Кризис самодержавной вjiaсти на рубеже 70-80-х годов. политики лавирования

К концу 70-х годов заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин. К этому времени выявились грабительские последствия крестьянской реформы 1861 г.: малоземелье крестьян, несоответствие между уменьшенными в результате отрезков малодоходными крестьянскими наделами и высокими выкупными платежами за них, давление на крестьянское хозяйство помещичьих латифундий (гнет кабальных отработок). Малоземелье усугублялось в связи с естественным приростом кре­стьянского населения при сохранении прежних размеров наделов. О не посильности для крестьян высоких выкупных платежей свиде­тельствовал прогрессирующий рост недоимок: за 20 лет после реформы 186} г. в бывшей помещичьей деревне они возросли вдвое и составили 84% к их годовой сумме. Особенно они были велики в нечерноземных и поволжских губерниях, где превысили годовой оклад в полтора-два раза. При взыскании недоимок применялись самые суровые меры: описывался и продавался скот, инвентарь и даже домашняя утварь, отбирался (на время) надел. Не менее тяжелым было и положение еще не перешедших на выкуп времен­нообязанных крестьян: они продолжали отбывать прежние феодаль­ные повинности - барщину и оброк. Выкупные платежи за надельную землю, значительно превышавшие ее доходность, разоряли удельную и государственную деревню. Тяжелое положение крестьянства в эти годы усугублялось разорительными последствиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг., неурожаем и голодом 1879-1880 гг., мировым экономическим кризисом конца 70-х годов, захватившим и Россию. Заметно возросло число крестьянских волнений: если в 1875­-1879 гг. было зафиксировано 152 волнения, то в следующем пяти­летии (1880-1884) уже 325. Однако для правительства представляли опасность не только крестьянские волнения, численность которых

была гораздо меньшей, чем в 50-60-е годы, когда готовилась и проводилась реформа 1861 г. Особое беспокойство властей вызы­вали распространившиеся в деревне слухи о близком «черном переделе» земель, при котором, как говорили крестьяне, «вся земля будет отобрана от помещиков и роздана крестьянам». С переделом земель связывалась также и крестьянская надежда на «освобождение от подушной подати и вообще от всех платежей». Подобные слухи

стали возникать в некоторых губерниях еще с середины 70-х годов, а в 1879 г. получили повсеместное распространение. По повелению Александра II министр внутренних дел Л. С. Маков опубликовал в официальной прессе специальное «Объявление» о неосновательно­сти надежд крестьян на передел земли. Однако слухи об этом продолжали упорно распространяться, создавая напряженное по­ложение в деревне. Свои надежды на передел земли крестьяне возлагали на царя и усматривали начавшиеся Покушения народо­вольцев на Александра II как акты мести ему со стороны помещиков за дарование крестьянам «воли» В 1861 г. и его намерение произвести «поравнение земель». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. дало новую пищу слухам и толкам. В донесениях губернаторов сообща­лось: «Простой народ толкует, что государя убили помещики, не желавшие исполнить воли его, чтобы отдали свою землю безвозмез­дно своим бывшим крестьянам». Вступление на престол нового царя породило у крестьян надежды, что при нем обязательно будет Произведен передел земель, а также и «сложение податей и недои­мок». С опровержением этих слухов вынужден был выступить сам Александр III. В своей речи 21 мая 1883 г. перед волостными старшинами, собранными на его коронацию, он заявил: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобном. эти слухи распускаются вашими врагами. Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна».

Брожение в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, охвативших в 1878-1880гг. такие крупные промышленные центры, как Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одесса, Лодзь, рост либерально-оппозиционного движения и, наконец, активизация террористической деятельности народовольцев, на­правленная против царя и его сановников, оказали существенное воздействие на правящие «верхи» И В конечном счете явились факторами, обусловившими кризис политики самодержавия на рубеже 70-80-х годов. Оно испытывало в те годы серьезные колебания, которые выражались в том, что, с одной стороны, были обещаны реформы и сделаны некоторые уступки, чтобы привлечь либеральные круги к борьбе против «крамолы»; С другой - приме­нялись суровые репрессии к участникам революционного движения.

