Экономические и политические реформы периода становления современной России».
1. Начало рыночных реформ и политическая борьба в постсоветской
России (1992-93 гг.)
В течение 1992-98 гг. в стране происходила грандиозная перестройка отношений собственности. Перераспределение собственности проводилось под лозунгом «реформ», под которыми подразумевалось скорейшее утверждение рыночных отношений в стране.
Б.Н. Ельцин в ноябре 1991 г. сам возглавил правительство, составленное из молодых политиков, сторонников радикальных экономических реформ, так называемых реформаторов (Е.Т. Гайдар, А.Н Шохин, А.Б. Чубайс, А.И. Нечаев и др.). В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провозглашен принцип свободной торговли.Были сняты ограничения на доходы. Была заявлена жесткая кредитно-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагаюсь, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро даст положительные результаты. Президент России Ельцин говорил, что поначалу, конечно, произойдет повышение цен и всем будет трудно, но очень скоро цены начнут снижаться и к концу 1992 г. положение стабилизируется. Многим импонировало заявление Б.Н. Ельцина о том, что в результате приватизации появятся не десятки миллионеров, а десятки миллионов собственников.
В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увеличения цен они выросли за 1992 г., первый год «реформ», в 100-150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз. К 1995 г. цены выросли в 10 000 раз. Сбережения населения, в том числе вклады в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактически пропали, были изъяты у населения.
2. Грандиозным обманом для подавляющего большинства населения стала ваучерная приватизация. Полученные каждым гражданином приватизационные чеки (ваучеры) номинальной стоимостью 10 тыс. р. преподносились как денежный эквивалент доли гражданина в национальном богатстве, подлежащего справедливому перераспределению. Предполагалось, что граждане обменяют свои ваучеры на акции приватизируемых предприятий и различных инвестиционных фондов. В конце 1991 г., когда определялась стоимость ваучера, 10 тыс. р. представляли собой внушительную сумму. К осени 1992 г. произошло обесценение денег, но ни о каком перерасчете стоимости ваучеров никто и не вспомнил. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. р. можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. р. можно было купить уже только 3 бутылки водки. Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а кампании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных групп, которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.
1992 г. стал временем беспрецедентного обогащения, «первоначального накопления капитала» ограниченного числа людей. В то же время в 1992 г. промышленное производство сократилось на 20%, а производство важнейших товаров народного потребления сократилось на 20-30%.
К марту 1992 г. 85 млн человек (57% населения страны) по уровню своих доходов находились ниже прожиточного минимума, а 28 млн (18,9%) — ниже физиологического минимума, т. е. элементарно голодали. Простых людей возмущала бесконтрольность новой политической элиты, которая распоряжалась государственной собственностью как своей личной. Происходило постепенное восстановление системы привилегий, против которой совсем недавно боролись демократы. Резко обострилась криминогенная обстановка. «Гримасы реформ», как когда-то «гримасы НЭПА», вызвали разочарование в широких кругах интеллигенции, работников государственного сектора экономики. На эти настроения стали опираться некоторые бывшие сподвижники президента Ельцина, считавшие, что он исчерпал себя, не способен на созидательную работу. Ряд организаций создал Фронт национального спасения, стала формироваться «державно-патриотическая» оппозиция.
3. Политическая борьба проходила в форме противостояния законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ Ельцин и российское правительство) властей. Законодатели принимали законы, не обеспеченные финансами: о социальных гарантиях военнослужащих, о помощи жителям северных территорий и др. В Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены многочисленные поправки, ограничивавшие полномочия Президента. Законодатели настаивали на корректировке происходивших реформ и в декабре 1992 г. на VII съезде народных депутатов заставили Президента убрать из правительства Е.Т. Гайдара. Главой Правительства стал В.С. Черномырдин.
Ельцин в силу своего характера и под влиянием политического окружения уже весной 1992 г. после первых критических выступлений против реформ на VI съезде народных депутатов стал тяготиться контролем со стороны Советов, в которых ему виделось тяжелое наследие прежнего общества. В декабре 1992 г. Президент обвинил депутатов в саботаже реформ и пытался расколоть съезд, покинув его заседание. Но за Президентом пошла меньшая часть депутатов. В марте 1993 г. Президент пытался ввести особый порядок управления страной, но встретил дружный отпор. Вице-президент А.В. Руцкой, председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, Генеральный прокурор В.Л. Степанков осудили действия Президента. Внеочередной IX съезд народных депутатов 26 марта 1993 г. пытался отрешить Президента от должности, но должного количества голосов не набралось. В апреле 1993 г. состоялся референдум, целью которого, было выявить: какая из властей пользуется большей поддержкой населения. Результаты референдума законодательной и исполнительной властью трактовались в свою пользу, хотя, по сути дела, ни та ни другая сторона не получили однозначной поддержки со стороны большинства населения.
