Политическая некрофагия Хрущева
Посмертная клевета Хрущева на Пия XII, «гитлеровского папу», берет истоки в весьма секретной советской «науке», в святая святых стран советского блока, известной как политическая некрофагия [67]. Эта «наука», чьей целью являлось укрепление власти нового политического руководителя, стала образом жизни Кремля. Конечно, главы других стран тоже пытались во всех бедах винить своих предшественников, но в России подобные обвинения приобрели весьма опасную тенденцию, ведь они стали смертельно опасными.
Политическая некрофагия Хрущева берет начало от советской традиции возвеличивать «верховного» правителя. Хотя коммунисты публично заявили о решающей роли «народа» в истории, Кремль и КГБ верили, что в расчет должен приниматься только политический руководитель. Стоит только изменить мнение народа о руководителе, и изменится вся история. Данную концепцию я неоднократно слышал из уст Хрущева.
Как только Хрущев возглавил Кремль, он изменил посмертный образ Сталина, и тот из русского святого превратился в безжалостного убийцу. Этот шаг изменил историю России. Затем Хрущев внес изменения в посмертный образ папы Пия XII, и данный поступок переменил историю иудейско‑христианского мира.
«Наука» политической некрофагии официально зародилась 26 февраля 1956 года, когда Хрущев разоблачил преступления Сталина во время четырехчасового «секретного доклада» на XX съезде КПСС {636}. Мировая пресса поверила этой «новой правде». Опытный корреспондент газеты «Нью‑Йорк таймс» Гарри Шварц писал: «Господин Хрущев открыл окна и двери в заброшенном здании. Он впустил свежий воздух и свежие идеи, приступив к переменам, которые, как показало время, необратимы и фундаментальны» {637}.
На самом же деле «секретный доклад» Хрущева являлся просто дешевым спектаклем. Его целью было отвлечь внимание общественности от собственного образа бессердечного политического убийцы, одобрявшего постыдную бойню в Катыни, где расстреляли около четырнадцати тысяч пленных поляков. Хрущев прославился как «украинский мясник» в связи с казнью сотен тысяч людей в то время, когда он был наместником Сталина в Киеве.
Спустя несколько дней после выступления Хрущева со своим «секретным докладом» новый начальник внешней разведки генерал Александр Сахаровский, он же бывший старший советник МГБ СССР при Министерстве государственной безопасности Румынии, «слил» текст доклада Департаменту внешней информации Румынии. «Это самый засекреченный документ, который я когда‑либо держал в руках», – сказал Сахаровский, подмигнув. Он попросил руководство Департамента внешней информации передать «секретный доклад» израильской разведывательной службе «Моссад», как раз обсуждавшей с румынской стороной тайное соглашение, согласно которому румынским евреям в обмен на американские доллары могли разрешить эмигрировать в Израиль. Департамент внешней информации послушно отдал текст секретного доклада разведслужбе «Моссад», в то время тесно сотрудничавшей с американским ЦРУ.
Газета «Нью‑Йорк таймс» в июне 1956 года опубликовала «секретный доклад» Хрущева, признавшись, что получила его от ЦРУ. Существует много ставших достоянием гласности версий того, как эта речь оказалась в распоряжении редакции газеты. Я хорошо знал Сахаровского и не сомневался – он искал и другие способы опубликовать эту речь. Разведслужба «Моссад» известна тем, что напускает туман на операции. Спустя несколько месяцев Сахаровский поблагодарил руководство Департамента внешней информации Румынии и, безусловно, всех остальных участников этой акции за оказание ему помощи в ознакомлении мировой общественности с новым изобретением Хрущева – «коммунизмом с человеческим лицом». Вскоре после этого «секретный доклад» Хрущева уже вовсю обсуждали во всех ячейках коммунистических партий и средствах массовой информации стран советского блока.
* * *
Клевета на Пия XII стала уже второй операцией Хрущева по политической некрофагии. Она не только способствовала достижению поставленной цели, но и помогла Хрущеву, чьей репутации неожиданно нанесли урон, еще некоторое время продержаться у власти в Кремле. Верховный суд ФРГ в 1962 году открыто судил Богдана Сташинского, офицера КГБ под прикрытием, за убийство двух российских политических эмигрантов в ФРГ. Сначала его слушали со скептицизмом, однако он смог убедить суд и немецкое общество в искренности и в действительном раскаянии. Поскольку мир узнал в мельчайших подробностях, что за человек руководил Кремлем, в суде над Сташинским обвиняемым теперь стал Хрущев, наградивший Сташинского за его работу.