8 Февраля 1880 г. Александр II, после покушения на него Степана Халтурина, созвал специальное совещание для выработки мер подавления терроризма в стране. 12 Февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия по охране государственно­го порядка и общественного спокойствия». Во главе ее был постав­лен харьковский генерал-губернатор М Т. Лорuс-МелUК08, получивший известность как талантливый военачальник во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и впоследствии умелый администратор. Он возглавил также и Чрезвычайную следственную комиссию по делу о взрыве в' Зимнем дворце, а вскоре занял пост министра внутренних дел, в то время равный по своему значению посту премьер-министра. Это был хитрый, изворотливый и жесто­кий политик, расточавший посулы и обещания «благомыслящей» части общества и проводивший политику жестких мер против революционеров. Известный народнический публицист Н. К. Ми­хайловский едко заметил тогда, что «благодарная Россия изобразит Лорис-Меликова в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади». В задачу Верховной распорядительной комиссии входило

«положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников B поколебать государствен­ный и общественный порядок». Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную часть общества. Комиссия занималась разработкой мер по совершенствованию эффективности карательной машины - развитие секретно-розыск­ной службы, ускорение производства дознаний по государственным преступлениям; рассматривала вопросы состояния мест заключе­ния. Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными методами, следует проводить более гибкую поли­тику. В своем докладе царю он писал: «Вывести Россию из пере­живаемого ею кризиса может только твердая самодержавная воля, но эта задача не может быть выполнена одними карательными и полицейскими мерами». Так определил ась задача «введения народ­ного представительства», но в строго ограниченных пределах, с чем согласился и Александр II.

Комиссия Лорис-Меликова проработала до 1 мая 1880 Г., Про­ведя всего 5 заседаний. Указом 6 августа 1880 г. она была закрыта, этим же указом упразднялось III отделение. Однако учреждался с теми же функциями Департамент государственной полиции при

Министерстве внутренних дел, т. е. речь шла не об упразднении, а о переименовании этого органа высшей полиции.

22 января 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II доклад, в котором подвел итоги деятельности Верховной распорядительной комиссии и изложил проект «умиротворения страны». Предлагалось создание двух временных подготовительный комис­сий (финансовой и административной) из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки плана преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений, а также законоположений по отдельным хозяйственным и финансовым вопросам. Далее предусматривалось привлечь от 10 до 15 представителей земского и городского управ­ления к участию в рассмотрении этих законопроектов в Государст­венном совете. Иначе говоря, предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения к законодательству выборных представителей. Особое совещание, созванное 5 Февраля 1881 г. Александром II, одобрило эти меры. 17 Февраля они были утверждены царем, назначившим на 4 марта 1881 г. обсуждение плана Лорис-Меликова о создании при Государственном совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопро­ектов, указанных «высочайшей волей царя». Этот план в обиходе получил название «конституции Лорис-Меликова». Обсуждение проекта Лорис-Меликова состоялось уже при новом императоре.

2 марта 1881 г. на российский престол вступил Александр III (1845-1894), второй сын Александра II. Наследником престола он стал после смерти в 1865 г. своего старшего брата Николая. В нашей литературе сложилось неверное мнение об Александре III как о человеке ограниченном и малообразованном. В действительности он получил основательное образование, хотя с детства его готовили к военной карьере. Главным «воспитателем» его был генерал-адъ­ютaнт В. А Перовский, а образованием заведовал профессор Московского университета, известный экономист А. И. Чивилев. Академик Я. К. Грот преподавал Александру историю, географию, русский и немецкий языки, видный военный теоретик М. И. Дра­гомиров - тактику и военную историю, С. М. Соловьев - рус­скую историю. Особенно большое влияние на Александра оказал К. П. Победоносцев, преподававший ему законоведение.

Будучи наследником престола, Александр участвовал в заседа­ниях Государственного совета и Комитета министров, был канцле­ром Гельсингфoрсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге, участвовал в русско-турецкой войне в должности командующего Рущукским отрядом. Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского истори­ческого общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памят­ников. Уже тогда у него сложились глубоко консервативные поли­тические воззрения. В совещаниях последних лет царствования Александра II наследник престола неизменно высказывался за неприкосновенность ничем не ограниченного самодержавия и не­обходимость широких репрессивных мер против революционеров.

Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения рассмат­ривалось им как главная задача его царствования. Во внешнеполитических делах он старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именуют «царем­ миротворцем».

Вдохновителями реакционного политического курса самодер­жавия явились К. П. Победоносцев и М. Н. Катков.

Выходец из семьи профессора Московского университета К. П. Победоносцев успешно окончил училище правоведения и начал службу в одном из департаментов московского Сената. Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке «благочестивом, тихого и скромного нрава», обладавшем тонким умом и разносторонними познаниями. Он заявил о себе как талан­тливый публицист и писатель либеральных воззрений: выступал за гласность и осуждал николаевское царствование. Его печатал за границей А И. Герцен. Победоносцев усердно занимался изучени­ем истории русского гражданского права и считался лучшим его знатоком. Ему прочили блестящую ученую карьеру. В 1859 г. он стал профессором Московского университета, участвовал в подго­товке судебных уставов 1864 Г., отстаивая принципы независимости суда, гласности судопроизводства и состязательности судебного

процесса. Его «Курс гражданского права» выдержал 5 изданий и был настольной книгой для юристов. По свидетельству известного юриста А Ф. Кони, речи и выступления Победоносцева, «простые и ясные»), с большой силой убеждения, производили сильное впе­чатление на слушателей. В 1865 г. Победоносцев оставил препода­вание в московском университете и всецело посвятил себя государственной службе, стал сенатором, а затем и членом Госу­дарственного совета. В апреле 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер-прокурором Святейшего Синода. Этот пост Победоносцев занимал 25 лет. От его былых либеральных взглядов не осталось и следа. Он превратился в убежденного сторонника охранительной политики самодержавия. После 1 марта 1881 г. Победоносцев стал в центре политической жизни России и по сути дела определял политику растерявшегося после гибели отца Александра III. Все сразу почувствовали тогда возросшие силу и влияние Победоносцева.

Аналогичную эволюцию от либеральных воззрений к последо­вательному охранительству прошел известный публицист и изда­тель, сын московского чиновника М. Н. Катков. Окончив с отличием в 1838 г. словесное отделение Московского университета, он переехал в Петербург, Где сотрудничал в «Отечественных запи­сках», «Современнике» и других периодических изданиях, защитил магистерскую диссертацию по славянской словесности и доктор­ скую по древнегреческой Философии, а в 1857 г. стал редактором и ведущим автором либерального журнала «Русский вестник». С 1862 г. Катков заметно повернул к охранителъству. С 1863 г. его деятельность как редактора и публициста сосредоточилась в газете «Московские ведомости». Публиковавшиеся в них статьи Каткова оказали большое воздействие на правительственные круги. Впоследствии у Каткова сложились близкие отношения с Победоносцевым.

8 марта 1881 г. в Комитете министров под председательством Александра III состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. В защиту проекта высказались, помимо самого Лорис-Меликова, военный министр Д. А Милютин, министр народного просвещения А. А. Сабуров и министр Финансов А. А. Абаза. С резкой критикой проекта выступил граф С. Г. Строганов, заявивший, что этот Проект «ведет прямо к конституции». Строганова поддержал Александр III. Победоносцев обрушился не только на представленный Лорис-Ме­ликовым проект, но и вообще на все реформы 60-70-х годов, особенно на крестьянскую, земскую и судебную, назвав земства и суды «опасными говорильнями». Проект Лорис-Меликова был от­вергнут, точнее, был передан на рассмотрение в Особую комиссию, которая ни разу не собиралась.

