Субъекты национальной экономической политики
Кто же занимается практической реализацией экономической политики? Наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос дают экономисты ордолиберальной школы. В рамках их подхода принято обозначать несколько субъектов экономической политики. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.
В характере действий, в возможностях данных субъектов проявляются различия. Государство наделено экономической и политической властью. Союзы, объединения могут опираться лишь на свою экономическую силу. Политической власти у них нет, однако они умеют активно влиять на нее через систему средств массовой информации (СМИ) и институт лоббизма.
Государство как субъект экономической политики. Государству дана власть именно для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в определенных целях.
Совокупность функций государства распределена между его структурами. На уровне парламента происходят обсуждение и принципиальное одобрение главных направлении экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть — правительство. Оно в свою очередь передает права (и целевые установки) но реализации политики нижестоящим институциональным органам.
Характер разделения функций зависит от типа организационно- политической структуры самого государства. Оно, как известно, может иметь как федеральное, так и централизованное послание. В первом случае в качестве примера можно назвать Германию. Швейцарию, Россию, но втором Францию. В Федерации принято различать три вида субъектов экономической политики: федеральный, региональный и местный.
В условиях западной правовой системы существуют еще некоторые, близкие к государству структуры, которые также выступают субъектами экономической политики. К ним относятся институты, обладающие общественно-правовым статусом. Самостоятельными учреждениями (как частные фирмы) они не являются. В то же время они не входят составной частью в государственный управленческий аппарат. Им передаются определенные задачи управления, изъятые из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованиию, фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таким ведомством является агентство по развитию общественного транспорта.
Подобные институциональные организации занимают среднее, промежуточное положение и экономике (между государством и частным сектором). Они созданы в связи с тем, что частная экономика настроена обычно против чрезмерно прямой и активной регулирующей роли государства. Данная форма - компромиссный организационный вариант. В практике регулирования он играет относительно скромную роль.
В России институтов такого правового уровня пока нет. Возможно, на более высоком этапе рыночного регулирования отечественная система придет к аналогичному варианту структуры.
Институты надгосударственного характера. Среди субъектов экономической политики имеют место институты надгосударственного характера. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример - деятельность Евросоюза, Евразийского союза.
Негосударственные субъекты экономической политики. К ним относятся различные объединения, выражающие интересы некоторых слоев и групп: профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. В части проведения в жизнь социальных аспектов экономической политики определенную роль играют также религиозные и культурные организацни.
Роль союзов предпринимателей в реализации экономической политики почти столь же велика, как и государственного звена. Основа этой роли возможность реализации группового давления, нажима. Безусловно, направленность интересов частных групп может явно не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества. Не случайно поэтому между союзами и государством нередко возникает открытая борьба за проявление своих возможностей власти.
В этой борьбе государство не всегда находится в привилегированном положении. Союзы предпринимателей (частично профсоюзы) имеют определенные преимущества благодаря своим умелым действиям в области рекламы, общественных связей. Они оказывают влияние на систему выборов. Порой прямо влияют на членов парламента, а иногда сами стремятся к представительству в этом органе государственной власти. Тем самым создается возможность воздействия на ход экономической политики «изнутри». В рамках парламента деловые союзы стремятся обычно афишировать свои подходы в качестве высшей формы проявления интересов всего народного хозяйства. Это не что иное как политический метод реализации частных экономических планов.
Принято поэтому считать, что государству следует постоянно учитывать всю совокупность групповых интересов в обществе
Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, следует назвать также группы и институты, которые могут оказывать косвенное влияние на принятие решений но экономической политике. Речь идет о политических организациях, партиях, СМИ, влиятельных личностях в экономике, ученых и политиках, об экспертных советах и общественном мнении. Степень влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, ее структуры, стабильности, обстановки в стране (таблица 2.4.).
Таблица 2.4.