Возвеличенный правитель, чей секретный доклад, раскрывший преступления Сталина, был еще свеж в памяти людей, предстал перед судом города Карлсруэ и свободным миром в качестве очередного убийцы и откровенного лжеца. Как оказалось, впечатление, что после XX съезда КПСС Хрущев остановил убийства, осуществляемые КГБ, обманчиво, и Хрущев всего лишь сгладил самые острые углы. Он якобы хотел мирного сосуществования с Западом, но это также оказалось неправдой: политические убийства стали главным инструментом его внешней политики. Неправдой оказалась и непричастность Хрущева к убийствам: Сташинский совершал убийства по его приказу, и именно он подписал постановление о награждении преступника советским орденом.
В конце семидневного суда Сташинский заявил: «Я хотел, чтобы весь мир узнал, как на практике осуществляется план [Хрущева] по «мирному сосуществованию» {638}.
Сташинскому это удалось. Он получил относительно мягкий приговор – восемь лет, поскольку суд ФРГ объявил его только «пособником убийства» и подчеркнул, что вина тех, от кого он получал приказы, намного больше. «Убийства сейчас совершаются по прямому распоряжению правительства, – разъяснил судья. – Политические убийства стали, в своем роде, встроены в политическую систему» {639}.
Репутация Хрущева как неординарного руководителя была испорчена, и он всеми силами пытался удержаться на плаву. Первые страницы большинства западных газет сообщали теперь о его преступлениях и лжи. Однако спустя несколько месяцев появился спектакль «Наместник», и западные средства массовой информации внезапно переключили свое внимание с преступлений Хрущева на «преступления» Пия XII.
Хрущева сместили с поста, но его практика политической некрофагии осталась. Когда у власти оказался Горбачев, он обвинил Брежнева в эксплуатации страны в личных интересах. Горбачев даже арестовал родственников предшественника, явно пытаясь доказать, что СССР был разрушен не марксизмом, а отдельными личностями. В свою очередь Ельцин обвинил Горбачева в «развале страны», а Путин обвинил Ельцина в «величайшей трагедии века – распаде Советского Союза».
Политическая некрофагия – обвинение и осуждение своего предшественника у власти – это опасная игра. Она наносит вред национальной гордости страны и обычно оборачивается против того, кто ею пользуется. Когда умер Хрущев, Брежнев издал указ о том, что его предшественник причинил серьезный ущерб исторически сложившемуся уважению страны к Кремлю и что он недостоин быть похороненным у кремлевской стены рядом с бывшими руководителями страны. Советское правительство отказалось даже оплатить надгробный камень для могилы Хрущева.
Когда в 1972 году я посетил могилу Хрущева на Новодевичьем кладбище, то увидел лишь небольшое невзрачное надгробие, по которому можно было понять, чья это могила. После казни румынского тирана Николае Чаушеску в 1989 году суд, приговоривший его к смертной казни, решил, что возмутительный культ личности и политическая некрофагия обесчестили традиционное уважение Румынии к руководству страны и что Чаушеску недостоин даже гроба и могилы. Тело Николае Чаушеску было выброшено в мешке на футбольный стадион.
Глава 19
Книга «Гитлеровский папа»
Сталин уже давно покинул поле боя. Хрущев вышел из игры несколько лет назад, а затем скончался. Его политическая некрофагия исчезла в глубине истории, и клеветнический выкрик, обвинивший Пия XII в помощи Гитлеру, также постепенно растворился во времени. Теперь Кремль был охвачен беспокойством в связи с событиями, происходившими гораздо ближе к границам страны. Например, его тревожила активизация движения «Солидарность» в Польше. И, как оказалось, не зря.
Польский (!) кардинал Кароль Юзеф Войтыла 16 октября 1978 года стал папой Иоанном Павлом II. Андропов, на тот момент председатель КГБ, в чьих руках, однако, сосредотачивалась реальная власть в стране, очевидно, спросил себя: «А что бы сделал Сталин или Хрущев в этой ситуации?» И в конечном итоге советская военная разведка, поскольку задачи по защите стран советского блока возлагались на вооруженные силы, с помощью болгарских коллег организовала соответствующую операцию. Эти подробности установили в результате официального расследования итальянских властей {640}.
