Вековой цивилизации. Конец V - середина XI вв.

Как уже отмечалось, становление феодальных отношений происхо-дило на основе синтеза античных и «варварских» элементов. Быстрее эти процессы шли там, где «варварские» и античные начала примерно уравновешивались. Эталоном такого развития считается Франкское ко-ролевство, сложившееся еще до падения Рима и превратившееся в конце VIII – начале IX вв. при Карле Великом (в 800 г. он был провозглашен Папой Римским императором Римской империи) в империю, охватившую почти всю континентальную Западную Европу. Медленнее феодализация происходила в Византии и Италии, где долгое время сохранялся заметный перевес элементов античности над «варварскими» и еще медленнее – в Северо-Восточной Германии, Британии, Испании, где влияние Рима изначально было незначительным или вовсе отсутствовало как в Скандинавии и на Восточно-Европейской равнине.

Так во Франкском королевстве со времен Рима сохранилась частная собственность на землю. Часть крупных латифундий осталась у преж-них владельцев; другая часть была захвачена в собственность новой элитой: самими королями, их приближенными и дружинниками и пре-вратилась в феодальные владения – сеньории. В свой домен франкские короли захватили также обширные массивы никем незанятых земель и использовали их для наделения своих дружинников за службу, в первую очередь военную. Поначалу, с VII в. эти пожалования – бенефиции – были пожизненными, но уже с IX в. они стали наследственными ленами или феодами. Одновременно в орбиту общинного землевладения франков втягивались колоны – бывшие рабы и их потомки, посаженные на землю в качестве арендаторов еще римлянами. Но в условиях господства крупной частной собственности на землю и прогрессировавшего разложения общины франки – общинники и потомки бывших колонов быстро разорялись, теряли свои наделы, превращаясь в один слой абсолютно бесправных, полностью зависимых от феодалов сервов (от лат. servus – раб), крепостных крестьян. Даже само слово «мужик» в западной средневековой литературе стало синонимом всего самого мерзского и отвратительного.

Почему же крестьянство - главная производительная сила средне-векового общества, оказалось самой бесправной его частью? И почему общество отказывало в уважении тем, кто его кормил? Отчасти пото-му, что труд в то время еще не стал непререкаемой жизненной ценно-стью. От Рима элита новой цивилизации унаследовала отношение к труду, особенно к физическому, как к занятию достойному только бе-справного раба. Кроме того Библия – высший авторитет христианского мира – также не давала однозначного ответа на вопрос: что же такое труд – благо или наказание Господнее за грехи тяжкие. В этой ситуа-ции духовенство занимало гибкую позицию. Крестьянину настойчиво внушалось представление о себе как о существе низшем, предназначе-нном самим Богом для службы господину. В то же время крестьянский труд назывался «угодным Богу». Оправдывая существовавшие порядки волей Всевышнего, священники одновременно порицали жестокое об-ращение феодалов с крестьянами, призывали их быть защитниками крестьян. Без этого в то жестокое время обойтись было нельзя.

Именно в начале своей истории, в VIII-X вв. западноевропейская цивилизация столкнулась с завоеваниями арабов, неоднократно, вторгавшимися на территорию Франции. Наиболее крупными сражениями фраков с арабами были сражения при Пуатье 732 г. и в Ронсевальском ущелье 772 г., известное по «Песне о Роланде». В IX в. франки столкнулись с завоеваниями выходцев из Скандинавии – норманнов (букв. «северных людей») или викингов (от древненорвежск. «vik» - бухта и viking» - человек из бухты или от «vike» - покидать родные края с целью грабежа и торговли). Дерзкие морские набеги норманнов (викингов) наводили такой ужас на благочистивых европейцев, что в официальные молитвы были включены слова: «И от жестокости норманнов избави нас». Иногда жителям приморских городов, на которые намеревались напасть норманны удавалось избегать этих нападений, ограблений, разрушений и жертв за огромные выкупы. В начале Х в. норманны даже обосновались в устье Сены, где образовалось герцогство Нормандия. В 1066 г. под предводительством герцога Вильгельма Завоевателя норманны захватили Британские острова. В IX – первой половине Х в. Западная Европа подверглась также набегам венгров (угров), пришедших с Урала и осевших в середине Х в. на территории современной Венгрии, буквально в центре славянского мира. В борьбе с норманнами и венграми было бессильно крестьянское ополчение типа того, что существовало в эпоху ВПН. В средневековом бою, до изобретения огнестрельного оружия побеждал не тот, кто имел численный перевес, а тот, кто профессионально владел мечём, копьем и один мог разогнать дюжину кое-как вооруженных и обученных ополченцев. Такие навыки могли иметь только феодалы-рыцари. Военная служба стала их исключительной прерогативой и считалась в аристократической среде единственно достойным занятием.