Субъекты экономической политики
Субъекты экономической политики | Институты |
Государство | Институты государства |
Ø Законодательные Ø Исполнительные Ø Судебные | Ø Федеральные (министерство финансов, цетробанк) Ø Региональные Ø Местные |
Негосударственные субъекты | Субъекты имеющие различное влияние |
Прямое | Косвенное |
Ø Профсоюзы Ø Союзы предпринимателей | Ø Политические партии, общественные движения Ø Институт лоббизма Ø СМИ Ø Влиятельные личности Ø Общественное мнение |
Надгосударственные субъекты | Ø Интеграционные институты (ЕС, ЕАЭС) Ø Межгосударственные советы, система регулярных переговоров (встречи стран большой двадцатки, встречи глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества) |
Итак, сложившийся опыт экономической политики в развитых странах показывает: понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном. Однако следует понимать, что государство в этой роли выступает дирижером достаточно большого оркестра. Успех действий по макроэкономическому регулированию не в тоталитарной власти государства а в его возможности рационально соорганизовать совместные действия всех участников проводимой политики. Без кооперации с ними государство будет выступать в роли дирижера без оркестра.
Специфика субъектов в российской экономике. В условиях России понятие «субъект экономической политики» преимущественно тяготеет к категории «государство». Соответственно в общественном сознании традиционно крепки надежды на роль правительства в решении большинства проблем экономики.
Российская общественно-экономическая система не обладает пока должной степенью структурного многообразия. Например, в стране появились зачатки независимо действующих профессиональных союзов Однако их роль в экономической политике (в частности, в принятии решений об уровне заработной платы в вузах, научных учреждениях, сфере пенсионного обеспечения) пока чрезмерно скромна. Союзы предпринимателей (организованные но отраслевому принципу) практически еще не сформировались. Наиболее активно действующими субъектами являются сегодня такие государственные институты, как Министерство финансов, Министерство экономического развития, Банк России.
Специфической особенностью российской экономической ситуации является то, что все большую роль начинают играть политические группы влияния. Объектом активной политической борьбы стали СМИ. Но они реализуются пока не столько в качестве самостоятельных институтов, сколько выступают инструментом влияния на общество со стороны финансовых магнатов или правительственных кругов (таблица 2.5.).
Таблица 2.5.
Субъекты экономической политики России
Субъекты | Специфика реализации роли субъектов | |
Государство | Правительство: - Министерство финансов; - Министерство экономического развития | Ø Высокая степень лоббизма (наличие групп политического и экономического влияния на членов правительства и делегатов парламента) Ø Наличие широкой практики коррупции |
Центральный банк | Существует определенная степень зависимости Центрального банка от правительства. Проблема утечки инсайдерской информации. | |
Негосударственные | Профсоюзы | Институт профсоюзов начал укрепляться лишь во втором десятилетии экономической реформы |
Союзы предпринимателей | Институт отраслевых союзов предпринимателей пока находится в начальной фазе развития | |
СМИ | Более высока, чем в западных странах, степень «управляемости» общественным сознанием через систему СМИ. Именно поэтому элита российского бизнеса с первых лет реформ постаралась взять под свой контроль этот институт. В современных условия всю большую роль стал играть интернет. Именно поэтому государство начиная с 2010 – х годов стало активно внедрять регулирующие и контрольные меры в интернет пространстве (обязательная регистрация при выходе в интернет, хранение данных (закон Яровой). | |
Политические партии | На начальном этапе реформы образовалось чрезмерно большое количество мелких партий (особенно в 1990 –е г.г.), что было обусловлено в значительной степени большим количеством регионов, краев, территорий и недостаточной политической зрелостью общества. Обилие партий снижает эффект от их воздействия на курс экономической политики правительства. Сегодня количество партий сократилось, но классический вариант двухпартийной системы пока не сложился. Наблюдает монополизация политического пространства одной партией. | |
Влиятельные личности | Ø В 1990-х годах проявилось значительное влияние олигархов на президента – по линии принимаемых им экономических решений. В последующий период направление их воздействия переместилось на депутатов парламента. Ø В настоящее время огромное влияние на экономический курс оказывает личность президента. |
В теории экономической политики (ордолиберального направлении) принято также анализировать ту совокупность этапов, на протяжении которых осуществляется макроэкономическое регулирование. Эти этапы принято называть фазами принимаемых государством мер. Рассмотрим эту классификацию.
