Работы по созданию музыкального образа спектакля, их последовательность. Функции заведующего музыкальной частью, звукорежиссера, звукооператора драматического театра

После прочтения пьесы и принятия ее худ советом начинается накапливание мат-ла. На первой встрече постановочной группы происходит как-бы слияние наработанного материала в один общий поток и наряду с другими вопросами вырабатывается муз план спектакля. Помимо установления отдельных муз кусков, их длительности и назначения, обсуждается и общийхар-тер музыки, вкл инструментовку, силу звучания оркестра, посадку оркестрантов и т.п. Теперь композитор м. приступать к работе уже вплотную.

В любом т. композитору полезно знакомится с эскизами художника заранее, в т. кукол такое знакомство необходимо: в муз кук театра большую роль играет момент изобразительности, красочности. Это диктуется особыми свойствами кукольного т. отличающими его от т. «человеческого»: обобщенность образа, преувеличением и концентрацией чувств, действенности. Лучше всего, если знакомства художника и композитора произойдет на первом жтапе работы. Композ д. быть в курсе общей направленности работы художника, а кроме того, часто от встречи с эскизом куклы у него рождаются существенные детали будущих муз образов.

Яркая характерность куклы всегда помогает композитору найти такую же хар-ность и в музыке. Не менее важным фактором, влияющим на работу композитора, явл. еще и игра актеров. Удачно найденный актером сцен образ – 1 из ценных помощников композитора. Мелодия речи актера, походка куклы – все это находит отражение в музыке. Правда бывает и наоборот: муз включившись в репетиционную работу, помогала актеру. Иногда находилось даже зерно образа, все оживало, становилось на свое место. Несомненно, присутствие композитора на репетициях, его тесный контакт с режиссурой и актерами полезны обоюдно.

Но вот работа надмуз завершена и в клавирном изложении она сдается композитором режиссуре. Практика показала, что далеко не всегда муз номера, принятые и одобренные на прослушивании остаются в спектакле. Все решает репетиционный период.

Если разложить работу композитора в спектакле на этапы:

1. Встреча с пьесой, обсуждение ее, разработка муз плана, установление отдельных муз кусков.

2. Сдача муз в клавире

3. Постепенноевкл муз номеров в репетицию

4. Прогоны спектакля с оркестром. Чаще всего, этот, казалось бы последний этап имеет продолжение в виде дописок, переделок и сокращений музыки уже после премьеры.

На первых репетициях часто возникают недоразумения, муз, звучавшая ранее в исполнении на рояле, неожиданно предстает перед актерами и постановщиками, в новом, непервычном виде. Наряду с номерами, удовлетворяющими своим звучанием, некоторые вызывают сомнения, разочаровывают. Иногда бывает в этом виновен и композитор, неудачно оркестровавший данный отрывок и дирижер, небрежно исполнивший его. Тщательно составленный клавир наиболее точно отражающий хар – р муз в ее оркестровом изложении – одно из ср-в, могущее до некоторой степени устранить эти недоразумения. Дело в том, что музыка т. кукол изобилует своеобразными подчас даже нелепыми короткими муз кусками. Это так назыв. блямы, бумы и пр., кот состоят на грани шума и музыки; найденные на репетициях «под рояль» импровизированным путем, они фиксируются в памяти именно в этом тембре и переведенные потом на язык оркестра, часто вызывают удивление или протест. Очень полезно, если оркестр вклвреп работу как можно раньше, сразу заявляя о себе, приучая слушать муз в ее подлинном звучании.

Итак, фактическое принятие муз происходит токо при ее оркестровом изложении, в последний период репетиций.

Основные компоненты делающие муз этого жанра отличной от муз т драматического, прежде всего, связаны с особыми свойствами драматургии т кукол. Известно, что эта драматургия широко пользуется обобщением, иносказанием, сатирическим гротеском, фантастикой. Второй компонент – теа кукла, кот по своим физ возможностям резко противоположна актеру – человеку. Движения ее скупы, лаконичны, графичны. Поэтому на каждое движение падает гораздо большая эмоциональная нагрузка, поэтому каждый жест здесь значительно весомее и все это дает свою проекцию на музыку. Она должна идти по пути, подсказанному ее драматургией и св-ми куклы.

Правильно найденный тембр муз куска м чрезвычайно повысить выразительность сценич образа или даже целой сцены.

