ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕ-КОВОГО МИРА. КОНЕЦ V – XV ВВ.
В.П.Глухов
И С Т О Р И Я
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ
ТЕМА 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕ-КОВОГО МИРА. КОНЕЦ V – XV ВВ.
CОДЕРЖАНИЕ
1.Средневековье как этап всемирной истории: хронологические
рамки и особенности цивилизационной эволюции стран Запада,
России и Востока..........................................................................................2
2.Становление западноевропейской раннесредневековой цивили-
ции. Конец V – середина XI вв...................................................................8
3.Западноевропейская средневековая цивилизация в XI-XV вв.: от
феодальной раздробленности к формированию национальных
государств....................................................................................................13
4.Византийская цивилизация. Начало IV – середина XV вв.................22
5.Истоки и становление раннесредневековой Русской цивилизации.
Конец V - конец Х вв.: легенды, мифы, исторические реалии...............27
6.Расцвет раннесредневековой Руси в конце Х – начале XII вв.:
принятие и утверждение православного христианства, госуда-
рство и общество............................ .... ......................................................60
7.Обособление самостоятельных русских земель в XII - начале
XIII вв..................................................................................................... ..... 77
8.Борьба русского народа за независимость в XIII-XV вв.
Становление Московского государства...................................................86
9.Вхождение в процесс цивилизационной эволюции средневековых
кочевых этносов Еварзии...........................................................................97
10.Средневековые Индия, Китай, страны Дальнего Востока и Юго-
Восточной Азии........................................................................................103
1.Средневековье как этап всемирной истории:
Хронологические рамки и особенности
Цивилизационной эволюции стран
Запада, России и Востока
С падением в 476 г. Западной Римской империи завершается история Древнего мира и начинается история Средних веков. Этот термин появился в XV в. среди итальянских ученых – гуманистов, которые ввели трехчленную периодизацию всемирной истории: античность (т.е. древность), Средние века и Новое время. Под Новым временем они понимали эпоху Возрождения (Ренесанса) античности. Средневековье в этой связи представлялось ими не иначе как «темными веками». Но период Средневековья исключительно важен для Западноевропейской цивилизации: процессы и события этой эпохи до сих пор определяют характер её политического, экономического и социо-культурного развития стран Западной Европы. Именно в это время на историческую арену в Западной Европе выходят новые народы, формируется христианская религиозная общность, складывается городская культура, во многом определяющая современнную западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получают практическое воплощение принципы разделения властей; закладываются основы науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальной цивилизации.
Раннесредневековая Европа поначалу состояла из множества раз-общенных и неустойчивых «варварских королевств». На Британских островах – это англо-саксонские и кельтские королевства; в континен-тальной Европе – Вестготское, Бургундское, Франкское, Саксонское, Тюрингское, Остготское и др. Уже с конца V в. элиты этих королевств приступили к записи на латинском языке (точнее на «испорченной латыни») традиционных для германских племен обычаев и правил поведения, сложившихся в результате их длительного применения. Известно около полутора десятков таких «варварских законов» (лат. Leges barbarorum): Салический, Вестготский, Баварский, Тюрингский, Англо-Саксонские и др. Они содержали перечень конкретных, традиционных преступлений и соответствующих им наказаний, налагавшихся обычно в виде штрафов, исчислявшихся в римских денежных единицах – солидах и динариях. В числе таких преступлений в этих законах в первую очередь говорилось о нарушениях частной собственности на землю, воспринятой у Рима элитой «варварских королевств». Таким образом «варварские законы» отражали начало превращения власти вождей племен или их союзов, власти военачальников в королевскую власть и вступление германских племен в новый период своей истории. В русской историографии с конца XIX в. эти законы именуются «варварскими правдами» по аналогии с типологически сходной, но сформировашейся в XI – XII вв. «Русской правдой».
Становление нового общества шло на основе синтеза, взаимопроникновения римского и варварских миров. В ходе этого синтеза начали выявляться черты нового социального строя, получившего в историческорй науке название «феодализм». Термин происходит от позднелатинского слова «feod» и означает наследственное землевладение, имущество, доход в деньгах или в натуре. Феодальное общество – прежде всего аграрное общество. Для него характерны: 1) сочетание крупной земельной собственности феодальной знати с подчиненными ее господству мелкими крестьянскими хозяйствами; 2) корпоративная, сословная организация общества; 3) безраздельное господство религии во всех сферах жизни общества.
