Установление абсолютизма в России. Бюрократический аппарат
Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т п. К концу XVII в государство не только залечило нанесенные ему польско-шведской интервенцией раны, но и значительно расширило территорию за счет освоения огромным просторов Сибири, воссоединения с Украиной и т. д.
С изменением экономики страны и окончательным закрепощением крестьян усилились позиции поместного дворянства Массовые восстания горожан в 1648, 1650, 1662 гг. и Крестьянская война под руководством Степана Разина были ответом народных масс на возросшую эксплуатацию. Обострение классовой борьбы создавало угрозу для господствующею феодальнего класса, толкало его на сплочение своих рядов, на укрепление государственного аппарата
В силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).
Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального и местного аппарата и армии, превращения главы государства — самодержавного царя — в носителя абсолютной (неограниченной) власти.
Отдельные черты абсолютизма в России проявлялись с середины XVII в. но только со времени правления Петра I (1689—1725) самодержавная монархия приобрела характер абсолютной, когда "верховная власть принадлежит всенепо и нераздельно (неограниченно) царю".
В отличие от западноевропейский государств абсолютизм в России появился при отсутствии классовых противоречий между помещиками-дворянами и слабой еще буржуазией, но в условиях резкого обострения классовой борьбы основных классов феодального общества: помещиков-дворян и крестьян.
Только абсолютная монархия с бюрократическим государственным аппаратом могла гарантировать господствующему феодальному классу имущественную, личную безопасность и сохранение сословных привилегий, а зарождающемуся классу буржуазии — благоприятные условия для развития торговли и промышленности.
Власть монарха была закреплена в законах первой четверти XVIII в. "Его величество, — отмечалось в "толковании" к статье 20 Воинского устава 1716 г., — есть самовластительный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианейший государь по своей воле и благомнению управляет".
Расширение и бюрократизация государственного аппарата требовали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновничества гражданского аппарата. Законодательство Петра I ввело обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На службу государства были привлечены церковь и многочисленное духовенство. Призывалось на службу и еще слабо оформившееся сословие горожан, сословные органы которого явились дополнительным и бесплатным для государства звеном, облегчавшим выколачивание налогов, комплектование армии, осуществление некоторых полицейских функций.
Приток новых бюрократических сил вызвал создание бюрократической иерархии служилых чинов, установленной "Табелью о рангах" 24 января 1722 г. В замещении постов в армии, на флоте и в государственном аппарате "Табель" учитывала не только знатность, но и личные заслуги, способности, опыт.
В результате реформ в области управления сложилась система бюрократических государственных учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии — в центре, губернаторы, воевода, комиссары и другие органы — на местах. Основные кадры чиновников в этом аппарате занимали помещики-дворяне. Это была "чиновничье-дворянская монархия"
Идеологией феодальной монархии являлась религия, но абсолютизм нуждался и в иных идеологических основах. В целях укрепления своих позиций отдельные российские монархи XVIII в. подкрепляли свою политику по примеру ряда западноевропейских монархов ссылками на передовую буржуазную философию (естественного права, просвещения), стремились представить себя в глазах зарубежной, а также зарождавшейся в России дворянской общественности "просвещенными монархами". Второстепенная государственная функция руководства наукой, просвещением, благотворительностью и воспитанием приобретала большое значение. Монархия Петра I носила характер "просвещенного абсолютизма". Опираясь на философию естественного права, Петр I все свои действия оправдывал "всенарод-
ными пользой и нуждами". Стремление вывести страну из отсталости привело к подготовке кадров для экономики и культуры за границей, созданию некоторых учебных заведений; Петром I было подготовлено открытие Академии Наук (открыта в декабре 1725 г.)1.
