Класс, нация и религиозная общность как субъекты политики. Иерархия субъектов политики и их типология.

Политические отношения складываются как отношения между отдель­ными субъектами политики, т. е. между социальными субъектами, которое непосредственно участвуют в политической жизни общества, и, в определенной степени, влияют на политику.

Субъекты политики характеризуются следующими специфическими чертами:

1. Способностью действовать свободно и самостоятельно. Это означа­ет, что социальный субъект осознанно защищает свои интересы и всей деятельностью стремится к достижению цели, выбирая необходимые средства для ее достижения.

2. Способностью к самоорганизации, умением определить цели незада­чи, развития, концентрировать все свои усилия (действия) на дости­жении главных из них с учетом конкретных исторических условий.

3. Способностью воздействовать на общественные интересы, умением вызывать существенные изменения в политических отношениях путем организации действий и руководства ими для реализации своих по­требностей и интересов.

Субъектом политики является тот социальный субъект, который способен относительно., самостоятельно участвовать в политике; ока­зывать влияние на положение других и вызывать существенные изме­нения в политических отношениях в соответствии со своими интереса­ми. Действия социальных субъектов непосредственно или опосредо­ванно связаны с функционированием власти. Они оказывают на власть определяющее или косвенное воздействие. Поэтому важно всегда чет­ко определять роль и значение данного субъекта в политике, которые зависят от его типа.

Наиболее крупными носителями политической власти выступают клас­сы. Являясь основным и конечным субъектом политики, классы вступают в сферу политической борьбы и отличаются от других социальных групп наибольшей организованностью и высоким уровнем самостоятельности. Классическое определение классов было дано Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их мес­ту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в зако­нах) к средствам производства, по их роли в общественной организации груда, а, следовательно, по способу получения и размерам той доли общест­венного богатства, которой они располагают». Эго определение показывает, что место, роль, а, следовательно, и цели классов в обществе различные. Основным классобразующим признаком является отношение к средствам производства, что определяет экономиче­ские и соответственно политические интересы классов, поскольку именно собственность составляет основу борьбы за власть.

В западной политологии тради­ционным стало деление современного общества на следующие классы:

• высший класс — люди, владеющие собственностью или осуществляю­щие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т. д.),

• средний класс — служащие и профессионалы, т. е. работники высшей квалификации, так называемые «белые воротнички»;

• рабочий класс — люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом («синие воротнички»);

• крестьяне — люди, занятые преимущественно сельскохозяйственным трудом.

Главным носителем политической власти естественно будет господ­ствующий класс. Но, вполне понятно, что класс может быть субъектом политики, а вот носитслсм политической власти лишь та его часть, которая составляет авангард этого класса, т. е его элиту. Господствующее положение определяется ведущей ролью этого класса в экономической, политической и др. сферах жизнедеятельности общества.

Носителем политической власти в обществе могут выступать и социаль­ные группы. Многообразие этих групп в каждом конкретном обществе не позволяет рассмотреть их все. Поэтому назовем лишь основные: социаль­но-демографические, имеющие половозрастные отличия; этнические, раз­личающиеся по культурным, языковым, национальным признакам; внут­риклассовые, отличающиеся по уровню квалификации и характеру труда, профессиональные группы; территориальные общности; религиозные социальные группы и т. д. Их роль в политической жизни общества невелика. И хотя они могут обладать реальной политической властью, но сами по себе они не являются основными субъектами политики. Как носитель политической власти в обществе эти группы выступают лишь при вхождении их в состав правящих кругов, политических партий или боль­ших социальных групп.

Носителем политической власти в обществе могут выступать нации и народности. Нация — это исторически устойчивая общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономической жиз­ни, языка, нравов, обычаев, традиций, культуры, психологии. Нации и народности неоднородны по своему составу и вполне понятно, что нация может быть субъектом политики, а вот носителем политической власти будет лишь та ее часть, которая занимает господствующее положение в обществе.

Классифицируя субъекты политики по типам, их традиционно подразделяют на первичные и вторичные.

· Первичные — это большие и малые социальные группы, представляющие собой организационные целостности, объединенные общностью интересов и целей и определяющие сущность властных отношений в обществе (классы, социальные слои, нации, религиозно­этнические общности, маргинальные группы и т. д.).

o основные (основ­ные классы данной формации). Те социальные субъекты, которые определяют основное экономическое противоречие в обще­стве и оказывают существенное влияние на власть.

o неосновные (остальные социальные группы). Неосновные субъек­ты политики — это все остальные социальные группы, которые усили­вают или ослабляют действия основных субъектов, но существенного влияния на политику не оказывают.

· Вторичные: такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

o посреднические — различные организации и институты, действующие в масштабах всего общества, а также те общественно-политические движения, которые имеют массовый и нелокальный характер на государственные органы (пропагандисткие инстиутыт, политические партии, церковь и т.д.). Они выполняют своеобразную функцию связи между различными социальными группами, помогают личности осознать ее социальную принадлежность и выяснить отношения с другими социальными субъектами, способствуют в определенной степени интегра­ции общества.

o Непосредственные субъекты политики представляют собой микроструктуры общества: малые социальные группы, звенья и ячейки обще­ственных организаций и институтов, отдельные личности, которые являются непосредственными участниками политических событий и исполнителями конкретных политических действий. Именно они, используют различные средства, непосредственно влияют на политические про­цессы в обществе. Воздействуя через них на политику, большие социальные группы осуществляют борьбу за власть в государстве и за способ ее функционирования.

Классификация:

1. По количественному признаку:

o единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.)

o групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

2. По правовому признаку:

o физические (граждане, политические лидеры)

o юридические лица (общественно-политические организации);

3. По направлениям политики ее носителей:

o субъекты внутренней политики (граждане, руководители, партии)

o внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

4. Осознанность участие в политике:

o бессознательные участники политического процесса (это люди, разочарованные в политике, и люди, не понимающие политику);

o полусознательные участники политического процесса (это люди, знающие свое место и назначение, но за рамки свои не выходят);

o активные сознательные участники политического процесса (это люди, использующие для своих целей институциональные механизмы; в нормальном обществе их около 10%).

5. По признаку:

o социальный (индивиды и социальные слои);

o институциональный (государство, партии, массовые общественные организации, СМИ и церковь).


Наши рекомендации