Во второй половине XIX в. и его источники
В пореформенный период сохранилась система права, сложившаяся еще в первой половине XIX в. в результате кодификации, проведенной под руководством М.М.Сперанского. Основными источниками права являлись Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. Однако развитие буржуазных отношений в экономике и реформы 60-80-х гг. вызвали необходимость внесения существенных новелл в законодательство. Этим и было обусловлено издание второго, а затем и третьего исправленных изданий ПСЗ. Свод законов был дополнен XVI томом, в который вошли судебные уставы 1864 г. Готовились проекты новых уложений и уставов. Некоторые из них были утверждены и включены в исправленные издания ПСЗ, но другие так и остались проектами.
С 1863 г. под контролем Сената стало издаваться Собрание узаконений и распоряжений правительства (в него входили постановления министров, сенатская практика, уставы акционерных и кредитных обществ). В 1870-1890-х гг. отмечается тенденция к стремлению авторов правовых актов регламентировать до мельчайших подробностей все сферы жизни общества, что является достаточно характерной чертой полицейского государства. Ни в одной стране мира в то время не было такого обилия законов, как в России, впрочем, и о законности тогда тоже вряд ли приходилось говорить.
Толкование законов и решение юридических коллизий находилось в ведении Сената. Его разъяснения для юридической практики стали обязательными. Отдельные постановления Сената, утвержденные императором, приобретали статус законов.
Наряду с нормативными актами в качестве источников права использовалось и обычное право, особенно в практике волостных судов (при решении дел о разделах имущества крестьянских дворов) и коммерческих судов (при разрешении споров в области торгово-промышленной деятельности). Применение обычая в случаях, не урегулированных правом, стало правилом, однако оно не должно было противоречить законодательству. По делам, рассматривавшимся в церковных судах (епархиальных консисториях), - бракоразводным и некоторым другим – источником являлось каноническое (церковное) право.
Хотя общероссийское право считалось действовавшим на всей территории империи, наряду с ним в некоторых инонациональных регионах практически применялись в определенных пределах и свои правовые системы. Это относилось к обладавшей автономией Финляндии, а также к Прибалтийским губерниям (где часто применялось немецкое право), Закавказью. В Средней Азии, на Северном Кавказе помимо местного обычного права – адатов, в качестве источника права при решении конфликтов среди коренного населения использовался шариат (мусульманское право).
Несмотря на сохранение дореформенной правовой системы, пробивали себе дорогу буржуазные принципы права, в том числе такой, как принцип равенства (подданных) перед законом. В историко-правовой литературе он справедливо трактуется как важнейший принцип буржуазного права, поскольку он направлен против сословных и иных привилегий и ограничений прав человека, характерных для феодализма. Принцип равенства перед законом представляет собой одно из важнейших достижений человеческой цивилизации.
Использование другого принципа буржуазного права - свободы договора предоставляло широкие возможности промышленникам (владельцам фабрик, заводов, шахт и т.д.) для установления кабальных условий найма рабочей силы. Продолжительность рабочего времени доходила до 12-14 часов, предусматривалась обязанность работников покупать продукты в заводских лавках в счет зарплаты по завышенным ценам и т.д. Не ограничены были и штрафы за нарушения трудовой и технологической дисциплины. В тоже время договоры обычно не содержали каких-либо обязательств хозяев предприятий по обеспечению рабочих, потерявших работоспособность (а также семей рабочих, потерявших кормильцев) по причинам, связанным с работой, например, из-за отсутствия мер по охране безопасности труда. Отсутствовало и пенсионное законодательство в отношении рабочих частных предприятий (пенсии предусматривались только для чиновников государственного аппарата, военнослужащих, полиции и жандармерии).
Однако рост рабочего движения способствовал принятию ряда законодательных актов, регулирующих вопросы труда и заработной платы. Эти акты сформировали такую специальную отрасль права Российской империи, как фабричное право, которое в дальнейшем трансформировалось в трудовое право. Была ограничена ночная работа женщин и детей (1882 г.), а затем и всех рабочих. Заработная плата стала выплачиваться раз в две недели. Изданный в 1886 г. закон о штрафах ограничил его размером не более 1/3 зарплаты в месяц, с тем, чтобы суммы штрафов шли на улучшение условий труда. На рубеже XIX-XX вв. была законодательно нормирована продолжительность рабочего времени - не более 11,5 часов в сутки (1897 г.), установлены обязательные дни отдыха в выходные и праздничные дни. Надзор за работой осуществляла фабричная инспекция в составе губернской администрации. Для наблюдения за исполнением фабричного законодательства еще в 1886 г. были созданы губернские по фабричным делам присутствия.
