Вопрос 1. Сущность социального государства в современном обществе.

Социальное государство (от нем. Sozialstaat) особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство является итогом сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Появление нового института социальное государство также связывают с возникновением в конце 19 начале 20 веков, понятия «социальная государственность», произошедшего одновременно с упоминанием в трудах немецких юристов еще одного, но не менее важного, понятия – правовое государство. Указанный период также характеризуется рождением нового, позитивного понимания свободы, означающего обязанность государства обеспечить социально ориентированную политику, политику «выравнивания социального неравенства». Так называемое право на призрение, которое в современном понимании определяется как право на социальную помощь и социальное страхование, начало рассматриваться как право на известный социальный минимум достойного человека существования.

Понятие “социальное государство” было выдвинуто немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—1890) под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин и в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что функции государства заключаются:

- в восстановлении равенства и свободы,

- в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан.

Социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Процесс становления социального государства можно рассматривать на следующих уровнях:

= на научном - как идею и ее развитие в различных концепций,

= на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основном законе государства,

= на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.

В рамках существующих определений социального государства выделяют его универсальные характеристики:

1. Первой характеристикой является доступность социальной поддержки государства всех членов общества;

2. Право контроля и регулирования социальных процессов, т.е. правовая функция социального государства. Правовая функция проявляется в наделении граждан социальными правами, а государства – социальной ответственностью;

3. Наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат;

4. Наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости;

5. Ответственность за уровень благосостояния своих граждан;

6. Создание условий для развития гражданского общества.

Социальное государство должно обеспечивать:

- ослабление социального неравенства;

- достижение социальной справедливости;

- предоставление каждому гражданину работы или источника существования;

- сохранение мира и согласия в обществе;

- формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Словосочетание "социальное государство" включено теперь во многие конституции - Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г. и ряда других стран. Есть этот термин в ст. 7 Конституции РФ.

Вопрос 2. Конституционные индикаторы (признаки) социального государства

К конституционным и фактическим индикаторам (показателям, признакам) социального государства относятся:

Первый - положение о социальной функции частной собственности. Впервые оно было озвучено в Веймарской конституции 1919 г. и Основном законе ФРГ 1949 г.

В Конституции РФ положений о социальной функции частной собственности нет, в ст. 35 не говорится прямо о возможности национализации определенных отраслей экономики (это результат взглядов, которые господствовали в обществе в начале 90-х гг., на Конституционном совещании 1993 г. иногда предлагалось даже включить в проект Конституции формулировку о "священной и неприкосновенной частной собственности"), но в принципе социальная функция частной собственности в России не отрицается.

Второй индикатор – конституционное закрепление социально-экономических прав человека и гражданина - на труд, отдых, образование, здравоохранение, государственные пенсии и др. (в ранних конституциях говорилось лишь о личных и политических правах). Теперь в соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. социально-экономические права закреплены в большинстве конституций стран мира, хотя и в разном объеме их осуществления.

Третийиндикатор - социальное партнерство (иногда говорится о социальной солидарности). Такая формулировка есть, например, в Конституции Египта. Социальное партнерство распространяют на отношения труда и капитала, работников и работодателей. В Конституции России нет такого положения, но оно содержится в ст.27 Трудового кодекса 2001 г.

Четвертый индикатор - социально-экономическое равноправие и одновременно выравнивание фактического уровня жизни индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества. В настоящее время речь может идти о социально-экономическом равноправии, как об элементе правового аспекта социального государства. Оно заключается в первую очередь в том, чтобы предоставлять равные социально-экономические возможности индивидам и общностям в соответствии с положением в обществе. Это могут быть не совсем одинаковые возможности для иностранцев и граждан (для иностранцев, например, закрыты некоторые виды трудовой деятельности, в частности государственная служба), неодинаковые возможности существуют, например, у малочисленных коренных народов и крупных национальных общностей (для первых во многих государствах предоставляются в некоторых сферах отношений и деятельности определенные преимущества, есть соответствующее законодательство и в России), но в каждой группе лиц и общностей такие возможности должны быть одинаковыми.

Население субъекта РФ - это общность, определенный территориальный публичный коллектив, но фактическое положение таких общностей неодинаково. Разрыв между максимальным и минимальным душевым денежным доходом в субъектах РФ достигает 10,9 раза (по другим данным, - 8,4 раза, что тоже много). Безработные, стоимость минимального набора продуктов на Чукотке втрое превышает общероссийский уровень. Для сравнения соседняя с Чукоткой Аляска занимает первое мест по уровню жизни в США.

Поэтому, признавая неодинаковость людей и их общностей, важно учесть, что главный смысл социального государства в этом отношении состоит в его деятельности по "подъему" отстающих до уровня передовых, а не только в создании равных возможностей.

Пятый индикатор - социальная справедливость. В Конcтитуции РФ о принципе социальной справедливости не упоминается, но он назван в российских законах об общественных объединениях, о политических партиях. Данный принцип включает много составляющих, причем они неодинаковы в различных правовых системах.

