Формированию национальных государств
В эпоху политической (феодальной) раздробленности на территории Франкского королевства уже к концу IX в. насчитывалось 29 самостоятельных феодальных владений, а в конце Х в. – около 50. Но теперь это были большей частью не этнические, а вотчинно-сеньори-альные образования, поместья-государства, Утверждалось монопольное право феодалов на землю. Свободное крестьянство почти исчезло, усиливалась его феодальная эксплуатация. Некоторые властители даже чеканили собственную монету и огораживали свои владения таможнями; внутренние таможни во Франции просуществовали до 1789 г. При господства натурального хозяйства торговля почти замерла. Реальная власть (домен) королей ограничивалась лишь Парижем и Орлеаном, а Франция в начале XII в. была единым государством лишь по названию.
Важной вехой в истории Англии стало ее завоевание в 1066 г. норманнами под предводительством герцога Вильгельма Завоевателя, ставшего королем. Многие представители прежней англо-саксонской знати лишились своих владений. Собственником всей земли стал король. Часть земли была передана в качестве ленов (феодов) местным феодалам, готовым служить новой власти. Но эти владения находились в разных частях страны. 130 вассалов короля имели владения в 2-5 графствах, 29 – в -10 графствах, 12 – в 10-21 графстве. Владельцев феодов часто меняли, что служило преградой для их превращения в действительно самостоятельных землевладельцев, авторитетных среди местного населения, как то было во Франции или в Германии. Да и само образование единого национального государства в Англии не сопровождалось столь многочисленными междоусобными войнами, как в странах континентальной Европы. Была лишь одна, хотя и продолжительная, война Алой и Белой роз 1455-85 гг.
Своеобразно развивалась средневековая Германия (территория современной Германии, Австрии и части Швейцарии), где изначально римское влияние было гораздо слабее, чем во Франции. Становление феодализма шло в разных регионах Германии неравномерно, главным образом на основе разлагавшегося родоплеменного строя. Наиболее ощутимо это было в области Верхнего и Среднего Рейна, где заметнее было влияние наследия Рима и воздействие Франкского государства. Только к концу XI в. немецкие феодалы стали монопольными собственниками земли, а ранее свободные крестьяне-общинники оказались в феодальной зависимости. Феодальная иерархия, подобно французской, сложилась в Германии только к концу XII в. Но она имела более централизованный характер: каждый феодал обязан был кроме вассальной службы своему сеньору нести военную службу непосредственно королю. Причина этого в том, что германские короли вели активную завоевательную политику против прибалтийских славян (лютичей, бодричей), пруссов (от названия местности Порусия, с XIII в. Пруссия - территории на юге Прибалтики от Вислы до Немана - со смешанным населением литовцев, латышей, эстонцев, западных и восточных славян) и с невиданной жестокостью уничтожали или ассимилировали побежденных особенно их родоплеменную элиту. В 955 г. на р. Лех, близ Аугсбурга немецкое рыцарское войско короля Оттона I разбило венгров (мадьяр), после чего они осели на землях между западными и южными славянами и прекратили набеги на Западную Европу.
Разгромив венгров, Оттон I начал осуществлять агрессивные замыслы против Римской области в Италии, которая в середине Х в. переживала глубокий кризис. Сам Римский папа Иоанн XII, изгнанный из Рима, обратился за помощью к Оттону. Оттон занял Рим, восстановил на папском престоле Иоанна и в 962 г. принял из его рук корону и титул императора «Священной Римской империи», включавшей в себя также Северную Италию. Новая империя считалась продолжением античной Римской империи и империи Карла Великого; с конца XV в. она под названием «Священная Римская империя германской нации» формально просуществовала до разгрома и упразднения Наполеоном в 1806 г. Но процессы становления единого национального государства в ней так и не были осуществлены и империя до начала XIX в. так и осталась децентрализованным образованием, куда входило несколько сотен ме-лких германских государств. Это была странная империя. Императорский титул в ней не передавался по наследству, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов (от нем. «кур» – выбор и «фюрст» - князь) -. собрания наиболее знатных светских и духовных феодалов, а с XV в. – Рейхстагом – более широким собранием «имперских чинов» (сословий), собирашемся в Регенсбурге. Сама империя не имела даже столицы - общенационального центра политического притяжения, социально-экономической и культурной жизни, подобно Лондону и Парижу в Англии и Франции. По мере усиления власти местных светских и духовных феодалов необратимо усиливалась политическая и экономическая раздробленность Германии.