Понятие «феодализм» означает не только и не столько хронологические рамки периода, сколько сущность характерных для этого време-ни социально-экономических и политических процессов. А именно: феодализм как социально-экономический и политический строй существовал в странах Западной Европы более продолжительное время, чем Средневековье в его классическом понимании, охватывая период не только Ренесанса, но и XVII-XVIII вв. Современные французские историки считают, что эпоха Средневековья и феодализма во Франции хронологически совпадают и продожались вплоть до начала революции 1789-99 гг. и именуют эту эпоху «длительным Средневековьем».
Немало спорных проблем возникает при анализе истории Российского Средневековья и феодализма. Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов вообще не упортебляли термина «фе-одализм» применительно к отечественной истории. В начала ХХ в. Н.П.Павлов-Сильванский в двух книгах и ряде статей, переизданных в 1988 г. под общим названием «Феодализм в России», пытался доказать наличие в России, начиная с эпохи раннесредневековой Руси, феодальных отношений по типу западноевропейских. Тогда эта точка зрения не была поддержана мэтрами отечественной исторической мысли Ключевским, Платоновым и др. Но в конце 1930-х гг. она нашла своих поборников в советской историографии, базировавшейся на жестко канонизированном «Кратким курсом истории ВКП (б)» марксистском формационном подходе к мировой истории. Считалось, что все страны, в том числе Россия обязательно проходили через феодализм с его характерными чертами, отмеченными Марксом и Энгельсом применительно к западноевропейским странам. Так из советских учебников и научных исследований можно было понять, что восточно-славянские большие семьи – «осподы» и родовые общины уже в VI-VIII вв. (прямо-таки чуть позже, чем у германцев, а не в XI- начале XII вв. как то было в реальности) превратились в соседские общины, а бояре – старшие княжеские дружинники – в полноправных феодалов – княжеских вассалов и т.п. Даже сейчас, когда долгое время господствовавшая в отчественной науке греко-рыбаковская концепция истории древних славян и Киевской Руси стала достоянием истории исторической мысли, в изучении российского Средневековья остается немало нерешенных проблем.
Некоторые позитивные сдвиги в отечественной историографии эпо-хи Средневековья наметились в последние примерно 20 лет. Наши историки пришли к выводу о том, что Новое время в Западной Европе началось с конца XV в., с эпохи Возрождения и открытия Америки в 1492 г. Английская революция 1640-89 гг., носившая в значительной мере религиозную окраску, ныне признается раннебуржуазной, как и Нидерландская революция 1566-1609 гг. Весь же период западноев-ропейской истории с конца XV в. до завершения Английской революции рассматривается теперь как период раннего Нового времени. В рамках западноевропейского Средневековья ныне выделяются два периода: 1) генезис и раннее Средневековье: с начала в IV в. «Великого переселения народов» до середины XI вв. и 2) классическое, зрелое Средневековье (XI – XV вв.), охватывающее процессы феодальной раздробленности и начала формирования национальных государств.
Что касается раннего отечественного Средневековья, то начало его относится к концу V-VI вв., а окончание – к распаду Руси на отдельные княжества - уделы в начале XII в. Зрелое Средневековье» характери-зуется борьбой русского народа за независимость против монголо-та-тарcкого нашествия, ордынского ига и западных крестоносцев в XIII-XV вв., одновременным возвышением Москвы и образованием в конце XV в., единого Российского государства. Отечественное позднее Средневековье (здесь вполне уместен именно этот термин) продолжалось до конца XVII в., т.е. до эпохи Петра Великого. В XVI и особенно в XVII вв. под влиянием стран Запада в России вызревали лишь отдельные предпосылки модернизации и перехода к Новому времени.