Театры применяют сейчас 2 способа воспроизведения муз в спектакле:

1. Звучание оркестра т.

2. Озвучивание спектакля фонограммой.

Т. кукол чаще всего пользуются мафоном. В муз оформлении спектаклей сейчас м. встретить и старинную, и классическую и джазовую и ультрасовременную муз, муз всех времен и народов. Хочется пожелать театрам, пользующимся методом компиляции, делать это осторожно, выбирая такие произведения или фрагменты из них, кот соответствовали природе кукол.

Еще 1 нежелательный прием: касается самой стр-ры муз т. кукол – прием тематической разработки. Такой обычный для многих видов не теа музыки, здесь он противопоказан. Кук пьесы и спектакли хар-ны фрагментарностью построения; прием тем разработки требует длительности действия, протяженности сцен времени. Следовательно, несовпадение: завладев вниманием зрителя, это прием обязательно уведет его в сторону, отвлечет от того что происходит на сцене.

Еще 1 соображение: чрезвычайно важно соблюдать в муз оформлении спектакля чувство меры. Бывают случаи «перенасыщения» музыкой, что снижает ее роль, уменьшает ее значимость в спектакле.

Приступая к сочинению муз, композитор должен знать не только лежащую в основе драматургию, со всеми ее особенностями, но и сценические св-ва куклы (актеров играющие роли – для драм театра). Ему полезно быть даже в курсе самой системы кукловождения, применяемой в данном спектакле. Ведь каждая из этих систем обусловливает особый пластический образ куклы, ее пластическую жизнь на сцене – ведь это тоже отражается в музыке

11 - 14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет художественное и организационное руководство работой по созданию музыкального оформления спектаклей театра. Разрабатывает совместно с художественным руководителем, главным режиссером принципы и методы использования музыки в репертуаре коллектива. Осуществляет связь с композиторами и оказывает им практическую помощь в подготовке музыкального материала. Организует музыкальную работу в театре. Вносит предложения режиссерскому коллективу и руководству о кандидатурах композиторов, привлекаемых к созданию музыки для новых постановок. Руководит непосредственно всей работой оркестра и аккомпаниаторов-концертмейстеров. Проводит необходимые музыкальные занятия и репетиции с исполнителями ролей в спектаклях. Контролирует работу радиотехников и звукорежиссеров. Осуществляет при необходимости функции дирижера. Обеспечивает и контролирует художественное качество исполнения музыки на сцене, подготовку музыкального оформления новых постановок в пределах установленных сроков и затрат, правильное использование и загрузку артистов оркестра и отдельных музыкантов-исполнителей. Участвует в распределении ролей, связанных с исполнением музыки (пения) на сцене. Подготавливает совместно с композитором и режиссером музыку к спектаклям и принимает участие в ее сдаче художественному совету и руководству театра. Вносит предложения об установлении или изменении тарификации артистов оркестра и отдельных музыкантов, а также о мерах поощрения и взыскания. Ведет работу по повышению исполнительского мастерства артистов оркестра и музыкантов. Осуществляет контроль за состоянием трудовой и творческой дисциплины подчиненного ему персонала.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; специфику музыкальной работы в театре; теорию и практику оркестрового и хорового дирижирования; классическую и современную музыку; основы инструментовки для симфонического оркестра, а также оркестров духовых и народных инструментов; методы вокально-педагогической работы российского и зарубежного театра; основы организации труда и театрального производства, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Режиссер, звукорежиссер. 8 - 11 разряды

Должностные обязанности. Участвует непосредственно в создании новых и возобновлении ранее созданных постановок. Принимает участие самостоятельно или в качестве ассистента в организации и проведении репетиций. Осуществляет ввод новых исполнителей в спектакли, в необходимых случаях планирует репетиционный процесс. Выполняет под руководством главного режиссера (художественного руководителя) работы, относящиеся к производственно-творческой деятельности театра. Несет ответственность за техническое качество звука в зависимости от акустических возможностей сценической площадки. Участвует в организации повышения квалификации творческого коллектива. Принимает участие в мероприятиях по изучению зрительской аудитории и популяризации достижений театрального и музыкального искусства среди населения, организации радиопередач.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; классическую и современную драматургию; классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; опыт работы российских и зарубежных театров; работу с партитурой и музыкально-сценическим произведением; основы сценического и музыкального оформления спектаклей, вокального искусства; звукотехнические средства; основы организации театрального производства, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Звукооператор. 6 - 9 разряды