Фаза диагноза представляет собой тот этап, на котором правительство определяет конкретный целевой блок для своей экономической политики. Характер выбора проблемы во многом зависит от фазы политического цикла. Сложилось правило: «приятно воспринимаемые» избирателями цели следует выдвигать, ориентируясь на конец избирательною срока. На это хорошо реагируют выборщики, поскольку складывается впечатление, что представители данной партии выполняют обещанное. Цели же непопулярные (но необходимые), желательно реализовывать сразу после избирательном кампании.
Фаза прогноза — этан подготовки концепции. В это время происходят оценка возможной экономической ситуации и степень влияния внешних факторов (например, со стороны мировой экономики). Характерными чертами этого этапа является интенсивная проработка проблемы силами экспертов, референтов министерств, рабочих групп. Проводятся активные встречи и переговоры. Фаза длится относительно долго. В итоге работы создаются «рабочие варианты», «проекты решений».
Фаза принятия решений. На этом этане документ согласовывается на «внутриминистерском уровне». Обсуждаются возможные альтернативные мнения общественное, критические нападки со стороны конкурирующих партий. Это побуждает заготавливать подбор альтернативных вариантов. В итоге материалы программы публикуются.
Фаза реализации программы реальное осуществление намеченных мер правительства. Этот период связан со значительными финансовыми затратами. Реализуемые меры могут отчасти изменяться (например, за счет воздействия внешних факторов), корректироваться из-за перемен в раскладе сил (например, из-за отставки правительства). Реализация может нарушиться и просто вследствие недостаточной целевой ориентации программы. В этом случае предпринимается ревизия как целевых намерений правительства, так и используемых инструментов.
Анализ практики показывает, на коррекцию сбоев государства нацелены определенные общественные институты (демократизация общества, способствующая большей его прозрачности, непредвзятая работа СМИ, меры самого аппарата государства, направленные на самосовершенствование). Но дополнительным инструментам коррекции сбоев государства становится сама рыночная система.
Заметным это явление стало в последние несколько десятилетий, на этапе разворачивающейся либерализации. Динамика институционального развития современных рыночных форм стала заметно обгонять структурные перестройки в государственном аппарате.
Процесс воздействия рыночной системы на государство (в ходе которого отчасти минимизируются его недостатки) — сложный, многоаспектный феномен. Для выяснения составных элементов данного процесса разумно произвести анализ, вычленив отдельные структурные элементы. Наиболее логично в общем процессе воздействии выделить влияние ряда структур. Понятие «рыночная система», как известно, составляют две категории «рынок» и «фирма». Такая градация позволяет раскрыть влияние рыночной системы на государство (и, следовательно, на макропроцессы) более дифференцированно и полно.
В первом случае речь «дет о спонтанном давлении на государство рыночного института как некой субстанции. Во втором случае имеется в виду воздействие со стороны иерархически организованных фирм. В обобщенном понимании участие в коррекции сбоев государства принимает вся рыночная среда.
Оказывая влияние на институт государства (в том числе минимизируя его сбои), рыночная среда тем самым участвует в макроэкономическом регулировании. Это осуществляется как непосредственно (за счет изменения в распределении функции между государством и рынком), так и опосредствованно через влияние на экономическую политику государства.
Влияние рынка на государство осуществляется во двум направлениям:
- но линии минимизации рынком своих сбоев;
- во линии коррекции сбоев государства.
Рассмотрим детали этих процессов. Стремительность развития частного бизнеса в последние десятилетия (т.е. на фазе глобализации) привела к тому, что этот сектор приобрел колоссальные финансовые активы. Для сравнения: большинство развитых государств за этот же этап приобрело «болезнь хронического бюджетного дефицита».
Аккумуляция финансовых ресурсов, нахождение обходных возможностей для решения проблемы неконкурентности при потреблении общественных благ — все это привело к тому, что в руки частного бизнеса стала постепенно переходить все большая часть производства общественных (коллективных) благ.
Обратимся к характеристике еще одного сбоя рыночной системы. Он состоит в допуске рынком феномена асимметрии информации (неравенства в обладании информацией у субъектов рынка, т.е. недостаточной его прозрачности).