Молодой турок Мехмет Али Агджа, оказавшийся болгарским агентом, 13 мая 1981 года произвел четыре выстрела в папу римского, въезжавшего на площадь Святого Петра. Папа был тяжело ранен и потерял много крови. Агджу схватили и приговорили к пожизненному заключению. Позже папа великодушно простил Агджу за попытку убийства. В последующем президент Италии Карло Адзельо Чампи по просьбе папы помиловал потенциального убийцу, и в июне 2000 года того экстрадировали в Турцию.
Некоторые расследования указывали на причастность советских спецслужб к данным событиям {641}, однако Кремль сумел избежать большинства обвинений и принял решение организовать еще одно покушение на папу. На этот раз он начал операцию по дезинформации , и она мало чем отличалась от ранее предпринятой попытки оклеветать Пия XII. В своей книге «Конец и начало: папа Иоанн Павел II – победа свободы, последние годы и наследие» ее автор Джордж Вайгель, опираясь на недавно обнаруженные архивы разведывательных управлений коммунистических стран, предал гласности поразительную историю о попытке опорочить репутацию нового папы {642}.
Используя экспертов по фальсификации, агенты польской разведки в 1983 году создали поддельный дневник, якобы написанный бывшей любовницей кардинала Войтылы. Они использовали личность женщины, которую он мог знать и на тот момент, естественно, уже мертвую. План состоял в том, чтобы спрятать дневник в квартире, где его обнаружат во время полицейского обыска. Западные журналисты должны были предположить, что это подлинный документ, и написать о нем.
Однако, как выяснилось позже, агент, согласившийся подложить поддельный дневник, напился и попал в автомобильную аварию. Пытаясь избежать ареста, он открыл, кем он был, и обнародовал данный план. Можно только догадываться, какие были бы последствия, если бы в результате этой операции по дезинформации доверие к папе было бы подорвано в начале его папства. Безусловно, поддельный дневник служил вариацией на тему спектакля «Наместник» и его «Исторических пояснений».
Агенты разведслужб стран советского блока проводили кампании против папы, используя также фальшивые письма. Зачастую это сопровождалось угрозами и шантажом. Однако папа Иоанн Павел II достойно прошел через испытания и сохранил репутацию. Страны советского блока не смогли этого сделать, в частности, из‑за поддержки движения «Солидарность» Иоанном Павлом II. Война Кремля против Ватикана вновь отошла на задний план.
Интерес к ранее справедливо забытому вопросу о якобы оказанной папой Пием XII поддержке нацистов в их преследованиях евреев неожиданно вновь возник в 1999 году. Это произошло после публикации книги Джона Корнуэлла «Гитлеровский папа: тайная история Пия XII». Основная мысль книги Корнуэлла заключалась в том, что Эудженио Пачелли был целеустремленным ватиканским юристом и дипломатом, который с самого начала своей карьеры намеревался установить абсолютную власть Рима над католическим населением Европы.
Не существует каких‑либо серьезных доказательств связи Корнуэлла с российскими разведывательными службами. Их архивы, где хранится около двадцати девяти миллиардов страниц секретных документов, до сих пор закрыты. Тем не менее Корнуэлл решил обратиться к политической некрофагии. Он использовал тактику Хрущева по организации клеветы и дезинформации для искажения исторической правды о Пие XII. На форзаце американского издания его книги открыто заявляется о новой решительной войне против памяти Пия XII:
«Гитлеровский папа» – это ранее не рассказанная история о человеке, который являлся, вероятно, самым опасным священнослужителем в современной истории. Это Эудженио Пачелли, Пий XII, папа римский с 1939 по 1958 год, чья деятельность уже долгое время вызывает споры, поскольку он не смог открыто высказаться против мероприятий Гитлера по «окончательному решению еврейского вопроса». В этой книге представлена полная история об участии Пачелли в событиях 1920‑х и 30‑х годов, которое помогло нацистам беспрепятственно прийти к власти… В 1930 году он обсуждал с Гитлером «Рейхский Конкордат», договор, согласно которому нацисты должны были прийти к власти, не встретив сопротивления со стороны наиболее влиятельной в мировом сообществе католической общины. Тем самым, по признанию самого Гитлера, судьба евреев в Европе была предрешена».
Вот так, и никак иначе. По мнению Корнуэлла, Пий не только не выступил в защиту евреев, но также несет ответственность за приход Гитлера к власти и за весь холокост. На форзаце говорится следующее: Корнуэлл предоставляет «новое поразительное доказательство» того, что Пий XII «испытывал личную неприязнь к евреям». Отмечается также опора автора на «исследования секретных иезуитских и ватиканских архивов, доступных только ему ».
