Глава 2. Рассмотреть принципы по созданию сценического образа.
2.1. Правильное самочувствие актера на сцене.
Итак, первая обязанность режиссера – разбудить творческую инициативу актера в нужном (верном) направлении. Направление определяется идей идейным замыслом всего спектакля. Этому замыслу должно быть подчинено идейное истолкование каждой отдельной роли. Режиссер должен добиться того, чтобы это исполнение сделалось кровным, органическим достоянием актера. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером, свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен всячески оберегать его творческую свободу ибо свобода – необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а следовательно и самого творчества. Но эта свобода вовсе не должна превращаться в безответственный произвол анархической фантазии. В том то и трудность, что все реакции актера на сцене – каждая интонация, каждый текст – должны быть не только свободными, но еще и верными, то есть соответствовать определенному замыслу, заранее поставленному заданию (и режиссерскому тоже). Для того, чтобы актер творил и исполнял акт, акт не должен быть предельно свободным и в тоже время подчиняться необходимости.
Как этого достигнуть?
Во-первых, необходимо иметь выдержку и терпение, не удовлетворяться до тех пор, пока выполнение задания не станет органической потребностью актера. Для этого режиссер должен не только разъяснять актеру смысл своего задания, но и увлечь его этим заданием. Он должен разъяснить и увлечь – воздействуя одновременно и на разум, и на чувства, и на фантазию актера – до тех пор, пока сам собою не возникнет творческий акт, то есть пока результат режиссерских усилий не выразится в форме совершенно свободной, как бы совсем непреднамеренной, непроизвольной реакции актера.
Актер должен воспринимать каждую заранее известную реплику, каждое действие ка полнейшую для него неожиданность.
Итак, творческое самочувствие актера выражается в том, что он, находясь на сцене, всякое заранее известное воздействие принадлежит как неожиданность и отвечает на него на него свободно и в то же время свободно.
Именно такое самочувствие и должен стараться вызвать режиссер в актере и потом всячески его поддерживать. Для этого он должен знать способы и приемы работы, которые помогают осуществить эту задачу, и научиться и применять их на сцене. Он должен знать также и те препятствия, которые стоят перед актером на пути к творческому самочувствию, чтобы помогать актеру устранять и преодолевать эти препятствия.
Какие же приемы и способы режиссерской работы способствуют творческому самочувствию актеру и какие, напротив, служат препятствием для его достижения.
2.2. Язык режиссерских заданий – действий
Язык из наиболее вредных способов режиссерской работы является такой, когда режиссер сразу же, с места в карьер, требует от актера определенного результата.
«Здесь вы должны засмеяться, - говорит режиссер. И актер, преодолевая стыд, и внутреннее сопротивление, старается засмеяться, разумеется, у него ничего не получится, смех получается данный, искусственный, не
искренний. «Тут вы должны заплакать» - и актер изо всех сил выжимает из себя слезы.
Получается фальшивые, театральные, рыдания. Актер должен пройти этот путь, почувствовать. Режиссер должен помочь актеру отыскать этот путь, а не требовать от него сразу конечного результата. Если актер пройдет по верному пути он сам не заметит, как неизбежное следствие правильной подготовки. Помочь актеру осуществить эту подготовку – вот истинная задача режиссера!
В чем же заключается эта подготовка? В том, чтобы подсказать актеру не чувство и не форма его выражения, а то действие, которое приведет актера к нужному чувству и вызовет нужную реакцию.
Режиссер должен добиться того, чтобы это исполнение сделалось кровным, органическим достоянием актера. Нужно, чтобы актер шел по пути, указанному режиссером, свободно, не чувствуя над собой никакого насилия. Режиссер не только не должен порабощать актера, а наоборот, он должен всячески оберегать его творческую свободу, ибо свобода – необходимое условие и важнейший признак правильного творческого самочувствия актера, а, следовательно, и самого творчества.
Режиссер должен требовать от актера не изображение чувств, а выполнения определенных действий.
Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.
Заключение
Таким образом, изучая основные принципы работы режиссера с актером, можно сделать выводы.
Режиссер не может быть и не должен быть диктатором, чей творческий произвол определяет лицо спектакля. Режиссер концентрирует в себе творческую волю всего коллектива. Он должен уметь угадывать скрытые взаимности коллектива. Он вместе с автором отвечает за идейную направленность спектакля, за правдивость и глубину отражения в нем деятельности.
Режиссер должен научиться вскрывать творческую индивидуальность каждого актера, обогащать ее и развивать. У него должен быть острый, зоркий глаз, с помощью которого он мог бы проникать внутрь актерского существа, угадывать, чем живет актер в каждый данный момент. Он должен уметь, как бы переселяться внутренне в актера, жить вместе с ним одной жизнью.
Режиссер должен требовать от актера не изображение чувств, а выполнения определенных действий.
Итак, язык режиссерских заданий должен быть языком действий, а не языком чувств.
Приложения