Быстро развивалось коммерческое законодательство. Были изданы Устав о промышленности заводской и фабричной (регламентировал деятельность казенных, частных и частных посессионных предприятий), новый Ремесленный устав, новая редакция Торгового устава (1887 г.), Биржевой устав, Вексельный устав и Устав о торговой несостоятельности. В 30-50-х гг. XIX в. в стране возникает множество коммерческих (торговых) судов. В 1870-х гг. предпринимаются попытки законодательно урегулировать их деятельность, но проект Устава торгового судоустройства и судопроизводства так и не стал законом. На производство в коммерческих судах распространяются общие нормы гражданского процесса. В конце 1880-х гг. начинается процесс упразднения торговых судов, который в основном завершается к 1897 г.
Что касается гражданского процессуального права, то оно формируется в отдельную правовую отрасль, чему в большой степени способствовала судебная реформа и принятие Устава гражданского судопроизводства 1864 г.
В мировом суде рассмотрение гражданских дел происходило упрощенно. После подачи в суд искового заявления ответчик вызывался в канцелярию суда и знакомился с содержанием иска. При неявке ответчика судья мог разбирать дело без него, но неявка истца влекла прекращение дела. Все процессуальные действия судья производил лично, протоколируя их. Решения суда могли быть обжалованы в апелляционном порядке.
Разбирательство гражданских дел в общих судах происходило на основе принципов устности, гласности, состязательности. Дело начиналось с подачи искового заявления. В порядке предварительной подготовки к слушанию дела с содержанием заявления знакомился ответчик, который мог написать возражение. Истец, в сою очередь, писал опровержение на возражение. В суде могли участвовать представители (опекуны), адвокаты, допускалось примирение сторон. Само судебное разбирательство, как правило, представляло собой состязание сторон, причем бремя доказывания лежало на стороне, которая что-либо утверждала или требовала. По окончании слушания суд оглашал резолюцию по делу, а окончательное решение сообщалось в течение двух недель. Обжалование решений общих судов допускалось в апелляционном порядке в судебную палату в течение четырех месяцев.
Дальнейшее развитие гражданского судопроизводства было связано с возложением на него некоторых фискальных функций: так с 1889 г. суды рассматривали дела о пошлинах с наследства (закон о налоге на наследство был принят в 1885 г.). В 1866 г. в сферу гражданского судопроизводства были включены дела об акционерных компаниях, в 1867 г. – об ипотеке, в 1868 г. – дела о межевых спорах и несостоятельности.
Административное (полицейское) право. Отмена крепостного права, введение единых, всесословных судебных учреждений и другие реформы 60-80-х гг. XIX в. привели к отмене многих сословных и иных ограничений прав российских подданных. Однако и после этих реформ все же сохранялись ограничения прав определенных категорий населения по сословному, религиозному основанию и по признаку пола. Особенно ярко правовое неравенство проявлялось в административном (или как его тогда называли – полицейском) праве.
Ярким примером мог служить такой важный институт административного права как паспортный режим, который регламентировался Уставом о паспортах и беглых, принятым еще в 1830-е гг. и носившим ярко выраженный сословный характер. Установив строгий паспортный режим, обязательность паспортов и их прописки как средство административно-полицейского надзора за населением, Устав предусматривал особые виды паспортов для каждого сословия, за исключением крестьян, которые в случае отлучки с места постоянного проживания получали (с разрешения помещика) временные виды на жительство.
В связи с отменой крепостного права и другими реформами остро встал вопрос о необходимости обновления паспортного законодательства. Но подготовка проекта нового закона длилась более 30 лет, и лишь в 1895 г. императором было утверждено новое Положение о видах на жительство.
По новому Положению дворянам, чиновникам, духовенству, почетным гражданам, купцам и разночинцам выдавались бессрочные паспорта. Мещанам, ремесленникам и сельским обывателям паспорта могли быть выданы только на срок не более 5 лет за плату или бесплатные билеты на кратковременную отлучку, причем при отсутствии задолженности по налогам и сборам и согласия ремесленной управы или сельского общества.