Должностные обязанности. Обеспечивает высокий художественный уровень и техническое качество звука. Участвует в создании режиссерского сценария. Работает совместно с режиссером, звукорежиссером над звуковым решением спектаклей. Осуществляет звуковое и шумовое оформление спектаклей. Участвует в просмотрах, актерских сдачах, застольных репетициях. Участвует совместно с режиссером, звукорежиссером в разработке мизансцен в зависимости от акустических особенностей сценической площади. Определяет звукотехнические средства, необходимые для проведения репетиций, записей. Руководит расстановкой микрофонов, проводит пробные записи особых звуковых эффектов. Производит специальные записи для использования их в спектаклях, а также для создания специальных звуковых эффектов. Руководит процессом монтажа звуковых записей, пополняет шумотеку.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; достижения в музыкальном искусстве в области акустики и звуковой техники; звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую в театре; акустические особенности театральных и концертных залов; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

20.Функции заведующего труппой и помощника режиссера в подготовке новой постановки в репертуарном драматическом театре.

11 - 13 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет организационное руководство производственно-творческой деятельностью труппы театра. Участвует в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках. Вносит предложения главному режиссеру (художественному руководителю, заведующему труппой) по составу труппы, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара. Принимает заявки от артистов на новые роли и выносит их на рассмотрение руководства театра. Участвует в составлении планов репетиционной работы по принятым к постановке новым спектаклям, капитально возобновляемым постановкам, в планировании текущего репертуара театра. Обеспечивает рациональную и равномерную загрузку труппы в спектаклях нового и текущего репертуара, учет занятости творческого состава. Контролирует ведение журнала репетиций и спектаклей. Рассматривает и представляет руководству театра заявления артистов о разовой работе за пределами театра. Участвует в организации работы по повышению квалификации творческих работников, в подборе новых кадров творческого состава, приглашении исполнителей для разового участия в спектаклях.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; производственно-творческий процесс в театре; основы режиссуры и актерского мастерства; основы трудового законодательства; основы организации труда и управления; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Функции художника-постановщика и заведующего художественно-постановочной частью в планировании и организации работ по новой постановке (драматической, музыкальной). Основные элементы структуры постановочной части стационарного музыкального, драматического театра.

Художник-постановщик

13 - 15 разряды

Должностные обязанности. Создает сценическое оформление и световую партитуру новых и ранее созданных постановок. Обеспечивает изготовление оформления в пределах установленных сроков и затрат. Представляет на утверждение руководства и художественного совета эскизы декораций и костюмов, рабочих макетов оформления. Готовит для художественно-постановочной части габаритные чертежи декораций мебели и бутафории. Выполняет рисунки бутафории и реквизита в цвете с указанием фактуры материала, конструктивные рисунки костюмов и деталей их отделки с образцами фактуры материалов, эскизы особо сложных гримов. Консультирует работников производственных мастерских в процессе изготовления оформления спектаклей. Проводит монтировочные и световые репетиции. Контролирует своевременный ремонт сценического оформления и световой партитуры. Готовит эскизы рекламы, интерьеров, выставок. Ведет работу по повышению профессионального мастерства художников и работников художественно-постановочной части. Организует изучение и внедрение в производство новейших достижений в области театрально-постановочной техники, технологии и новых материалов.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива; технологию изготовления всех компонентов сценического оформления; историю декорационного искусства; опыт российского и зарубежного театра в области сценического оформления, театральной техники и технологии; историю музыки, театра, балета; основы организации театрального производства, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Заведующий художественно-постановочной частью. 12 - 15 разряды

