Принцип, логика построения учебного материала.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению учебной дисциплины

Б.3.В.10

Направление: 080200 - Менеджмент

Профиль: - Средства массовой информации

Квалификация - бакалавр

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. ист. наук, доц. Н.В. Полякова

Рецензент

д-р ист. наук, проф. Л.Н. Гончаренко

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры

связей с общественностью и массовых коммуникаций

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями

© СПбГЭУ, 2012

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Учебная дисциплина Б.3.В.10 «История зарубежной журналистики» является важной частью общеобразовательной и профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент»,профиль – «Средства массовой информации». Даннаядисциплина относится к вариативной части профессионального (обязательного) цикла (Б.3.В.00), которая, в том числе, включает дисциплины по выбору студентов.

Дисциплина «История зарубежной журналистики» позволяет студенту овладеть знаниями об исторических закономерностях развития зарубежной журналистики и специфике различных национальных медиасистем, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности в сфере менеджмента средств массовой информации. В этой связи изучение истории зарубежной журналистики приобретает особое значение.

Основным содержанием дисциплины является зарождение и эволюция зарубежной журналистики в исторической ретроспективе, влияние политических, экономических, технических факторов на развитие журналистики, воздействие журналистики на ход важнейших исторических событий. Специфика дисциплины предполагает изучение становления системы жанровых форм в зарубежной журналистике, а также знакомство с творчеством выдающихся публицистов разных стран и деятельностью наиболее ярких, значимых периодических изданий.

Объектом дисциплины является изучение истории зарубежной журналистики с момента её зарождения до наших дней, предметом – политические, литературные, типологические аспекты истории зарубежной журналистики.

Целью учебной дисциплиныявляется формирование у студентов системного представления об истории зарубежной журналистики, её наиболее значимых событиях, фактах и основных закономерностях развития периодической печати в мире.

Задачи учебной дисциплины:ознакомить студентов с историей возникновения, становления и развития зарубежной журналистики, с исторической типологией СМИ, показать связь журналистики с политикой, экономикой и культурой, развить навыки анализа журналистского текста в его жанровых разновидностях.

В результате освоения дисциплины студент должен:

· знать содержание и особенности основных периодов развития зарубежной журналистики, ее исторические традиции и специфику, закономерности развития зарубежной периодической печати XVIII – XX веков, ее направления и содержание, современные тенденции развития зарубежной журналистики;

· уметь: полемизировать, убедительно и грамотно выражать мысли, анализировать зарубежные СМИ и факторы (политические, правовые, экономические, социокультурные), определяющие развитие зарубежной журналистики в разные исторические периоды, характеризовать тексты журналистики; сопоставлять положение зарубежной и отечественной журналистики в тот или иной временной период;

владеть логическим и образным мышлением, основными понятиями дисциплины; знаниями основных правовых концепций отечественной журналистики, современной классификацией СМИ, навыками анализа журналистской деятельности.

Изучение содержания учебной дисциплины ведется по отдельным темам, взаимосвязанным не только между собой, но и с такими дисциплинами, как «История отечественной журналистики», «Деловая журналистика», «Отечественная история», «Правовой статус средств массовой информации», «Теория и практика средств массовой информации», «Корпоративные средства массовой информации», «Детские и молодежные периодические издания». Данный подход к изучению истории зарубежной журналистики дает возможность студентам получить наиболее полное представление об объекте и предмете изучения.

Принцип, логика построения учебного материала.

Учебный материал представлен в изложении основных вопросов тем, в проблемном их рассмотрении в соответствии с Рабочей программой дисциплины. Вопросы для самопроверки призваны помочь студенту проверить результаты своей самоподготовки и подготовиться к сдаче зачета с оценкой.

В процессе изучения дисциплины используются такие формы занятий, как лекции, семинарские занятия. На лекциях излагаются сложные теоретические и практические проблемы, обстоятельно раскрываются закономерности, принципы, научные термины и т.п. Семинарские занятия позволяют студентам расширить и упрочить знания предмета, приобрести навыки публичного выступления, ведения дискуссии, анализа литературных текстов, умения формулировать выводы, отстаивать и аргументировать свою позицию, убеждать оппонента и др.

При изучении учебной дисциплины «История зарубежной журналистики» важное внимание уделяется методическим рекомендациям преподавателя студентам по ведению конспектов, работе с источниками, эффективному изучению рекомендованной основной и дополнительной литературы, выполнению индивидуальных заданий к семинарским занятиям; самостоятельной работе под контролем преподавателя; методическим рекомендациям студентам при подготовке рефератов, докладов, сообщений и контрольной работы.

Важнейшей формой контроля над освоением материала дисциплины студентами являются выступления с докладами и сообщениями на семинарских занятиях, подготовка рефератов, написание контрольной работы, которые предназначены для углубленного изучения отдельных тем дисциплины «История отечественной журналистики». Итоговой формой контроля является экзамен во втором семестре.

Достижение целей эффективной подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент» (профиль – «Средства массовой информации») невозможно без целенаправленной самостоятельной работы студентов, которая предназначена для закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, качественной подготовки к семинарским занятиям, написания контрольных и курсовых работ, выполнения выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Самостоятельная работа представляет собой совокупность приемов и способов закрепления студентами ранее приобретенных знаний и поиска новых, формирования навыков и умений самообразования.

Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, научная и справочная литература и др.); конспектирование изучаемой литературы; самостоятельное изучение техники, оборудования (аудиовизуальная техника, фотооборудование и др.); самостоятельный просмотр (прослушивание) аудиовизуальной продукции и др. Следует обратить особое внимание на самостоятельную работу студентам очно-заочной формы обучения в связи с тем, что объем часов на самостоятельную работу у студентов этих форм обучения значительно превышает объем часов у студентов очной формы.

В рамках самостоятельной работы студентам, обучающимся по направлению подготовки «Менеджмент» (профиль – «Средства массовой информации»),необходимо ознакомиться с опубликованными методическими пособиями по данной дисциплине: рабочей программой, методическими указаниями к изучению дисциплины, планами проведения семинарских занятий.

Как метод обучения самостоятельная работа представляет собой совокупность приемов и способов закрепления студентами ранее приобретенных знаний, навыков и умений, поиска новых знаний, формирования навыков и умений самообразования. Основными видами самостоятельной работы являются: работа с печатными источниками (учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, специальной и справочной литературой, периодикой и др.); конспектирование изучаемой литературы; самостоятельный просмотр (прослушивание) аудиовизуальных материалов и др.

Особое внимание на самостоятельную работу следует обратить студентам очно-заочной и заочной форм обучения в связи с тем, что объем часов на самостоятельную работу у студентов этих форм обучения значительно превышает объем часов у студентов очной формы.

Основные требования к самостоятельной работе:

· формирование у студентов сознательного отношения к самообразованию, стремления непрерывно повышать свой профессиональный уровень и образованность в целом;

· индивидуализация обучения через постановку конкретных задач (индивидуальные задания) с учетом познавательных способностей студентов;

· наличие в вузе условий для самообразования студентов (учебно-материальной базы, методических разработок, библиотеки, читальных залов, учебно-методических центров, кабинетов и т.п.);

· контроль и оказание методической помощи студентам со стороны преподавателей, постоянный анализ качества самостоятельной работы, внесение корректив для ее совершенствования; организация взаимопомощи обучаемых в процессе самостоятельной работы и др.

Наши рекомендации