Ватикан изучил и опроверг возмутительные обвинения Корнуэлла, и это документально обосновал и проанализировал мой соавтор, Рональд Рычлак, в книге “Hitler, the War, and the Pope ” («Гитлер, Вторая мировая война и папа»). Таким образом, внимание читателя в данной книге обращено только на отдельные существенные вопросы. Они показывают, как Корнуэлл пытается возобновить войну Кремля против Пия XII, используя типичные средства и методы дезинформации КГБ.
Чтобы подкрепить фактами утверждение о «гитлеровском папе» – Пие XII, Корнуэлл обратился к методу, широко применяемому «наукой» дезинформации: он выборочно собрал цитаты из западных изданий. С помощью данного метода толковый писатель может устроить так, что цитата будет иметь смысл, совершенно противоположный изначальному. Для понимания всей технологии достаточно проанализировать примечательное высказывание, процитированное во вступлении к книге «Гитлеровский папа». Корнуэлл предлагает цитату якобы Томаса Мертона, широко известного монаха‑созерцателя, чьи произведения вдохновляли многих. После обработки Корнуэлла цитата звучит следующим образом:
«Пий XII и евреи… Вся эта ситуация слишком печальна и слишком серьезна, она порождает горечь… Глубокое и полное молчание, которое находится в сговоре со всеми силами, несущими в мир притеснение, несправедливость, агрессию, эксплуатацию, войну».
Такие обвинения в адрес папы из уст уважаемого католического мыслителя просто шокируют. Если бы высказывание действительно принадлежало Мертону, то оно заставило бы задуматься. Но Корнуэлл подделал текст цитаты Мертона, чтобы создать собственную цитату. Сульнер, сфабриковавший документы для клеветы на кардинала Миндсенти, мог гордиться этой подделкой. Поскольку Корнуэлл не дает какой‑либо ссылки на источник для этой цитаты Мертона, хотя для двух других, менее противоречивых высказываний, приведенных на той же странице, он дал ссылки, то его трюк было нелегко выявить {643}.
Ниже приведен полный текст, написанный Мертоном в его личном дневнике, где он выражает недовольство запретом на публикацию своего эссе про ядерную войну. «Молчание», на которое он жаловался, было «молчанием», ему навязанным. Оно не имело никакого отношения к Пию XII. Ниже представлен полный текст Мертона. Отрывки, взятые Корнуэллом, выделены курсивом:
«Страшное осознание оцепенения церкви, несмотря на все, что было предпринято, несмотря на все попытки разбудить ее! Все становится на свои места. Папа Пий XII и евреи , положение Римско‑католический церкви в Латинской Америке, отношение к чернокожим в США, отношение католиков к праву Франции вмешиваться во внутренние дела Алжира, положение немецких католиков под властью Гитлера. Это складывается в одну цельную большую картину, и наше созерцательное хладнокровие не производит убедительного впечатления, когда оно является лишь малым фрагментом мозаики. Вся эта ситуация слишком печальна и слишком серьезна, она порождает горечь. У меня сложилось впечатление, что мое познание находится на начальном этапе, что оно только начинается и что мне предстоит узнать еще много ужасных вещей, прежде чем я смогу по‑настоящему понять, что такое надежда.
В осознании того, что человек – это лишь мученик за что‑то, нет утешения, только тщетность. Боюсь, что я не мученик. Я хотел действовать как разумный, цивилизованный, ответственный христианин своего времени. Но мне не позволено так действовать. Мне велено отвергнуть это, что ж, пусть будет так. Но ради чего? Ради глубокого и полного молчания, которое находится в сговоре со всеми силами, несущими в мир притеснение, несправедливость, агрессию, эксплуатацию, войну . Другими словами, молчаливое соучастие представлено «бо́льшим добром», чем «честный, сознательный протест». Предполагается, что это должно быть частью моего обета, частью моей жизни, посвященной «славе Бога». Вне всякого сомнения, я отказываюсь быть соучастником. Мое молчание – это протест, и те, кто знает меня, понимают это. По крайней мере, я мог достаточно написать, чтобы прояснить это. Я не могу уехать отсюда, чтобы выразить свой протест, поскольку смысл любого протеста зависит от моего пребывания здесь» {644}.
Корнуэлл выбрал фразы, выделенные курсивом, и объединил их многоточием. Это больше, чем формальный обман, скорее дезинформация во всей своей красе.