В определенной степени данный недостаток рыночного механизма стал минимизироваться прежде всего за счет быстрого развития как технологии обслуживания коммерческих процессов (компьютерные сети дали возможность проводить операции в границах разных континентов в режиме реального времени). Позитивным элементом можно назвать процесс развития международного финансового рынка, который по своим качественным параметрам стал представлять образец наиболее совершенного рынка. В частности, именно потому, что степень прозрачности на нем очень высока, уровень асимметрии информации стал заметно снижаться.
Дай краткую характеристику роли рынка и самокоррекции своих сбоев, обратимся теперь к проблеме участия рынка в минимизации сбоев государства. Наиболее заметная форма данного процесса — создание стимулов, побуждающих государство к рыночной адаптации.
Развернувшаяся между рыночным хозяйством и государством определенная конкуренция ведет к тому, что в выигрыше оказывается частная экономика (по качеству, быстроте создании благ и адресного предоставлении их потребителю). Это стало основой того, что в последие десятилетии у государства появляется больше смежных, порой квазирыночных признаков. Вполне естественно, что некоторые из них имеют вполне легитимный и достойный вид, в то время как другие напоминают явлении теневой экономики.
Рассмотрим сначала легитимные формы адаптации государством рыночных элементов. Речь идет о таком явлении, как привнесение рыночных элементов в стратегические направления экономической политики.
Новые, более напряженные условия международной конкуренции побудили национальные государственные институты активнее использовать рыночные способы во внешнеэкономической сфере.
Глобализация привела к заметному обострении международной конкуренции в сфере обладания и использовании производственных факторов. По мере экономического развития всех стран, выхода на мировые рынки двух экспортных «колоссов» Китая и Индии вопрос о ресурсах становится все острее. Современные государства (в частности, западные) нуждаются и притоке, но сути, всех видов производственных факторов: капитала, сырья, дешевой рабочей силы, высокообразованных специалистов. Частично такай потребность вызвана тем, что экономики большинства стран стали открытыми. В результате резко повысилась свобода в пространственном перемещении указанных факторов. Например, в Германию ежегодно направляется большой поток рабочей силы из разных стран (в основном из развивающихся). Строительство, услуги - наиболее активные сферы использования этого трудового фактора. Однако в то же время страну стали покидать немецкие специалисты, которые находит за рубежом более высокооплачиваемые рабочие места. Так, в 1992 г. страну покинули 87 тыс. квалифицированных работников, в 1996 г. - 118 тыс., в 2005 г.— 145 тыс. Специалисты уезжают в страны с более либеральными условиями экономики.
Импульсом для экономического развития западных стран является и приток капитала из-за рубежа. Этот ресурс способен быть интегрирован в экономику страны или стать объектом торгов на финансовом рынке. В последнем случае капитал не создает новые материальные ценности, но спекулятивные операции позволяют государству получать налоговые доходы.
Соперничество стран но поводу производственных факторов породило такое понятие, как конкуренция экономических пространств (location competition). В связи с тем, что активнейшую роль в этом соперничестве принимает комплекс регулирующих мер государства, возникло еще одно явление конкуренция государственных машин. Последнее представляет собой соперничество стран по поводу создания более привлекательных (по сравнению с другими странами) условий для иностранных фирм. К этим условиям относится техническая и правовая инфраструктура, задача создании которой ложится на плечи принимающего государства. Чтобы достичь успеха, правительства должны разрабатывать и реализовывать более аффективные инструменты но управлению экономикой.
Таким образом, речь идет о формировании института конкуренции между курсами экономической политики разных стран. В ходе данного процесса выявляется, какое правительство способно проводить более эффективную экономическую политику. Итак, во всеобщий процесс глобального соперничества включаются национальные правительства, стремящиеся своими инструментами обеспечить максимальный шанс национальной экономике.
Конкурентная среда стала включать в свой состав не только фирмы, но и сами государства, точнее говоря, те методы и направления, которые используют государства в качестве экономической политики. Возник, по сути, новый феномен эпохи глобализации.
Наиболее ярко это соперничество проявляется в сфере использования инструментов экономической политики. Прежде всею речь идет о финансовой (фискальной) и монетарной политике. Как отмечают эксперты, наиболее заметно подключилась к сфере международной конкуренции налоговая политика. Возникло понятие «налоговая конкуренция».