В эпоху феодальной раздробленности церковь оставалась единственной сплоченной организацией в Западной Европе. Подавляющее большинство крестьян, горожан и феодалов свято верили в то, что вне церкви нет спасения, что без помощи священников, без молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай. Это позволило римским папам повести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослушниками (включая феодалов всех рангов) было отлучение от церкви, нредко это касалось населения целых городов, областей и государств, где прекращались богослужения, не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали усопших. Власть Римского папы провозглашалась выше власти светских правителей. Особенно острой была 200-летняя борьба пап с германскими императорами, в итоге которой последние признали себя вассалами папы.
С могуществом церкви росли и ее богатства: ей принадлежала примерно треть всех обрабатывавшихся земель с зависимыми крестьянами. Церковь взимала со всего населения десятую часть с натуральных и денежных доходов (десятину), торговала церковными дожностями, брала плату за совершение церковных обрядов, за отпущение грехов («индульгенции»). Роскошь католических иерархов, как считали многие верующие, противоречила евангельским заповедям о «святой бедности» истиного христианина. Немало верующих, в т.ч. часть рыцарей открыто заявляли, что церковь «испорчена», стала «дьявольской силой», а папа – «наместником дьявола». Этих людей официальная церковь именовала «еретиками», «диссидентами», т.е. инакомыслящими и для борьбы с ними в начале XIII в. учредила «инквизицию» - церковный суд. Обычным наказанием для еретиков стало «аутодафе» - сожжение на костре; иногда по последнему желанию приговоренного производилась «горота» - предварительное удущение. Одним из способов борьбы с еретиками было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию.
Могущество католической церкви в XI-XIII вв. проявилась в организации завоевательных, так называемых «Крестовых походов» на Восток, прежде всего в Святую Землю – Палестину с целью «освобо-ждения Гроба Господня от неверных», т.е. арабов - мусульман. На деле это было стремлением римских пап распространить католицизм на новые страны и народы. В 1095 г. папа Урбан II призвал освободить от «неверных» Иерусалим, завоеванный арабами в 638 г., обещая уча-стникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшим в боях – райское блаженство. Ответом на призыв папы стала массовая экза-льтация - восторженно-возбужденное состояние всех слоев населения стран Западной Европы, масштаб которого оказался абосолютно непредвиденным Святым Престолом. Для рыцарей война ради наживы была их главным занятием. Крепостные крестьяне мечтали о том, чтобы отвязаться от земли и вырваться из нищеты. К участникам Крестового похода примкнули городская голытьба, бомжи, воры и т.п.
Первыми в «Святую землю» двинулись отряды крестьян и городской бедноты. По пути через европейские страны они грабили всех подряд; грехи ведь были заблаговременно отпущены папой. Не дождавшись подхода рыцарей участники «похода бедноты» переправились в Малую Азию и не дойдя до «Святой Земли» были почти все уничтожены турками-сельджуками. В 1099 г. рыцарское ополчение овладело Иерусалимом. Большинство рыцарей, забрав добычу, вернулось домой. Для защиты «Святой Земли» в XII в. были организованы духовно-рыцарские ордена: Иоанитов-госпитальеров (по названию госпиталя им. св. Иоанна для раненых паломников; позднее этот орден был переименован в Мальтийский); орден Тамплиеров-храмовников (по названию легендарного иудейского храма царя Соломона) и Тевтонский орден основанный немецкими рыцарями. Но в 1187 г. арабский правитель Саладин объявил «джихад» - священную войну и отбил у крестоносцев Иерусалим. Грабительская сущность Крестовых походов ярко проявилась в ходе 4-го похода в 1204 г., когда крестоносцы взяли и жестоко разграбили христианский город Константинополь, а на землях Византии основали свое государство – Латинскую империю. После этого крупных походов на Восток уже не было. В 1261 г. крестносцы были выбиты из Константинополя византийцами, а через 30 лет пал последний оплот крестоносцев на «Святой Земле»- крепость Акра.
В выигрыше от Крестовых походов оказались купцы Венеции, Ге-нуи, Флоренции и частично Западной Европы; к ним перешла среди-земноморская торговля, контролировавшаяся ранее Византией и ара-бами. Европейцы расширили представления о Востоке, обрели вкус к восточным товарам, пряностям, тонким тканям, коврам, оружию из да-масской стали, восприняли некоторые технические изобретения (ветря-ные мельницы и др.), бытовые удобства, например, горячие бани и пр.
