Организация управления экономикой
Министерство экономики Республики Беларусь (далее - Минэкономики) является республиканским органом государственного управления, подчиненным Правительству Республики Беларусь, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере разработки и реализации государственной социально-экономической политики, координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления; проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление государственным имуществом и приватизацией, поддержки предпринимательства, осуществляет общую координацию проведения государственной инвестиционной политики, обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.
В соответствии с основными задачами Минэкономики осуществляет следующие функции:
· разрабатывает и реализует меры по обеспечению устойчивого экономического роста, по сдерживанию инфляции, обеспечивает подготовку концепций, программ и прогнозов социально-экономического развития республики, мероприятий, ориентиров и показателей, направленных на выполнение определенных Президентом и Правительством Республики Беларусь задач, в том числе путем подготовки соответствующих актов законодательства;
· разрабатывает и реализует исходя из общегосударственных интересов принципы либерализации и функционирования рыночной системы хозяйствования, реформирования форм собственности, структурной перестройки экономики, поддержки и развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, демонополизации, создания конкурентной среды хозяйствования, свободного ценообразования;
· участвует в проведении экономических экспертиз проектов решений и соглашений по вопросам международного технического сотрудничества, иностранным инвестициям и кредитам, созданию межгосударственных экономических структур и корпоративных образований с долей государственной собственности, осуществляет государственную регистрацию создаваемых на территории республики хозяйственных групп, ведет Государственный реестр финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, является держателем данного реестра;
· дает оценку текущему социально-экономическому состоянию республики, анализирует наиболее важные экономические проблемы и вырабатывает меры по их решению;
· проводит комплексный анализ социально-экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения с учетом общереспубликанских и региональных интересов;
· участвует в разработке основных направлений внешнеэкономической политики, подготавливает прогнозы и программы развития внешнеэкономической деятельности, составляет прогнозы торговых и платежных балансов;
· подготавливает предложения по формированию экспортно-импортной политики государства, включая меры таможенного, тарифного и нетарифного регулирования во внешнеэкономической деятельности;
· подготавливает предложения по развитию интеграционных процессов с Российской Федерацией, другими государствами - участниками СНГ, по развитию взаимовыгодных торгово-экономических отношений с другими государствами;
· осуществляет координацию управления программами и проектами международного технического сотрудничества и заключает в установленном порядке международные договоры межведомственного характера, принимает участие в работе международных финансово-экономических организаций;
· участвует в работе по созданию необходимых условий для функционирования на территории республики свободных (специальных) экономических зон;
· вырабатывает меры по обеспечению отраслей народного хозяйства стратегически важными материальными ресурсами;
· осуществляет совместно с другими республиканскими органами государственного управления координацию мер по регулированию деятельности топливно-энергетического комплекса, подготавливает предложения по обеспечению народного хозяйства и населения республики топливно-энергетическими ресурсами, устанавливает предельные величины их потребления, формирует инвестиционную политику в топливно-энергетическом комплексе, обеспечивает разработку и реализацию государственной политики цен в топливно-энергетическом комплексе;
· принимает участие в выработке мер по реформированию непроизводственных отраслей, развитию и укреплению их материально-технической базы;
· ведет Реестр имущества, находящегося в республиканской собственности, является держателем данного Реестра, осуществляет контроль и анализ эффективности использования находящегося в республиканской собственности недвижимого имущества (зданий и сооружений), контроль за распоряжением имуществом, находящимся в республиканской собственности, соблюдением республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения указанным имуществом. В пределах компетенции распоряжается имуществом, находящимся в республиканской собственности, согласовывает вопросы распоряжения указанным имуществом с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
· взаимодействует с общественными объединениями, международными организациями по вопросам поддержки и развития предпринимательства;
· осуществляет в установленном законодательством порядке государственный контроль за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, совместно с республиканскими органами государственного управления разрабатывает программы и осуществляет меры по демонополизации экономики и предотвращению монопольных тенденций, организует формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; (подпункт 5.32 в ред. постановления Совмина от 27.02.2003 N 273) (см. текст в предыдущей редакции)