Ограничивалось право на получение паспорта (а, следовательно, и право передвижения по стране и выбора места жительства) для лиц римско-католического и иудейского вероисповедания, членов некоторых религиозных сект. Запрещалась выдача паспортов и видов на жительство бродячим инородцам и цыганам.
Существенными были ограничения прав для женщин. Замужние женщины вписывались в паспорта мужей. Отдельный вид на жительство им мог быть выдан лишь с согласия мужа и на срок такого согласия. Если муж аннулирует свое согласие, то полиция обязана была водворить жену в дом мужа. Для выдачи паспорта или вида на жительство неотделенным членам крестьянских семейств и незамужним дочерям также требовалось согласие главы семейства.
Ещё больше, чем Положением о видах на жительство права подданных Российской империи могли быть ограничены принятым 14 августа 1881 г. Положением о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия. Им предусматривалось, что отдельные местности Российской империи могли быть объявлены состоящими не только на военном положении, но и на «исключительном» положении в формах «усиленной» или «чрезвычайной» охраны.
Полномочия по объявлению той или иной местности на усиленной охране принадлежали министру внутренних дел и генерал-губернаторам (в губерниях, входивших в состав генерал-губернаторств) при «преступных посягательствах» на существующий государственный строй или безопасность частных лиц и их имущества, когда оказывались неэффективными меры, предусмотренные постоянно действующими законами. Право введения положения режима чрезвычайной охраны было предоставлено Кабинету министров по решению, утверждаемому императором. Основанием для этого являлись также посягательства на существующий государственный строй или безопасность частных лиц, которые, однако, вызывали более серьезные последствия в виде «тревожного настроения» населения, вызывающего необходимость принятия исключительных мер безотлагательного характера.
В рамках действия режимов усиленной и чрезвычайной охраны генерал-губернаторам, губернаторам и градоначальниками предоставлялось право издания постановлений по различным вопросам поддержания общественного порядка (привлечения виновных лиц к административной ответственности, наложения секвестра на недвижимое и ареста на движимое имущество и доходы с них, введения запрета на проведение митингов, учреждения особых военно-полицейских команд, отстранения от должностей чиновников всех ведомств, закрытия учебных заведений и т.п.).
Ст. 12 Положения от 14 августа 1881 г. устанавливала общее правило – режим усиленной охраны устанавливался на срок до 1 года, а чрезвычайной охраны - до 6 месяцев. Но это практически не исчерпывало возможность продления действия чрезвычайных законов на определенной территории, поскольку та же статья предусматривала неограниченное количество раз продления сроков действия установленных режимов Комитетом министров по представлению Министерства внутренних дел.
Обе формы исключительного положения широко применялись царским правительством. Причем в некоторых российских областях режимы усиленной или чрезвычайной охраны действовали в течение длительного времени, что беспокоило многих юристов того времени. Вместе с тем, меры в виде усиленной или чрезвычайной охраны, несмотря на их явно репрессивный характер, были вызваны внутренними для России конфликтами и применялись гражданским руководством местностей, местной полицией и жандармскими управлениями. Кроме того, они не всегда были связаны с активным использованием войск для подавления беспорядков, особенно в XIX в., и не влекли значительного повышения роли органов военного управления.
В этом заключалось принципиальное отличие исключительного положения в виде усиленной или чрезвычайной охраны от военного положения, характеризующегося не только существенным ограничением прав и свобод граждан (подданных), но и определяющей ролью военного командования и военно-полевых судов в обеспечении данного режима. Кстати, 18 июня 1892 г. в качестве приложения к ст. 23 Свода губернских учреждений были утверждены Правила о местностях, объявляемых состоящими на военном положении.
Гражданское право. Гораздо в большей мере, чем в административном праве, новые буржуазные правовые принципы получили отражение в гражданском праве. Основным источником гражданского права по-прежнему являлся Х том Свода законов Российской империи, изданный в 1832 г. Кроме того, потребности развития капиталистической экономики сделали необходимым издание торгового устава, уставов железных дорог, ряда фабричных законов и т.д. В регулировании гражданско-правовых отношений гораздо шире, чем в других отраслях использовались нормы обычного права, особенно в торговых делах, в наследовании у крестьян и т.д. Превращение бывших крепостных крестьян в «свободных сельских обывателей» сделало их равноправными субъектами гражданско-правовых отношений и значительно расширило сферу действия гражданского права.