Подавляющая часть населения Западной Европы – крестьяне – жили в Средние века на землях феодалов, платили за пользование землей оброк, отрабатывали барщину, платили церковную «десятину», подлежали суду сеньора. Сеньор имел право продать серва другому сеньору вместе с землей. В Западной Европе той эпохи безраздельно господствовало натуральное хозяйство, ориентированное на самообеспече-ние в рамках феода и даже крестьянского двора, на независимость от ввоза и вывоза. Торговля в X-XI вв. почти замерла и играла в экономике второстепенную роль. Средневековая Европа была краем лесов и бо-лот. Колонизация, т.е. освоение новых земель и организация сельскохозяйственного производства на них была важнейшей чертой экономики Средневековья. Быт крестьян нес на себе отпечаток крайней бедности: простейшие орудия труда, убогая деревянная утварь, крохо-тные жилища, где в одном помещении ютилсь вся семья, хранились орудия труда, продовольственные запасы, а в холодное содержался еще и скот. Самые бедные ютились в шалашах и землянках. Земная жизнь вообще тогда считалась временной, а постоянной и настоящей - жизнь в «лучшем из миров». Добавим к этому, что мир западноевропейского Средневековья был миром голода, нередких эпидемий, уносивших многие жизни. Часто крестьяне страдали во время частых в то время усобиц между феодалами.
Тем не менее XI-XII вв. стали для Западной Европы временем за-метного оживления сельского хозяйства, увеличения его производите-льности благодаря совершенствованию орудий труда и освоению (ко-лонизации) новых земель. Население приморских районов Нидерлан-дов, например, с начала XI в. приступило к отвоеванию у моря от-дельных участков земли – польдеров; они сначала использовались как пастбища, а через 1-2 столетия превращались в пашни. Так или иначе, но сельское хозяйство постепенно оказалось в состоянии прокормить все больше людей не занятых непосредственно в аграрном секторе. Следствием этих процессов стал постепенный переход феодалов от жестких форм полурабской личной зависимости крестьян – сервов к более мягким договорным отношениям: к денежным и натуральным налогам, к аренде. В Англии, например, крестьяне, арендовавшие зем-лю у феодалов, назывались «копигольдерами» - держателями копий договоров с сеньорами об условиях пользования землей. Это уже были первые ростки правовых отношений, рождавшиеся в условиях традиционного общества, первые признаки его модернизации. Хотя жизнь крестьян в то время отнюдь не была «земным раем». Нередки были крестьянские волнения, в т.ч. крупные как, например, восстание английских крестьян под предводительством Уота Тайлера в 1381 г., «Жакерия» 1358 г. во Франции др.
Качественным скачком в истории западноевропейской цивилизации в X-XI вв. стало возрождение старых, опустевших в эпоху ВПН, римских городов. Одновременно как центры ремесла и торговли стали возникать новые города. Поначалу они формировались на территориях феодальных владений и городские общины (коммуны) целиком зависели от сеньоров. Однаков ходе «коммунальных революций» X-XIII вв. городам удалось освоботиться от власти феодалов. Это стало мощным стимулом развития ремесел, предпринимательства, торговли, городских самоуправлений. В городах развивалось образование, благодаря чему все большее число грамотных горожан становились сознательными участниками экономической и социально-политической жизни. В XII в. появились первые университеты – независимые от светских и духовных властей высшие учебные заведения, что стало началом постепенного освобождения разума от догм католицизма. Но поистине переломным событием в этом отношении стало изобретение в 1453-55 гг. в. немецким ремесленником-ювелиром И.Гутенбергом книгопечатания. Первой изданной книгой стала «Библия», набранная подвижными литерами и признанная щедевром ранней печати. Итогом названных процессов стало то, что и в общественной мысли, и в реальной жи-зни все большее признание получали идеи рационализма и утилитари-зма, согласно которым критерием истины являются разум и практическая польза. Ведь именно «презренные» с точки зрения феодальной аристократии занятия ремеслом, торговлей, ростовщичеством обеспечивали вполне осязаемое материальное благополучие, а то и процветание. Даже католическая церковь с XII в. развернула широкую торговлю «индульгенциями» - грамотами об отпущении грехов, принявшую характер самой беззастенчивой наживы.