"Просвещенный абсолютизм" Петра I сочетался с усилением карательного аппарата. Абсолютная монархия представляла собой "регулярное" полицейское государство Полицейская регламентация пронизывала все стороны деятельности бюрократического аппарата "Генеральный регламент" 28 февраля 1720 г установил порядок деятельности и делопроизводства государственных учреждений России. "Регламенты" имели все коллегии. Основное острие полицейского государства было направлено против народных масс. С полицейской регламентацией была тесно связана жестокость наказаний. К существовавшему по "Уложению" 1649 г.наказанию смертной казнью в шестидесяти случаях Воинские артикулы 1716 г. добавили еще тринадцать (в их числе было и "сопротивление начальству"). К старым видам смертной казни добавились: расстрел, казнь по жребию; к членовредитель-ным наказаниям вырывание ноздрей, языка и клеймение; новым видом ссылки была отправка на галеры (каторгу).
В первой четверти XVIII в. характерным было применение к гражданским лицам военно-уголовных законов. В условиях длительной Северной войны (1700—1721), народных волнений и восстаний государственный аппарат управления и суда в стране носил военно-полицейский характер.
Петр Великий, получивший 22 октября 1721 г. титул императора, был выдающимся и энергичным государственным деятелем. По далеко не полным подсчетам, в его правление издано 3314 указов, регламентов и уставов; в составлении и редактировании многих из них Петр I принимал личное участие. С его участием составлен обширнейший "Генеральный регламент" — закон, определивший деятельность коллегий, указ о должности генерал-прокурора 1722 г.; им лично был написал Морской устав 1720 г. Во многих указах Петр I подчеркивал свою неограниченную власть, оправдывая ее, а грубость и жестокость законодательства называл "общим благом" В действительности вся законодательная деятельность Петра служила на пользу дворянам и верхушке купечества.
2. Высшие государственные учреждения.
Боярская дума к концу XVII в. потеряла свое былое значение. В 90-е годы Дума еще собиралась, но основные вопросы внутренней и внешней политики царь разрешал самостоятельно, закрепляя в "именных" указах.
1 Академия Наук возглавлялась президентом (первый был лейб-медик Л. Л. Блюментрост). имела конференцию ю действительных членов (академиков, адъюнктов), ей подчинялась Кунсткамера. Весь XVIII в. Академия наук выполняла функции научного и учебного характера. При нем пыли учрежден: гимназия и университет, которые функционировали слабо и нерегулярно
Состав Думы за последнее десятилетие века сократился более чем вдвое. Обычно на ее заседаниях в 1700—1701 гг. присутствовало 30-40 членов.
В 1699 г при Боярской думе была учреждена Ближняя канцелярия по финансовому контролю за приходом и расходом денежных средств всех приказов. Вскоре компетенция этой канцелярии возросла. Она стала местом заседаний членов Боярской думы. С 1704 г здесь стали собираться начальники приказов. С 1708 г. эти постоянные заседания именуются — Консилией (или Конзилией) министров (так назывались иногда начальник» приказов), где обсуждались различные вопросы управления государством. В отсутствие царя Консилия министров управляла государством. Боярская дума перестала собираться.
Заседания Консилии министров происходили в Кремле или на Генеральном дворе.'
С учреждением Сената Консилия министров прекратила свое существование. Ограниченная функцией финансового контроля Ближняя канцелярия просуществовала до учреждения Ревизионколлегии.
Усиление власти царя выразилось в создании Кабинета Петра I (первое упоминание в октябре 1704 г., упразднен в мае 1727 г.) — учреждения, имевшего характер личной канцелярии по многим вопросам законодательства и управления. Аппарат Кабинета состоял из кабинет-секретаря А. В. Макарова (с 1722 г он стал называться тайным кабинет-секретарем) и нескольких подьячих, именовавшихся с введением коллегий канцеляристами, подканцеляристами и копиистами.
Кабинет имел характер военно-походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный "Юрнал", т. е. запись местонахождения и времяпрепровождения царя, в которой отражались не только придворные, но и военные события2. Петр I передавал на хранение в Кабинет все бумаги, чертежи и книги, поддерживал через него связь с Сенатом, Синодом, с коллегиями и губернаторами.