Немало недоуменных вопросов вызывает употребление советскими историками-марксистами, особено авторами учебников для школ и ВУЗов в качестве синонимов терминов «Средневековье» и «феодализм» по отношению к Востоку. Был даже придуман термин «кочевой феодализм». Безусловно, отличительной чертой восточного Средневековья стало вхождение в процесс цивилизационной эволюции огромной массы кочевых этносов Евразии: арабов, монголо-татар, турок, маньчжур и др. Но это никак не может служить оправданием многолетнего стремления советских востоковедов подогнать бесконечное разнообразие культур и цивилизаций Востока под ту модель развития, по которой с конца V в. пошли страны Западной Европы.
На Востоке не было ни античности, ни феодализма в их классичес-ком западноевропейском, тем более в «краткокурсном» понимании. В начале н.э. здесь оставалось несколько «старых» очагов цивилизациной эволюции: 1) Китай и находившиеся под его влиянием народы Кореи, Япониии частично Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос); 2) Индия, влиявшая наряду с Китаем на территории и население современных Бирмы, Камбоджи, Таиланда, Малайзии и Средней Азии; 3) Кушанское царство и Согдиана в Средней Азии, в свою очередь влиявшие на Северную Индию; 4) Иран, охватывавший также часть Закавказья и Средней Азии; 5) Византия, истории которой посвящен специальный раздел этой темы. То есть в эпоху Средневековья вошли существовашие со времен Древнего мира восточные деспотии со всеми ранее уже рассмотренными такими отличительными чертами как: абсолютное преобладание государства над обществом, «власть - собственность», отсутствие каких бы то ни было элементов гражданского общества. Восточные города той эпохи по численности населения намного превосходили западноевропейские. Если в Лондоне, Венеции и Флоренции в XIII в. жило примерно по 100 тыс. чел., то в городах арабского Востока - по 300-400 тыс., а в Китае уже в XI в. были города – полумиллионники. Но в восточных городах никогда не было ничего подобного западноевропейским «коммунальным революциям» X-XIII вв., свободомыслия, религиозных ересей, студенческой вольницы. О парламентах, оформившихся в XIII-XIV вв. в странах Запада, применительно к восточному средневековью вообще говорить не приходиться.
Причины в идущем из глубины веков и тысячелетий синкретизме, традиционализме и общинном коллективизме. В крестьянских и городских общинах было организовано абсолютное большинство населения стран Востока. Это определяющие элементы бытия восточных цивилизаций, образа жизни, мировосприятия, поведенческих стереотипов людей, их отношения к властям. Они строились на основе догматизированных духовных образцов прошлого, в первую очередь на мифах о «золотом веке» с его уравнительными идеалами, совсем не похожими на идеалы, утверждавшиеся в то время в Западной Европе. Особую устойчивость восточному традиционализму придавали древние религиозные и философские учения: буддизм, индуизм, брахманизм, веддизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм, а с VII-VIII вв. – ислам. Не отрицая в принципе развития восточных обществ, традиционализм фиксировал замедленные темпы этого развития. Все новое на Востоке возможно лишь в той мере, в какой оно воспринимается всеми слоями общества.
История восточного Средневковья не отличалась стабильностью, а характеризовалась цикличностью: периоды поступательного развития чередовались с периодами спада, а нередко и распада существовавших цивилизаций вследствие внутренних кризисов, конфликтов или иноземных завоеваний. Дестабилизирующим фактором в восточном цивилизационном регионе той эпохи являлись многочисленные тюркские кочевые племена и союзы племен, обитавшие в обширной зоне степей от Карпат и Нижнего Дуная до р. Хуанхэ; на территории нашего Отечества эта зона проходила всего в двух конных переходах южнее Киева. В V-VIII вв. это был Тюркский каганат – союз кочевых племен Центральной Азии, Северного Китая, значительной части Средней Азии. Тюрки изобрели жесткое седло, стремена, разборную юрту, даже приучили себя ночью во время движения спать, что заметно повысило их мобильность. Речь идет о таких тюркских кочевниках как печенеги, половцы, монголо-татары, уйгуры, турки и др., а также об арабах – новом этносе, сформировавшемся в VII в. на Аравийском полуострове.
