Тема 12. Базовые цели, задачи, функции социальной государства.

1. Цели и задачи социального государства.

В перечне основных констиционно значимых целей современного демократического правового государства, направленных на создание, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человек, важнейшим является «сглаживание социального неравенства, преодоление его главных форм».

Также есть и другие основополагающие цели России как социального государства отнесены (раздать ксерокопии стр. 16-27).

Главная задача социального государства – достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование. Для достижение целей, о которых шла речь выше, государством должны быть решены следующие основные задачи:

- нивелирование (сглаживание) имущественного неравенства за счет средств, мобилизуемых государством (установленные законодательно налоги, сборы, пошлины и др.);

- смягчение экономического неравенства путем обобществления некоторых экономических ценностей или их перераспределения (например, путем земельной реформы);

- устранение социального неравенства методами правового характера (например, восстановление имущества и компенсационные выплаты за имущество, утраченное вследствие природных и технологических катастроф, уравнивание женщин и мужчин в оплате труда);

- социальное корректирование, осуществляемое в сфере правовых отношений (например, с помощью права социального обеспечения, трудового, семейного права и др.);

- государственное вмешательство в социально значимые сферы общественных отношений (защита прав человека и трудовых прав, охрана труда, надзор за правами лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, ресоциализацией, воспитанием и т.п.);

- улучшение социального положения путем государственных выплат (например, социальных пособий);

- обеспечение общедоступности наиболее важных благ и услуг (создание системы здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки кадров, служб занятости, регулирования цен).

Функции социального государства:

Руководствуясь положениями третьего раздела «Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (государств – участников СНГ), представляется возможным выделить следующие основные функции социального государства:

1. Неуклонное и последовательное осуществление государственной социальной политики в следующих основных сферах социальных отношений:

- рынок труда, занятость и безработица;

- оплата и охрана труда;

- регулирование доходов и потребление товаров массового спроса;

- пенсионное обеспечение;

- социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;

- социальное страхование;

- социальное обслуживание;

- образование и профессиональная подготовка, подготовка и повышение квалификации работников социальной сферы;

- наука;

- здравоохранение;

- культура;

- физическая культура, спорт, туризм;

- демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;

- экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф.

2. Финансовое обеспечение – важнейший фактор и условие развития социального государства. Социальное государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду всего экономически активного населения. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирование ресурсных источников, в качестве которых используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей.

3. Правовое обеспечение – важнейшее средство для функционирования социального государства. В таком государстве каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных конституцией прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности. Основная, но сложная задача – соблюдение постоянного баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. Основная проблема – установление границ, пределов вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, которые определяются тем, что, с одной стороны, оно не должно стать тормозом развития экономик, а с другой – обязано правовыми мерами обеспечить каждому человеку реализацию прав на достойную жизнь.

4. Социальная защита – важнейший инструмент социальной политики соц. государства. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных воздействий для их жизни со стороны социально среды и смягчить последствия таковых. Это защита от возможных нарушений прав и свобод личности, от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека.

5. Налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательно социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальная помощь – это наиболее эффективные системы социальной защиты и социального выравнивания их доходов.

6. Развитие комплекса отраслей социального обслуживания (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания) и социального обеспечения населения за счет расширения сети организаций, учреждений и предприятий социального обслуживания, охвата соответствующими услугами всех категорий населения, в том числе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

7. Проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспеспечению занятости молодых граждан, развитие их гражданской и трудовой активности и т.д.

8. Социальное партнерство – важнейший инструментарий при согласовании противоречивых интересов труда и капитала.

9. Реализация социальной ответственности органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина – необходимое условие эффективного функционирования соц. государства. В рамках этой функции государство обеспечивает реализацию следующих подфункций:

- социальная ответственность органов власти;

- социальная ответственность бизнеса;

- социальная ответственность гражданина.

10. Участие общественных объединений, в том числе политических партий, социальных движений и фондов, в формировании и функционировании гражданского общества.

11. Государственные социальные стандарты (ГСС) – важнейший элемент социальной политики. ГСС являются социальными нормами и нормативами, обеспечивающими реализацию гарантированных конституцией соц. прав гражданина и выступающие ориентирами в реализации социальной и экономической политики.

Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики. Государственные социальные стандарты устанавливаются в форме законодательных и иных видов нормативных правовых актов и обязательны для применения на всей территории РФ.

11.1. ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривает установление:

- минимального размера оплаты труда (МРОТ – устанавливается на уровне не ниже прожиточного минимума – минимального потребительского бюджета); нормативов и порядка оплаты труда работников бюджетной сферы;

- порядка индексации заработной платы в случае превышения определенного уровня (порога) инфляции, а также при несвоевременной выплате заработной платы;

- порядка оплаты сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни.