Еще один из методов дезинформации КГБ, использованный в книге Корнуэлла «Гитлеровский папа», представлен на обложке книги. Суперобложка первого английского издания – преднамеренный и мерзкий обман. На обложке размещена фотография, на которой нунций Пачелли покидает прием, данный в честь президента Германии Гинденбурга в 1927 году . Однако на обороте суперобложки английского издания указана другая дата – март 1939 года .
Это не ошибка, а преднамеренный обман. К марту 1939 года Гитлер был уже фюрером, а Пачелли 2 марта 1939 года избрали папой римским. Наивный читатель, поверивший клевете Корнуэлла, мог легко сделать вывод, что Пий XII поспешил навестить Гитлера сразу после своего избрания. Этого никогда не было: ни Пачелли, ни Пий XII никогда не встречались с Гитлером.
На этой сенсационной фотографии нунций Пачелли в одеждах с официальными дипломатическими регалиями, которые можно легко спутать с одеянием папы римского, выходит из здания. Перед ним стоит водитель, отдающий честь и держащий открытой дверь прямоугольной формы, характерной для автомобилей представительского класса 1920‑х годов. По другую сторону от нунция стоят солдаты Веймарской республики. Те, кто не знал различий в деталях формы, легко могли перепутать солдат Веймарской республики с солдатами нацистской армии из‑за характерных шлемов, которые повсеместно ассоциируются с немецкими солдатами нацистского периода.
В американском издании книги «Гитлеровский папа» и в последующем книжном варианте на фотографии, представленной на обложке, указана правильная дата – 1927 год, но фотография обрезана, чтобы убрать две важные детали: солдат, находящийся ближе всех к камере, и дверь автомобиля прямоугольной формы. Обе эти детали помогают сразу же понять, когда именно сделали фотографии, а Корнуэлл, утвердивший ее размещение, желал это утаить {645}. В американском издании задний фон фотографии существенно затемнили и смазали, поэтому читатель не мог различить, что солдат одет в форму Веймарской республики, а не нацистскую. Шофер на фотографии, на которой дверь машины обрезана и фон размыт, выглядит так, будто он приветствует офицера СС. Все это помогло Корнуэллу создать свой вариант событий.
В политической полиции Советского Союза всегда был крупный отдел, занимавшийся подделкой фотографий, поскольку именно так подтасовывались факты – как для понижения кого‑либо по службе, так и для его повышения. Во время правления Сталина нежелательных людей не только убивали, их еще удаляли с фотографий, на которых их присутствие было уже неуместно. В начале 1920‑х годов советские газеты пестрели фотографиями Ленина вместе с Троцким, своим самым близким соратником. Однако после смерти Ленина Троцкого удалили с тех фотографий и заменили его Сталиным. Николая Ежова, в свое время руководителя политической полиции, постигла та же судьба. Ежов, весьма популярная фигура во время «Большой чистки», часто присутствовал на фотографиях вместе со Сталиным. После того как Ежов исчез с политической сцены, фотографии подправили и Сталина на них запечатлели уже без Ежова.
После того как мне предоставили политическое убежище в Соединенных Штатах, Чаушеску приговорил меня к смертной казни, желая осуществить ее не только физическим расстрелом, но и путем изменения общественного мнения. В марте и апреле 1978 года, во время последних визитов Чаушеску в США и Великобританию, в румынских средствах массовой информации появились фотографии, где я запечатлен вместе с Чаушеску и его женой в Белом доме и Букингемском дворце. Спустя несколько месяцев после того, как я бежал из страны, мое изображение исчезло со всех этих фотографий. В моей книге «Красные горизонты» (“Red Horizons ”) одна и та же фотография представлена до подделки и уже после нее {646}.
Дезинформация продолжается. Во вступлении к своей книге Корнуэлл говорит, что идея написания произведения о Пие XII пришла к нему «несколько лет назад… во время обеда с группой аспирантов», когда возник разговор о том, что «он сделал недостаточно для того, чтобы спасти евреев от лагерей смерти». Корнуэлл заявил, что, когда отправился в Рим для определенной исследовательской работы, его первоначальным намерением было изобразить папу как сильного духовного руководителя.
Хотя Корнуэллу предоставили доступ только к открытым архивам Ватикана, он заявил – его книга основана на «ранее не публиковавшемся материале». Корнуэлл также упомянул, что «месяцы напролет» проводил в «подземелье без окон под башней Борджиа», пока «молчаливый фактотум[68]приносил ему папки с документами о Пачелли, которые десятилетиями прятали от посторонних глаз».