С течением времени компетенция Кабинета возросла. Через кабинет-секретаря Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, а также переписку по горным и мануфактурным делам. Сюда поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов ("подметных писем"). Доносы по так называемым "трем пунктам" (измена, дела против здоровья государя, дела против казенного интереса) передавались в Преображенский приказ, а впоследствии в Тайную канцелярию. Кабинет ведал вопросами, находящимися под попечительством самого царя (переписка по поводу приглашения в Россию иностранных
1 Генеральный двор съезжая изба в Преображенском, в которой с конца 17 века нередко собиралась Боярская дума. С 1699 г. Генеральный двор превратился в коллегиальное учреждение по сбору даточных денег. Это учреждение существовало до конца правления Петра I.
2 От «Юрнала» ведут свое начало повседневные краткие записи о событиях императорской и придворной жизни - камер-курьерские журналы, составляемые до свержения самодержавия в 1917 г. (РГИА).
специалистов, надзор за некоторыми постройками дворцов и казенных зданий в Петербурге и Петергофу).
Частые отъезды Петра I побудили его создать высший государственный орган с более широкими полномочиями, чем Ближняя канцелярия и Консилия министров 22 февраля 1711 г., накануне отправления в Прутский поход, был утвержден указ об учреждении Правительствующего Сената, который, по-видимому, вначале предполагался царем как временный орган ("для отлучек наших"), но вскоре превратился в постоянно действующее высшее правительственное учреждение.
Сенат представлял собой коллегиальный орган, члены которого назначались царем Из девяти членов Сената только трое были представителями старинной титулованной знати (кн. М. В. Долгорукий, кн. Г. И. Волконский, кн П. А. Голицын), остальные принадлежали к малознатным родам, возвысившимся лишь в XVII в (Т Н Стрешнев, И. А. Мусин-Пушкин), к признанным дельцам (Г А Племянников) или дворянам (М. В. Самарин, В. Г. Апухтин, Н. П. Мельницкий). Лишь трое из сенаторов (Мусин-Пушкин, Стрешнев и Племянников) в прошлом были членами Боярской думы.
При Сенате был учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем.
Дополнительные указы 2 и 5 марта 1711 г. определили функции и порядок деятельность Сената, который должен был заботиться о соблюдении правосудия, о государственных доходах и расходах, о явке дворян на службу и т. п. В первые годы существования функции Сената были разнообразны, а компетенция необыкновенно широка. Однако уже в этот период царь не-разделял своей власти с Сенатом. Сенат был законосовещательным учреж-деннем, за исключением немногих чрезвычайных случаев, когда в отсутствие царя он играл роль законодательного органа.
Указом об учреждении Сената в его ведение были переданы дела Разрядного приказа. Сам приказ был упразднен, а в составе сенатской канцелярии возник разрядный стол, который вел списки служилых людей, устраивал смотры дворян и т. п. Связь с губерниями Сенат осуществлял с помощью особых губернских комиссаров (по двое от каждой губернии), состоявших при губернском столе сенатской канцелярии.
Сенат был органом надзора за правительственным аппаратом и должностными лицами. Этот надзор осуществляли первоначально созданные в марте 1711 г фискалы, в задачу которых входило тайно подслушивать, проведывать и доносить обо всех преступлениях, наносящих государству вред о нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и т п. За несправедливые доносы фискал не наказывался, а за правильные — получал вознаграждения, равные половине судебного штрафа с уличенного им должностного .лица. Фискалами руководил входящий в состав Сената обер-фискал, который поддерживал связь с ними через фискальный стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата — особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов (существовала в 1712—1719 гг.). В 1713—1720 гг. в подчинении Сената находился и Поместный приказ.
В отличие от Боярской думы Сенат уже в первые годы стал бюрократическим учреждением с назначаемыми чиновниками, делопроизводителями и подведомственными учреждениями.