Показателями социальной справедливости являются:

- установление законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он может быть почасовым или помесячным, в ином виде.

- набор минимума товаров и услуг, необходимых для жизни человека ("потребительская корзина", прожиточный минимум). Он должен быть обеспечен человеку государством (отсутствие такого минимума по независящим от лица причинам дает право на субсидию или пособие от государства. Размер "корзины" для разных категорий лиц - инвалидов, пенсионеров, детей, работающих и т.д. несколько неодинаков, но есть и средние числовые данные). "Корзина" рассчитывается государственными органами в натуральном виде, этот перечень утверждается законом, а затем фиксируется в денежной форме (в России - правительством и публикуется им) с периодической индексацией. В наиболее благополучных странах (например, в Швеции) стоимость потребительской корзины составляет приблизительно 1000 долл. Набор перечня товаров и услуг время от времени пересматривается (в России через 5 лет), в России он довольно беден.

По официальным данным Росстата численность населения, живущего ниже черты бедности, составляет в России около 10 %, а по опросам почти половине жителей не хватает денег на еду, не говоря уже о других потребностях. Правда, реальные доходы граждан по статистике растут, их материальное положение улучшается, но разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных увеличивается. В то же время Россия находится с 2008 г. на втором месте в мире (после США) по числу долларовых миллиардеров, и их число каждый год растет быстрее, чем в развитых странах, а состояния самых крупных из них в последние годы увеличиваются ежегодно. При этом в России с доходов установлен одинаковый налог (13%), работник с минимальной заработной платой и топ-менеджер - с миллионной платят одинаково в процентном отношении, чего не существует в других странах.

Социальная справедливость тесно связана с решением вопросов социальной инфраструктуры - образования, медицинского обслуживания, жилья, пенсий, доступа к достижениям культуры, регулированием вопросов труда (продолжительность рабочего времени, отпуска и др.), пособиями по безработице.

Шестойиндикатор – создание социально ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики предполагает государственное прогнозирование и планирование. Такие нормы есть в конституциях (Индия, Испания, Италия, Португалия и др., в Конституции РФ таких положений в отчетливом виде нет).

Седьмой индикатор - социальное государство должно выступать социально-политическим арбитром в обществе.

Как и всякое государство, оно прежде всего выражает и защищает интересы экономически, политически и идеологически доминирующих слоев общества. Там, где таким слоем является "средний" класс, оно выражает прежде всего его интересы, то есть фактически совпадающие интересы большинства населения при определенной защите интересов и прав меньшинства, которое не прибегает к насильственным действиям (в такой политике государства имеют место колебания и отступления). В России "средний" класс еще не стал достаточно влиятельной силой (его численность оценивается социологами в пределах 15 - 20% населения в отличие от развитых стран, где это число равно приблизительно 60 - 80%), а социально-арбитражная роль государства не получила полного развития. Подлинное социальное государство, осуществляющее социально-политический арбитраж в обществе, не может не быть демократическим и правовым.

Восьмой индикатор - социальные обязанности и социальная ответственность. В России под социальной ответственностью подразумевается моральная обязанность бизнеса помогать низкооплачиваемым и обездоленным, способствовать экономическому и культурному развитию страны, ее различных регионов, создавать благоприятные условия для работников и т.д. Однако социальные обязанности и ответственность могут и должны распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях. Забастовка, парализующая всю жизнь страны, может причинить несопоставимо большой ущерб обществу, поэтому закон запрещает всеобщие забастовки и требует обеспечения минимума работ на производствах с непрерывным циклом, запрещает забастовки не только государственным служащим, но и работникам, занятым, например, в сфере водоснабжения или электроснабжения. Закон предусматривает обязательные процедуры при организации забастовки. Все это - элементы социальной ответственности перед обществом, установленные законами государства.

Девятый индикатор - это высоко технологичное государство и инновационное государство. Влияние, "власть" профессионалов (технических и иных специалистов) связана с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Технологичность государственного управления растет, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за парламентами и правительствами.

Тезис о социальном государстве от неясной идеи развился до научной концепции, вошел в тексты конституций. Теперь для конституционного права социальное государство - это правовой институт данной отрасли права, но это принципиальное положение проникает своими элементами, ответвлениями в другие отрасли права, приобретая новые стороны.

Итак, парадигма социального правового государства, выраженная в необходимости создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в последующие десятилетия нашла свое отражение и необходимое законодательное закрепление в конституциях многих стран и была отнесена к функциям и обязанностям государства. Право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение стало регулироваться нормативными правовыми актами с точки зрения права «каждого гражданина при наступлении старости, болезни, инвалидности, безработицы и иных тяжелых социальных обстоятельств требовать от государства социального вспомоществования, равного по размеру социальному минимуму, обеспечивающему достойное существование».

Практическая реализация модели социального государства привела к необходимости демократизации общественно-политических институтов на национальных уровнях стран, построения социально ориентированной экономики, социальное развитие становится приоритетом государственного строительства.

Наши рекомендации