В действительности же упомянутые папки просто находились в подземном хранилище. Более того, папки не содержали секретов, а только информацию о периоде с 1912 по 1922 год, до того момента, когда Гитлер возглавил Германию. В этот период Пачелли был апостольским нунцием в Веймарской республике. Согласно записям Ватикана, Корнуэлл посещал эти архивы только с 12 мая по 2 июня 1997 года, он приходил не каждый день и зачастую задерживался там ненадолго. Судя по всему, Корнуэллу, как и Хоххуту, посещение Ватикана требовалось лишь для демонстрационных целей в интересах обеспечения правдоподобия собственной истории. Позже Корнуэлл признал, что с архивами Ватикана он знакомился только три недели и эти папки не отличались секретностью. Однако к тому времени необходимые цели были уже достигнуты {647}.
В предисловии Корнуэлл заявил, что к середине 1997 года, «приближаясь к концу исследования, я был в состоянии, которое могу описать только как моральное потрясение». Причиной тому стало обнаруженное им доказательство того, что Пачелли имел «явную антипатию к евреям» и его «дипломатическая деятельность в Германии в 1930‑х годах» предала те силы, которые «могли бы бросить вызов гитлеровскому режиму и сорвать осуществление им «окончательного решения еврейского вопроса». Сразу вспоминается неуловимый епископ Хоххута в Ватикане, якобы открывший Хоххуту глаза, рассказывая ему сплетни о неудачах Пия.
Критика Хоххута в адрес Пия по сравнению с клеветой Корнуэлла – все равно что ромашковый чай по сравнению с глотком виски, валящим с ног. Упоминание Корнуэлла о башне Борджиа также является очевидной и неуместной деталью, призванной вызвать в памяти злодеяния пап из рода Борджиа. В этой связи вновь вспоминается Хоххут и ловкое упоминание им катынского расстрела. Подобные приемы типичны для операций КГБ по дезинформации . Что же касается исследований Корнуэлла, то его книга опирается в основном на дополнительные источники, вроде книги Карло Фалькони «Молчание Пия XII», в свою очередь основанную на документах, подделанных коммунистическим правительством Хорватии. Когда же Корнуэлл использует подлинные документы, он искажает их {648}.
В книгах “Hitler, the War, and the Pope ” («Гитлер, Вторая мировая война и папа») и “Righteous Gentiles ” («Благочестивые язычники») Рональд Рычлак показывает, каким образом Корнуэлл цитировал «подлинные документы», чтобы внушить доверие к своему материалу, хотя указанные документы в действительности не подтверждали его. Такие же методы использовал и КГБ, и они объясняют, почему находившийся в моем подчинении Департамент внешней информации Румынии просили продолжать присылать документы, даже если они и не носили уличающего характера.
В предисловии к первому изданию книги «Гитлеровский папа» Корнуэлл особо подчеркнул, что как католику, который вернулся в лоно церкви после двадцати лет странствий, ему крайне важно сказать следующее: первоначально он хотел написать полную историю Пия XII, и тогда «с его папства были бы сняты все подозрения», а в предисловии к изданию 2008 года Корнуэлл добавил, что он «начал писать биографию Пия XII беспристрастно и даже с большой долей симпатии». Однако, завершив исследовательскую работу, Корнуэлл уже не видел в Пие XII «примера праведности для будущих поколений».
Специалисты КГБ по подтасовке фактов были экспертами, пользуясь этим старым риторическим приемом: если вы хотите оклеветать кого‑либо, необходимо притвориться, что в начале своего исследования вы совершенно беспристрастны, даже благожелательны, а затем заявите о своем глубоком разочаровании, когда вам пришлось обнаружить его грехи. Или же наоборот. Почти все книги о Чаушеску, опубликованные на Западе на средства румынского Департамента внешней информации, начинались с того, что автор будто бы «предполагал», что Чаушеску был коммунистом советской закалки, и заканчивались демонстрацией его совершенно прозападной политики. Хоххут использовал тот же метод в спектакле «Наместник», когда после его премьеры он заявил в интервью, что вначале намеревался написать полную сочувствия историю о Курте Герштейне и о том, как тому трудно пробиться на прием к папскому нунцию в Берлин для рассказа об убийствах нацистов. Только позже Хоххут или Пискатор ввел в качестве нового персонажа пьесы хладнокровного циничного папу {649}.