Должностные обязанности. Руководит всем комплексом работ, выполняемых художественно-постановочной частью театра, концертной организации, танцевального и музыкального коллектива. Организует изготовление декораций в пределах установленных затрат и сроков, монтировку и проведение спектаклей как на стационаре, так и во время гастролей и выездов. Участвует совместно с художником-постановщиком, режиссером-постановщиком спектакля в рассмотрении и представлении на утверждение руководству и художественному совету макетов и эскизов оформления. Организует обсуждение с техническими специалистами подготовительных макетов. Составляет описи работ, технологическую и сценическую опись изготовления оформления. Организует силами соответствующих специалистов изготовление макетов оформления, составление сметной и технической документации, разработку конструктивных чертежей. Составляет планы и графики работ и контролирует их выполнение. Дает заявки на приобретение необходимых материалов для новых и капитально возобновляемых спектаклей. Подтверждает целесообразность выдачи со склада материалов руководителям подразделений постановочной части. Обеспечивает возможный подбор и использование деталей оформления из запасных фондов. Подготавливает заявки на ремонт оформления спектаклей текущего репертуара и организует их выполнение. Организует работу по подготовке сценического имущества к гастролям и выездным спектаклям (ремонт оформления, упаковку, перевозку декораций, мебели, реквизита, костюмов и т.д.). Составляет сметы затрат на создание спектаклей. Совместно с художником-постановщиком делает сценические планы декораций. Участвует в подборе кадров художественно-постановочной части. Вносит предложения о поощрении и наложении взысканий на сотрудников. Организует учет рабочего времени работников постановочной части, изучение и внедрение в производство последних достижений в области техники и технологии, новых материалов. Вносит предложения по совершенствованию сценического оборудования. Обеспечивает дисциплину и организованность в работе подчиненных ему служб, соблюдение правил техники безопасности, произведенной санитарии и противопожарной защиты.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; технику и технологию изготовления театральных декораций, мебели, реквизита и т.п.; свойства, специфику и фактуру материалов, применяемых в театральном производстве; правила хранения и транспортировки декораций; опыт работы российских и зарубежных театров, музыкальных и танцевальных коллективов в области декорационного искусства, театральной техники и технологии; специфику творческой работы в театре; основы организации труда и управления, трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Вопрос 22. Последовательность и содержание работ сценических участков (цехов) в процессе создания музыкального, драматического спектаклей.

Сценические цеха—это те, которые распоряжаются уже готовым оборудованием, декорациями и реквизитом. А производственные это те, что производят декорации и реквизит.

Вся работа сценических цехов над выпуском новой постановки строится в соответствии утвержденным планом выпуска спектакля. В нем отражается весь процесс производства от принятия к постановке до премьеры. Для постановочной части главной является вторая часть плана, определяющая дату начала репетиций на сцене и характер сценических репетиций.

С момента выхода актеров на сцену все цеха постановочной части постепенно подключаются к активной репетиционной работе. Из подобранных декораций они выгораживают планировки и главные игровые площадки, подают на сцену мебель, реквизит и репетиционные костюмы, проверяют отдельные части готовых декораций и т.д.

Подробный График этих всех работ прилагается в файле послед.исодерж.работ сценич.цехов.jpeg вложенном в письме!!!!! + муз часть!

Монтировка декораций первая теоритически проводится художником во время работы с планировкой и макетом. Непосредственная работа машиниста сцены начинается с построения выгородок. Выгородки строятся как в реп помещении, так и на сцене.По мере поступления готовых декораций, работники монтировочного цеха производят монтировку оформления. Многими театрами практикуется подгонка ещё не полностью готовых декораций—не обтянутых, или не обклеенных. В период между подгонкой и монтировкой выгородка постепенно заменяется настоящими декорациями. Как правило в один день не выходит полностью смонтировать весь спектакль, часть монтировочных работ приходится планировать на дни актерских репетиций. Проверенные и смонтированные декорации подлежат маркировке. Дальнейшая работа цеха строится на постепенном освоении декорации, совершенствования методов сборки,усовершенствования монтировки и техники чистых перемен.

Работа над освещением. Первые пробы света начинаются до светомонтировочной репетиции, по мере поступления на сцену готовых декораций. Специальная световая репетиция назначается тогда, когда на сцену поданы в готовом виде все элементы оформления спктакля—декорации, мебель, бутафория. Найденный свет тщательно фиксируется.

Последовательность и содержание работ см в графиках.

Вопрос 23. Последовательность и содержание работ производственных цехов в процессе создания новой постановки.

Производственные цеха начинают работать с момента когда приобретены материалы, изготовлены чертежи, составлены наряд-заказы.

Подробный график с очередностью и содержание работ см в файле, влож в письме под названием производственные цеха.

Изготовление декораций тесно связанно с общим графиком выпуска спектакля. Чем раньше готовые декорации попадут на сцену, тем больше у художника возможностей проверить правильность изготовления, выразительность фактуры, тем больше возможностей у режиссеры их обыграть, в актерам привыкнуть к предлагаемым условиям. Поэтому при составлении графика учитываются пожелании режиссера, и в производство запускают сначала те декорации и элементы оформления, которые нужны для репетиций в первую очередь.