Новые функции налоговой политики проявляются в том, что правительства начали постепенно смещать в ней акценты. Меры но использованию данною инструмента для решения бюджетных, конъюнктурных, социальных задач трансформируются в пользу мер но поддержке национальною производственного комплекса. Эта стратегия просматривается в общей тенденции к снижению уровни налоговой ставки по корпорационному налогу.
В целом же международная конкуренция в области налогов охватывает следующие составляющие: виды налогов, используемые ставки, типы прогрессий, эластичность обложения, характер разделения налоговых поступлений между центральным правительством и местными органами власти, налоговый менталитет в стране.
Итак, соперничая в области налогов, формируя более привлекательные условия для внешних инвесторов, национальные правительства создают новую форму рынка - международный рынок услуг для зарубежных инвесторов,представляющий собой институт, в рамках которого предложение услуг осуществляют правительственные инстанции. Спрос на предлагаемое благо создается теми фирмами, которые ищут экономические территории для осуществления своих инвестиционных проектов.
Инвесторов интересует широкий спектр факторов:
- особенности и качественные характеристики национального законодательства;
- надежность политическою климата;
- степень бюрократизации;
- качество наличных трудовых ресурсов;
- степень развития технической н социальной инфраструктуры,
- состояние криминальной ситуации.
На новом международном рынке государственных услуг правительства реализуют (в качестве товара) благоприятные рамочные условия, а в качестве платежа получают инвестиции, необходимые для развития регионов и отраслей, а также дополнительный источник налоговых поступлений в свой национальный бюджет. Фирмы, осуществляющие инвестиции, покупают не только сам инвестиционный проект, но и услуги государственного аппарата той страны, где будет проводиться само инвестирование.
Рассмотрим теперь более подробно отдельные элементы реализуемых государством благ (по линии создания благоприятных рамочных условий для инвесторов):
1. Гарантии прав собственности. Важность этого условия для нормального функционирования экономики особенно ярко подчеркивается в работах неоинституционалистов. В отличие от данного подхода позиция неоклассиков сводится к тому, что система прав собственности изначально предполагается совершенной. Между тем практика показывает, что в спектре оцениваемых при зарубежных инвестициях рисков шанс возможной конфискации в условиях сложного политического климата оценивается достаточно высоко. Величина риска, связанного с возможной потерей собственности, существенно влияет на инвестиционный рейтинг любой страны.
2. Состояние налогового законодательства страны. Налоги, уплачиваемые фирмой государству за свою хозяйственную деятельность на ее территории, являются одним из главных определяющих факторов при выборе фирм относительно осуществления или отказа от инвестиционных проектов на территории рассматриваемой страны. Уплачиваемые налоги существенно влияют на значение приведенной стоимости инвестиционного проекта. Последний показатель является наиболее распространенным среди фирм критерием выгодности производимых инвестиций.
3. Политика поддержания конкуренции. Качество антимонопольного законодательства и условия его практического воплощения во многом определяют состояние национальных рынков благ. Четко исполняемое монопольное законодательство не только способствует рыночной конкуренции, но и снижает барьеры входа на национальный рынок для иностранных производителей. А это в свою очередь делает более низкими издержки фирмы при осуществлении экономической деятельности на национальном рынке. Итогом становится более высокая приведенная стоимость инвестиционных проектов в экономике рассматриваемой страны.
4. Политика по предотвращению возможных сбоев рыночной системы в национальной экономике. К числу последних обстоятельств можно отнести:
■ уменьшение асимметрии в рыночной информации, что позитивно влияет на эффективность работы институтов рынка;
■ сокращение негативных последствий при неблагоприятных внешних эффектах.
Таким образом, государственным институтам выгодно создавать благоприятный инвестиционный климат для фирм в целях привлечения их экономической деятельности в свою страну. Так как это выгодно каждой стране, образуется взаимодействие различных государств, которое регулируется чисто рыночным институтом конкуренции на рынке услуг. Производимая государственными институтами услуга в данном контексте — это набор регулирующих норм и степень их практической реализации.