Каждое физическое лицо считалось правоспособным с момента рождения. Однако, объем правоспособности определялся в законах о состояниях. Полная дееспособность наступала с 21 года. Дееспособность могла ограничиваться по суду по причине состояния здоровья (психическое расстройство), а также при признании расточителем. Крестьян – злостных неплательщиков податей сельское общество могло направлять на принудительные общественные работы. Имелись и иные ограничения правоспособности по национальному, религиозному признакам и признаку пола.
Полное признание в законе получило понятие юридического лица, что было прямо связано с развитием капиталистических отношений. Оно применялось к государству и его органам, монастырям, учебным заведениям, купеческим, промышленным объединениям, товариществам, акционерным обществам. При этом юридические лица разделялись на публичные, частные, соединения лиц и учреждения. Юридические лица имели право владеть имуществом, вступать в сделки. Однако закон устанавливал государственный контроль за деятельностью юридических лиц и при отклонении этой деятельности от целей, объявленных в уставе, сделки, заключенные с нарушением устава, могли быть признаны недействительными.
В гражданском праве получил свое воплощение и такой буржуазный принцип, как неограниченность права собственности, свобода распоряжения ею. В Х томе Свода законов право собственности как власть «исключительная и независимая от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Право собственности защищалось исковой давностью, срок которой устанавливался в 10 лет. Прекращение права собственности связывалось с постановлениями законодательного органа, актами экспроприации или конфискации.
Обращает также на себя внимание применение единого термина – имущество. Это показывает постепенное стирание различий между разными видами собственности. Вещи (имущество) подразделялись на: движимые (деньги, ценные бумаги, капиталы, драгоценности) и недвижимые (земля, дома, фабрики, заводы, шахты, железные дороги и т.п.); главные и принадлежности; раздельные и нераздельные; потребляемые и непотребляемые; заменимые и незаменимые; тленные и нетленные; изъятые из оборота и не изъятые из него.
Кроме того, сохранялось сформировавшееся ранее разделение имущества на благоприобретенное, то есть приобретенное не по праву наследования (купленное, подаренное и т.д.) и родовое, то есть полученное по родовой принадлежности по наследству. Если свобода распоряжения движимым и недвижимым благоприобретенным имуществом была почти неограниченной, то свобода распоряжения родовым и майоратными имениями, а также заповедной собственностью была серьезно ограничена. Так, родовые имения могли быть отчуждены только в пользу кого-либо из узкого круга наследников по закону. В случае, если родовое имение все же уходило на сторону, то ближайшие родственники в течение 3-х лет имели право его выкупить. Майоратные имения могли передаваться по наследству только старшему сыну.
В отличие от родовых и майоратных видов собственности (которые относились лишь к земельным имениям) заповедным могло быть не только землевладение, но и движимое имущество (капитал в банке, ценные бумаги – акции, драгоценности и т.д.). С заповедной собственностью запрещались любые виды сделок, она не подлежала судебным взысканиям. Заповедное имущество запрещалось дробить, поэтому по наследству оно могло передаваться лишь целиком, а не по частям-долям.
Существовали ограничения на приобретение земельной собственности и по национальным и религиозным признакам. Так, запрещалось приобретение земельной собственности лицам иудейского вероисповедания за пределами черты оседлости.
Ограничения в распоряжении земельной собственностью касались и крестьянского землевладения. Относительно свободно крестьяне могли распоряжаться лишь приусадебными наделами и полевой землей при подворной форме землепользования. Но, хотя право собственности на землю здесь принадлежало крестьянскому двору, отчуждать ее можно было лишь в пользу других членов сельской общины. При общинной форме землепользования право собственности на полевую землю принадлежало общине, и внутри общины земля распределялась между крестьянскими дворами по числу мужчин – членов общины. На женщин земельные наделы не выделялись. Периодически происходили переделы земельных наделов. Практика переделов отвечала крестьянским представлениям о справедливости, поскольку качество земли, доставшейся членам общины, было различным. Однако, переделы земли, подрывая стабильность землепользования, не создавали стимула у крестьян вкладывать труд и средства в улучшение плодородия почвы. В целях хотя бы некоторой стабильности землепользования в 1893 г. было запрещено производить переделы чаще, чем через 12 лет.