Феодальная раздробленнсть становилась серьезным тормозом для развития экономики, формирования единого национального рынка и дальнейшего углубления процессов антифеодальной, раннебуржуазной модернизации традиционного общества стран Западной Европы. Име-нно на антифеодальной основе в этих странах усиливались тенденции к политической централизации, стала набирать силу королевская власть, нуждавшаяся в поддержке населения. Опираясь на горожан, часть духовенства, нетитулованных рыцарей, часто служивших непосредственно королям, последние повели наступление на политический суверенитет крупных феодалов. Но одновременно утверждался и новый статус самих королей. Они превращались из верховных, хотя формально и невсесильных правителей, в носителей публичной власти. Рядом с традиционной феодальной монархией началось становление отдельных элементов гражданского общества, независимого от королевской власти: местных самоуправлений (ландтагов, мэрий, муниципалитетов, ратуш), независимых уже с XII в. судов и автономных университетов. Одновременно стали формироваться первые общенациона-льные сословно-представительные учреждения - сначала совещательные, а затем законодательные: ограничивавшая королевскую власть «Великая хартия вольностей» (1215 г.) и Парламент с 1265 г. в Англии; Генеральные штаты (с 1302 г.) во Франции и с 1463 г. в Нидерландах; Риксдаг с 1463 г. в Швеции; Ригсдаг с 1468 г. в Дании (депутатами парламентов Швеции и Дании, где не было крепостного права, избирались представители крестьянства); Рейхстаг с 1495 г. в Германии. С 1137 г. в Испании на освобожденных от арабов территориях стали созываться кортесы. Формирование и деятельность первых постоянно действовавших общенациональных парламентов в сочетании с органами местного самоуправления стало началом нового этапа в развитии средневековой государственности. Монархии стран Запада превращались в сословно-представительные монархии, опиравшиеся на зародившеся и углублявшееся разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную и органы местного самоуправления. Эти про-цессы стали началом качественно нового этапа исторического развития западной цивилизации.
Усиление королевской власти во многих странах Европы привело к тому, что наиболее могущественные короли перестали считаться в волей пап. Так король Франции Филипп Красивый вынудил главу католической церкви перебраться из Рима на юг Франции в Авиньон. Это «авиньонское пленение» продолжалось с 1309 по 1377 г., в результате папы стали покорными слугами французских королей, а доверие верующих к католицизму было подорвано. Одновременно англичанин, профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф выступил за переустройство церкви, полагая, что она должны отказаться от накопле-нных богатств, прежде всего от земель, прекратить продажу индульгенций – отпущение грехов за деньги - и жить на добровольные пожертвования верующих; все люди вопреки запрету церкви имеют право читать Священное Писание; только Писание, а не толкование его священниками является источником истинной веры. Чтобы сделать Библию более доступной для верующих Уиклиф перевел ее на английский язык. Учение Уиклифа оказало большое влияние на простых священников, многие из которых приняли участие в крестьянском восстании 1381 г. под предводительством Уота Тайлера.
В начале XV в. движение за реформацию католической церкви развернулось в Чешском королевстве, возглавлявшемся Вацлавом IV и формально входившем в «Священную Римскую империю». Идеологом чешской реформации стал Ян Гус - декан факультета свободных искусств, а в 1409-10 гг. ректор Пражского (Карлова) университета, выступивший против немецкого засилья в Чехии. Руководство университетом (с помощью короля Вацлава) перешло к чехам. Это стало сигналом к подъему патриотического движения, усилившегося после Грюнвальдского сражения в июле 1410 г. и полного разгрома Тевтонского ордена союзными польскими, литовскими, русскими, валашскими, чешско-моравскими и венгерскими отрядами. После этого в выступле-ниях Гуса наряду с патриотическими мотивами нарастает критика офи-циальной церкви. Как и Уиклиф, Гус осуждал богатства церкви, продажу индульгенций и церковных должностей, резко критиковал ве-рхушку духовенства, погрязшего в роскоши и пороках, считал, что верующие в своих поступках должны исходить непосредственно из Библии, а не из ее толкований священниками, папскими буллами или постановлениями церковных соборов, требовал преобразования церкви по образцу раннехристианских общин; выступал за уравнение в правах мирян с духовенство в том числе и при обрядах причащения. За антицерковную деятельность Гус был отлучен от церкви; его перестал под-держивать Вацлав IV, принявший сторону Ватикана. Преданный анафеме Гус уехал на юг Чехии и обратился непосредственно к народу: перевел Библию на чешский язык, написал трактат «О церкви», где резко критиковал несправедливость общественного строя и церковные порядки. Сохранение у власти правящих кругов Гус допускал лишь при соблюдения ими «закона Божьего», развивал учение о неповиновении неправедным властям. В 1415 г. Гус, отказавшийся отречься от своего учения, был осужден церковным собором в Констанце (Южная Германия) и сожжен как еретик вместе с переведенной им на чешский язык Библией. Тот же собор объявил еретиком давно умершего Уиклифа; его останки были извлечены из могилы и сожжены.