С созданием коллегий их президенты с 1718 г вошли в состав Сената. Однако в указе от 12 января 1722 г Петр I вынужден был признать присутствие президентов в Сенате нежелательным и неправильным ("неосмотря учинено"), так как оно затрудняло надзор за коллегиями и отвлекало президентов от непосредственных дел. В составе Сената после этого указа остались президенты лишь четырех коллегий: Иностранной, Военной, Адмиралтейской и временно Берг-коллегии. После создания коллегий Сенат был разгружен от множества второстепенных дел по вопросам управления.
Окончив войну с Швецией, Петр мог уделить больше внимания вопросам управления. Вскоре после принятия им титула императора Сенату было запрещено чинить "генеральные определения", т. е. издавать от своего имени общегосударственные законы. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Перед отъездом в Астрахань Петр I представил Сенату назначенного на эту должность П. И. Ягужинского, заявив "Вот мое око коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы и делайте". Ближайшим помощником генерал-губернатора был обер-прокурор; в коллегии и надворные суды были назначены прокуроры.
В отличие от своих предшественников генерал-прокурор получил oгромные права, закрепленные законодательно его "Должностью" 27 апреля 1722 г. На него возлагался надзор за всем распорядком работы Сената: он созывал сенаторов, наблюдал за исправностью посещения ими заседаний; ему же подчинялись генерал-фискал и канцелярия Сената. "Предложения" генерал-прокурора оказывали решающее влияние на сенатские приговоры: он имел даже право законодательной инициативы.
Созданный в конце правления Петра I сложный бюрократический государственный аппарат требовал элементарного надзора, органом которого и стал Сенат. Главную роль в осуществлении этого надзора играл генерал-прокурор, который, действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, выступал как "око царево и стряпчий о делах государственных".
Изменение функций Сената отразилось и на его организационном устройстве. В течение 1722 г. при Сенате была создана контора в Москве, а также должности герольдмейстера и генерал-рекетмейстера с соответствующими конторами.
Сенатская контора осуществляла надзор за находящимися в Москве конторами (филиалами) коллегий. Герольдмейстеру было поручено следить за прохождением воинской службы дворян, представлять их на гражданские должности, надзирать за образованием молодых дворян, вести дворянские списки, а впоследствии составлять гербы дворян Генерал-рекетмейстеп принимал жалобы на неправильные решения и волокиту в коллегиях, рассматривал их и докладывал Сенату. С помощью герольдмейстера и генерал-рекетмейстера. Сенат надзирал за службой господствующего класса в аппарате государства, а также за законностью действия коллегий и их
оперативностью. В том же 1722 г. в ведение Сената попал Финансовый контроль: с упразднением Ревизион-коллегии в составе Сената была учреждена Ревизион-контора.
За первые 14 лет существования Сенат из высшего органа управления государством превратился в высший орган надзора за управлением в государстве.
Крупнейшим феодалом-землевладельцем Русского государства оставались церковь, которая к концу XVII' в. все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, что было несовместимо с неограниченной властью монарха
Когда в 1700 г умер патриарх Андриан, Петр I решил "обождати" с избранием нового патриарха. Временно во главе духовенства был назначен рязанский митрополит Стефан Яворский, который стал называться "местоблюстителем, патриаршего престола" и по всем важнейшим вопросам должен был советоваться с епископами, вызываемыми поочередно в Москву. Хотя эти совещания и назывались по-старому освященным собором, однако они в зачатке представляли собой подобие духовной коллегии.
Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в 1701 г Монастырскому приказу во главе с боярином И. Д. Мусиным-Пушкиным и дьяком Е. Зотовым. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы Доходы приказа использовались на государственные нужды.
