Вопрос регион как объект хозяйствования и субъект управления
Регион представляет собой целостную систему со своей структурой, функциями, связями и внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов исполнения.
В последнее время ученые и практики отмечают, что регионами в России необходимо считать субъекты Федерации.
Власти субъектов Российской Федерации должны быть сконцентрированы на решении следующих задач:
- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства
- содействие развитию и углублению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры
- развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики и др.);
- совершенствование экономического районирования страны.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению к территориальным субъектам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации форм собственности и т.д.
Так стратегические установки социально-экономического развития, например Иркутской области и Калининградской области будут совершенно разные, в первом случае развитие будет направлено на к добычу полезных ископаемых, развитие топливной промышленности, нефтяной и тд, в свою очередь Калининградская область будет развиваться в области информационных технологий, взаимоотношение со странами соседями, проведение структурных преобразований в экономике, ее диверсификацию, увеличение роли обрабатывающей промышленности, развитие сферы услуг и отраслей с высокой долей добавленной стоимости. Структурные сдвиги в экономике будут сопровождаться ростом спроса на качественное инфраструктурное обеспечение социальной и экономической деятельности.
Вопрос ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВА СУБЪЕКТОВ РФ, ВХОДЯЩИХ В СФО
Сибирский федеральный округ
Дата образования - 13 мая 2000 года.
Около 30% территории РФ.
Состав СФО
12 субъектов Российской Федерации, в том числе:
- 4 республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия);
- 3 края (Алтайский, Забайкальский, Красноярский);
- 5 областей (Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская).
Административный центр - г. Новосибирск
Конкурентные преимущества регионов:
По уровню социально-экономического развития в Сибири выделяются 3 группы субъектов Российской Федерации:
Первая группа - регионы с относительно высокой плотностью населения, относительно сбалансированной аграрной и промышленной экономикой, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории (Алтайский край, Новосибирская, Омская и Томская области). Здесь сосредоточен основной научно-образовательный и аграрный потенциал, обрабатывающий и перерабатывающий сектор промышленности Сибири. Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на ускоренное развитие региональных зон опережающего экономического роста, определенных с учетом конкурентных преимуществ и возможностей экономики субъектов Российской Федерации. Это будет выражаться в том, что развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств будет происходить в основном в наиболее развитых промышленных и агропромышленных районах Сибири;
Вторая группа - промышленные регионы, характеризующиеся ярко выраженной специализацией, относительно высоким уровнем развития перерабатывающей промышленности и ресурсных отраслей (Иркутская и Кемеровская области, Красноярский край, Республика Хакасия). Государственная политика в отношении этих регионов должна быть направлена на институциональную и финансовую поддержку комплексного развития с целью стабилизации их присутствия на внутреннем и внешнем рынках топливно-сырьевых ресурсов и притока валютных ресурсов;
Третья группа - регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, к которым можно отнести Республику Алтай, Республику Бурятия, Республику Тыва и Забайкальский край. Стратегическим направлением региональной политики по поддержке этих регионов является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Республики Тыва и Забайкальского края - это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства. Для Республики Алтай и Республики Бурятия - это стимулирование капиталовложений в комплексное освоение природно-рекреационных ресурсов на основе щадящих, экологически чистых технологий производства продукции и услуг.
Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Сибири, относятся следующие
Качественное ухудшение сырьевой базы. Крупные месторождения наиболее освоенной Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции вышли на поздние стадии разработки с падающей добычей. Доля трудноизвлекаемых запасов с низкими дебитами скважин (менее 10 т/сутки) составляет 55-60% и продолжает расти. Часть месторождений близка к своему исчерпанию. Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой Европейской части России, промышленно развитых стран Европы и Азиатско-тихоокеанского региона; низкой плотностью населения в самой Сибири; недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.
Отсутствие эффективных мер привлечения инвестиций на региональном уровне.