Казнь Гуса вызвала общенародное возмущение в Чехии, способствовавшее распространению его учения. В 1419 г. в Праге вспыхнуло восстание против официальной церкви и городских властей, положившее начало общенациональному движению гуситов. По всей Чехии гуситы стали громить монастыри, убивать католических священников и богатых людей, многие из которых были немцами. Ватикан и император Священной Римской империи Сигизмунд I в 1420-31 гг. организовали против гуситов пять безрезультатных крестовых походов. В то эе время социальная неоднородность гуситов привела к их расколу на два лагеря. Бюргерско-рыцарский лагерь (среднее и мелкое дворянство, часть духовенства, богатые ремесленники), опиравшийся на Прагу, выступал за реформы церкви, секуляризацию церковных земель, изгнание немецких феодалов, причащение мирян не только хлебом, но и вином из чаши; отсюда их название – чашники. Крестьянско-пле-бейский лагерь, получил название таборитов по своему центру – городу Табор в Южной Чехии. Табориты освободили ряд городов Чехии, ведя упорную борьбу с немецкими феодалами, они огненным потоком разлились по Венгрии, Австрии, Саксонии, Бранденбургу. Их отдельные отряды доходили до Баварии и Балтийского моря. Однако в 1434 г. чашники, имея совместно с феодально-католическим лагерем тройное превосходство, выступили против радикалов-таборитов и нанесли им решающее поражение в сражении под Липанами. В результате гуситского движения устои католической церкви и позиции немецких феодалов в Чехии, получившей национальную независимость, были серьезно ослаблены. Все это создавало серьезные предпосылки для дальнейшего распространения реформационных идей и в целом для Реформации XVI в. в Европе.
Византийская цивилизация.
Начало IV – середина XV вв.
Рождение Византийской цивилизации связано с основанием в 324 г. римским императором Константином на западном берегу Босфора, на месте древнегреческой колонии Византий Константинополя. Но формально история Византии как самостоятельного государства началась с 395 г., с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Название «Византийская империя» закрепилось среди историков в XVI в. уже после ее завоевания турками-османами в 1453 г. Сами жители Византии называли свою цивилизацию по-гречески – «ромейская» (т.е. римская), а себя «ромеями» (римлянами). Византия изначально была многонациональной страной и включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Закавказья, Палестину, Египет, часть Аравии, острова Крит, Кипр, Сицилию, Сардинию, Корсику, Корсунь (Херсонес; юг современного Севастополя) в Крыму. Государственным языком этой многонациональной империи был греческий, но широко распространена была и латынь.
Византия сравнительно слабо затронуло ВПН. Её цивилизация формировалась в V-VII вв., сохраняя значительный перевес элементов классической античности и одновременно существенный элемент традиционного общества - сельские общины, члены которых несли обязанности непосредственно перед государством. Наличие значитель-ного слоя свободных крестьян-общинников позволяло Византии иметь сильную боеспособную армию и флот. Одновременно сохранялись крупные рабовладельческие латифундии по типу римских, использовавшие труд рабов и колонов. Поэтому становление феодальных отно-шений (по сравнению со страной «классического феодализма» - Францией) в Византии было существенно замедлено, а сами эти отношения отличались от западноевропейских. Это был «государственный феодализм» или «византийская модель феодализма», имевшая много общего с восточными деспотиями – Персией, а с VII-VIII вв. с Арабским халифатом, с которыми граничила Византия. Именно такая модель государственных и общественных отношений была законодательно закреплена в 529-534 гг. в «Своде гражданского права» («Кодексе Юстиниана»), т.е. в византийском варианте римского права. В основе «Кодекса Юстиниана» лежали централистские, универсалистские идеи: единая империя во главе с императором – василевсом, обладавшем неограниченной властью; единый закон; единая (частная) форма собственности; единственная форма индивидуальной семьи; единые права для всех свободных жителей империи; единая вера.