Высокообразованный деятель церкви, поклонник преобразований Петра I, псковский епископ Феофан Прокопович по заданию и с помощью царя составил "Духовный регламент" и научный трактат "Правда воли монаршей", в которых давал теоретическое обоснование абсолютизма. 25 января 1721 г. Петр I утвердил "Духовный регламент", по которому учреждалась Духовная коллегия, преобразованная вскоре (14 февраля) для придания большего авторитета в Святейший правительствующий Синод. В его ведении находились чисто церковные дела: истолкование церковных догм, распоряжения о молитвах, церковных службах, утверждения жития святых, мощей "чудотворных" икон, цензура духовных книг, борьба с ересями и расколами, заведование духовными учебными заведениями, назначение и смещение церковных должностных лиц и т. п. Синод имел также функции духовного суда; судил представителей духовенства, а также мирян по некоторым категориям гражданских дел (бракоразводные дела, сомнительные духовные завещания, а из уголовных - дела по вероотступничеству).
Синод состоял из 12 членов, назначенных царем из представителей высшего духовенства (архиепископов, архимандритов, игуменов, протоиереев) При вступлении в должность члены Синода приносили присягу на верность императору.
11 мая 1722 г для надзора за деятельностью Синода Петр I назначил обер-прокурора "из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог упрляление синодского дела знать", ему подчинялись синодальная канцелярия и церковные фискалы-"инквизиторы" Первым обер-прокурором Синода был И. В. Болдин.
Церконным имуществом, землями и крестьянами управлял Монастырским приказ, который был подчинен Синоду. С 1724 г этот приказ стал называться Камер-конторой "Синодального правительства", а с 1726 г - Коллегией экономии. Существовавшие ранее патриаршие приказы (Дворцовый и Казенный) были переименованы в Синодальные и действовали до включения в Коллегию экономии в 1738 г. На сенатском докладе в 1722 г. Петр I попытался определить юридическое место Синода в государстве, подчеркнув, что "Синод в духовном деле равную власть имеет, как Сенат "1. Фактически же Синод занимал подчиненное положение в отношении к Сенату и Кабинету Петра I. В условиях абсолютной монархии церковь потеряла свой характер окологосударственнон феодальной организации и превратилась в одно из звеньев аппарата государства.
3. Центральные государственные учреждения
В 1699-1701 гг. была проведена реформа центрального управления, заключавшаяся в объединении ряда приказов, которые или полностью сливались, или соединялись под начальством одного лица с сохранением аппарата каждого приказа в отдельности. В связи с новыми потребностями страны (особенно с началом Северной войны) возникло несколько новых приказов. К осени 1699 г. насчитывалось 44 приказа, но значительная их часть действовала объединено, составляя 25 самостоятельных учреждений.
В 1699 г купцы и посадское население городов были изъяты из ведомства воевод и приказов и переданы в ведение коллегиального органа — Бурмистерской палаты в Москве (с 1700 г. она получила название Ратуша). Президент и члены (бурмистры) этого нового центрального учреждения выбирались купцами; в городах были созданы подчиненные. .Ратуше выборные бурмнетерскне (земские) избы. Правительство мотивировало создание этого городского сословного, финансового и полицейско-судебного "самоуправления" желанием улучшить деятельность торгово-промышленного населения (купцов, ремесленников), "чтоб им "в разных приказах и от приказных и разных чинов от людей нападков и убытков и разоренье не было". Эта реформа обеспечила более исправное поступление прямых налогов и косвенных сборов (таможенных, кабацких и т. д.) с городского населения.
В Ратушу отошли финансовые функции тринадцати приказов, и она превратилась в центральную кассу государства, оставаясь ею до губернской реформы 1708 - 1710 гг. С передачей губернаторам финансовых функций им были подчинены и бурмистерекпе избы. Ратуша из центрального стала местным московским учреждением.
Подобная централизация произошла и в военном управлении. В 1701 г. был создан Приказ военных дел, в ведение которого отошли: комплектование частей зарождающейся регулярной армии (особенно до 1705 г.).2
1ПСЗ, т. VI. ,3963.
2Рекрутскими наборами с 1705 г. руководил Поместный приказ где находились основные статистические источники того времени - переписные книги.