· рассматривает в установленном порядке материалы о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о предпринимательстве и принимает необходимые меры по их устранению, при необходимости дает заключения о соответствии соглашений и других действий организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих к ограничению конкуренции антимонопольному законодательству;
· осуществляет меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечению условий для реализации процедур банкротства в соответствии с законодательством;
Минэкономики имеет право:
· согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, юридическими и физическими лицами решения (в том числе в форме нормативных правовых актов) по вопросам, отнесенным к компетенции Минэкономики, давать по ним разъяснения, организовывать и контролировать выполнение указанных решений;
· привлекать в установленном порядке республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком, Национальную академию наук Беларуси, другие научные учреждения, высшие учебные заведения и другие организации, а также специалистов и экспертов для участия в решении наиболее важных вопросов, находящихся в компетенции Минэкономики;
· заключать в установленном порядке с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и другими организациями, временными научными коллективами, специалистами и экспертами договоры о разработке и экспертизе проектов, подготовке аналитических обзоров и прогнозов по проблемам социально-экономического развития и реформирования экономики, управления государственным имуществом, предпринимательской деятельности, а также по решению иных относящихся к компетенции Минэкономики проблем;
· получать от органов государственной статистики, республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома, иных организаций информационные и статистические материалы по вопросам, относящимся к компетенции Минэкономики;
· проводить в республиканских органах государственного управления, организациях проверки хода выполнения экономических программ, прогнозов и решений по социально-экономическим проблемам, вопросам управления и использования государственного имущества, приватизации, предпринимательской деятельности, ценообразования и противодействия монополизации, давать предписания по устранению выявленных недостатков;
· в целях выполнения функций Минэкономики уполномочивать должностных лиц Минэкономики на посещение в установленном порядке органов государственного управления, иных организаций;
· создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке организации, учреждения.
В структуре Минэкономики образуются департаменты:
1. макроэкономического анализа и прогнозирования;
2. антимонопольной и ценовой политики;
3. по делам инвестиций;
4. по экономическим вопросам обороны;
5. экономики отраслей топливно-энергетического комплекса, химической, микробиологической, фармацевтической промышленности и балансов топливно-энергетических ресурсов;
6. внешнеэкономических связей;
7. финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;
8. социальной политики и развития непроизводственных отраслей;
9. экономики агропромышленного, лесного комплексов и потребительского рынка;
10. экономики промышленности, транспорта и связи.
В систему Минэкономики входят подчиненные ему по вопросам реализации государственной политики территориальные органы государственного управления, Научно-исследовательский экономический институт Минэкономики.
В подчинении Минэкономики находятся Республиканское унитарное предприятие вычислительной техники и информатики "БелВТИ", Республиканское унитарное предприятие "Институт недвижимости и оценки".
Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в Минэкономики образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра, директоров департаментов с правом юридического лица по должности, в ее состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие работники Минэкономики и находящихся в его подчинении организаций.
В целях выработки научно обоснованных решений по социально-экономическим вопросам, а также координации экономических исследований при Минэкономики создается экономический совет, в состав которого включаются специалисты органов управления, отраслей экономики, ведущие ученые, руководители территориальных органов по экономике, управлению государственным имуществом, приватизации, предпринимательству, антимонопольной и ценовой политике.
Контрольные вопросы по теме 11:
1. Каковы полномочия Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь по осуществлению управления экономикой?
2. какие элементы составляют организационно-правовую систему управления?
3. Какова система нормативных правовых актов, регулирующих управление экономикой?
4. Каковы основные функции Минэкономики?
5. Какова структура Минэкономики?
Вопросы к зачету
1. Понятие административного права, его место в правовой системе Республики Беларусь, предмет и метод административного права.
2. Понятие и особенности административно-правовых отношений, их структура и виды.
3. Субъекты административного права — понятие и система.
4. Источники административного права и номы административного права — их понятие и виды.