«Византийская модель феодализма» отличалась гипертрофирован-ной властью императора. На нем замыкалась вся административная си-стема империи, верховное командование вооруженными силами, цер-ковная иерархия. Непреложными ценностями, пронизывавшими мен-талитет всех слоев византийского общества, стали: 1) идея о величии императора-василевса и 2) вера в сакральность его сана. Император – помазанник Божий, наделенный божественной благодатью, покровитель православной церкви: «Василевс ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Но сакрализировался лишь сан императора, а не его конкретный носитель. Юридических норм относительно прерогатив и границ императорской власти и порядка престолонаследия не было. Здесь все определялось традициями и тем как эти традиции понимались синклитом – неформальным, постоянно менявшимся по своему составу объединением высших сановников империи, которые решали соответствует или нет данный конкретный человек сану императора. На престоле иногда оказывались выходцы из национальных окраин империи (армяне, сирийцы и др.) и из низших слоев населения: бывшие солдаты (Юстин I), дети крестьян (Юстиниан I). Из 87 человек, занимавших престол в 324-1453 гг., лишь 34 умерли своей смертью, находясь на престоле; остальные погибли в заговорах знати, переворотах, отрекались от власти, насильственно постригались в монахи.
Тем не менее перед всесильной императорской властью были абсолютно беззащитны даже самые знатные вельможи: в любой момент любой из них мог быть лишен чина, имущества и самой жизни. Государство именем императора ограничивало численность зависимых крестьян, живших на землях таких (с позволения сказать) феодалов и размер этих земель, сохраняя за собой право их конфискации. В итоге в Византии не сложилось иерархии феодалов - сеньоров, феодального землевладения, вассальных отношений, как то было в Западной Европе. В воле императора (или тех, кто выступал от его имени) была жизнь, служебное положение, имущество не только знати, но и каждого подданного. Отсюда следовал принцип всеобщей несвободы, бесправия всех без исключения жителей империи по отношению к императору. В этой стране все жили словно приговоренные если не к смерти, то к разорению и тюрьме.
В ранневизантийской истории IV-VI вв. следует отметить эпоху Юстиниана I (527-565). С его именем связан не только упомянутый «Кодекс», но и попытка восстановить территорию Римской империи. В VI в. Византия вкючала в себя земли бывшей Римской империи: Италию, Северную Африку, Южную Испанию. Но удержать эти заво-евания не удалось. К началу VIII в. лангобарды отвоевали Италию, а вестготы – Южную Испанию. Еще раньше, в конце VII в. на Византию начался натиск арабов и южных славян, создавших на Балканском по-луострове Болгарское царство. В итоге территория Византии уменьшилась почти вчетверо. В 717 г. арабы даже осадили Константино-поль. Отбиться удалось, забрав часть земель и средств у церкви. Это вызвало церковную смуту – «иконоборческое движение», длившееся почти полвека. Иконоборцы считали, что почитание икон, креста, святых мощей – это идолопоклонство, что не может быть божественной благодати в истлевших костях и в досках, на которых написаны иконы. Только в середине VIII в. иконопочитатели одержали верх, культ икон был восстановлен. Но большая часть конфискованных государством у церкви земель и ценностей так и не была возвращена.
Особую непримиримость светские и духовные власти империи проявляли к наследию античного политеизма. Старые языческие храмы безжалостно разрушались, а отдельные элементы их архитектуры использовались при сооружении христианских храмов. Так при строительстве в 532-537 гг. храма Святой Софии - главного храма Константинополя использованы колонны различных стилей, карнизы и другие архитерктурные элементы нескольких десятков языческих храмов, раз-рушенных в Афинах, Риме, др. известных ранее центрах классической античности и эллинизма.