Хорошим примером методов исследования Корнуэлла является его анализ конкордата, заключенного Ватиканом с Сербией в 1914 году. Корнуэлл утверждает, что, стремясь к власти, Пачелли настаивал на заключении договора, несмотря на риск возникновения войны и возражения Вены, и этот конкордат действительно привел к Первой мировой войне. Корнуэлл цитирует газеты и журналистов, придерживавшихся левых взглядов, в качестве источников для своих выводов, однако на самом деле историки приходят к мнению, что указанный конкордат никак не повлиял на начало войны. Изучая этот договор, Корнуэлл зловеще подчеркивает – различные документы, относившиеся к данному вопросу, были «в свое время на хранении у Эудженио Пачелли». В этом, однако, нет ничего криминального, поскольку Пачелли как младший чин в делегации Ватикана, которая вела переговоры, должен был делать записи и хранить документы.
Самый сильный разоблачительный момент в исследованиях Корнуэлла, цитирующего второстепенные источники, заключается во фразе папского нунция в Вене, предупредившего Пачелли о рисках, связанных с конкордатом. Примечательно то, что Корнуэлл не упомянул подлинный документ венского нунция, с которым Корнуэлл ознакомился под роспись при изучении архивов Ватикана, а он прямо противоречит утверждению в книге писателя {650}.
В конечном итоге Корнуэлл несколько смягчил свою критику того, как Пий XII отнесся к облаве на римских евреев в октябре 1943 года, он также признал реальность угрозы оккупации нацистами Ватикана, которую он ранее недооценивал. Однако, когда в 2008 году издательство «Пенгуин пресс» выпустило новое издание книги «Гитлеровский папа» в мягкой обложке, единственным очевидным изменением явилось новое предисловие, в котором Корнуэлл попытался отказаться от многих из своих прежних оговорок.
В новом издании Корнуэлл продолжил настаивать на том, что Пачелли являлся «идеальным церковным руководителем» для осуществления замыслов Гитлера. «Я не склонен менять свою точку зрения, несмотря на многочисленные упоминания о якобы проявленном Пачелли милосердии к евреям и всем остальным, его личную критику Гитлера и его осторожные и беспристрастные упреки в адрес как «стран оси», так и в адрес союзных сил» {651}. Согласно Корнуэллу, Пачелли был тщеславным, чрезвычайно амбициозным карьеристом с пронзительным взглядом, который играл ключевую роль в политике Ватикана задолго до того, как его избрали папой. Автор пытается сосредоточить внимание на начале 1930‑х годов, когда государственный секретарь Ватикана Пачелли «начал серию переговоров с правительством Гитлера, закончившуюся подписанием Рейхского конкордата» {652}. Он также утверждает, что послевоенное заявление Пачелли об осуждении «при каждом удобном случае фанатичного антисемитизма, от которого страдали евреи», – это вопиющая ложь» {653}.
Переходить от одного аргумента, когда он оказался слабым, к другому и продолжать так поступать, не отказываясь полностью от первоначального аргумента, – это весьма характерно для операций КГБ по дезинформации . Те, кто создавал и оказывал содействие спектаклю «Наместник», придерживались точно таких же методов. Конечно, это не означает, что Корнуэлл был агентом Кремля. Однако он использовал не только тот же самый ярлык, который Кремль навесил на Пия XII, но и те же самые кремлевские методы для этой цели.
Глава 20
Кокаин Андропова
«[Дезинформация] действует, как кокаин, если вы вдохнете его один или два раза, то он, возможно, и не изменит вашу жизнь, если же будете употреблять его каждый день, вы станете совершенно другим человеком – он превратит вас в наркомана», – наставлял председатель КГБ Юрий Андропов.
Превращение коммунистического лидера Румынии Николае Чаушеску в самого любимого на Западе тирана было основано на кокаиновой теории Андропова. «Мы должны посеять образ нового Чаушеску на Западе , как семена опийного мака, семечко за семечком, и должны поливать эти семена день за днем до тех пор, пока они не дадут всходов», – сказал мне Андропов в 1972 году, когда председатель КГБ решил сделать Чаушеску коммерчески успешным пилотным проектом на Западе перед попыткой проделать тот же трюк с главой Кремля. (Помнит ли кто‑нибудь сегодня тот ажиотаж, с каким встречали Михаила Горбачева во время его поездок на Запад?)
