Церковные реформы в XVIII в

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа — Святейший Правительственный Синод). Однако расшире­ния компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского госу­дарства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегули­ровании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 гг.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положе­ние императора в церковной системе:

1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государ­ственной власти;

2) император осуществлял свою власть над церковью в рамках государственного законодательства;

3) Синод стал органом распорядительной власти императора;

4) церковная организация стала частью государственного аппа­рата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

В J764 г. была проведена секуляризация церковных и монастыр­ских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше девятисот тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Колле­гии экономии.

54. Правовое положение окраин Российской империи
в начале XIX в.

В 1809 г. к России была присоединена Финляндия, в 1875 г. — часть герцогства Варшавского, в 1812 г. — Бессарабия.

Финляндия именовалась Великим княжеством Финляндским, а русский император являлся Великим князем финляндским и был главой исполнительной власти. Законодательная власть принадле­жала сословному сейму, а исполнительная (с 1809) — Правительст­вующему Сенату из двенадцати человек, избранных сеймом.

Великий князь финляндский (российский император) являлся главой исполнительной власти, утверждал законы, принимаемые сеймом, назначал членов высших судебных органов, наблюдал за отправлением правосудия, объявлял амнистии, представлял княжество Финляндское во внешних сношениях.

Сейм созывался через каждые пять лет, он состоял из двух палат, представляющих четыре сословия: рыцарство и дворянство, духо­венство, горожан и крестьян. Решение сейма считалось принятым, если оно принималось тремя палатами. Принятие или изменение основных законов требовало решения всех четырех палат.

В 1815 г. Польша получила Конституционную хартию и статус королевства, император российский стал одновременно королем польским.

С1818 г. стал избираться (шляхтой и горожанами) законосовеща­тельный сейм.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках наместника царя, при нем в качестве совещательного органа действовал Государ­ственный совет.

Управление Польшей стал осуществлять Административный совет во главе с наместником императора. Была провозглашена не­сменяемость судей и учреждено городское самоуправление.

В bS22 г. для народов Сибири был издан специальный устав, подготовленный М.М. Сперанским, бывшим ее генерал-губернато­ром. Согласно положениям устава все «инородные» (нерусские) на­роды Сибири делились на оседлых, кочевых и бродячих. Оседлые приравнивались в правах и обязанностях к русским и соответственно к их сословной принадлежности (землевладельцы включались в число государственных крестьян).

Кочевые и бродячие инородцы подчинялись системе родового управления — стойбище иди улус (не менее пятнадцати семей), возглавляемые старостами. Для некоторых народностей создавались степные думы, возглавляемые родовой знатью.

В 1654 г. были утверждены Мартовские статьи, определившие взаимоотношения между Украиной и Россией и автономию Украины.

В результате разделов Польши (1772,1793,1795) к Украине пере­шла значительная часть земель (Киевщина, Брацлавщина, Подолье, Волынь).

В 1775 г. на Украину было распространено действие Учреждения о губерниях и в том же году ликвидирована Запорожская Сечь.

Формы военной организации Украины были одновременно ее государственными формами: полки и сотни стали территориальными административными единицами.

Все должностные лица трех урядов (генерального, полкового, сотенного) избирались на общих собраниях: войсковой, полковой, степной радах.

Генеральный уряд состоял из гетмана и генеральной старшины. Высшим распорядительным органом была Войсковая и Генеральная рада, позже превратившаяся в Раду генеральной старшины.

В руках гетмана сосредоточивались функции власти и управле­ния: он командовал войском, располагал высшей судебной властью, пересматривал решения генерального судьи. Он издавал универса­лы, в которых устанавливались общие правовые нормы.

Контроль за деятельностью украинских властей с 1663 г. осущест­влял Малороссийский приказ, в 1722 г. превращенный в Малорос­сийскую коллегию, надзиравшую за судебными и административны­ми органами (гетманом, генеральным судьей и войсковой канце­лярией).

Войсковая и Генеральная рада представляли собой собрание ук­раинских властей, верхушки городских жителей из числа шляхты и казачества. Со временем сужалась ранее неограниченная компетен­ция Войсковой рады: она стала созываться только для избрания гетмана и генерального уряда.

Генеральная старшина составляла генеральный уряд. В его состав входили: генеральный обозный, ведавший организацией и снабже­нием войска, два генеральных судьи, генеральный подскарбий, ве­давший финансами, генеральный писарь, управляющий делами, ге­неральный хорунжий, генеральный бунчужный, два генеральных есаула. Хорунжий, бунчужный и есаулы были высшими военными чинами. При каждом из генеральных чинов действовали собствен­ные канцелярии.

Местное управление на Украине совпадало с военным делением. После ликвидации польских органов местного управления (1686) полковые власти подчинили себе не только казаков, но крестьян и мещан (в городах и местечках).

Наши рекомендации