4. С весны 1993 г. в центре политической борьбы оказалась подготовка проекта новой Конституции. Первоначально подготовленный проект президентской стороной был отвергнут. Причина простая: в проекте предусматривались значительные ограничения президентских полномочий, и устанавливался возрастной предел в 65 лет для будущих кандидатов в президенты, что автоматически исключало Б.Н Ельцина (родился в феврале 1931 г.) из возможных выборов летом 1996 г. Президентская команда подготовила новый проект, в котором последовательно проводилась идея президентской республики. Другие проекты игнорировались. Провалом закончилось Конституционное совещание летом 1993 г. Возникла тупиковая ситуация.
21 сентября 1993 г. Президент РФ своим Указом объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 г. X Чрезвычайный съезд народных депутатов отстранил Б.Н. Ельцина от должности и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента А.В. Руцкого.
Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполнительной власти (Президента и правительства) как государственный переворот. В стране возникло двоевластие, причем в значительно более острой форме, чем в 1917 г. Обе стороны принимали свои решения и пытались обращаться ко всей стране. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание московской мэрии и пытались взять штурмом «империю лжи» — телецентр «Останкино». Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне Президента. Белый дом, здание, в котором размещался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября правительственные войска после танкового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибло около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.
12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу и одновременно референдум по единственному проекту Конституции страны, предложенному победившей президентской стороной. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. В Конституции большое место отведено правам и свободам граждан, человек признается высшей ценностью. Конституция 1993 г. признает многопартийность, многообразие форм собственности, провозглашает идеологический плюрализм. Конституция создала в России суперпрезидентскую республику. Президент определяет политику страны, подбирает кандидатуры на все важнейшие государственные посты в стране. Президент предлагает Государственной Думе кандидатуру премьер-министра и в случае ее троекратного отклонения может распустить законодательный орган и назначить новые выборы. Государственная Дума считается высшим законодательным органом, но ее решения подлежат рассмотрению в Совете Федерации и утверждению Президентом страны. Президент же может издавать Указы, которые имеют силу закона. При этом президентские указы не подлежат обязательному утверждению Государственной Думой. Следует вспомнить, что в России 1906-1917 гг. высочайшие указы императора должны были обязательно рассматриваться и утверждаться Думой, а издавать их император мог только в перерывах между заседаниями Думы. Решения Думы при царизме также могли «завернуть» Государственный совет и сам император. Дореволюционные думцы безуспешно пытались добиться того, чтобы правительство формировалось по итогам выборов при решающем участии Думы, и было ответственно перед ней (как в Англии). По современной российской Конституции 1993 года правительство зависит только от Президента. Не предусмотрены также отчеты правительства и министров в Думе, что предлагал еще М.М. Сперанский. Депутаты современной Думы не имеют права запроса, которое имели депутаты дореволюционной Думы и в соответствии с которым, любой государственный чиновник мог быть вызван для объяснений по конкретным вопросам. Подобная практика существует повсеместно в современных парламентах.