Продавать землю сельская община могла лишь с разрешения губернского по крестьянским делам присутствия, а в крупных размерах – министра внутренних дел. Такие ограничения должны были препятствовать обезземеливанию крестьян и мешать их миграции в города, чтобы не создавать опасности социальных взрывов. В 1886 г. был запрещен раздел подворного имущества среди членов крестьянского двора.
Существовала в Российской империи и государственная собственность (казенные земли, леса, реки, озера, здания, железные дороги, военные заводы и т.д.). Закон определял государственную собственность как «не принадлежащую никому в особенности». Управление и распоряжение ею осуществляли специально уполномоченные министерства и ведомства. Имелись также дворцовое и удельное (т.е. управлявшееся удельным ведомством) имущество, доходы от которого поступали на содержание царского двора и членов императорской фамилии.
Государство сохраняло за собой право принудительного выкупа за вознаграждение имущества (прежде всего земли) как у физических, так и у юридических лиц (акционерных обществ).
Такой основополагающий принцип буржуазного права, как принцип свободы договора, также получил свое отражение в гражданском праве пореформенной России. Этот принцип противопоставлялся сословным, религиозным и цеховым ограничениям свободы договора, присущим феодализму.
В российском законодательстве содержались нормы, регулировавшие все виды договоров, характерных для развитых товарно-денежных отношений. Появились такие виды договоров, как договор комиссии, страхования, издательской деятельности и т.д. Расширилось применение договоров казенного подряда, имущественного найма (допускалась аренда предприятий на срок до 36 лет), займа и ссуды, товарищества (полного, на вере, на паях).
Стороны могли заключить между собой любой договор «не противный законам» при условии, что его цель «не противна общественному порядку и благочинию». Свободным был и выбор формы договора (устный, письменный, купчая крепость), хотя по некоторым видам сделок закон предписывал письменную форму, а в определенных случаях (например, сделках с недвижимой собственностью) – купчую крепость. Обеспечение обязательств осуществлялось посредством задатка, залога, неустойки, поручительства.
Однако сохранялись некоторые ограничения свободы договора, носившие по существу феодальный характер. Например, существовали ограничения в заключении договора личного найма для крестьян. Они не могли его заключать на длительный срок без разрешения сельской общины, волостного правления, а с 1889 г. и земского участкового начальника, поскольку именно от этих инстанций зависело получение крестьянином вида на жительство, то есть право на отлучку из своей деревни. Замужняя женщина могла заключать договор личного найма лишь с письменного разрешения мужа. Особо жестко регламентировались договоры личного найма батраков, нанимавшихся на сельхозработы и поступавших в услужение в качестве домашней прислуги: при неявке на работу или досрочном уходе с нее эти категории нанявшихся могли быть возвращены к месту работы через полицию.
Влияние буржуазных правовых принципов сказалось и на наследственном праве. Это выражалось в значительном расширении практики передачи наследственного имущества по завещанию и более полном проведении в жизнь принципа свободы завещательных распоряжений в отношении движимого имущества и благоприобретенной недвижимости.
При отсутствии завещания (или при признании его судом недействительным) вступал в силу порядок наследования по закону. Наследниками первой очереди были дети, затем внуки. При этом усыновленные могли наследовать только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные дети вообще устранялись от наследства. Переживший супруг получал 1/7 долю, сестры при наличии братьев - четырнадцатую часть недвижимого и восьмую часть движимого имущества. Родители вообще устранялись от наследования своим детям.
Сложным был порядок наследования имущества крестьянского двора. Завещательная форма практически не получила распространения, зато широко использовались местные обычаи. По общему правилу завещать имущество можно было лишь членам семьи, а землю наследовали только члены сельской общины. Вместе с тем, к наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Если жених входил в семью невесты, дочери допускались к наследованию в равной степени.
В наименьшей степени буржуазные правовые принципы отразились в семейном праве. Законным признавался только религиозный брак. Заключение, расторжение брака, другие личные отношения в семье регулировались в основном нормами канонического права. Хотя вступление в брак в большей мере стало зависеть от самих вступающих, однако по-прежнему требовалось согласие родителей, а для некоторых категорий лиц (например, чиновников, офицеров) и разрешение начальства. За несоблюдение этих правил, дети по жалобе родителей могли быть наказаны, вплоть до тюремного заключения, а офицеры и чиновники уволены со службы. Запрещались браки между христианами и нехристианами. Для православных дозволялся только моногамный брак, причем церковь венчала лишь до 3-х раз. В четвертый раз жениться или выйти замуж уже было нельзя. Вступать в брак можно было до 80 лет: лиц старше этого возраста церковь не венчала. Для мусульман разрешалась полигамия (многоженство): можно было иметь до четырех жен. Но за невесту надо было платить выкуп (калым), что на практике означало покупку девушки.
