Регион как объект хозяйствования и управления.

Регион как объект хозяйствования и управления.

Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" — латинского происхождения (от корня ге§ю), в переводе означает страна, край, область.

Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

- развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения;

- регионы со средним экономическим потенциалом;

- проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразных связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: - процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; - удельный вес продукции межотраслевого применения; - степень использования региональных ресурсов.

Характеристика инфраструктуры рынка труда.

Инфраструктура рынка труда (ИРТ) - это нормативно-правовая, информационная и организационная среда, которая обслуживает отношения между субъектами рынка труда и обеспечивает его функционирование. ИРТ включает две подсистемы - нормативно-правовую (законодательную базу функционирования рынка труда) и организационную.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональная ориентации трудоспособного населения.

Инфраструктура, регулирующая рынок труда включает в себя комплекс организаций и учреждений, содействующих его функционированию, в неё входит целая сеть фондов занятости, бирж труда, центров подготовки и переподготовки рабочей силы и другие.

Инфраструктура рынка труда представлена как составная часть рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

звенья инфраструктуры рынка труда:

1. Государственные службы занятости.

2. Негосударственная система занятости.

3. Кадровые службы предприятий и фирм.

4. Общественные организации и объединения, социальные и общественные фонды.

5. Информационные механизмы.

6. Нормативно-правовая база.

Бюджетное устройство РФ. Финансовые взаимоотношения субъектов РФ с федеральным центром.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим механизмом

государственного регулирования территориального и регионального

развития является бюджетная система.

Подавляющая часть всех расходов бюджетов субъектов федерации

используется для нужд экономики и населения соответствующих регионов. В

структуре расходов этих бюджетов первое место занимают социально-культурные

мероприятия, далее — государственная поддержка отраслей народного хозяйства. При существующем распределении полномочий по бюджетным

расходам на долю субъектов Российской Федерации приходится почти половина

расходов консолидированного бюджета на государственное управление,

правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, более 70%

расходов на государственную поддержку отраслей, более 3/4 расходов на

социально-культурные мероприятия.
Центральные власти могут принимать участие также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.

Регион как объект хозяйствования и управления.

Регион — это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" — латинского происхождения (от корня ге§ю), в переводе означает страна, край, область.

Регион – это территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда. Выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

- развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения;

- регионы со средним экономическим потенциалом;

- проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития. Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. Управляемости в определенной степени способствует целостность региона, так как административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразных связей – торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают пространственной и временной устойчивостью. Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических проблем, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: - процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; - удельный вес продукции межотраслевого применения; - степень использования региональных ресурсов.

Наши рекомендации