5. Первая Государственная Дума Российской Федерации была избрана 12 декабря 1993 г., сроком на 2 года. (Депутаты считают современную Думу новым учреждением и отказались возобновить нумерацию Дум с опорой на дореволюционный период). Выборы проходили как на индивидуальной основе, по мажоритарной системе, так и по партийным спискам. Больше чем по 5% голосов избирателей по партийным спискам, что обязательно для попадания в Думу, в масштабе страны получили 8 партий и движений. Большой неожиданностью для правящих кругов стала победа оппозиционных сил — Либерально-демократической партии России, Аграрной партии России и Коммунистической партии Российской Федерации. Дума, пользуясь своими конституционными полномочиями, 23 февраля 1994 г. амнистировала всех лиц, находившихся под следствием или содержавшихся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 г. и 21 сентября-4 октября 1993 г. Дума пыталась заниматься законодательной деятельностью. Были приняты две части Гражданского кодекса, новый Кодекс о семье и браке и ряд других. Думская оппозиция своей критикой заставила правительство в 1994 г. перейти от неуправляемой шоковой терапии к стратегии активной стабилизации: выборочной поддержке выживших отраслей народного хозяйства, более гибкой финансовой политике, снижению темпов инфляции. Правда, борьбу с инфляцией правительство Черномырдина вело, задерживая выплату заработной платы работникам государственного сектора и связанных с ним сфер. В апреле 1994 г. большинство политических движений страны подписали Договор об общественном согласии. Исполнительная власть продолжала действовать бесконтрольно, игнорируя общественное мнение. Это ярко проявилось в ходе широкомасштабных военных операций на территории Чеченской Республики, начавшихся в декабре 1994 г. Основанием для «чеченской войны» стал Указ Президента Ельцина о восстановлении в Чечне «конституционного порядка». Война, жертвами которой стали тысячи убитых военнослужащих и мирных жителей, велась без какого-либо одобрения со стороны Думы. Нельзя не вспомнить, что российское правительство в странном оцепенении не прореагировало на роспуск генералом Д. Дудаевым в сентябре 1991 г. Верховного Совета Чечено-Ингушской автономной республики. Тогда же Д. Дудаев демонстративно заявил об отделении Чечни от России. В течение последующих лет чеченскому руководству удалось создать значительные запасы оружия и других средств для ведения будущей войны.
6. Однако экономическое положение страны не улучшалось. В 1994 г. производственные инвестиции снизились на 33%, в 1995 г. — еще на 21%. Производительность труда в России в эти годы составляла около 30% от средних показателей в странах европейского Союза. Ожидаемые иностранные капиталовложения не поступали как из-за нестабильности внутриполитической ситуации в стране, так и вследствие многочисленных сдерживающих факторов, среди которых неповоротливость, необязательность и коррумпированность нового российского чиновничества стали «притчей во языцех». Перебои с выплатой пенсий, пособий, заработной платы преодолевались путем налогового пресса на работающие предприятия, за счет растущей задолженности западным банкам, распродажи государственной собственности.
7. Авторитет исполнительной власти падал все ниже и на выборах во II Государственную Думу 17 декабря 1995 г. по партийным спискам в лидеры вышла КПРФ (Зюганов). Сохранили свои позиции ЛДПР (Жириновский) и движение «Яблоко» (Явлинский). Четвертой партией, преодолевшей пятипроцентный барьер, стало созданное В.С. Черномырдиным движение «Наш дом — Россия», которое воспринималось как номенклатурная «партия власти», партия чиновников и зависимых от них людей.
1996-й г. прошел под знаком президентских выборов. Главным противником Б.Н. Ельцина выступил лидер КПРФ Г.А. Зюганов (всего было 11 кандидатов, включая М.С. Горбачева). Коммунисты и их союзники выступили с предметной критикой правительства, особенно его социальной политики. Пропрезидентские средства массовой информации доказывали избирателям, что КПРФ, ее лидеры «ничего не забыли, но ничему не научились», поэтому, придя к власти, восстановят советские порядки, начнут новый передел собственности, инициируют гражданскую войну в стране и вызовут своими действиями новое мощное давление на страну извне. В июне-июле 1996 г. на выборах, которые прошли в два тура, Б.Н. Ельцину удалось с небольшим перевесом победить и остаться Президентом. В сентябре 1996 г. привлеченный Б.Н. Ельциным бывший конкурент генерал А.И. Лебедь подписал мирное соглашение с чеченским руководством. Фактически федеральное правительство капитулировало. Тогда выявилась низкая боеспособность федеральных вооруженных сил.
8. В 1997 г. правительство продолжало маневрировать. О выполнении предвыборных обещаний не вспоминали, стремясь свести концы с концами. Для сбора налогов была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия. Правительство возлагало большие надежды на страховую медицину, негосударственные пенсионные фонды и другие социальные новшества, которые «калькировались» с опыта стран, находившихся совершенно в других условиях. Президент постоянно тасовал правительство, пополняя его как финансистами, которые занимались перекачкой государственных средств в подконтрольные им финансово-банковские структуры, так и «молодыми реформаторами», которые предпочитали действовать старыми номенклатурными способами дележа уменьшающегося государственного пирога без участия основной массы населения.