Развод по церковным правилам (он производился консисторией – церковным судом) для православных был возможен лишь по установленным поводам. Наиболее доступен был развод по причине нарушения супружеской верности одним из супругов. При этом виновная сторона нередко лишалась церковным судом права повторного вступления в брак и на нее налагалась церковная епитимия, что могло повлечь для чиновников и офицеров увольнение от службы. Для мусульман развод для мужчин был облегчен до предела: достаточно было устного заявления мужа («талак»).
Ряд церковных правил, регулировавших условия заключения брака и его расторжения, в той или иной форме получили отражение и в государственных законах, например, разрешение многоженства для мусульман.
Имущество супругов признавалось раздельным, и они могли самостоятельно распоряжаться им и даже вступать в разрешенные законом сделки друг с другом. Однако, выдавать векселя жена могла лишь с разрешения мужа. Точно также жена не могла наняться на работу и получать зарплату без разрешения мужа. Она была обязана почитать мужа, оказывать ему послушание, следовать за ним при изменении им места жительства.
Закон не регламентировал пределов отцовской власти над детьми, и единственным препятствием на её пути было лишение родительских прав. Дети были обязаны послушанием родителям под страхом наказания. Незаконнорожденные дети не имели право на фамилию отца и отстранялись от наследования. Только в 1891 г. родителям было разрешено узаконение таких детей.
Уголовное право. В уголовном праве, как и в некоторых других отраслях российского права второй половины XIX в., действовали как общие, так и особые (специальные) законы. К общим в первую очередь относилось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Оно было принято в 1845 г., а в 1857 и 1866 гг. вышли его новые редакции (в частности, были сокращены 652 статьи), но наиболее существенной переработке Уложение подверглось в редакции 1885 г. В него были включены законы об оскорблении государя (1882 г.), об отмене работных домов (1885 г.) и др.
К особым законам относились такие систематизированные акты, как Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г.; Воинский устав о наказаниях 1868 г. (новая редакция – 1875 г.) и Военно-Морской устав о наказаниях 1878 г.
В Уложении 1885 г. преступлением признавалось противозаконное деяние и неисполнение того, что под страхом наказания предписано законом. Одновременно в нем провозглашалось, что «наказания за преступления и проступки определяются не иначе, как на точном основании» постановлений закона. Это ограничивало произвол судей. Система преступлений и наказаний была сложна и дифференцирована, что приводило к казуистичности и отсутствию обобщений в законе. Вместе с тем, в нем сохранился принцип аналогии, дававший суду право «дополнять» закон в случае пробела в праве.
Закон различал три категории преступных деяний: тяжкие преступления (за которые могли быть назначены смертная казнь, каторга, поселение); преступления (за их совершение назначались заключение в крепость, тюрьму, исправительный дом); проступки (за них назначались арест и штраф).
В первом разделе Уложения, выполнявшем функции Общей части, были разработаны все правовые признаки состава преступления и условий применения наказаний: субъект и субъективная сторона, объект и объективная сторона.
Субъектом считались физические лица, но наказания в отдельных случаях применялись и к юридическим лицам (например, сельское общество могло быть подвергнуто штрафу). Не подлежали уголовному наказанию невменяемые и дети до 7 лет. Ответственность за преступления исключалась в случаях, если совершивший деяние действовал: при исполнении действующего закона или приказа начальника (кроме явно преступного), с дозволения власти, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Наказание смягчалось подросткам до 18 лет, за давностью и т.д.
Обязательным признаком состава преступления стала виновность. Закон разделял умысел на предумышленный и внезапный, а умышленные преступления – на совершенные хладнокровно или в состоянии аффекта. Случайное преступление не наказывалось. От степени вины и характера объекта преступного деяния зависела степень наказания. При этом наказания за неосторожные проступки и преступления, совершенные по небрежности предусматривались в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
В Уложении 1885 г. были подробно освещены стадии развития преступления: 1) обнаружение умысла и приготовление к преступлению; 2) покушение; 3) совершение преступления. В отдельных случаях предусматривалось наказание и за голый умысел (например, преступления против царской власти, угроза поджога).