5. Современное состояние административного права и его роль в решении экономических, социально-культурных и административно-политических задач.
6. Общее понятие управления, его основные категории и виды.
7. Сущность государственного управления.
8. Президент Республики Беларусь: компетенция и функциональные полномочия в сфере государственного управления.
9. Полномочия Президента Республики Беларусь в процессе подготовки проектов правовых актов.
10. Администрация Президента Республики Беларусь как орган государственного управления: компетенция и функциональные полномочия.
11. Полномочия Администрации Президента Республики Беларусь в процессе разработки проектов правовых актов.
12. Правовой статус и структура Правительства — Совета Министров Республики Беларусь. Компетенция и функциональные полномочия Правительства — Совета Министров Республики Беларусь.
13. Порядок деятельности Правительства — Совета Министров Республики Беларусь.
14. Правовой статус и структура Аппарата Совета Министров Республики Беларусь.
15. Порядок подготовки проектов решений Правительства — Совета Министров Республики Беларусь.
16. Система органов государственного управления, подчиненных Правительству — Совету Министров Республики Беларусь Республики Беларусь.
17. Статус и структура министерств и государственных комитетов Республики Беларусь. Департаменты: статус, компетенция, порядок создания.
18. Система органов местного управления в Республике Беларусь.
19. Органы местного управления: компетенция, структура, порядок формирования и деятельности.
20. Государственная служба, её сущность, основные принципы. Правовое регулирование государственной службы.
21. Понятие государственного служащего и государственной должности.
22. Основные права и обязанности государственных служащих, ограничения предусмотренные для государственных служащих.
23. Общий порядок прохождения государственной службы.
24. Значение и виды контроля. Государственный контроль и надзор их виды.
25. Комитет государственного контроля Республики Беларусь: структура, функции и полномочия.
26. Понятие и классификация форм деятельности органов государственного управления.
27. Понятие и юридическое значение акта государственного управления.
28. Виды административно-правовых актов управления, порядок их принятия.
29. Условия эффективности административных актов: целесообразность, законность.
30. Дефектные акты государственного управления, их виды.
31. Подходы к классификации методов государственного управления.
32. Убеждение в деятельности органов государственного управления. Поощрения и их виды. Государственные награды.
33. Порядок и условия проведения личного досмотра и досмотра вещей. Порядок и условия проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности.
34. Понятие, классификация и виды принудительных мер.
35. Понятие и виды мер пресечения. Основание, порядок, условия применения мер административного пресечения.
36. Понятие и основные черты административной ответственности, её цели.
37. Понятие и признаки административного правонарушения.
38. Понятие и структура состава административного правонарушения. Виды составов административного правонарушения.
39. Административная ответственность несовершеннолетних и административная ответственность лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.
40. Виды административных взысканий.
41. Наложение административных взысканий при совершении нескольких правонарушений одним лицом.
42. Сроки давности в административном праве.
43. Понятие стадий производства по делам об административных правонарушениях.
44. Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении. Органы (должностные лица), уполномоченные возбуждать и проводить административное расследование.
45. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Место, сроки и порядок рассмотрения дела. Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
46. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении и его содержание. Виды постановлений.
47. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении. Последствия обжалования и опротестования.
48. Порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий .
49. Административная правоспособность и дееспособность гражданина.
50. Правовые основы рассмотрения обращений граждан.
51. Административно-правовые основы реализации права граждан на свободу шествий, собраний, демонстраций.
Литература и нормативные акты
Административное право. /Под ред. Ю.М. Козлова,
Л.Л. Попова. М.: Юристь, 2002
Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2001
Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: Учебное пособие. Мн.: Амалфея, 2002
Мандрица В.М., Касьянов В.В. Правовые основы управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 2001
Крамник А.Н. Курс Административного права Республики Беларусь. Мн.: Тесей, 2002
Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2001
Тихомиров Ю.А. Правовое обеспечение управления. М., 1987
Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998
Чиркин В.Е. Государственное управление. М.: Юристъ, 2002