В конечном итоге из семян, посаженных на Западе Департаментом внешней информации Румынии и КГБ СССР, вырос образ «нового» Чаушеску, как из спектакля «Наместник» появился образ «нового» Пия XII. Никто на Западе не знал настоящего Чаушеску точно так же, как новое западное поколение периода «холодной войны» не было информировано о героических усилиях Пия XII, направленных против нацистов до Второй мировой войны и во время нее. Более того, многим государственным и общественным деятелям на Западе была неизвестна практика Кремля по проведению засекреченных операций по дезинформации и подтасовке фактов.
Тем не менее под Рождество 1989 года Чаушеску и его жена были казнены за политику геноцида. Мало кто задумался, каким образом международную общественность смогли так умело ввести в заблуждение. К тому времени книга Михаила Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», которую, вероятно, мало кто внимательно читал, заменила на витринах книжных магазинов мемуары Чаушеску. Книга Горбачева предлагала новую утопию – Советский Союз теперь должен был стать «марксистским обществом свободных людей». Жизнь превращалась в материально обеспеченную и духовно возвышенную. Люди получали свои «демократические права», к ним начинали относиться с «доверием и уважением», воплощался принцип «равных прав для всех». Теперь нового человека в Кремле, «Горби», рекламировали как начинающего демократа и политического провидца. Такова коллективная память.
Подтасовка фактов в отношении Пия XII задним числом подправляла исторические факты, касавшиеся Чаушеску и Горбачева. Спустя годы семена пронацистского образа Пия XII, посеянные на Западе Кремлем и любовно поливаемые агентами КГБ и западными коммунистами, дали всходы: появились книги, фильмы и статьи, которые клеветали на героического понтифика и способствовали распространению этой клеветы.
Такие писатели, как Гарри Уиллс {654}, Джеймс Кэрролл {655}, Сьюзен Цуккотти {656}, Майкл Файер {657}, Дэвид Керцер {658} и Роберт Вистрих {659}, поверили в клевету Кремля и опубликовали книги о Пие XII, искажавшие правду. Джон Корнуэлл, опубликовавший полную клеветы книгу «Гитлеровский папа», написал на эту тему еще одну книгу {660}. Роберт Кац, автор двух книг, поддержавших ложь Кремля о Пие XII в 1960‑х годах, издал новую книгу, в которой собрал многие из ранее высказанных утверждений {661}. Дэниэл Голдхаген отобрал наиболее резкие обвинения, предъявленные понтифику в других изданиях, и организовал массированные нападки на саму христианскую веру {662}.
Как и Корнуэлл, многие из этих авторов выборочно редактировали подлинные цитаты, чтобы изменить позитивную информацию о Пие XII на негативную. Здесь приведен пример из книги Сьюзен Цуккотти «Под самыми его окнами» (“Under His Very Windows ”). По просьбе папы Пия XII кардинал Луиджи Мальоне, государственный секретарь Ватикана, встречается с немецким послом Эрнстом фон Вайцзеккером, чтобы выразить протест после известной облавы на евреев в Риме, проведенной 16 октября 1943 года {663}. Вайцзеккер был представителем немецкого руководства, дружески расположенным к Ватикану, и ему было неловко за обращение нацистов с евреями {664}. Кардинал Мальоне так описывает эту встречу:
«Узнав, что этим утром немцы совершили облаву на евреев, я пригласил посла Германии к себе и обратился к нему с просьбой о попытке вступиться за этих несчастных. Я, насколько это только было возможно, призывал его к человечности и христианскому милосердию . Посол, уже знавший о проведенных арестах, однако, сомневался, что они были связаны конкретно с евреями, ответил мне искренне и взволнованно: «Я все время ожидаю, что меня спросят: «Почему Вы до сих пор занимаете этот пост?»
Цуккотти удалила фрагмент, который не выделен курсивом, убрав таким образом два первых упоминания кардинала о том факте, что жертвами были евреи. Она также пропустила целый абзац в заключении, содержащий последние слова Мальоне к Вайцзеккеру:
«Тем временем я повторил: «Ваше превосходительство обещало мне, что Вы [Вайцзеккер] попытаетесь предпринять что‑нибудь для несчастных евреев. Я благодарю Вас за это. Что касается всего остального, я оставляю это на Ваш суд. Если Вы считаете, что было бы уместнее не рассказывать о нашей беседе [немецкому верховному командованию из опасения ответных мер], пусть так и будет» {665}.
Таким образом, кардинал Мальоне три раза отчетливо упоминал «евреев», однако читатели Цуккотти об этом никогда не узнали. Подобным же образом Цуккотти цитировала и письмо нунция Валерио Валер<