В итоге восточное Средневековье стало временем гигантского рас-ширения поля исторического действия, столкновений и объединений в общих политических рамках многих социумов, различавшихся не то-лько по языку, вере, обычаям, но и по основам экономической и соци-альной жизни. Это можно назвать, восточным вариантом «Великого переселения народов» (ВПН), в итоге которого в эпоху Средневековья к процессу цивилизационой эволюции подключилась огромная масса кочевых этносов, находившихся ранее на предцивилизационной стадии развития. Особенностью большинства кочевых этносов стало преимущественное освоение ценностных идеалов буддизма и ислама, а также социально-политических институтов и экономической организации оседлых народов с большим или меньшим сохранением своих кочевых, родоплеменных жизненных устоев и порядков, таких, например, как особая роль родственных связей, военных и т.п.
В заключении уместно обратить внимание на точку зрения совре-менных зарубежных и отечественных ученых (А.Тойнби, Л.С.Василь-ева и др.), которые считают, что вообще не стоит говорить об отсталости Востока и замедленных темпах его развития. Восток вовсе не шел тем же историческим путем, что Запад или Россия, не отстал от них. Восток просто шел другой дорогой и продолжает идти в том ритме и темпе, который свойственнен только ему, с присущими только ему идеалами и критериями прогресса, отличными от идеалов западноевропейского феодализма, трудовой этики протестантизма, критериев со-временного научно-технического прогресса и т.п. В современном востоковедении есть даже точка зрения о том, что Восток вообще не является альтернативой Западу, а выступает исходным пунктом всемирно-исторического процесса. Ведь именно на Востоке возникли первые цивилизации, в то время как объект всеобщего поклонения - античная греко-римская цивилизация является результатом, возможно, даже слу-чайным результатом, мутации восточной цивилизации.
В случае с Востоком невозможно выработать единую периодиза-цию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь признать условность для Востока хронологических граней Средневековья, раз-работанных применительно к западноевропейской цивилизации и с немалыми натяжками и условностями используемыми при изучении истории России. Начало восточного Средневековья условно можно да-тировать первыми веками н.э. Окончание этой эпохи наступает в разных странах в 30-60-х годах XIX в. и хронологически совпадает с активной колониальной экспансией европейских капиталистических держав, приведшей к началу ломки и перерождения традиционных общественных структур стран Востока. В этой связи весь чрезвычайно продолжительный период истории Востока от выхода на историческую арену первых древневосточных деспотий до начала буржуазно-капи-талистической модернизации этого огромного региона можно условно назвать «большой докапиталистической формацией». Ее экономической основой, естественно, были рыночные отношения, первые ростки которых приходятся еще на эпоху «неолитической революции» X-IV тысячелетий до н.э. В истории восточных цивилизаций безусловно преобладал традиционализм. Это не исключало сходства отдельных черт восточного Средневековья с отдельными чертами западноевропейского или русского Средневековья. Можно говорить и о сходстве отдельных элементов раннебуржуазных отношений, связанных с естественным развитием рыночных отношений во всех странах мира, так и с началом в XVI в. колониальной экспансии западноевропейских стран. Но вряд ли стоит преувеличивать значение этого сходства с западной цивилизацией для истории Востока. Как говорил Р.Киплинг, английский писатель, автор «Книги джунглей» (1894 г.) и нобелевский лауреат: «Запад есть Запад, Восток есть Восток и им не сойтись никогда, лишь у подножья престола Господня в день Страшного Суда».
Византийская цивилизация.
Начало IV – середина XV вв.
Рождение Византийской цивилизации связано с основанием в 324 г. римским императором Константином на западном берегу Босфора, на месте древнегреческой колонии Византий Константинополя. Но формально история Византии как самостоятельного государства началась с 395 г., с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Название «Византийская империя» закрепилось среди историков в XVI в. уже после ее завоевания турками-османами в 1453 г. Сами жители Византии называли свою цивилизацию по-гречески – «ромейская» (т.е. римская), а себя «ромеями» (римлянами). Византия изначально была многонациональной страной и включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Закавказья, Палестину, Египет, часть Аравии, острова Крит, Кипр, Сицилию, Сардинию, Корсику, Корсунь (Херсонес; юг современного Севастополя) в Крыму. Государственным языком этой многонациональной империи был греческий, но широко распространена была и латынь.