Весной 1998 г. получил отставку В.С. Черномырдин и председателем правительства стал С.В. Кириенко. После некоторых противоречивых шагов и закулисных маневров 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко объявил правительство банкротом, прекратив выплату процентов по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам) и «заморозив» вклады населения в банках.С.В. Кириенко ушел в отставку, а население на практике познакомилось с понятием «дефолт». Специальная комиссия Совета Федерации оценила ущерб, нанесенный «дефолтом», в десятки миллиардов долларов и сотни миллиардов рублей.
9. Политический кризис был преодолен назначением на премьерский пост опытного и осторожного Е.М. Примакова, который ряд лет возглавлял Службу внешней разведки (СВР) и министерство иностранных дел. Ему удалось в течение нескольких месяцев стабилизировать ситуацию и даже воспользоваться ею, так как резкое падение объемов импорта способствовало оживлению отечественных товаропроизводителей.
Но рост авторитета Е.М. Примакова был ревниво воспринят Президентом Б.Н. Ельциным и его окружением. В Думе весной 1999 г. была создана комиссия по подготовке решения об отрешении президента от должности. Но в мае 1999 г. в Государственной Думе при голосовании не набралось необходимого в соответствии с Конституцией РФ количества голосов для начала процедуры «импичмента». Одновременно Е.М. Примаков, который, по мнению «команды Ельцина», плохо защищал президента, вместо него этот пост занял С.В. Степашин. Последнего уже в августе 1999 г. заменил В.В. Путин, которого Б.Н. Ельциным объявил своим преемником.
Для справки:Ельцин Борис Николаевич(1931-2007) — из крестьянской семьи; женат; дочь Татьяна Дьяченко помогала отцу, пресса называла ее главным лицом в «Семье». Окончил Уральский политехнический институт, работал в строительных организациях, в 1968-1988 гг. — на партийной работе. В октябре 1987 г. после критики хода «перестройки» выведен из Политбюро ЦК КПСС и снят с поста Первого секретаря Московского городского комитета КПСС, а в 1990 г. вышел из КПСС. Обиженный Властью, ее критик, Ельцин получил широкую поддержку в народе: был избран народным депутатом СССР, РСФСР, стал Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. и Президентом РСФСР 12 июня 1991 г. В августе 1991 г. организовал сопротивление антидемократическому путчу. Стал одним из инициаторов ликвидации СССР, участвовал в создании СНГ. Он был инициатором радикальной экономической реформы с января 1992 г., ликвидировал систему Советов осенью 1993 г., инициировал безальтернативное принятие Конституции РФ всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В июле 1996 г. избран Президентом РФ на второй срок, а 31 декабря 1999 г. досрочно сложил с себя полномочия Президента РФ и объявил своим преемником В.В. Путина. Международные позиции России при Ельцине заметно ослабли, а долг зарубежным кредиторам вырос. С 2000 г. на пенсии. Автор мемуаров: «Исповедь на заданную тему», «Записки президента», «Президентский марафон».
10. В.В. Путин на премьерском посту главное внимание уделил анти-террористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате взрывов домов в Москве и других городах и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства. На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С.Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС – Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, С.В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество — вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е.М. Примаков, мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.В. Яковлев.
31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин добровольно сложил с себя обязанности Президента РФ. Согласно Конституции эти обязанности, наряду с премьерскими функциями, стал совмещать В.В. Путин. 24 марта 2000 г. Владимир Владимирович Путин одержал предсказуемую победу на досрочных президентских выборах.На пост главы правительства был назначен М.М. Касьянов.
11. Россия в начале XXI в.: проблемы и противоречия в развитии российского общества.
За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов, 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы вырос до пропорции 20 к 1. В советское время, но большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал соотношения 4,5 к 1.
В 1990-е гг. в стране сформировался новый правящий класс. В новую российскую элиту вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала и верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в средний класс, который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Огромное большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни.
12. За 1990-е гг., по официальным данным, население России сократилось со 150 до 146 млн человек. Дело в том, что смертность стала превосходить рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль населения. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о децелерации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.
Но не будем все драматизировать, необходимо отметить и положительные моменты в жизни многих россиян 1990-х, – особенно в Москве, Петербурге, других крупных городах произошло немало приятных перемен. Исчезли очереди, понятие товарного дефицита. Появились тысячи магазинов, пунктов торговли на любой вкус и кошелек, переполненные продовольственными и промышленными товарами. Появились реальные возможности купить автомобиль, телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер, видеокамеру иностранного производства, съездить за границу, улучшить жилищные условия, получить образование за границей. Появились новые формы развлечений, разнообразные услуги. Многие продавцы, работники сферы обслуживания стали внимательными и вежливыми.