формирование полков, заведование комсоставом армии, снабжение ее всем н обходимым, кроме провианта ("комиссариатское довольствие"). После местной реформы 1708 г. компетенция этого приказа резко сократилась: комплектованием частей стали заниматься губернаторы, снабжение провиантом перешло в полевые органы армии, а составом ее стало заведовать более гибкое и оперативное учреждение - Главная военная канцелярия, с открытием которой в 1711 г. Приказ военных дел был упразднен. С 1711 г по 1797 г существовал Главный комиссариат (в некоторые периоды Генеральный комиссариат), ведавший вещевым и денежным довольствием армии. С учреждением Военной коллегии Главный комиссариат находился в ее подчинении, а иногда был самостоятельным центральным учреждением
В первые годы XVIII в. были созданы новые центральные учреждения. Иногда они назывались по-старому - приказы (Адмиралтейский, Провиантский, Артиллерии, Рудокопных дел), иногда получали новое наименование - канцелярии (Ижорская, Мундирная и др.). В организации и деятельности этих учреждений наряду с элементами нового сохранялось еще много черт старых приказов XVII в. (например, судебные функции в отношении подведомственных лиц).*
Преображенский приказ вырос из дворцового учреждения по обслуживанию резиденции Петра I и его матери, а также заведованию "потешных" полков (Преображенского и Семеновского) - Преображенской потешной избы. С установления фактического правления Петра I Преображенская изба приобрела ряд военно-административных функции по комплектованию, снабжению, обучению войск, организации военных маневров («потешные походы»). Под ее надзором находился и Новодевичий монастырь, куда была заключена Софья. Преображенская изба сыграла большую роль в организации Азовских походов. С 1695 г она была преобразована в Преображенский приказ.
После азовских походов Преображенский приказ стал, прежде всего, органом следствия и суда по политическим преступлениям (измене, "бунту" и "непристойным" речам против царя и членов его семьи). Этими вопросами занималась главная канцелярия приказа. Преображенский приказ имел и иные функции. Через подчиненный ему Потешный двор приказ заведовал охраной порядка в Москве, организацией караулов в Кремле, а через Генеральный двор ведал Преображенским и Семеновским полками, осуществлял набор даточных (до апреля 1702 г.). В связи с отъездом Петра I за границу к концу 1697 г Преображенскому приказу была подчинена вся Москва.
Главным судьей Преображенского приказа был крупный государственный деятель Ф. Ю. Ромодановскнй. В помощь главному судье с 1698 по 1706 г действовала судебная боярская коллегия, куда входил ряд членов Боярской думы.
Из поступавших в Преображенский приказ доносов "изветов" отбирались те, которые носили политический характер, а остальные отсылались в другие приказы. Политический процесс конца XVII - начала XVIII в. основывался на "Соборном уложении" 1640 г., л также на новоуказанных
статьях и узаконениях Петра I. Он начинался с письменного или устного "извета" о "государственном слове и деле", который изветчик мог сделать в любом приказе, местном учреждении, церкви, на базаре, на улице, дома, но обязательно в присутствии свидетелей. Доставленные в ближайшее правительственное учреждение изветчик, а часто и обвиняемый, задержанный в результате извета, переправлялись в Преображенский приказ. Для проверки правильности извета проводились допросы свидетелей и повальиые обыски. В случае отсутствия свидетелей для благородного изветчика дело решалось по усмотрению царя, но если изветчик-холоп или крестьянин, не имея свидетелей, извещал на своего помещика, то "Соборное Уложение" предписывало "тому их извету не верить... И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдали тем, чьи они люди и крестьяне", т. е вернуть изветчиков-холопов их же помещику.
Если обвиняемый отрицал свою вину, то Приказ прибегал к пытке. Закон разрешал пытать трижды. Если обвиняемый на всех трех пытках показывал одно и то же, то это считалось доказательством правильности его показаний. Жестокость пытки в Преображенском приказе часто приводила к смерти. Из 365 человек, привлеченных к суду по делу об Астраханском восстании, от пыток умерло 45 человек.
Основное острие карательной деятельности Преображенского приказа было направлено против народных масс, выражавших свое недовольство налоговым гнетом, феодально-крепостнической системой, высказывавшихся против царя.