Кроме того, закреплялись основные принципы соучастия в преступлениях. Среди соучастников выделялись главные виновники, участники, зачинщики, сообщники, подговорщики (подстрекатели), пособники и попустители, недоносители и укрыватели. Виды соучастия по Уложению 1885 г. делились на: скоп, включавший главных виновников и участников и образовывающийся в момент совершения преступного действия; сговор, в котором участвовали зачинщики, сообщники, подстрекатели и пособники; шайка, состоявшая из главных виновных, сообщников и пособников.
В Уложении 1885 г. содержалось около 2 тыс. составов преступлений. Среди видов преступлений на первом месте по-прежнему были преступления против церкви (богохульство и кощунство, совращение христианина в другую веру, погребение христианина без христианского обряда и т.д.). На втором месте государственные преступления – бунт против верховной власти, преступные действия против императора и членов императорской фамилии, государственная измена, смута, заговор, неповиновение властям. Далее следовали преступления против порядка управления: вынесение заведомо неправосудного приговора, лжесвидетельство, нарушение общественного порядка, сопротивление полиции, неисполнение повинностей и т.д.
Особое внимание в Уложении обращалось на дела об оскорблении и явном неуважении к властям и чиновникам при исполнении ими служебных обязанностей. Подданный, даже если ему случайно попало в руки «ругательное письмо» или «недозволенное сочинение», обязан был, не читая его, немедленно сдать властям: за неисполнение этого предписания полагалось наказание. Также наказывалось всякое оскорбительное или неуважительное высказывание в адрес властей, чиновников, полиции.
Далее следовали должностные преступления. Ответственность за них предусматривалось как в Уложении (80 статей), так и в ведомственных дисциплинарных уставах и правилах. К должностным преступлениям относились злоупотребления властью, превышение, а также бездействие власти, разглашение государственной или служебной тайны, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и т.д. Особое место среди должностных преступлений занимало взяточничество. В наиболее тяжких случаях за неё полагалось тюремное заключение и ссылка в Сибирь, однако, в большинстве случаев наказание ограничивалось взысканием с виновного штрафа в двойном размере взятки.
К имущественным преступлениям относились разбой, грабеж, воровство, мошенничество, вымогательство, умышленное повреждение чужого имущества, поджог и т.д. И, наконец, завершали систему преступлений преступления против личности: убийство, телесные повреждения, незаконное лишение свободы, похищение ребенка, оскорбления и т.п.
Особо следует подчеркнуть ответственность за самоубийство, которое осуждалось христианской религией. Самоубийцы лишались христианского погребения (запрещалось хоронить на православных кладбищах), их завещания и предсмертные распоряжения признавались недействительными. Покушавшийся на самоубийство, оставшийся в живых, подлежал уголовной ответственности так же, как и участники дуэлей.
Воинские преступления (переход на сторону неприятеля, сдача крепости или военного корабля неприятелю, потеря боевого знамени, неисполнение приказа, бегство с поля боя, дезертирство, промотание казенного имущества, мародерство, насилие над мирным населением и т.д.) карались в соответствии с Воинским и Военно-морским уставами о наказаниях.
Главной целью наказания являлось возмездие. Другой целью было предотвращение преступлений под страхом наказания. Цель перевоспитания, исправления не ставилась. Уложение определяло более ста видов наказаний, которые подразделялись на главные, дополнительные и заменяющие.
Главными видами наказания были:
а) смертная казнь (чаще через повешение). Такие мучительные наказания, как колесование и четвертование более не применялись;
б) каторга от 4 до 20 лет или бессрочная (в основном, за политические преступления);
в) ссылка на поселение – имела 13 степеней на срок от 1 до 4 лет в разные районы страны (в зависимости от удаленности от центра);
г) заключение в исправительные дома (от полутора до 6 лет), тюрьмы (от двух месяцев до 2 лет), крепости;
д) арест от 1 дня до 6 месяцев;
е) штраф.
Дополнительными наказаниями, в частности, считались: лишение всех или особенных прав состояния, титулов, семейных прав, права на участие в выборах, права заниматься определенной деятельностью; конфискация имущества.
Сохранялась еще неопределенность наказаний. В ряде статей назывался вид наказания, но не указывались его пределы, что вело к произволу судебных чиновников.
К уголовным и исправительным наказаниям не относились меры полицейского воздействия. Например, Уложением предусматривались отдача под надзор полиции, высылка за границу, запрещение жить в определенных местностях.
Уголовный процесс. Уголовный процесс в пореформенный период включал новые буржуазные принципы и институты, выработанные в ходе судебной реформы 1864 г.: равенство сторон в суде; обеспечение возможности защиты; участие в суде присяжных заседателей; оценка доказательств самим судом на основе обстоятельств дела; отделение судебного процесса от прямого вмешательства административных властей; устность, гласность, состязательность. Также в Уставе уголовного судопроизводства получил закрепление принцип презумпции невиновности – подсудимый признавался невиновным до сих пор, пока его виновность не будет установлена приговором суда.
В местных судах процесс проходил в упрощенном порядке, без деления на стадии. В лице мирового судьи объединялись следователь, судья и обвинитель. Допускалось примирение сторон при содействии судьи. В качестве доказательств в мировом суде служили показания истцов, ответчиков, потерпевших, свидетелей; письменные доказательства; присяга; показания окольных людей (соседей, односельчан).
В общих судах процесс по уголовным делам делился на несколько стадий: 1) дознание (его вела полиция, по политическим делам – жандармерия). Цель дознания – установить факт преступления; 2) предварительное следствие; 3) подготовительные к суду действия; 4) судебное следствие; 5) вынесение приговора; 6) исполнение приговора; 7) пересмотр приговора (при необходимости).
Законными поводами к возбуждению уголовного дела были: жалобы частных лиц; сообщения полиции, иных учреждений и должностных лиц; явка с повинной; усмотрение прокурора или судебного следователя.
Предварительное следствие осуществлялось судебными следователями под наблюдением прокуроров, а по государственным преступлениям - членами судебных палат и Сената. Следователям помогала полиция. На этой стадии участие защиты не допускалось. Со следственными материалами знакомили обвиняемого, и направляли их прокурору, который составлял обвинительный акт (впрочем, прокурор мог и прекратить дело) и представлял его в окружной суд или в судебную палату (если дело должно было рассматриваться с участием присяжных). Палата выносила определение о предании суду, а затем уже дело переходило на рассмотрение окружного суда.
В судебном заседании присутствовали три члена суда, секретарь суда, прокурор, адвокат (защитника, если этого не сделал обвиняемый, мог назначить и суд), а в суде присяжных - также 12 основных присяжных заседателей и двое запасных. Права судей и заседателей объявлялись равными. Стороны имели право отвода суда. Заседания проводились публично, кроме дел о половых преступлениях, о преступлениях против царя, его семьи и веры.
Судебное следствие начиналось с чтения обвинительного заключения. Затем следовал допрос обвиняемого, свидетелей, проверка других доказательств. Если подсудимый сразу признавал себя виновным, то сразу переходили к заключительным прениям. В ходе их слушались речи прокурора (или частного обвинителя), защитника (адвоката) и объяснения подсудимого. До вынесения вердикта прокурор не мог касаться вопроса о мере наказания.
Вердикт присяжные принимали до вынесения приговора большинством голосов. Они давали один из двух ответов: «виновен» (иногда добавляли: «но заслуживает снисхождения») или «невиновен». При этом в совещательной комнате присяжные не могли пользоваться материалами дела.
После вынесения обвинительного вердикта прокурор давал заключение о мере наказания. Защитник выдвигал свои возражения, предоставлялось последнее слово подсудимому. Члены суда (коронные судьи) удалялись на совещание, выносили приговор с определением меры наказания, который оглашался в суде. Если суд признавал, что присяжными осужден невиновный, дело передавалось на слушание нового состава присяжных (их решение было уже окончательным).
Приговоры, постановленные в окружном суде с участием присяжных, и приговоры судебных палат были окончательными и обжалованию не подлежали. Они могли быть обжалованы или опротестованы (прокурорами) в кассационном порядке в Сенат. Приговоры окружных судов без участия присяжных заседателей считались неокончательными и могли быть обжалованы в апелляционном порядке в судебную палату. Приговоры Сената и Верховного уголовного суда могли быть отменены только императором в порядке помилования. Вступившие в законную силу приговоры исполнялись полицией.
Существовали и изъятия из общего порядка рассмотрения дел. Так, по должностным преступлениям предварительное следствие и предание суду производилось должностными лицами того ведомства, к которому принадлежал обвиняемый, а не судебными следователями.
Глава IX.