Византия сравнительно слабо затронуло ВПН. Её цивилизация формировалась в V-VII вв., сохраняя значительный перевес элементов классической античности и одновременно существенный элемент традиционного общества - сельские общины, члены которых несли обязанности непосредственно перед государством. Наличие значитель-ного слоя свободных крестьян-общинников позволяло Византии иметь сильную боеспособную армию и флот. Одновременно сохранялись крупные рабовладельческие латифундии по типу римских, использовавшие труд рабов и колонов. Поэтому становление феодальных отно-шений (по сравнению со страной «классического феодализма» - Францией) в Византии было существенно замедлено, а сами эти отношения отличались от западноевропейских. Это был «государственный феодализм» или «византийская модель феодализма», имевшая много общего с восточными деспотиями – Персией, а с VII-VIII вв. с Арабским халифатом, с которыми граничила Византия. Именно такая модель государственных и общественных отношений была законодательно закреплена в 529-534 гг. в «Своде гражданского права» («Кодексе Юстиниана»), т.е. в византийском варианте римского права. В основе «Кодекса Юстиниана» лежали централистские, универсалистские идеи: единая империя во главе с императором – василевсом, обладавшем неограниченной властью; единый закон; единая (частная) форма собственности; единственная форма индивидуальной семьи; единые права для всех свободных жителей империи; единая вера.
«Византийская модель феодализма» отличалась гипертрофирован-ной властью императора. На нем замыкалась вся административная си-стема империи, верховное командование вооруженными силами, цер-ковная иерархия. Непреложными ценностями, пронизывавшими мен-талитет всех слоев византийского общества, стали: 1) идея о величии императора-василевса и 2) вера в сакральность его сана. Император – помазанник Божий, наделенный божественной благодатью, покровитель православной церкви: «Василевс ниже только Бога и следует сейчас же за Богом». Но сакрализировался лишь сан императора, а не его конкретный носитель. Юридических норм относительно прерогатив и границ императорской власти и порядка престолонаследия не было. Здесь все определялось традициями и тем как эти традиции понимались синклитом – неформальным, постоянно менявшимся по своему составу объединением высших сановников империи, которые решали соответствует или нет данный конкретный человек сану императора. На престоле иногда оказывались выходцы из национальных окраин империи (армяне, сирийцы и др.) и из низших слоев населения: бывшие солдаты (Юстин I), дети крестьян (Юстиниан I). Из 87 человек, занимавших престол в 324-1453 гг., лишь 34 умерли своей смертью, находясь на престоле; остальные погибли в заговорах знати, переворотах, отрекались от власти, насильственно постригались в монахи.
Тем не менее перед всесильной императорской властью были абсолютно беззащитны даже самые знатные вельможи: в любой момент любой из них мог быть лишен чина, имущества и самой жизни. Государство именем императора ограничивало численность зависимых крестьян, живших на землях таких (с позволения сказать) феодалов и размер этих земель, сохраняя за собой право их конфискации. В итоге в Византии не сложилось иерархии феодалов - сеньоров, феодального землевладения, вассальных отношений, как то было в Западной Европе. В воле императора (или тех, кто выступал от его имени) была жизнь, служебное положение, имущество не только знати, но и каждого подданного. Отсюда следовал принцип всеобщей несвободы, бесправия всех без исключения жителей империи по отношению к императору. В этой стране все жили словно приговоренные если не к смерти, то к разорению и тюрьме.
В ранневизантийской истории IV-VI вв. следует отметить эпоху Юстиниана I (527-565). С его именем связан не только упомянутый «Кодекс», но и попытка восстановить территорию Римской империи. В VI в. Византия вкючала в себя земли бывшей Римской империи: Италию, Северную Африку, Южную Испанию. Но удержать эти заво-евания не удалось. К началу VIII в. лангобарды отвоевали Италию, а вестготы – Южную Испанию. Еще раньше, в конце VII в. на Византию начался натиск арабов и южных славян, создавших на Балканском по-луострове Болгарское царство. В итоге территория Византии уменьшилась почти вчетверо. В 717 г. арабы даже осадили Константино-поль. Отбиться удалось, забрав часть земель и средств у церкви. Это вызвало церковную смуту – «иконоборческое движение», длившееся почти полвека. Иконоборцы считали, что почитание икон, креста, святых мощей – это идолопоклонство, что не может быть божественной благодати в истлевших костях и в досках, на которых написаны иконы. Только в середине VIII в. иконопочитатели одержали верх, культ икон был восстановлен. Но большая часть конфискованных государством у церкви земель и ценностей так и не была возвращена.