Обратим внимание на взаимоотношения светской и церковной властей в Византии. Здесь особенно почитался римский император Константин, провозгласивший христианство официальной религией империи и основавший Константинополь. Император Византии как «помазанник Божий» и его «наместник на земле» управлял делами церкви, назначал ее патриархов и др. иерархов, распоряжался церковным имуществом, финансами. Практически взаимоотношения светской и духовной властей обрели в Византии характер «симфонии», т.е. союза, партитета и взаимной поддержки. В годы нередких в истории Византии смут, внутренних кризисов, сепаратистских выступлений на-местников (стратигов) отдельных имперских провинций (фем), неиз-бежно сопровождавшихся ослаблением централизованной государст-венной власти, именно православная церковь способствовала сохра-нению хотя бы относительного единства и могущества страны. В свою очередь, императорская власть помогала руководству церкви сохранять духовную власть над паствой во время также нередких церковных смут (типа «иконоборчества») и различных еретических движений.
Не смотря на все потрясения, величие Византийской империи и бо-гатство ее культуры оказывали огромное влияние на южных и вос-точных славян. Византийская церковь при поддержке светской власти вела активную миссионерскую, просветительскую деятельность среди славян – язычников, соперничая с римской католической церковью и добивалась в этом успехов. Примером может служить великая миссия византийских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита: кириллицы - для южных и восточных славян на основе греческого алфавита. Современные историки считают, что у славян к началу IX в. уже длительное время существовала письменость на основе алфавита близкого к древнегреческому. Кирилл и Мефодий в 863 г. модернизировали эту письменность: уменьшили количество букв и сделали её более приспособленной именно для православного богослужения. Братья активно пропагандировали православие, перевели на кириллицу Библию и др. христианские книги. Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия способствовала христианизации Болгарии и Сербии в IX в., а в Х в. – Руси. 24 мая в память о святых, равноапостольных братьях Кирилла и Мефодия ежегодно отмечается в нашей стране как день славянской письмености и культуры.
Византия развивалась как прямое и непосредственное продолжение античной Римской империи. Государство с сильной централизованной властью и монолитная православная церковь позволили Византии избежать политической раздробленности. Более того, именно на IX-XI вв., т.е. на время, когда Западная Европа вступала в состояние фе-одальной раздробленности, пришелся расцвет Византийской цивили-зации и ее уникальной духовной культуры с выдающимися достиже-ниями в области литературы, философии, историографии, богословии, архитектуры, живописи (иконописи), вошедшими в золотой фонд ми-ровой культуры. Грамотность в Византии была распространена во всех слоях общества и находилась на беспрецедентном для средневекового мира уровне. Образование совмещало греко-римскую школьную традицию и христианское воспитание. 10-12-летние мальчики и девочки учились читать и писать по Библии и поэмам Гомера. В V-VI вв. уже существовали высшие училища разного профиля в Константинополе, Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте. Особое внимание уделялось изучению юриспруденции, философии, богословию, медицине. Ок. 425 г., т.е. намного раньше, чем в странах Западной Европы непосредственно во дворце императора был основан Константинопольский университет. Получение в нем «энциклопедического образования» предусматривало два уровня: 1) тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и 2) квадриум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Все византийские высшие учебные заведения были государственными, с утвержденными штатами и высокими окладами профессоров и преподавателей, а обучение в них было бесплатным.
В то же время развивались зачатки слабости, упадка и будущей ги-бели Византийской цивилизации. В конце XII в. Византия потерпела крупное поражение от турок в Малой Азии. В 1204 г. 20-тыс. войско западноевропейских крестоносцев овладело полумиллионным Кон-стантинополем и жестоко разграбила его. На территории Византии воз-никла, основанная европейскими завоевателями Латинская империя. Власть византийских императоров сохранялась лишь в малоазиатском городе Никея. Затем византийцам удалось отвоевать у латинян некоторые другие области Малой Азии. В 1261 г. никейский правитель Михаил Палеолог освободил Константинополь от крестоносцев. Но восстановленная Византия оказалась лишь бледной тенью некогда могущественной империи и уже не играла никакой роли в мировой политике того времени. Ее светские и духовные правители в условиях нараставшей турецкой агрессии искали помощи в Западной Европе и заключили в 1439 г Флорентийскую унию с католической церковью, признав главенство римского папы в христианском мире, в обмен на обещания помощи католической Европы в борьбе с турецкой агрессией. Но в Западной Европе никто не собирался спасать отжившую свой век Византию. В Рим удалось эвакуировать лишь некоторых родственников последнего императора Византии, часть ее государственных и церковных архивов и книжных фондов. В мае 1453 г. Константинополь был взят турками. Ромейская империя прекратила свое существование, оставив после себя богатейшее и уникальное историко-культурное наследие.