11.2. ГСС в области обеспечения занятости и помощи безработным должны предусматривать установление:

- размеров квоты для организации первого рабочего места при трудоустройстве молодежи или размера денежной компенсации за его непредоставление;

- условий переобучения и профессиональной переподготовки безработных.

11.3. ГСС в области пенсионного обеспечения: государство устанавливает размеры пенсий, которые должны превышать прожиточный минимум, утверждает сроки и порядок индексации пенсий.

11.4. ГСС в области обеспечения населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами:

- нормативы обеспечения жилой и общей площадью в расчете на одного человека;

- порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий;

- порядок предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;

- перечень и нормативы предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);

- порядок предоставления группам населения с низким уровнем дохода субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

- определение категорий граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях. (остальные ГСС в других сферах найти самостоятельно, подготовить сообщение).

12. Экономическая политика, уровень и состояние социального рыночного хозяйства – базисная условия для функционирования социального государства. Эти понятия определяются: состоянием и эффективностью государственного и частного секторов экономики; распределением долей валового внутреннего продукта, направляемого на развитие социальной сферы и удовлетворение социальных потребностей; уровнем развития социальной инфраструктуры и материальной базы социальной сферы; степень участия региональных бюджетов в решение социальных проблем.

13. Создание нового и совершенствование действующего законодательства в социальной сфере правоотношений, обеспечивающего соблюдение постулатов и правил:

- выбор и установление социальных целей;

- конкретный сценарий социально-экономического развития государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу (5, 10, 15 лет), обеспечивающий реализацию социальных целей в минимально возможные сроки, подлежит обязательному обсуждению и законодательному утверждению.

При разработке альтернативных вариантов макрорегулирования применительно к модели социального государства необходимо, во-первых, исходить из критерия общего наращивания финансовых ресурсов; во-вторых, исходить из принятия общественно приемлемой пропорции в финансовых отчислениях на социальные нужды между бюджетом, доходами бизнеса и самих граждан; в-третьих, основываться на более детальной проработке резервов улучшения финансово-кредитной, промышленной, научно-технической, внешнеэкономической политики государства.

- законодательная регламентация функций, форм и методов (технологий) деятельности субъектов социальной политики по осуществлению выбранного сценария социально-экономического развития государства.

- планируемые показатели социально-экономического развития страны должны проверяться на их социальную эффективность.

- ответственность органов власти и бизнес-сообщества за реализацию основных положений и принципов построения социально ориентированного хозяйства. В случае невыполнения запланированных стратегических мероприятий должен срабатывать механизм персональной ответственности должностных лиц в структурах исполнительной власти.

- формирование социального рыночного хозяйства. Региональные администрации в силу особой близости к населению и предприятиям реально должны противодействовать негативным социальным последствиям кризисных явлений в экономике, в частности противостоят необоснованному росту цен на продукцию и тарифов на услуги организаций и отраслей-монополистов, организуют системы взаимозачетов между территориальными предприятиями.

14. Право – важнейший базисный механизм реализации и функционирования соц. государства. Практически всем индустриально развитым государствам мира в ближайшие годы предстоит разработать перечень правовых актов, необходимых для создания и успешного функционирования соц. государства.

В качестве первоочередных правовых актов необходимо разработать модельные законы об основах соц. политики и о государственных социальных стандартах.

Первый закон определит права и обязанности всех субъектов регулирования соц. политики – государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных объединений.

Второй закон должен установит систему государственных социальных стандартов, охватывающих такие сферы социальных отношений, как: оплата труда и трудовые отношения; обеспечение занятости и помощи безработным; пенсионное обеспечение; обеспечение населения жильем, коммунальными и бытовыми услугами, а также товарами массового спроса и др.

Завершая рассмотрение функций социального государства необходимо отметить, что исходя из положений Европейской социальной хартии (принята Советом Европы в 1961 г.) для социальных государств важнейшими мерами являются:

- установление государственных минимальных стандартов в области денежных доходов населения и оплаты труда, социальной поддержки и социального обслуживания;

- гарантирование нормативного порядка осуществления права работника на своевременную оплату труда, в том числе возмещение материального и морального ущерба;

- законодательное решение вопроса о выплате заработной платы работникам обанкротившихся предприятий и специально созданных резервных фондов;

- обоснование действующих норм трудового права в соответствии с новыми общественными и экономическими отношениями с целью обеспечения договорного характера труда;

- проведение необходимых антиинфляционных мер, индексация заработной платы, пенсий и пособий населения с учетом колебания реального уровня жизни;

- развитие системы социального партнерства на предприятиях на принципах добровольности, равноправия и экономической заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях, развитие системы коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и др.

Наши рекомендации