Сразу же после 1 марта 1881 г. представителями Придворной аристократии была Создана «Священная дружина» _ конспиративная организация для охраны особы царя и противодействия революционному террору. Ее возглавили флигель-адъютант П. П. Шувалов, генерал-адъютант И. И. Воронцов-Дашков, московский генерал­ губернатор В. А Долгоруков и начальник гвардейского штаба А А Бобринский. В нее вошли и другие высокопоставленные лица, близкие ко двору, даже некоторые из великих князей. Она имела русскую и зарубежную агентуру, Применяла провокации и мисти­фикации, стремясь сбить с толку революционеров и посеять недо­верие их друг к другу. В Женеве якобы от имени народовольцев ею издавались газеты «Правда» и «Вольное слово», которые с целью дискредитации народовольческой программы доводили ее до неле­постей и призывали к революционному террору не только в России, но и во всем мире. Среди русских либералов «Священная дружина» действовала от имени фиктивных организаций «Земский союз» и «Земская лига». Народовольцы быстро разгадали, от кого шли эти мистификации, и поведали об этом в своей прессе. В 1883 г. Александр III распорядился прекратить деятельность «Священной дружины», методы которой получили скандальную огласку. Кроме того, соперничая с государственной Полицией, она стала ей помехой в борьбе с революционерами.

29апреля 1881 г. был обнародован написанный Победоносцевым при участии Каткова манифест «О незыблемости самодержавия». В нем провозглашалось, что император «с верою в силу и истину самодержавной власти» будет ее «утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений». На следующий день Лорис-Меликов подал царю прошение о своей отставке. Несколько позже подали в отставку слывшие «либералами» Д. А. Милютин И А. А. Абаза, еще ранее был уволен А. А Сабуров.

Однако поворот к реакции, наметившийся в марте-апреле 1881 г., произошел не сразу. В обстановке продолжавшегося брожения в стране правительство не решилось перейти к открытой реакции. Назначенный вместо Лорис-Меликова министром внутренних дел Н. Л Игнатьев (бывший до этого послом в Турции) предпринял ряд мер, чтобы прикрыть переход правительства к откровенно реакци­онному политическому курсу. Он опубликовал циркуляр «О непри­косновенности прав дворянства и городского сословия», начал игру в «совещания» представителей земств. Были сделаны некоторые уступки крестьянству.

14 августа 1881 г. было издано распоряжение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны». Согласно этому акту любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении и каждый ее житель подвергнут аресту, предан военному суду или сослан без суда на 5 лет в любое место Российской империи. Местная администрация, согласно распоря­жению, могла закрывать учебные заведения, торговые и промыш­ленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати, это распоряжение, издан­ное как «временное на три года, возобновлялось по истечении каждого трехлетия и действовало вплоть до 1917 г.

Вместе с тем Игнатьев продолжал политику заигрывания с либеральным обществом. Он пригласил экспертов из «сведущих» лиц для обсуждения вопроса о выкупных платежах крестьян. В ноябре 1881 г. была учреждена Особая комиссия для составления проекта преобразования местного управления под председательст­вом М. С. Каханова. Деятельность этой «кахановской комиссии» В условиях реакции оказалась бесплодной, и в 1885 г. она была упразднена.

27 мая 1882 г. Игнатьев представил проект созыва совещатель­ного Земского собора к коронации Александра III в 1883 г. Однако под давлением Победоносцева и Каткова проект был отвернута сам Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку. Отставка Игнатьева знаменовала собой переход самодержавия к прямой и неприкрытой реакции.

В 80 - начале 90-х годов в области просвещения и печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике после­довал ряд законодательных актов, которые ранее в исследователь­ской и учебной литературе принято было называть «контрреформа­ми», ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60-70-х годов. Однако внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ. Одновременно принимался и ряд мер, направленных на решение аграрно-крестъянского вопроса, укрепления финансов и развития экономики страны.

ЦЕНЗУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

После отставки Н. П. Игнатьева во главе Министерства внут­ренних дел был поставлен Д. А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. это был представитель самой огол­телой и твердокаменной реакции. Совмещая в 1866-1880 гг. посты обер-прокурора Синода и министра народного просвещения, он стяжал себе славу ярого реакционера и обскуранта. С особой настойчивостью Толстой начал проводить в жизнь реакционную

программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и

Катковым.

Первыми жертвами Политической реакции стали печать и Про­свещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «временные правило» о печати, устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность

по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась «карательная цензура» - репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883-1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания, среди них органы демократической печати - «Отечественные записки». М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Дело» Н. В. Шелгунова, либеральные газеты - «Голос», «Земство», «Страна», «Московский телеграф».