Затем следуют декорации, для изготовления которых в силу сложности технологии, трудоёмкости, необходимо длительное время. И последнее, очень важное обстоятельство, определяющее принцип планирования работ по производству –одновременность и планомерность загрузки всех цехов. Если, допустим, работа спланирована так, что к моменту завершения столярных работ по павильону не готовы металлические крепления или холщовая обтяжка, или обойщики раньше времени занялись сшивкой холстов для жестких декораций, а художники простаивают, потому что не готова тканевая основа для задников—значит сроки удлинятся.

В ходе производства заведующий художественно постановочной частью постоянно следит за выполнением намеченного плана, принимая оперативные решения в случае задержек или изменений, возникающих по разным причинам, периодически ответственные лица собираются у заместителя директора на производственные совещания, в ходе которых уточняют сроки выполнения заданий, разбираются вопросы, связаннее со снабжением, привлечением дополнительных резервов, организацией работ и т.д.

Эти работы ведутся от начала производства и до самой премьеры.

Перспективное планирование репертуара и годовое планирование творческого процесса в музыкальном репертуарном театре. Отечественный и зарубежный опыт.

27.Календарный метод планирования работ по новым постановкам в музыкальном театре — метод Ю.Когана

Ю. Коган[1]

Обычно в театре применяются два вида планирования: перспек­тивное (на год и более) и оперативное (на более короткие сроки). План выпуска нового или возобновляемого спектакля можно представить как мо­дель, изображенную в виде таблиц, линейных графиков (так назы­ваемых графиков Ганта) и сетевых графиков.

Целью настоящей статьи не является подробное рассмотрение всего комплекса задач, возникающих при организации и планиро­вании творческого процесса в театре оперы и балета; она посвя­щена частной проблеме — составлению в театре календарных пла­нов-графиков, применяемых при перспективном планировании вы­пуска новых и возобновляемых спектаклей и доказавших свою эф­фективность в практике Театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко.

Календарное планирование является основным средством, поз­воляющим согласовывать во времени и пространстве (имеются в виду репетиционные площадки) исполнение отдельных операций, из которых складывается процесс выпуска спектакля. Кроме того, с помощью календарного планирования осуществляется увязка планов работы отдельных подразделений театра. Не­правильное составление календарных планов неизбежно ведет к нарушению нормального творческого процесса, к срыву намечен­ных сроков премьер, к лихорадочной работе театра и, в результате, к снижению идейно-художественного качества спектаклей. Так, календарный план-гра­фик выпуска новых и возобновляемых спектаклей позволяет раци­онально использовать сценическую площадку в репетиционные часы и таким образом сократить время выпуска спектаклей без снижения их художественного качества. План-график дает нагляд­ное представление обо всем ходе процесса выпуска спектакля:

последовательности репетиций и их взаимоувязке, работе служб театра при подготовке и выпуске как одного, так и всех спектак­лей сезона (см. табл. 1.). План-график дает возможность опера­тивно находить узкие места, возникающие в процессе работы над спектаклем из-за нехватки репетиционных точек или недостатка времени, требующегося для подготовки декораций и костюмов постановочной частью, и т. д. Благодаря наглядности, план-график позволяет заранее предвидеть возможные «сбои» в ходе выпуска спектаклей и вовремя внести поправки в план, причем такая кор­ректировка осуществляется на графике легко и быстро. План-гра­фик содержит исходные данные для составления полных сетевых графиков подготовки всех этапов работы над планируемыми премьерами, с его помощью планируется работа постановочной части, рекламно-издательской группы, подготовка нотно-литературного материала, репетиционная работа в классах и т. д.

Наряду с установлением сроков выполнения отдельных операций надо решить и задачу выбора оптимального варианта графика.

Предположим, что нам предстоит в будущем сезоне поставить ряд новых и возобновляемых спектаклей. Строгая последователь­ность операций (репетиций) различной продолжительности (в дан­ном случае имеются в виду репетиции на сцене и репетиции в оркестре) представляет собой так называемый «технологический маршрут». Продолжительность операций (репетиций) зависит от сложности спектакля, индивидуальности художников, участвую­щих в его создании, и т. п.

Если обозначить:

К — корректурные репетиции оркестра;

Со — оркестровые репетиции с солистами;

Сф — сценические репетиции под фортепьяно;

Хо — оркестровые репетиции с хором и солистами;

Оо — общеоркестровыемизансценные репетиции;

Мс — монтировочные и световые репетиции;

Пф — прогоны в оформлении под фортепьяно;

По — прогоны с оркестром;

Г— генеральные репетиции;

С — сдача спектакля худсовету;

Оп — общественный просмотр;

Р — резервные репетиционные дни[2];

Пр — премьера спектакля,

То последовательность операций или «технологический маршрут» будет выглядеть следующим образом: К, Со, Сф, Хо, Оо, Мс, Пф, По, Г, С, Oп, P, Пр.

Эти операции осуществляются на трех рабочих местах, как это показано в табл.2

Возможны и другие последовательности операций, например: К, Со, Сф, Хо, Мс, Оо, Пф, По, Г, С, Oп, P, Пр.

Однако мы остановимся на первом варианте, так как он более типичен для основного постановочного этапа.[3]

В театре оперы и балета, имеющем одну сценическую площадку, репетиции на этом этапе могут и должны проходить параллельно (т. е. в один день, хотя и не обязательно одновременно).

Изобразим процесс выпуска спектакля (работу оркестра и ра­боту на сцене) в виде графика Ганта (рис. 2). Для спектакля, приведенного в качестве примера, необходимо 19 корректурных репетиций оркестра, 2 оркестровые репетиции с солистами, 18 сце­нических репетиций, 4 оркестровые репетиции с хором, 8 общеоркестровыхмизансценных репетиций, 6 монтировочных и световых репетиций, 2 прогона в оформлении под фортепьяно, 2 прогона с оркестром.

Кроме того, необходимо предусмотреть по одной репетиционной точке для генеральной репетиции, сдачи спектакля, резерва и премьеры. На рисунке 2 изображены все операции, осуществляемые на трех рабочих местах. Для всего основного постановочного этапа в данном случае необходимо 65 репетиционных точек. Но так как корректурные репетиции с оркестром и оркестровые репетиции с солистами могут проходить в один день со сценическими мизансценными репетициями под, фортепьяно, то число рабочих дней, необходимых для основного постановочного этапа выпуска спектакля, сокращается до 47. Кроме того, остаются еще три резервные точки для репетиций на сцене (19, 20, 21), так как оркестровые репетиции с хором не могут начаться до окончания оркестровых ре­петиций с солистами (оркестр занят). На календарном плане-графике (рис. 2) изображено пять операций, расположенных последо­вательно-параллельно (I, II, III, IV, V).

Каждая из этих укрупненных операций (репетиций) характе­ризуется определенной продолжительностью, которая складывается из времени, необходимого для проведения более мелких опера­ций. Так, например, продолжительность операции I (рис.2) пред­ставляет собой общее время, необходимое для проведения опера­ций К (корректурные репетиции оркестра) и Со (оркестровые репетиции с солистами).

При планировании работы театра обычно возникают две основ­ные задачи. Первая — выпуск всех спектаклей сезона в возможно более короткий срок. Естественно, это должно происходить не за счет сокращения числа репетиций, а путем наиболее рациональ­ного использования сценической площадки и оркестра, что может быть осуществлено только в случае параллельного проведения ука­занных операций. Вторая задача планирования — сокращение до минимума числа свободных репетиционных точек на сцене и в ор­кестре (числа простоев) во время основного постановочного этапа выпуска.

Однако решение одной из этих задач не обязательно яв­ляется оптимальным для другой. Так, минимальный цикл вы­пуска спектакля не означает, что внутри этого цикла удалось до­стигнуть минимума простоев. С другой стороны, минимальное число простоев вовсе не означает, что цикл выпуска будет самым коротким. Поэтому при планировании работы необходимо вы­строить такую последовательность спектаклей, которая обеспечи­вала бы либо самый короткий цикл выпуска (решение первой за­дачи), либо минимум числа простоев сцены и оркестра (решение второй задачи), либо достижение компромиссного варианта. Для этого используется так называемый метод последовательного анализа вариантов.[4] Этот метод состоит в том, что каждая задача решается по этапам. При этом используется правило доминирова­ния одних вариантов над другими, что позволяет путем их сравне­ния и отбора построить простую схему отыскания оптимального решения. Применение правила доминирования для календарного планирования в театре дает возможность установить преимущества одной последовательности спектаклей по сравнению с другой. Сам же метод позволяет не перебирать все возможные варианты, воз­никающие по ходу решения задачи (например, в последователь­ности из пяти спектаклей возможны 120 вариантов, из семи — уже 5040, при отсутствии каких-либо ограничений), а в начале расчета отбрасывать те из них, которые уже известны как не опти­мальные.

Решение задачи выбора оптимального варианта должно осуще­ствляться с учетом многочисленных ограничений, влияющих на порядок выпуска новых постановок. На практике порядок выпуска в значительной степени зависит от решений руководства, которые обычно вызываются объективными причинами. Так, например, мо­жет оказаться, что один спектакль должен быть выпущен только в конце сезона (из-за его сложности или отсутствия перевода либретто или неподготовленности нотного материала), другой не может быть выпущен в I. квартале из-за гастролей балета за гра­ницей и т. п. Все это приводит к дополнительным ограничениям, существенно уменьшая число вариантов, и часто не позволяет по­лучить результат, оптимальный с точки зрения выбранного крите­рия. В таком случае выбирается вариант наиболее близкий к оптимальному.

Полученные в результате решения варианты накладываются на календарную сетку наступающего года (см. рис. 3). При этом опре­деляются фактические сроки подготовки спектаклей с учетом вы­ходных дней, воскресений, праздников и каникулярных дней (когда репетиций на сцене и в оркестре нет), а также отпускного периода.

Естественно, возникает необходимость заранее планировать «заполнение» свободных рабочих точек и текущий репертуар, учи­тывая заключительные циклы выпуска спектаклей.

Задача, о которой мы рассказали, была решена «вручную». Действительно, для планирования нескольких спектаклей нет не­обходимости прибегать к помощи вычислительной машины. Зато при перспективном планировании на 3—5 лет вперед рекомен­дуется использовать вычислительную технику.

С целью практического применения календарных планов-графи­ков в лаборатории научной организации творческих процессов при Киевском театре оперы и балета им. Т. Г. Шевченко разработана специальная форма, представляющая собой небольшой альбом с числом страниц, равным числу месяцев в году, плюс I—2 страницы для месяцев предыдущего года (в зависимости от того, когда в предыдущем году начинается основной постановочный этап репе­тиций спектакля, выпускаемого впланируемом году).

На рис. 3 показана одна страница этого альбома (план одного месяца — мая 1971 года). Фрагмент календарного плана-графика взят с начала сценических репетиций спектакля.

29. Создание оперного спектакля: последовательность и содержание работ репетиционного периода. ( см. тот же большой и некрасивый график)

В театре оперы и балета для репетиционнго периода характерно наличие ряда параллельных работ и узловых точек. Параллельно ( до опр.момента) проходят репетиции солистов, хора , балета, а узловые точки характеризуются тем, что к началу операций обозначаемых этими точками, обязательно должны завершаться нектороые предшествующие операции, так как в противном случае будет нарушена последовательность репетиционных работ, логика творческого процесса, сорван график подготовки спектакля. Например, сценические репетиции с солистами, хором, балетом, мимансом не могут проводиться, пока на состоятся классные репетиции с солистами и хором; а общеоркестровые репетиции не должны начинаться, пока не закончаться сценические с солистами, хором, балетом, миминсом, оркестровые(сидячие) с солистами и хором, пока окончетальено не будут готовы балетные номера в оперном спектакля.

Застольные репетиции предваяряют работу всех творческих цехов, кроме оркестра, проводимую затем параллельно. Это этап обсуждаения дирижером и режиссером с концертмейстерами и исполнительями трактовки партий и общего решения спектакля.

Итак:

Застольный период:

32 – обсуждение общего плана постановки… 33 – классное чтение либретто; 34 – обсуждение трактовки

Работа в класса:

35 – уроки солистов; 36, 37, 38, 39, - уроки, сдача партий, классные репетиции солистов.

40 – классные мизансценные репетиции солистов, хора и миманса;

41- уроки хора. 42 – спевки хора и солистов; 43 – репетиции балета (окончание до начала сценич.Репетиций) 44 – репетиции балета, которые продолжаются до общеоркестровых репетиций (шлифовка номеров)

Сценическая репетиция в сопровождении фортепиано (частично параллельно с классными)

45 – с солистами. 46 – с солистами, хором, мимансом, балетом.

Оркестровые репетиции (параллельно с фортепианными):

47 – корректурные. 48 – сидячие с солистами и хором.

30. Создание оперного спектакля: последовательность и

Наши рекомендации