Кант о видах и функциях права. Гражданское общество.
И. Кант различает в праве три категории:
§ естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы;
§ положительное (позитивное) право, источником которого является воля законодателя;
§ справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением.
Естественное право распадается на:
§ частное право (регулирует отношения индивидов как собственников)
§ публичное право (определяет взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан (государство), как членами политического целого).
Осуществление права требует, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву такое свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. Государственность вызывают к жизни и оправдывают ее бытие требования категорического императива.
Кант различает:
§ право на вещь
§ вещное право:
"Право на вещь – это право частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силу установления) совместно со всеми другими.
Под словами вещное право подразумевается не только право на вещь, но и совокупность всех законов, касающихся вещного, мое и твое".
Собственность, по Канту, – это "внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник может распоряжаться по своему усмотрению".
В системе частного права Кант выделяет личное право. "Владение произволом другого как способность по законам свободы определять этот произвол моим произволом к тому или иному действию (внешнее мое и твое в отношении причинности другого) – это некое право (каковых прав я могу иметь много по отношению к одному и тому же лицу или к другим лицам); совокупность же (система) законов, на основании которых я могу находиться в этом владении, – это само личное право, которое бывает только одно".
Вещно-личное право как одна из трех разновидностей частного права (вещное, личное), по Канту, "представляет собой право владения внешним предметом как вещью и пользования им как лицом". Оно регулирует также и отношения между мужем и женой, родителями и детьми, господином и рабом.
В числе других прав в системе частного права Кант выделяет брачное право, родительское право, право хозяина дома, наследственное право и др.
Кант считает, что частное право соответствует естественному состоянию; а гражданскому состоянию общества, подчиняющегося распределяющей справедливости, соответствует состояние публичного права. Он утверждает, что "из частного права в естественном состоянии вытекает постулат публичного права: ты должен при отношениях неизбежного сосуществования со всеми другими людьми перейти из этого состояния в состояние правовое, т.е. в состояние распределяющей справедливости. – Основание для этого можно аналитически вывести из понятия права во внешних взаимоотношениях в противоположность насилию".
Публичное право регулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать в принятии конституции.
Праводолжно быть общеобязательным, так как цель человека – совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой) других. Но для соблюдения права необходимо принуждение, а претворение принуждения Кант связывает с государством. Таким образом, Кант переходит от нравственности к праву и от права к государству, которое должно базироваться на требованиях категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит идею правового государства.
Подход Канта к трактовке сущности гражданского общества более диалектичен. Рассматривая противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие, жажду объединения и то же время стремление к согласию, И. Кант приходит к выводу, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других — формирование гражданского общества. По И. Канту, гражданское общество основано на следующих априорных принципах:
• свобода члена общества как человека;
• равенство его с другими как подданного;
• самостоятельность члена общества как гражданина.