Особую непримиримость светские и духовные власти империи проявляли к наследию античного политеизма. Старые языческие храмы безжалостно разрушались, а отдельные элементы их архитектуры использовались при сооружении христианских храмов. Так при строительстве в 532-537 гг. храма Святой Софии - главного храма Константинополя использованы колонны различных стилей, карнизы и другие архитерктурные элементы нескольких десятков языческих храмов, раз-рушенных в Афинах, Риме, др. известных ранее центрах классической античности и эллинизма.
Обратим внимание на взаимоотношения светской и церковной властей в Византии. Здесь особенно почитался римский император Константин, провозгласивший христианство официальной религией империи и основавший Константинополь. Император Византии как «помазанник Божий» и его «наместник на земле» управлял делами церкви, назначал ее патриархов и др. иерархов, распоряжался церковным имуществом, финансами. Практически взаимоотношения светской и духовной властей обрели в Византии характер «симфонии», т.е. союза, партитета и взаимной поддержки. В годы нередких в истории Византии смут, внутренних кризисов, сепаратистских выступлений на-местников (стратигов) отдельных имперских провинций (фем), неиз-бежно сопровождавшихся ослаблением централизованной государст-венной власти, именно православная церковь способствовала сохра-нению хотя бы относительного единства и могущества страны. В свою очередь, императорская власть помогала руководству церкви сохранять духовную власть над паствой во время также нередких церковных смут (типа «иконоборчества») и различных еретических движений.
Не смотря на все потрясения, величие Византийской империи и бо-гатство ее культуры оказывали огромное влияние на южных и вос-точных славян. Византийская церковь при поддержке светской власти вела активную миссионерскую, просветительскую деятельность среди славян – язычников, соперничая с римской католической церковью и добивалась в этом успехов. Примером может служить великая миссия византийских просветителей братьев Кирилла и Мефодия, создателей славянского алфавита: кириллицы - для южных и восточных славян на основе греческого алфавита. Современные историки считают, что у славян к началу IX в. уже длительное время существовала письменость на основе алфавита близкого к древнегреческому. Кирилл и Мефодий в 863 г. модернизировали эту письменность: уменьшили количество букв и сделали её более приспособленной именно для православного богослужения. Братья активно пропагандировали православие, перевели на кириллицу Библию и др. христианские книги. Просветительская деятельность Кирилла и Мефодия способствовала христианизации Болгарии и Сербии в IX в., а в Х в. – Руси. 24 мая в память о святых, равноапостольных братьях Кирилла и Мефодия ежегодно отмечается в нашей стране как день славянской письмености и культуры.
Византия развивалась как прямое и непосредственное продолжение античной Римской империи. Государство с сильной централизованной властью и монолитная православная церковь позволили Византии избежать политической раздробленности. Более того, именно на IX-XI вв., т.е. на время, когда Западная Европа вступала в состояние фе-одальной раздробленности, пришелся расцвет Византийской цивили-зации и ее уникальной духовной культуры с выдающимися достиже-ниями в области литературы, философии, историографии, богословии, архитектуры, живописи (иконописи), вошедшими в золотой фонд ми-ровой культуры. Грамотность в Византии была распространена во всех слоях общества и находилась на беспрецедентном для средневекового мира уровне. Образование совмещало греко-римскую школьную традицию и христианское воспитание. 10-12-летние мальчики и девочки учились читать и писать по Библии и поэмам Гомера. В V-VI вв. уже существовали высшие училища разного профиля в Константинополе, Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте. Особое внимание уделялось изучению юриспруденции, философии, богословию, медицине. Ок. 425 г., т.е. намного раньше, чем в странах Западной Европы непосредственно во дворце императора был основан Константинопольский университет. Получение в нем «энциклопедического образования» предусматривало два уровня: 1) тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и 2) квадриум (арифметика, музыка, геометрия, астрономия). Все византийские высшие учебные заведения были государственными, с утвержденными штатами и высокими окладами профессоров и преподавателей, а обучение в них было бесплатным.
