Инструменты покрытия дефицита государственного бюджета
Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета – полное покрытие государственных расходов доходами или наличие остатка средств. При этом на практике государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
- дефицит – расходы превышают доходы;
- профицит – доходная часть больше расходной;
- сбалансированность - расходная часть равна доходной.
Оценка дефицита бюджета, как правило, отрицательная. Однако исторически в этом отношении выдвинуты три концептуально отличающихся подхода:
1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета – заключается в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.
2. Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе – иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течении экономического цикла. Бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, должен использоваться для финансирования дефицита в период рецессии.
3. Основывается на идеях Дж. М. Кейнса, где целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики, что предусматривает увеличение государственных расходов и снижение налогов в период спада и наоборот. По сути, такой подход основан на идее дефицитного финансирования.
Причинами дефицита государственного бюджета могут быть:
- падение доходов в условиях кризиса экономики и уменьшения прироста национального дохода;
- отрицательная конъюнктура на мировых рынках экспортируемых страной товаров;
- уменьшение налогов;
- увеличение расходов;
- большие затраты на ВПК;
- непоследовательная финансово - экономическая политика;
- неоправданно большие социальные программы;
- крупномасштабный оборот «теневого капитала».
Способами покрытия дефицита бюджета могут быть следующие инструменты:
1. Эмиссия денег – государство (в лице центрального банка) выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Данный способ финансирования является инфляционным, однако способствует быстрому решению проблемы и стимулирует совокупный спрос.
2. Внутренние заимствования - финансирование дефицита государственного бюджета заключается в выпуске государством облигаций и казначейских векселей и продажи их домашним хозяйствам и фирмам. Считаются самым безопасным источником покрытия дефицита бюджета. Такой способ в краткосрочном периоде является неинфляционным и достаточно оперативным, но, во-первых, это увеличивает расходы бюджета на обслуживание государственного долга и способствует возникновению порочного круга дефицитного финансирования, а, во – вторых, в соответствии с теоремой Сарджента – Уоллеса в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное, поскольку при этом правительство, как правило, строит финансовую пирамиду при рефинансировании долга.
3. Внешние заимствования предусматривают финансирование за счет займов у других стран, интеграционных объединений, куда входит страна(ЕС, ЕАЭС и другие) или международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, Лондонский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов и др.). Отрицательной стороной данного инструмента является возникновение обязательств правительства по реформированию национальной экономики перед МВФ. Либо увеличение зависимости от внешней политики иностранного государства.
Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией, однако они также оказывают негативное влияние на развитие экономики страны:
- размещение государственного займа, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, сужает возможность получения кредитов частными фирмами;
- прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка.
4. Секвестр бюджета — это пропорциональное снижение расходных статей бюджета на определённую долю, кроме защищенных статей (заработных плат бюджетникам, денежных довольствий военных, пенсий и т.п.). Отрицательной стороной инструмента является сокращение совокупного спроса и мультипликационного эффекта за счет сокращения государственных инвестиций.
5. Приватизация государственного имущества – процесс преобразования государственной собственности в частную. В условиях дефицита бюджета государство с целью его покрытия осуществляет продажу своих активов. Недостатком данного инструмента покрытия дефицита бюджета является потеря контроля государства над рядом предприятий и сфер экономики.Приватизация ограничена объемами государственных активов и спросом на них.
6. Изменение ставок налогообложения – крайне рисковый инструмент по покрытию дефицита государственного бюджета, поскольку имеет существенное ограничение, которое заключается в снижении деловой активности в национальной экономике. В условиях дефицита бюджета, одна из первых и самых простых мер покрытия дефицита бюджета, которая создает соблазн для чиновников в правительстве к ее введению. Однако, повышение ставок налогообложения крайне вредно для развития национальной экономики, поскольку ведет к снижению деловой активности в стране. Категорически неприемлемо применять этот инструмент в условиях рецессии экономики, поскольку данная мера может привести к деиндустриализации экономики, сокращению количества предприятий, снижению доходов населения, росту безработицы, сокращению совокупного спроса и социальному напряжению.
7. Девальвация национальной валюты– снижение курса национальной валюты ведет к «размыванию» обязанностей государства. С одной стороны социальные выплаты остаются на том же уровне, но с другой стороны покупательная способность денег снижается, что сокращает обязательства государства. Отрицательной стороной данного инструмента покрытия дефицита государственного бюджета является развития инфляционных процессов, снижению доходов населения, сокращению совокупного спроса.
8. Средства резервных фондов – в Российской Федерации данными фондами являются резервный фонд и фонд национального благосостояния, которые формируются из нефтегазовых доходов во времена пика цен на минеральные ресурсы.
9. Средства из иных источников – возможны дополнительные источники финансирования дефицита бюджета, которые зависят от экономической ситуации в стране и наличия ресурсов у государства. Так, в качестве примера, можно рассмотреть введение системы «Платон» для большегрузных автомобилей в Российской Федерации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте структуру финансовой системы государства.
2.Проведите разграничение дискреционной и автоматической фискальной политики, а также фискальной политики, ориентированной на совокупный спрос и на совокупное предложение.
3.В чем состоят отличия между неокейнсианской и неоклассической моделями фискальной политики? Раскройте их на основе сравнительного анализа шведского и американского вариантов ее реализации.
4.Каковы основные правила и алгоритм проведения дискреционной фискальной политики?
5.Каковы краткосрочный и долгосрочный эффекты осуществления фискальной экспансии и фискальной рестрикции?
6.Охарактеризуйте механизм предоставления налоговых льгот как инструмента фискальной экспансии.
7.Каковы назначение, основные виды налогового кредита и условия их предоставления государством?
8.Охарактеризуйте механизм осуществления политики ускоренной амортизации. Каковы достоинства и недостатки данной разновидности стимулирующей фискальной политики?
9.В чем заключаются проблемы ошибок прогнозирования и временных лагов при проведении дискреционной фискальной политики?
10. Какие политические проблемы заложены в механизме реализации дискреционной фискальной политики?
11. Какова роль встроенных стабилизаторов экономики? В чем состоят преимущества их присутствия в экономической системе?
12. Каков механизм действия в качестве встроенного стабилизатора:
а) налоговой системы;
б) системы государственных трансфертных платежей;
в) системы государственных закупок сельскохозяйственной продукции?
13. Какие факторы ограничивают возможности опоры фискальной политики государства исключительно на встроенные стабилизаторы и требуют использования в ней также дискреционных регуляторов?
14. В чем состоит отличие представлений кейнсианской теории и теории экономики предложения о последствиях снижения уровня налогообложения?
15. Какие аргументы сторонников экономики предложения приводятся в пользу снижения уровня налогообложения? До какого порога следует снижать налоговые ставки?
16. Какие налоги рекомендует в первую очередь сокращать теория экономики предложения? Какие социальные группы населения целесообразно, по мнению ее представителей, в большей степени освобождать от налогообложения?
17. В каких случаях возникает дефицит бюджета?
18. Какие инструменты покрытия дефицита бюджета вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них. Перечислите положительные и отрицательные последствия применения данных инструментов.