13. С уходом с политической арены Б.Н. Ельцина окончился первый этап сложной трансформации старой советской социально-экономической и политической системы, которая охватывала всю территорию СССР, в новую систему отношений, но уже в границах современной Российской Федерации. «Реформы» 1990-х гг. пока не получили развернутой оценки. С началом нового века можно говорить о втором этапе новейшей истории России, содержанием которого стало упорядочение в различных сферах жизни общества.
Для справки:Путин Владимир Владимирович (1952)— из простой ленинградской семьи; женат, две дочери. Окончил Ленинградский университет (юрист). Служил в КГБ СССР. С 1991 г. — на разных должностях в Петербурге и Москве. В 1998 г. — директор Федеральной службы безопасности России, с августа 1999 г. — Председатель Правительства РФ. В.В. Путин возглавил правительство в обстановке некоторого улучшения экономической ситуации в стране, связанного с деятельностью правительства во главе с Е.М. Примаковым по преодолению последствий дефолта (август 1998) и повышением цен на энергоносители. Поддержку в российском обществе получила антитеррористическая операция в Дагестане и Чечне, начавшаяся в августе 1999 г. Деятельность В.В. Путина отличают динамизм, энергичность. В декабре 1999 г. на выборах в Государственную думу относительное большинство мест получило движение «Единство», опиравшееся на поддержку В.В. Путина, а 24 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ. В марте 2004 г. В. В. Путин был избран на второй президентский срок.
14. Культурная и духовная жизнь страны в конце 1990-х- начале 2000-х гг.
После 1991-го года в культурной и духовной жизни общества происходили сложные противоречивые процессы. Исчез идеологический диктат КПСС, против которого долго боролась интеллигенция. Но значительная часть интеллигенции оказалась на обочине жизни. Стремление нового руководства страны «побыстрее» ввести рыночные отношения во все сферы жизни выразилось в резком сокращении финансирования образования, науки, музеев, театров и других учреждений в сфере культуры.
Многие специалисты были вынуждены сменить работу, покинуть страну, заняться самообеспечением, натуральным хозяйством. Социальная деградация населения, деинтеллектуализация приобрела значительный размах.
Доминирующее место в духовной жизни заняли средства массовой информации, особенно телевидение. Пропаганда преимуществ рыночных отношений, оправданности любых, прежде всего легких способов обогащения, обеспечение народу «зрелищ» при явной нехватке «хлеба» стали основным содержанием работы большинства телевизионных каналов. Резко усилилось влияние западной культуры, западных стереотипов поведения.
Возникло множество новых газет, журналов, особенно иллюстрированных, а также различных издательств. Книжный рынок оказался заполненным разнообразной литературой, среди которой заметное место заняли детективы, любовные романы, литература для детей, учебные издания.
В сфере народного образования было разрешено создание частных образовательных учреждений. Появились религиозные школы. Обязательным стало не полное среднее образование, а только девятилетнее обучение. Затянулось обсуждение о переходе на 12-летнее среднее образование. В вузах прием первоначально сократился, но к концу 1990-х г. дореформенный уровень численности студентов был превзойден. Наряду с бюджетным (бесплатным) обучением широкое распространение получило платное высшее образование. Резко увеличилась подготовка специалистов по экономике, юриспруденции, иностранным языкам. В образовании на различных ступенях появилось множество альтернативных программ обучения, учебников, но были введены Государственные стандарты. Активно внедрялись компьютерные технологии.
Сферу искусства охватила коммерциализация, появился российский шоу-бизнес. В различных сферах и жанрах культуры появились абсолютные монополисты. Отечественная кинопродукция почти полностью была вытеснена западным, прежде всего американским, кино. Отечественная культура стала терять свои позиции и традиции. Заурядными событиями стали 850-летие со дня основания Москвы, 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Патриотизм стал едва ли не бранным словом.
1990-е г. не были отмечены сколько-нибудь крупными достижениями российской культуры, если не считать Нобелевскую премию физика Ж. И. Алферова.
В начале XXI в. стало вспоминаться древнее изречение: «Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать».