Президент против парламента. 1993 г.
Смена главы правительства не привела к изменению экономического курса. Черномырдин принял установленные МВФ правила игры. Парламентская оппозиция потребовала созыва нового съезда народных депутатов, чтобы принять более адекватные меры для коррекции курса реформ. Это было возможно в рамках действовавшей Конституции РФ, согласно которой съезд народных депутатов был «высшим органом государственной власти РФ, ...способным решить любой вопрос, отнесенный к ведению РФ».
Ельцин это понимал и форсировал подготовку нового варианта Конституции, чтобы превратить Россию в президентскую республику. Была продолжена пропагандистская война, направленная на дискредитацию депутатского корпуса через электронные СМИ. Избавиться от депутатского контроля было необходимо и потому, что страна вступала в решающий этап приватизации.
Приватизация.Еще 3 июля 1991 г. Верховным Советом РФ были приняты законы о приватизации: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФСР» и «О личных приватизационных счетах в РФСР». Они предусматривали равную для всех приватизацию, осуществлявшуюся бесплатно за счет выделения каждому гражданину России приватизационного чека в Сберегательном банке, который можно было использовать только на покупку различной государственной собственности. Чеки должны были быть именными.
Однако летом 1992 г. условия приватизации были изменены. По предложению главы Госкомимущества А. Чубайса президент указом от 14 августа 1992 г. превратил именные приватизационные счета в обезличенные ваучеры, в «документы на предъявителя». Этот шаг создавал противоречивую ситуацию. С одной стороны, он открывал путь к концентрации собственности в руках немногих, с другой – лишал законной почвы процесс приватизации, поскольку президент не вправе был изменить норму закона своим указом.
Ваучерная приватизация должна была составить первый этап приватизации. Она проходила с 1 октября 1992 г. по 1 июля 1994 г. Каждый гражданин получил приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тыс. р. Стоимость ваучера определялась в конце 1991 г. путем деления стоимости приватизируемых предприятий на число жителей. Однако после либерализации цен в условиях галопирующий инфляции ваучер быстро обесценивался. Если в конце 1991 г. на 10 тыс. р. можно было купить автомобиль «Жигули», то к осени 1992 г., когда началась выдача ваучера, – только 5 бутылок водки.
Миллионы людей стремились быстрее продать ваучеры, поскольку их реальная стоимость постоянно падала. Ваучеры скупили те, кто имел значительный капитал и связи для выгодного вложения чеков. В 1992 г. за ваучеры шла в основном приватизация предприятий сферы торговли и услуг (около 40 тыс. предприятий). В 1993 г. стали продаваться и очень крупные предприятия. Так, гигантский «Уралмаш», на котором работали 100 тыс. работников, был продан за ваучеры, эквивалентные по сумме 2 млн дол. По данным Министерства внутренних дел за 1993 г. в сфере приватизации было совершено 27 тыс. преступлений. Это означало, что из 107 ежедневно приватизируемых предприятий на 87 совершались преступления.
Характер идущей приватизации вновь обострил конфликт между президентом и парламентом. В марте 1993 г. внеочередной восьмой съезд народных депутатов РФ отменил все дополнительные полномочия, ранее предоставленные президенту. Президент предпринял ответный ход 20 марта и в обращении к стране заявил о том, что подписал Указ о введении особого порядка управления страной: Россия должна управляться указами президента, а парламенту запрещалось принимать законы, противоречащие этим указам. Ельцин обещал провести через месяц референдум, на который выносил вопрос о доверии президенту, а также проект новой Конституции, подготовленной его командой. Однако Конституционный Суд немедленно оценил указ как попытку государственного переворота.
Срочно собрался новый съезд народных депутатов РФ. Он имел все основания для низложения Ельцина, но глава парламента Р. Хасбулатов искал компромисс. Съезд и закончился компромиссом. Ельцин признал просчеты в проведении реформ. Съезд не принял решения об отрешении Ельцина от должности и перенес вопрос о доверии на референдум. Референдум был выгоден президенту, поскольку общественное мнение страны во многом определялось позицией электронных СМИ, которые были полностью ему подконтрольны. В ходе подготовки к референдуму они действительно сыграли решающую роль. Референдум, проведенный 25 апреля 1993 г., дал противоречивый результат: 53 % голосовавших поддержало курс реформ, но итоги голосования не позволяли досрочно распустить парламент. Тем не менее Ельцин решил представить дело как свой безусловный выигрыш. В июне он созвал в обход парламента Конституционное совещание, где преобладали его сторонники, и согласовал свой вариант Конституции. Однако он боялся выносить этот вариант на референдум, не устранив парламент, поскольку депутаты подготовили свой вариант Конституции. Кроме того, коммунисты собрали необходимое число голосов граждан для вынесения на референдум социалистического варианта Конституции. В таких условиях президентский проект не имел шансов пройти, поскольку по закону проект Конституции должен был собрать голосов «за» не менее половины от общего числа граждан, имевших право голоса.
21 сентября 1993 г. Ельцин издал антиконституционный указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым прекращались полномочия народных депутатов. В тот же день началась фактическая осада здания Верховного Совета, где депутаты стали собираться на чрезвычайный съезд. 4 октября здание было обстреляно танками и вертолетами и захвачено. Руководители сопротивления Хасбулатов, Руцкой и другие были арестованы. В эти дни в Москве погибли несколько сотен защитников парламента. Ельцин оценил октябрьские события 1993 г. как победу демократии.
Принятие Конституции. После разгона парламента команда Ельцина и вынесла свой проект Конституции на референдум в качестве безальтернативного варианта. В нарушение действующего законодательства Ельцин своим указом изменил порядок подведения итогов референдума: для одобрения Конституции стало достаточным получение не большинства голосов от числа граждан, имеющих право голоса, а от числа явившихся на референдум. Центральная избирательная комиссия была создана президентом из числа лиц, которые подтвердили свою лояльность в ходе октябрьского конфликта с парламентом. Полный текст проекта Конституции был опубликован ограниченным тиражом. Большинство граждан его не видели. Основным источником информации стали СМИ, напористо агитировавшие за президентский проект. Референдум состоялся 12 декабря 1993 г. Центральная избирательная комиссия объявила о том, что на выборы явилось 54,8 % от числа граждан, имевших право голоса, и 58,4 % из них (32,9 млн) проголосовали за Конституцию. Таким образом, она была одобрена менее чем одной третью граждан, имевших право голоса (106 млн чел.). Потом стало известно, что в 24 субъектах РФ проект Основного закона не набрал необходимого числа голосов даже по квоте, установленной указом президента. Конституция не получила одобрения в 12 из 21 республик РФ, что было особенно тревожно, поскольку это затрагивало проблему единства РФ. В Чечне, объявившей о своей независимости еще в 1991 г., референдум не проводился. Через четыре месяца после голосования все избирательные бюллетени были уничтожены.
Но свою задачу Ельцин решил. Конституция предоставила ему право определять «основные направления внутренней и внешней политики государства», издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории РФ», назначать всех министров. Хотя главу правительства он мог назначить лишь с согласия Государственной Думы, реальные возможности для депутатов проявить твердость в отклонении предлагаемых президентом кандидатур были ограничены: троекратное отклонение позволяло президенту распустить Думу. Конституция дала президенту право предлагать кандидатуры на должности судей в высшие судебные инстанции, а также напрямую назначать судей во все другие федеральные суды. Он установил полный контроль над Вооруженными силами страны, став Верховным Главнокомандующим и получив право назначать высшее командование и т. п. Процедура отстранения президента от должности имела крайне сложный характер. С такой Конституцией Ельцин уже мог не бояться никакой оппозиции.
Парламентские выборы 1993 г.Согласно новой Конституции российский парламент стал называться Федеральным Собранием и состоял из Государственной Думы и Совета Федерации. Главной функцией Думы было принятие законов. В Думу избиралось 450 депутатов, половина по спискам избирательных объединений (партийным спискам), половина по одномандатным округам. Главной функцией Совета Федерации было осуществление контроля за законами, принимаемыми Думой. Выборы депутатов в Государственную Думу и Совет Федерации проводились одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря. Особенность выборов состояла в том, что эти органы не были предусмотрены действовавшей Конституцией, а новая только принималась в этот же день. Иными словами, если бы она не была принята, то депутаты были бы избраны в неконституционные органы. Поэтому Ельцин должен был любой ценой получить положительный результат по конституционному референдуму.
На выборах 1993 г. неожиданный успех выпал на долю Либерально-демократической партии (ЛДПР) – партии В. Жириновского, получившей 23 % голосов избирателей. ЛДПР не имела сильных и влиятельных организаций на местах, но имела харизматического лидера, в котором многие россияне видели человека, способного навести в стране порядок.
Коммунистическая партия (КПРФ), имевшая самую развитую общероссийскую структуру, получила по партийному списку 12,5 % голосов.
Третьей по значению оппозиционной партией стала Аграрная партия России (АПР), которая получила 7,99 % голосов по партийному списку.
Президентская команда делала главную ставку на блок «Выбор России», возглавляемый Е. Гайдаром. Однако блок получил всего 15,5 % голосов. Кроме названых избирательных объединений необходимый 5 % барьер для избрания в Думу прошли еще ряд центристских блоков и партий, таких как движение «Женщины России» (8,1 %), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (7,8 %), Партия Российского единства и согласия (6,7 %), Демократическая партия России (5,5 %).
В соответствии с Конституцией выборы проводились также по так называемым одномандатным округам. Выборы не проводились в Чечне и провалились в Татарстане (явка менее 25 %). В итоге в Думу были избраны 219 депутатов от одномандатных округов. Примерно половина из них шли как беспартийные. Остальные принадлежали к тем или иным партиям. Партийные группировки в Думе были усилены за счет кандидатов, прошедших по одномандатным округам, но это не меняло общей картины.
Итоги выборов явились поражением Гайдара и его команды – авторов и исполнителей радикальных экономических реформ. В то же время весьма ограниченные возможности были у левых партий (КПРФ и АПР). Большая часть депутатов занимала центристские позиции.