В то же время развивались зачатки слабости, упадка и будущей ги-бели Византийской цивилизации. В конце XII в. Византия потерпела крупное поражение от турок в Малой Азии. В 1204 г. 20-тыс. войско западноевропейских крестоносцев овладело полумиллионным Кон-стантинополем и жестоко разграбила его. На территории Византии воз-никла, основанная европейскими завоевателями Латинская империя. Власть византийских императоров сохранялась лишь в малоазиатском городе Никея. Затем византийцам удалось отвоевать у латинян некоторые другие области Малой Азии. В 1261 г. никейский правитель Михаил Палеолог освободил Константинополь от крестоносцев. Но восстановленная Византия оказалась лишь бледной тенью некогда могущественной империи и уже не играла никакой роли в мировой политике того времени. Ее светские и духовные правители в условиях нараставшей турецкой агрессии искали помощи в Западной Европе и заключили в 1439 г Флорентийскую унию с католической церковью, признав главенство римского папы в христианском мире, в обмен на обещания помощи католической Европы в борьбе с турецкой агрессией. Но в Западной Европе никто не собирался спасать отжившую свой век Византию. В Рим удалось эвакуировать лишь некоторых родственников последнего императора Византии, часть ее государственных и церковных архивов и книжных фондов. В мае 1453 г. Константинополь был взят турками. Ромейская империя прекратила свое существование, оставив после себя богатейшее и уникальное историко-культурное наследие.
Мифы исторические реалии
Активное участие славян в ВПН вылилось в их мощное колонизационное движение на территорях Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. Это привело к разделению их некогда единого этнического массива на западных, южных и восточных славян и ускорило дальнейшую цивилизационную эволюцию. Византийские авторы V-VII вв. писали о восточных славянах, называя их антами, как о савоку-пности «бесчисленного множества племен». Они то враждовали между собой, то объединялись в союзы с другими племенами для дальних походов против той же Византии или в Центральную Европу. Появилась и более прочная, по сравнению с племенными союзами, форма объеди-нения восточных славян – «славинии» - как их называли в Византии. Если часто непрочные союзы племён базировались на традиционном, привычном родоплеменном принципе, то славинии были уже более се-рьёзными предгосударственными этнополитическими образованиями. Они основывались на полном подчинении слабых племен более сильным, с более активными и инициативными элитами. Мотивы объединений в союзы племен или «славинии» были различны: защита от кочевников, строительство оборонительных сооружений, огранизация да-льних походов для захвата добычи, а нередко – просто амбиции, жажда богатства и власти со стороны вожднй и элит наиболее сильных племен, стремление подчинить себе соседей.
«Повесть временных лет» (ПВЛ) – первый общерусский летописный свод, составленный в Киеве в начале XII в., касаясь событий VIII – IX вв., рисует следующую карту расселения 15 восточнославянских этнических общностей – союзов племён или славиний, из которых сформировалось раннесредневековое Русское государство. Для справки воспроизведем эту карту. Словене обживали берега Ильменского озера и реки Волхов. Кривичи, названные по имени своего легендарного родоначальника Крива, обитали на огромной территори в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; полочане(ветвь кривичей) - на реке Полота; дреговичи (от древнерус. «дрегва» - болото) – между Припятью и Березиной. Вятичи и радимичи, прозывавшиеся от имён своих легендарных родоначальников Вятко и Радима, осваивали соответственно бассейны рек Ока и Москва, Сож и Десна. Северяне жили в бассейнах рек Северский Донец, Десна, Сейм и Сула; древляне (от древнерус. - обитатели лесов) – на реке Припять и в Среднем Поднепровье. Поляне(жившие в полях) - селились в лесостепной зоне Среднего Поднепровья. На западе и юго-западе ареала расселения восточных славян и частично на западнославянских землях словаков и вислян (поляков) жили хорваты (белые хорваты) – выходцы из южнославянских хорватов. Самую южную оконечность восточнославянского мира, бассейны рек Днестр и Южный Буг вплоть до устья Дуная и побережья Черного моря занимали волыняне, названные (как и вся их земля) по имени своего главного города Волынь. На землях Волыни жили также дулебы (от немецкого Dudleiba – «страна волынок»), в бассейнах Днестра и Южного Буга, до устья Дуная и Черного моря - бужане, уличи и тиверцы (от древнегреч. Тивр – Днестр).
