Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.
Характеристики системы права:
· системное образование – не простая совокупность элементов, а целостное формирование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;
· объективное явление – поскольку она предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;
· обусловлена национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
· динамична, способна изменять свою внутреннюю структуру под воздействием внешней среды. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Единство юридических норм, образующих право, определяется:
o единством выраженной в них государственной воли;
o единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; o единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; o единством конечных целей и задач.
Структурные элементы системы права:
· норма права -первичный элемент системы права(исходящее от государства общеобязательное правилоповедения властного характера). Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком регулировании. Остальные от-ношения регулируются другими социальными нормами.
правовой институт –совокупность правовых норм,регулирующих однородную группу общественныхотношений – регламентирует вид общественных отношений. Например, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве – это простые институты; институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением; Виды правовых институтов:
· по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.;
· материальные и процессуальные;
· отраслевые – состоят из норм одной отрасли права (институт наследования в ГП);
· межотраслевые (смешанные) – состоят из норм двух и более отраслей (институт права человека относится и к м/н, и к КП);
· простые – не содержат в себе других подразделений;
· сложные (комплексные) – имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинституты);
· регулятивные – направлены на регулирование соответствующих отношений;
· охранительные – направлены на охрану, защиту отношений;
· учредительные (закрепительные) – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга-нов, организаций, должностных лиц, а также граждан.
· субинститут (подынститут) –отличаются от правового института объемом регулирования и кругом нормправа (подынститут референдума в институте народовластия);
· подотрасль –совокупность нескольких однородных правовых институтов(в ГП подотрасли жилищного,авторского права) – присутствует в крупных и сложных по составу отраслях права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права;
· отрасль права –основное подразделение системы права–объединяет взаимосвязанные между собойинституты права, имеющие свой предмет регулирования (регулирующие качественно однородную область общественных отношений) – регулирует род обществ. отношений; содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы. Виды отраслей:
· базовые – КП, ГП, УП и АП, а также соответствующие им процессуальные отрасли ГПП, УПП и АПП;
· специальные – юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества – ТП, ЗП, ФП и т.д.;
· комплексные – соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей – Экологическое, Информационное, Предпринимательское право;
· первичные – к ним относят так называемые традиционные отрасли – УП, ГП;
· вторичные – выделившиеся из традиционных отраслей – из ГП выделились семейное и трудовое право. Главными критериями, позволяющими отграничить одну отрасль права от другой являются:
· Предмет правового регулирования – какие общественные отношения регулирует данная отрасль права;
· Метод правового регулирования – какими способами, средствами, приемами регламентируются данные
общественные отношения.
Предмет правового регулирования – составляют однородные общественные отношения – каждая отрасль имеет свой собственный предмет регулирования. Позволяет определить правовое положение субъектов, порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей, средства их обеспечения, характер санкций. Два главных метода:
Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие общественные отношения. Методы зависят от характера предмета правового регулирования. Два основных:
1.императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности) – характерен для УП, АП, НП;
2.диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении) – характерен для СП, ГП.
Существуют также дополнительные методы – поощрительный и рекомендательный – но самостоятельно они практически не применяются.
Система права –совокупность действующих норм права,объединенных по институтам,подотраслям и отраслямв соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Система права первична, система законодательства – производна от нее, так как исходным элементом системы права является норма права, а исходным элементом системы законодательства – НПА (акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права).
Система законодательства–это совокупность нормативных правовых актов,в которых объективируютсясодержательные и структурные характеристики права. Законодательство служит внешней формой выражения права.
Система права и система законодательства тесно взаимосвязаны. Они определяются социальными факторами – экономическими, политическими, духовными и т.д.
Различия между системой права и системой законодательства.
· Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате целенаправленной деятельности.
· Система права, представляя собой внутреннюю его структуру, является структурой содержания права, а система законодательства выражает структуру формы права.
· Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.
· Система права является определяющим фактором в построении системы законодательства.
Опираясь на объективно существующие закономерности общественного развития, система права