Расправлялся Преображенский приказ и с противниками преобразований Петра I — из среды бояр, духовенства, стрельцов. Боярская оппозиция пыталась использовать для своих реакционный планов стрельцов. Дело о стрелецком мятеже 1698—1699 гг. было наиболее крупным процессом, проводимым Преображенским приказом. После жесточайших пыток было казнено 799 стрельцов. Мелкие стрелецкие процессы продолжались до 1718 г
Преображенский приказ просуществовал до 1729 г (с 1725 г - как Преображенская канцелярия).
Приказы в начале XVIII в. представляли собой пеструю и нестройную систему учреждений с нечеткими функциями и параллелизмом в деятельности, несовершенным делопроизводством, волокитой и грубым произволом должностных лиц. Отдельные отрасли управления (заведование городским сословием, финансами, мануфактурами, горным делом, торговлей и т. д.) были разделены между несколькими приказами. Все это тормозило осуществление задач государства в новых исторических условиях, толкало на поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата.
Реформа 1718 — 1720 гг. упразднила большинство приказов и ввела коллегии. Этой реформе предшествовал длительный подготовительный период. 11 декабря 1717 г Петр I издал указ, определявший штаты коллегий (были назначены президенты, вице-президенты, советники и асессоры), и распоряжение "начать всем - президентам с нового года сочинять свои коллегии". Окончательная их организация затянулась Открытие коллегии
состоялось в 1719 - 1720 гг., а Камер-коллегии - в 1721 г. Всего за эти годы было создано 12 коллегий Важнейшими, "государственными" считались три первых Иностранных (чужестранных) дел, Военная (Воинская), Адмиралтейская; Камер-, Штатс-контор-, Ревизии заведовали финансовой системой государства; Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегин ведали промышленностью и торговлей; Юстиц-коллегия занималась судебной системой, Вотчинная — делами господствующего дворянского сословия и Главный; магистрат - управлением городами и делами зарождавшейся буржуазии.
Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но 28 февраля 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент", определивший единообразие организационного устройства, порядок деятельности и делопроизводства. На протяжении XVIII в. этим законом руководствовались все правительственные учреждения России.
Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразием организационного устройства, делопроизводства и более четкой компетенцией.
Петр I и его современники считали, что коллегии имели несравненные преимущества перед приказами; изложение этих преимуществ было дано в "Духовном регламенте", составитель которых отмечал, что только коллегия, а не одно лицо может выносить правильные решения ("что един не постигнет, постигнет другой"). Коллегиальное разрешение дел обеспечивало быстроту и непрерывность по сравнению с приказами, где с болезнью или смертью судьи происходило замедление или даже остановка в делах. Большие надежды возлагал Петр I на коллегию как средство борьбы с произволом и продажностью чиновников, так как ее "президент не может без соизволения товарищев своих ничего учинить" Коллегия лучше могла обеспечить и правосудие, потому что не боялась гнева сильных людей.
Коллегии являлись центральными учреждениями, подчиненными царю и Сенату; коллегиям по разным отраслям управления подчинялся местный аппарат
Каждая коллегия состояла из присутствия (общего собрания членов) и канцелярии. Присутствие имело 10 - 11 членов и состояло из президента, вице-президента, четырех-пяти советчиков и четырех асессоров. Президент коллегии назначался царем и осуществлял "генеральную и верховную дирекцию" (управление коллегии). Вице-президент и члены назначались Сенатом и утверждались царем Президент и вице-президент были обязаны "накрепко смотреть, чтобы прочие члены коллежские и в поверенных делах и в приказанном их смотрении с надлежащим старание и прилежанием попечение имели". В случае нерадения членов президент должен был "вежливыми словами" напоминать им об их обязанностях, а при их непослушании сообщать Сенату; он же мог возбуждать перед Сенатом вопрос о замене того члена коллегии, который "мало разумен". В 1722 г. для надзора за деятельностью коллегий в каждую из них был назначен прокурор, подчиненный генерал-прокурору Сената. При коллегиях существовали и фискалы.