Но ни отечественные, ни зарубежные (византийские, западноевропейские, арабские) источники той эпохи не позволяют однозначно ответить на вопрос: какие из названных восточно-славянских объединений слудует считать союзами племен, а какие «славиниями»? Составители ПВЛ подчеркивали, что восточно-славянские племена и их объединения «имели свои обычаи и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав», т.е. не имели общих законов и правил жизни. Но тем не менее ощущали свою общность. Приведенные названия восточно-славянских объединений были либо созвучны с общим названием формировавшегося раннесредневекового суперэтноса славяне, словене, либо более конкретно указывали на их происхождение или места расселения. Общепринятым для населения всех восточно-славянских объединений было имя русы;в единственном числе– русин.
Потребность дальнейшей консолидации восточных славян обуславливалась необходимостью организации эффективной борьбы с многочисленными кочевыми тюркскими племенами аланов, аваров (обров), печенегов и др., которые в те времена часто вторгались в места постоянного обитания славян с юга и юго-востока. Восстанавливаясь каждый раз после очередного нашествия кочевников восточные славяне катастрофически топтались на месте в своем цивилизационном развитии. Не будет преувеличением мнение современных отечественных историков о том, что демографические потери и материальный ущерб, нанесенные вторжениями кочевников-тюрок только в эпоху ВПН задержали становление раннесредневековой Русской цивилизации не менее чем на два столетия.
Часть тюрок в середине VII в. перешли к оседлому образу жизни и создали своё раннесредневековое, крупнейшее в тогдашней Европе государственное образование – Хазарский каганат, охвативший территории Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Крыма. Здесь в степной зоне с плодородными черноземными землями развивалось земледелие, скотоводство, многие ремесла. По религиозному вероисповеданию хазары были язычниами. Однако в 735 г. в земли Хазарии через Каспийский проход и Дарьял вторглись арабы и разгромили армию каганата. Хотя арабы отказались от дальнейших завоеваний и не пошли дальше Северного Кавказа, элита Хазарии вынуждена была подчиниться агрессорам и принять ислам. Но в подавляющем большинстве хазары отторгли ислам и остались язычниками. В VIII в. наиболее прочные отношения у каганата сложились с Византией, что способствовало распространению христианства. В Хазарии была образована подчиненная константинопольскому патриархату пра-вославная митрополия их 7 епархий, в т.ч. в столице каганата Итиле на Волге. Но хазарская элита не хотела связывать себя религиозными узами ни с арабами, ни с Византией. Под влиянием евреев, изгнанных из Ирана, правители Хазарии в начале IX в. объявили государственной религией иудаиэм. Это вызвало смуту и серьезное ослабление Хазарии. Некоторые ранее зависимые от каганата народы перестали платить ему дань или переходили под власть Византии, которая в свою очередь натравливала на Хазарию кочевников - печенегов, пришедших из Азии.
Под давлением Хазарского каганата часть родственных восточным и южным славянам протоболгарких племен, еще в начале н.э. пришедшие в Северное Причерноморье, Приазовье и на Северный Кавказ, в середине VII в. во главе с ханом Аспарухом ушли в византийские земли на правый берег Дуная. Здесь они объединились с южными славянами – славинами («склавинами», по не вполне точной византийской терминологии) и фракийцами. В 681 г. эти этносы образовали объединенное государство, названное историками «Первым Болгарским царством» и признанное Византией. Другая часть протоболгар позднее отошла в Волжско-Камское междуречье, где в <