20 ноября 1882 г. министр народного просвещения И. Д. Деля­нов издал циркуляр о средней школе, Усиливавший дисциплинар­ные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его Позорный циркуляр о «кухаркиных детях», в котором говорилось о запрещении Принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало права на поступление в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков. По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. Была отменена выборность ректора, декана, профессоров, при назначе­нии на эти должности внимание обращалось не на «ученые качества и заслуги» претендентов, а на их политическую блaгoнадежность. Попечитель учебного округа стал полновластным хозяином универ­ситета. Он представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университета, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. как «существенное средство надзора за студентами» вновь вводилась для них форменная одежда. В том же году были установлены стеснительные правила сдачи университетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год - довольно значительная для того времени сумма. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора: социолог М. М. Ковалевский, историк В. И. Семев­ский, филолог Ф. Г. Мищенко, юрист С. А. Муромцев, вынуж­ден был уйти выдающийся ученый с мировым именем биологи. И. Мечников. В 1882-1883 гг. фактически ликвидировалось женское образование - большинство высших женских курсов было закрыто. Реакционные меры в области высшего образования вы­звали серию студенческих волнений в 1887-1893 гг.

АГРАРНО-КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Политика самодержавия в аграрно-крестъянском вопросе в 80-90-х годах характеризовалась сочетанием реакционных мер с некоторыми уступками крестьянству. 28 декабря 1881 г. были изданы указ о понижении выкупных платежей и «Положение» об обязательном переводе на выкуп находившихся во временнообя­занном состоянии крестьян. Согласно указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а «Положению» - С 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временнообязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк (начал функционировать с 1883 г.), который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так И сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смяг­чить остроту аграрного вопроса. как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. кресть­янам было продано 5 млн. десятин земли.

Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная еще Петром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением прямых налогов со всего населения на 1/3 и косвенных в два раза.

В конце 80 - начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капита­лизма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриар­хальной крестьянской семьи и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс., семейных разделов, а в начале 80-х годовых среднегодовая численность возросла до 150 ты.. 8 марта 1886 г. издается закон, по которому семейный раздел мог быть произведен только с согласия главы семьи («большака» и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев в сельском сходе). Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, численность которых и после его издания продолжала возрастать, при этом более 9/10 разделов происходило «самовольно», без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные «воссоединения» разделившихся семей.

ажное место в аграрно-крестъянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государст­венных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное Крестьян­ское землевладение создаст мощный слой собственников _ опоры социальной стабильности в стране, к тому же уравнительность наделов и круговая порука рассматривались как причины медлен­ного экономического развития деревни. Указывалось и на то, что с общинной были связаны надежды революционеров на социальные потрясения в стране. Вторые рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укреп­ление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить не чаще, чем через 12 лет, причем с согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель» запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача наделов в аренду ограничивалась пределами своей общины. Поэтому же закону отменял ась статья 165-я «Положения о выкупе», по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Этот закон был направлен против участив­шихся залогов и продажи крестьянских надельных земель, в которых правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Этими мерами правительство стремилось еще более прикре­пить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.

Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами наделов и уход в город продол­жались в обход законов, которые оказались бессильными приоста­новить объективные Процессы в деревне. Не могли эти правительственные меры обеспечить и платежеспособность кресть­янского двора, о чем свидетельствовали данные официальной ста­тистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения недоимок. В 1891-1894гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворян­ства, самодержавие в аграрном вопросе проводит ряд мер, направ­ленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дво­рянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский земельный банк, который выда­вал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. сумма ссуд банка помещикам превысила 1 млрд. рублей. В интересах дворян-зем­левладельцев 12 июля 1886 г. было издано «Положение о найме несельские работы». Закон расширял права нанимателя-землевладель­ца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и «за грубость», «неповиновение» и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. «Самовольного» переселенца местная администрация обязывалась выслать по этапу на прежнее место жительства. Но вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания численность переселенцев увеличилась в несколько раз, причем 85% из них составляли «самовольные» переселенцы.

Наши рекомендации