Церковные реформы 17 века и раскол.

Смута стала суровым испытанием для церкви. Часть св. служителей во главе с патриархом Игнатием поддержала ЛД I. Однако большинство попов показали образцы высокого служения отечеству и церкви (Гермоген). Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти 450 московских церквей. В числе пленных оказался митрополит Филарет. После 8летнего пребывания в польском плену в Москву возвратился в 1619 г. отец царя Михаила – митрополит Филарет. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. Он был, по существу, 2 царем: все доклады о гос. делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Главное, чего удалось добиться Филарету – укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены ни при нем, ни при его преемниках – патриархах Иоасафе I и Иосифе. Стремясь противодействовать усилившемуся в годы Смуты западному влиянию, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием. В середине 17 в. стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывавшихся от руки, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (все могли молиться одновременно, используя разные молитвы), крещение двумя пальцами и т.д. Мнения верующих разделились. Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие считали, что следует обратиться не к старым книгам, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон – митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Она прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией. Новый патриарх, получив необъятную власть нал верующими, вскоре выступил с идеей первенства власти церковной над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Но это заявление царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на гос. приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, думая, что царь будет просить его вернуться, однако, царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном. Для суда в 1666 г. был созван церковный Собор. Царь осудил Никона в том, что он самолично отрекся от патриаршества, присутствовавшие же церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, заточив его навечно в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667 гг. поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному Уложению 1649 г. им грозила смерть на костре. Таким образом, Собор 1666-1667 гг. положил начало расколу в Русской Православной Церкви. Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум, который с юных лет посвятил себя церкви. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже был сослан в Сибирь. Но он нигде не мог смириться с новой реформой и на церковном Соборе он был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, в затем вновь заключен. 11 апреля 1682 г. протопоп и его сподвижники были казнены, заживо сожжены. Т.о., церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к резкому конфликту церк. и светского руководства. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее факт. превращения в придаток самодержавной власти.

Нота Бене: Соловецкое сидение.

К 17 веку влияние монастыря огромно, он даже ссужает гос-во деньгами. Когда нач. церковная смута, СМ выступает за старую веру. Причины: недовольство лично Никоном – тот когда-то жил на Соловках, как стал патриархом, вывез мощи Филиппа (лучший игумен СМ, во время И4) в Москву. Изменения в СМ считали отступлениями от веры.

1668 – 1 отряд стрельцов для усмирения непокорных. Блокада, отписаны все вотчины и промыслы, нет поставок припасов, 4 года пассивной осады. Мон. оказывали помощь с материка, в т.ч. отряды Разина.

1672 – новый отряд. Переговоры не дали рез-тов, в отместку сожгли суда, постройки, запасы дров, сена.

1674 – 3 воевода, Иван Мещаринов. Штурм. Предатель – монах Феоктист. Монахи СМ не приняли покаяние – жестокая расправа, сожгли заживо, повесили, утопили в прорубях, заморозили заживо, обезглавили.

Нота Бене 2: Церковь закоснела, поэтому такая реакция. 17 век – апофеоз русской ксенофобии.

«До нас положено, лежи так во веки веков» (с) Аввакум.

Обоюдное анафематство. «Церковь прокляла старообрядцев, а те в свою очередь прокляли церковь» (с).

Две партии людей, преданных вере, в борьбе съели друг друга, оставив церковь на растерзание конформистам.

Наши рекомендации