период 20 до 50 годов) и в некоторых бывших социалистических государствах, оставшиеся социалитический режим в Северной Кореи и Куба, наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии – Китай, большого скачка и культурной революции с 50 Майндзе Дун. Тоталитарные режимы характеризуются уничтожением своих оппонентов, по мнению американского политолога Дзежинского в период сталинских репрессий было уничтожено 20-25 миллионов, а в Германии Гитлер уничтожил 17 миллионов человек, в Италии при Муссолини 224 000, а при Майдзе Дуне в Китае свыше 30 миллионов человек.
Карл Фридрих в работе «природа тоталитаризма» сформулировал 6 основных принципов: 1) официальная идеология, претендующие на охватывании всех аспектов человеческого существования и ориентирующейся на достижение благих целей. 2) Массовая партия, которая сливается с государственной бюрократической организацией. 3) Монополия партий над эффективными средствами коммуникаций. 4) концентрация в руках партии и государства всех средств вооружённого насилия. 5) централизованный контроль и руководство экономикой. 6) система террористической-политической власти.
Ленин в 1922 писал: когда мы говорим государство, то государство – это мы. Это – пролетариат, это авангард рабочего класса.
Тоталитарная власть распространяет контроль на все стороны жизни человека, включая сферу досуга
Как заметила Ханна Аренд при тоталитаризме был реализован принцип: частным лицом остаётся только спящий.
15.Авторитаризм – режим концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимание достижению общественного согласия, относительно легитимности их власти. Американский политолог Джованни Сартори дал следующее определение: авторитаризм – власть, не признающая свободы. Сила – главный источник авторитарных режимов. Авторитарный режим тесно связан с диктатурой – неограниченной властью. Американский политолог Хуан Линс предложил типологию авторитаризма: военно-бюрократический, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, расовая-этническая демократия.
Военно-бюрократический – такой тип обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии, всё большая роль принадлежит гражданским профессионалам. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным и многопартийным, но чаще всего существует одна – проправительственная партия. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций, военные выступают наиболее организованные силы. Обладающей ресурсами для захвата власти, обычно путём государственного переворота. Обычно в обществах в слабо развитых экономики и культуры возникает военная диктатура, ведут к национал-шефинизму и увеличению политического влияния армии. Подобные режимы частое явление в Африке, Латинской Америке, Ближнем востоке. Пример: Ливия, Бирма, Нигерия, Судан, Чили.
Корпоративный авторитаризм. Режим авторитарного корпоративного типа устанавливается в обществах в развитых экономически и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Во всех политических режимах встречаются элементы корпоративизма – институтуцилизированного и – но только авторитаризм стремится организовать политику на такой основе. Образцы кор. Режима – правление Салазара в Португалии (1932-1968), режим генерала Франка в Испании – франкисткая концепция утверждала, что народ участвует в управлении государством через семью, муницапалитеты, профсоюзы, объединяющее хозяина, служащих, сбытчиков продукции и прочих участников производства.
Дототалитарный авторитаризм. Считается, что именно особенности институализации автократии (идеология, организационная база нового режима, личностные характеристики лидера, состав элиты) определяют авторитарный, либо тоталитарный исход. Сложные тоталитарные структуры не могут быть созданы в короткие сроки, кроме гражданских войн, в оккупации, следовательно следует говорить о дототаталиратной стадии политического развития.