О неправильном распределении доходов в колхозах

Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б)

19 апреля 1938 г.[70]

(Извлечение)

Совнарком СССР и Центральный Комитет ВКП(б) отмечают, что в результате полной победы колхозного строя и повышения урожайности колхозных полей значительно возросли как общий доход в колхозах, так и доходы колхозников по трудодням.

В то же время Совнарком СССР и Центральный Комитет ВКП(б) устанавливают на основании многочисленных фактов, что в колхозах ряда областей, краев и республик денежные доходы распределяются неправильно, в прямом противоречии с политикой правительства и партии и интересами колхозников. Правления колхозов при прямом попустительстве со стороны партийных и советских организаций районов, областей, краев и республик основную долю доходов затрачивают на производство общественных построек в колхозах, на производственные и административные расходы, вследствие чего доля денежных ходов, распределяемых на трудодни колхозников, оказываете заниженной, что часто толкает колхозников на поиски денежных заработков вне колхоза, а сами колхозы нередко страдают от недостатка рабочей силы...

Вместо того чтобы заботливо относиться к правильному использованию, хранению и реализации получаемой в колхозе продукции для, повышения денежных доходов колхоза, нередко правлениями некоторых колхозов на протяжении всего года проводится осужденная партией и правительством практика растранжиривания колхозной продукции на выдачу как внутри колхоза, так и вне колхоза по низким ценам или совсем бесплатно. Хранение продукции поставлено небрежно, что вызывает массовую порчу продуктов, а как общий результат – на трудодни в таких колхозах денежная выдача колхозникам оказывается низкой…

Партийные и советские работники районов, областей, краев и республик не понимают сами и не разъясняют колхозам того, что значительным ростом доходов в колхозах и укреплением их общественных фондов в виде построек, скота, машин (при обслуживании колхозов машинами МТС) создана уже полная возможность к тому, чтобы сократить отчисления из доходов колхозов в их общественные фонды, на капитальные и производственные затраты и большую часть колхозных денежных доходов распределять на трудодни.

Совет Народных Комиссаров СССР и Центральный Комитет ВКП(б) постановляют:

1. Осудить практику беспечного отношения к трудодню колхозников и растранжиривания колхозных доходов на чрезмерные капитальные, производственные и административно-хозяйственные расходы, как антиколхозную. Обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий на деле решительно покончить с этой практикой.

2. Отменить существующий порядок распределения денежных доходов артели, предусмотренный в Уставе сельскохозяйственной артели, установив впредь, что артель распределяет между колхозниками на трудодни не менее 60-70% всех денежных доходов артели.

3. Установить, что отчисления на капитальные затраты не могут превышать 10% денежных доходов, причем средства на капитальные затраты в текущем году отчисляются из доходов истекшего года.

4. Установить, что из утвержденной общим собранием колхозников годовой расходной сметы на производственные нужды колхоза правление до окончательного выяснения видов на урожай может расходовать не более 70% предусмотренных сметой расходов. Остальные 30% остаются в резерве и расходуются только после окончательного выяснения видов на урожай и после решения общего собрания колхозников. <...>

6. Установить, что наем вольнонаемной рабочей силы в колхозе в Исключительных случаях, как это предусмотрено Уставом сельскохозяйственной артели, может быть произведен только с согласия общего собрания колхозников. Обязать секретарей райкомов ВКП(б) и председателей райисполкомов не допускать злоупотреблений и нарушений п.13 Устава сельскохозяйственной артели, запрещающего пользоваться наемным трудом из неколхозников, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

7. Обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий восстановить работу ревизионных комиссий во всех колхозах, с тем чтобы ревизионные комиссии проводили свою ревизионную работу на протяжении всего года, как этого требует Устав, а не ограничивались дачей формального заключения по отчету правления только в конце года.

Наши рекомендации