Рассмотрев легитимную форму рыночных отношений, которая создается в рамках института государства, обратимся теперь к случаям нелегитимной деятельности государственных служащих (бюрократов) Речь идет о так называемом рынке бюрократических услуг.
Как уже отмечалось, подталкиваемые внутренними, рыночно ориентированными стимулами к обогащению, бюрократы на личной (иногда на групповой) основе стремятся найти возможность к новым (неучтенным, теневым) доходам. В данной модели исходным шагом является создание для бизнеса таких условий следования регулирующим нормам, которые заведомо им были бы неудобны. Например, бюрократ может использовать свое право по сбору нормативной документации у бизнеса таким образом, чтобы создать некий квазирынок. С этой целью формируются условия, при которых заполнение и сдача требуемых документов превращаются для предпринимателя в немалую обузу (но времени, средствам и нервной нагрузке).
В качестве «альтернативы» чиновники определенной конторы обращаются к посетителям - бизнесменам с предложением оказать платную услугу по «решению» возникающих проблем. Предложение осуществляется, как правило, теневым образом. Бизнес с охотой идет на данное предложение, поскольку это значительно снижает его трансакционные издержки.
В итоге формируется новый незарегистрированный рынок. В теоретическом ключе это явление можно обозначить как организованный бюрократами рынок коррупционных услуг. Чтобы расширить возможности последнего, регулирующие нормы нередко составляются бюрократами коллективно, а главное, целенаправленно. Основная задача при этом создать дополнительные сложности для процесса выполнения нормативных положений.
Метод создания торговых услуг охватывает не только область взаимоотношений с бизнесом. В связи с тем, что мир вступил в информационную эпоху, существенно повысилась значимость быстро и достоверно подаваемой информации. Совершенно очевидно, что в рамках института государства накапливается огромное множество сведений, представляющих интерес для различных слоев общества. Это естественно, поскольку государство - управляющее звено в обществе.
У социального слоя бюрократов появился соблазн — превратить факт обладания информацией в возможность расширения рыночных сделок. Отчасти такое начинание может быть организовано самими ведомствами на легальной основе (например, сборники обезличенной статистической информации), но другая часть сделок принимает нелегальный характер. Подоплека теневого варианта заключена в том, что далеко не все сведения, находящиеся в руках правительственных органов, могут становиться достоянием гласности. Располагая такой информацией, госслужащие понимают, что продажа информации заинтересованной стороне в случае ее обнаружении правоохранительными opгaнами повлечет жестокое наказание злоумышленников. Однако многое зависит от соотношения размера оплаты с уровнем риска. Примером «информационных товаров» с высоком долей риска являются сведения о налоговых поступлениях.
Согласно выводам западных экспертов, прибыль, получаемую на нелегальном рынке бюрократических услуг, следует называть статусной рентой.
Завершая вопрос об усилении рыночных черт современного государства, обозначим этот процесс в обобщенной, структурированной форме (таблица 2.6.).
Таблица 2.6.
Рынок: воздействие на государство и его экономическую активность
Направление воздействия | Характеристика |
Минимизация рынком своих сбоев | - Тенденция рынка к процессу создания общественных (коллективных) благ; - Снижение асимметрии информации та счет достижения рынком более совершенных форм в своем развитии Повышение прозрачности рынка (международный финансовый рынок) |
Ограничение сбоев государств | Активизация стимулов у государства к овладению рыночными методами деятельности |
Легитимные формы | - Конкуренция «государственных машин» (налоговая конкуренция); - Международный рынок государственных услуг для зарубежных инвесторов. |
Нелегитимная | Рынок коррупционных услуг |
Фирма как экономический субъект имеет свои характеристики. Прежде всего это иерархическая организация, существующая на основе четко проводимой стратегической линии. Как и вся рыночная среда фирма также оказывает воздействие на макроэкономические процессы. Однако проявляется это в своих, специфических формах. Последние можно систематизировать в две группы, прямые и косвенные методы Прямое влияние на экономическую политику фирмы, бизнес структуры оказывают в первую очередь установлением кооперационных, партнерских отношений с государственными структурами. Данный вариант, будучи легитимным, оправданным со всех точек зрения, получил заметное развитие в последние десятилетия.