Утверждение и развитие частной собственности и социальной диф-ференциации имело своим следствием восприятие Западной Европой основных положений римского права, детально регламентировавшего поземельные (прежде всего частную собственность на землю), имуще-ственные, семейные, наследственные отношения, правила торговли и налогообложения. Общество в западноевропейских странах стало ра-зделяться на социальные группы – сословия, каждое из которых отли-чалось своим имущественным и правовым положением, нормами мо-рали, поведения и т.п. Так, в стране «классического феодализма» - Франции в конечном счете в XIV – XV вв. оформились два не платив-ших налогов, привелегированных сословия – светские феодалы и духо-венство (церковь стала крупнейшим феодалом, владельцем земли и крепостных – сервов) и непривелегированное, податное «третье сосло-вие», включавшее крестьян, ремесленников, купцов, а позднее - предпринимателей (буржуазию) и наемных работников.

Необходимость сохранения мнонопольной феодальной собствен-ности на землю и выполнения зависимым крестьянством установлен-ных повинностей и платежей (барщины, оброка, церковной десятины) обусловили ускорение консолидации политической элиты в форме вас-салитета – военной иерархии, охватывавшей всех феодалов: королей, их непосредственных вассалов – баронов, герцогов, графов и нетиту-лованных рыцарей. Обязанностью вассала (слуги) было несение воен-ной службы сеньору за счет доходов от собственного бенефиция или феода. Вышестоящий сеньор, в свою очередь, был обязан защищать личность вассала, его семью и имущество, но при этом не имел права вмешиваться в дела своего вассала по принципу: «Вассал моего вассала не мой вассал». Эти отношения носили правовой, договорный характер и были выгодны обеим сторонам. Рыцари могли расторгнуть договор со своим сеньором и поступить на службу непосредственно к королю. Первичной ячейкой западного феодализма стало владение сеньора с его непременным атрибутом – укрепленным каменным замком; к нему тяготели поселения зависимых крестьян и ремесленников, которые в случае внешней опасности находили защиту за его стенами.

Особое место в раннесредневековой Западной Европе заняло христианство, сумевшее своевременно отделить себя от погибавшего Рима и стать надежной опорой нового строя. Уже основатель Франкского государства Хлодвиг в 496 г. сделал христианство государственной религией. Сама христианская церковь с ее уже сложившимися организацией, иерархией, догматами, канонами, богослужением и др. атрибутами была несопоставимо более внушительной силой, чем молодая, еще неокрепшая раннефеодальная государственность. Но главное – христианство в мистифицированной форме выражало чаяния униженных и бесправных, исчезновение (особенно в то неспокойное время) у многих людей надежд на лучшую земную жизнь и, обещая спасение в «лучшем из миров», создавала возможность для своего превращения в орудие духовного порабощения масс сильными мира сего.

Одновременно утверждение латинского языка как единственного языка богослужения сделало его языком межнационального общения и стало для Западной Европы незаменимым инструментом освоения наследия античной культуры. Так Карл Великий в начале IX в. основал в столице своей империи Ахене придворную Академию. В ее работе участвовали мыслители всей Европы. Здесь переписывались труды античных авторов, готовились кадры учителей, судей, чиновников. В Западной Европе полностью сохранились и получили дальнейшее развитие светские школьные традиции античности, изучение «семи свободных искусств»: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Этот феномен получил название «Каролингского Возрождения». Западная Европа унаследовала от Рима 150 тыс. км дорог с твердым покрытием (это облегчало общение между людьми, жившими в разных ее регионах), а также опыт и обычаи строить каменные города, крепости и замки, о которые разбивались набеги арабов, венгров и кочевников, вторгавшихся с Востока.

Становление средневековой цивилизации Запада происходило в обстановке определенного политического и духовного плюрализма. Острые, постоянные споры и конфликты вызывал вопрос о том, кто имеет первенство во власти – глава церкви – Римский Папа как наместник Бога на земле или светская королевская власть. При сохранении светских школьных традиций античности церковь в сфере образования изначально не имела своей мнополии. В самом христианском вероучении также далеко еще не завершилось оформление канонов, обрядов, атрибутики. Текст Нового Завета был канонизирован лишь в 692 г. По поводу же канонизации книг Ветхого Завета христианство вплоть до наших дней не достигло единства. Все это рождало постоянные богословские споры, нередко переходившие в политические, вело к появлению ересей – особых, диссидентских вероучений, отличных от официального католического вероучения.

Стремление пап к абсолютной светской власти над христианским миром привело к столкновению с православной (от словосочетания: «правильно славим Христа») церковью Византии, которая во многом зависела от светской императорской власти и также как и католическая («всемирная») церковь претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубили некоторые обрядовые различия. В Византии и др. православных странах богослужение велось не на латыни, непонятной для большинства верующих, а на национальных языках. В итоге в 1054 г. римский папа и константинопольский патриарх взаимно прокляли друг друга. Так произошло разделение христианских церквей на католическую и православную. Это разделение сохраняется и поныне, хотя в 1965 г. взаимное проклятие обе конфессии отменили.

Западному христианству не удалось уничтожить ни сильных традиций античного политеизма с его живыми, полнокровными, человеко-подобными богами и героями, «непосредственно общавшимися» с про-стыми смертными, подающими им примеры плюрализма, духовной ра-скованности, активности и инициативы, ни аналогичных языческих традиций древнегерманской мифологии, глубоко укоренившихся в Западной Европе, как в элитарной культуре, так и в культуре народных низов. Именно синтез языческих и христианских традиций стал в эпоху Возрождения одним из источников идеологии Гуманизма.

Но вернемся к империи Карла Великого. Она не могла быть про-чной. Причины: преобладание натурального хозяйства, слабость эконо-мических связей между различными ее регионами, этническое оформ-ление самостоятельных народностей (французов, немцев, итальянцев), полная независимость феодалов. Все это делало неизбежным распад огром-ной, но рыхлой империи, жители которой уже говорили на разных язы-ках и не понимали друг друга. Латынь же превратилась в язык официа-льной католической церкви и интеллектуальной элиты западноевро-пейского феодального общества. В 843 г. в Вердене три брата, внуки Карла Великого разделили империю между собой. Людовик Немецкий получил ее восточную часть – Германские земли. Сначала они имено-вались Восточно-Франкским королевством, а через 100 лет – Тевтон-ской землей, Германией. Карлу Лысому досталось Западно-Франкское королевство (будущая Франция); ее столицей в конце Х в. стал Париж. Лотарь получил земли между между реками Рейн и Маас - будущую Лотарингию, Эльзас, Бельгию и Северную Италию, включая Рим. С начала Х в. империя перестала существовать даже формально, исчез и императорский титул. Территории раннесредневековых Франции, Германии и Италии стали базой формирования нескольких этнических общностей – наций. Западная Европа вступала в эпоху политической (феодальной) раздробленности.

Наши рекомендации