Канцелярия коллегии возглавлялась секретарем. В его ведении находился штат канцелярии: нотариус, или протоколист - составитель протоколов заседании; регистратор - составитель списков, входящих и исходящих бумаг; актуариус - хранитель бумаг, а также переводчик и писцы (канцеляристы и копиисты)
"Генеральный регламент" устанавливал точное расписание заседаний коллегий: по понедельникам, вторникам, средам и пятницам; в четверг президенты заседали в Сенате. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия. В "камере аудиенции", убранной коврами комнате со стенными часами, под высоким балдахином стоял покрытый сукном присутственный стол, за которым располагались члены коллегии; перед каждым из них стояла чернильница. На столе находилась книга нерешенных дел; она должна была напоминать членам коллегии о незамедлительном их рассмотрении. Впоследствии стол коллегии украсило "зерцало" - треугольная призма с печатными текстами указов: от 17 апреля 1722 г - "О хранении прав гражданских", от 21 января 1724 г. - "О государственных уставах". «Зерцало" служило символом законности для чиновников и просителей. Справа от стола коллегии находился стол секретаря, слева — стол нотариуса. Заседанием руководил президент: при его входе или выходе члены коллегии вставали Дела докладывались секретарем в порядке их поступления в коллегию: вначале государственные, затем частные. Члены коллеги подавали свои мнения по очереди, начиная с младших членов, и не повторяясь: это должно было обеспечить самостоятельность мнений. Все "рассуждения" членов нотариус заносил в протокол. Дела разрешались "по множайшему числу голосов" (т е по большинству); при равенстве голосов перевес давало мнение, за которое высказывался президент. Протокол и решение подписывались президентом и членами коллегии. В случае сомнения в решении какого-либо дела коллегия обращалась в Сенат. Во время заседаний просители дожидались решений в прихожих "камерах", которых было две: "чтоб люди знатного характера (или чина) от подлых различены были и особливое свое мнение иметь могли".
По требованию коллежского присутствия, служитель (вахмистр) вводил в "камеру аудиенции" просителя. Лица-с высоким служебным положением (от полковника и выше) получали разрешение сесть; остальные должны быдр отвечать перед коллегией стоя.
В каждой коллегии существовала "камера" (кабинет) президента, в которой он мог ознакомиться с адресованной ему корреспонденцией, с делом или принять просителя. Особые помещения были отведены для коллежских контор и канцелярии.
С 1722 г каждая коллегия имела свою контору в Москве.
Военная коллегия управляла регулярной армией, которая сложилась в ходе Северной войны Рядовой состав ее комплектовался с 1705 г с помощью рекрутских наборов с тяглых сословий, а офицеры - из дворян Достижения армии в организации и боевой подготовке были закреплены в «Воинском уставе» 1710 г. Президентом коллегии был ближайший соратник Петра I фельдмаршал (впоследствии светлейший князь и первый генералиссимус
А Л Меншиков, а вице-президентом - крупный военный специалист, автор одного из первых военных уставов, генерал А. Вейде.
Военно-морским флотом, созданным Петром I, управлял ряд учреждений: Приказ адмиралтейских дел, Канцелярия адмиралтейства, Морской комиссариат и др. Сменившая из Адмиралтейств-коллегич ведала предприятиями по строительству и оснащению флота (верфями, полотняными и канатными фабриками), а также корабельными делами; осуществляла подготовку и обучение личного состава: матросов и офицером, (последних — в Морской академии); вооружение и снабжение их. Адмиралтейств-коллегии принадлежало право ревизии военно-судебных дел по флоту. Все порядки в русском флоте были регламентированы в "Морском уставе" 1720 г. Во главе коллегии находился крупнейших флотоводец, первый русский генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.
Коллегия иностранных дел поддерживала дипломатические сношения с иностранными государствами, вела дипломатическую переписку с представителями иностранных государств и