В философском смысле практика партнерских отношений минимизирует отношении антагонизма между двумя институтами экономики (особенно ярко проявляющегося в антимонопольном законодательстве) Как отмечает известный американский экономист Дж. Даннинг, на современной стадии развития экономики на смену «капитализму иерархическому» пришел «капитализм альянсов».
Необходимость дать четкое определение партнерству наталкивается на методологическую сложность. Калейдоскопичность общей картины отношений партнерства, разные формы сотрудничества в различных странах — крайне осложняют их определение как экономической категории. Партнерство представляет собой систему формализованной кооперации частных и государственных структур, созданную для достижения определенных экономических и социальных целей. Она может опираться на законодательную базу, но может представлять собой неформальную договоренность о совместной деятельности.
Модель сотрудничества двух секторов получила обозначение в российской литературе как «государственно-частное партнерство» (ГЧП), в англоязычных же странах обозначается термином public- private partnership.
Каковы причины, побудившие к созданию партнерских отношений между бизнесом и государством?
Жизнь показала, что рыночная система и государство как два института, производивших различные блат, допускают определенные сбои в своей деятельности. Практика свидетельствует, что зачастую эффективнее функционируют промежуточные организационно-структурные модели. В них комбинируются элементы разных форм собственности, институтов и инструментов хозяйственной деятельности. Отношения партнерства, но сути, способствуют минимизации «сбоев» как рынка, так и государства.
Институт партнерства развивается методом передачи частному бизнесу ряда функциональных служб, которыми прежде традиционно занималось государство. В итоге изменяется разделение труда между частным сектором и государством. Бизнес берет в свои руки оперативный процесс создания ряда общественных благ. Он начинает предоставлять услуга обществу «вместо государства». Последнее же выступает в роли инициатора, организатора, финансиста и контролера. Кроме того, внимание сосредоточивается на решении таких общенациональных проблем, как сбор и изучение информации, разработка программ стратегического характера.
Изменяется и характер обоих институтов. Традиционная иерархическая модель государства уже плохо подходит к условиям быстро меняющегося времени. Формы общественной жизни стремительно трансформируются. Мобильным и более разнородным становится население. Возникают новые, нетрадиционные проблемы. Подходы к их решению более индивидуализируются. Общие на все времена методы часто уже не работают. Все это побуждает к переменам в структуре государства, что позволяет оперативную деятельность правительства реализовать с опорой на разветвленную сеть партнерств.
Партнерские проекты обычно рассчитаны на длительные сроки Это обеспечивает бизнесу долговременную стабильность, позитивные условия для получения прибылей. Государство оставляет за собой функцию контроля за реализацией проекта, а также право «вето».
В каких сферах развивается партнерство? Центральные органы в большей мере концентрируются на сборе и изучении информации, на разработке программ стратегического характера. Партнерским структурам передаются функции по выявлению и решению конкретных проблем данной экономической сферы.
В настоящее время происходит сокращение совместной деятельности в таких сферах, как транспорт, водо- и энергоснабжение, добывающие отрасли, жилищно-коммунальное хозяйство, научные исследования, военные заказы. Вместо этого усиливается партнерство в отраслях социальной инфраструктуры (сфера образования, культуры, решении проблем занятости, улучшения экологии. повышения качества жизни). В сферу совместных интересов входит борьба против асоциальных явлений — преступности, наркомании, терроризма.
Партнерство реализуется в нескольких формах. Наиболее активно используются:
- договоры типа «франчайз»;
- арендные соглашения;
- концессии различных видов.
Одно из направлений партнерства контракты ни управлению и эксплуатации тех или иных видов общественной собственности. В соответствии с ними частному партнеру передаются на определенных условиях инфраструктурные объекты: школы, больницы, тюремные заведения, транспортные предприятия и т.п.
Надо отметить резко выраженные страновые различия в степени распространения кооперационных связей. Наиболее интенсивно они утверждаются в группе англо-саксонских стран - США, Англии, Австралии, Канаде. Сравнительно более ограничена сфера действия партнерств в большинстве стран континентальной Европы, что связано с традиционно сильными позициями государства в европейских странах и сравнительно слабой вовлеченностью в экономические и социаль