Понятие и сущность молодежной политики
Понятие «молодежная политика» сравнительно новое для системы государственного управления и общественного строительства и, на первый взгляд, не отличается особой сложностью. Молодежная политика[1] – это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Данная политика составляет целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера для создания условий самореализации молодых граждан, поддержки молодежных движений и инициатив.
Регулирование положения и роли молодежи в обществе – явление не новое, и можно говорить о нескольких исторических этапах в становлении молодежной политики, вызванных изменениями взаимоотношений государства и молодежи как социально-демографической группы, находящейся на стадии самореализации:
- патернализм, характеризуемый консервативным подходом общества и государства к молодежи, ориентированным на поддержку молодежи группы риска (1950-е гг.);
- восприятие молодежи в качестве угрозы мировой эволюции (1960-е гг.);
- появление демократических начал в формировании молодежной политики, участие молодежи в реализации этой политики (1970-е гг.);
- демократический подход к положению и роли молодежи при активном участии молодых граждан в общественных процессах (1980 – 1990-е гг.);
- планетарный подход, направленный на самореализацию, сплочение молодежи для решения глобальных проблем современности (с конца 1990-х гг.)[2].
Государственная молодежная политика (далее ГМП) регулирует и обеспечивает эффективность отношений молодежи, общества и государства, адаптации к различным формам социальных отношений.
Субъектами Государственной молодежной политики являются молодые граждане (граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством в возрасте от 14 до 30 лет, иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет – в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов), молодежные и детские общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
Целями молодежной политики являются[3]:
- создание условий и гарантий для самореализации молодых граждан для привлечения работы в общественно-политическую, социальную и культурную жизнь общества;
- содействие социальному, духовному, культурному и физическому развитию молодых граждан;
- содействие в реализации общественно значимых инициатив молодежных и детских организаций;
- использование потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества.
Основными задачами являются[4]:
- защита прав и законных интересов молодежи;
- активизация института гражданского общества.
Основными направлениями и мерами реализации ГМП являются[5]:
Поддержка общественно-значимых инициатив, формирование кадрового резерва:
- активизация мер по поддержке общественных инициатив молодых граждан, молодежных и детских организаций;
- стимулирование мер по поддержке общественных инициатив поп привлечению молодежи к экспертно-консультативной деятельности;
- формирование молодежного кадрового резерва на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- участие российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах и мероприятиях;
Кадровое обеспечение работы с молодежью:
- разработка и утверждение номенклатуры должностей, профессиограмм специалистов, стандартов и моделей организации их деятельности, аттестации, социального обеспечения;
- расширение перечня специальностей среднего и высшего профессионального образования для подготовки специалистов по работе с молодежью;
- разработку и утверждение программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров и преподавателей.
Содействие и поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания, культурного и творческого развития предполагает:
- реализация мер по созданию благоприятных условий для получения доступного образования;
- реализация мер по поддержке самоуправления в образовательных учреждениях;
- вовлечение молодежи в программы патриотического воспитания;
- разработка мер по приобщению молодежи к ценностям отечественной и мировой культуры;
- реализация мер по вовлечению молодежи в сферу научно-технического творчества и стимулирование молодых учёных к участию в решении актуальных задач социально-экономического развития страны;
- создание молодежных СМИ для привлечения молодых граждан в разработке социальной рекламы.
Содействие занятости и трудоустройству молодежи, реализации их трудовых прав:
- разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников образовательных учреждений на основе целевой контрактной подготовки и квотирования рабочих мест для молодежи;
- развитие интереса молодежи к предпринимательской деятельности.
Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья:
- стимулирование мер по формированию культуры здорового образа жизни, развитие потребности в физической культуре, спорте и туризме;
- формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания молодежи (медико-психологическая поддержка, социальная адаптация)
- активизация профилактических мер по предупреждению алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
Поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
- разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- проведение профилактической работы с лидерами и членами молодежных организаций.
Поддержка молодых семей:
- разработка и принятие мер по поддержке молодых семей, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, бытовых проблем;
- формирование системы социальных служб в целях расширения образовательных услуг для обеспечения полного информирования молодых семей;
- совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретения жилья;
- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых семей.
В нашей стране сформирован механизм координации молодежной политики, т.е. реализация молодежной политики на региональном уровне. Это системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь. В этот процесс в качестве активной стороны вовлечено целое множество отраслевых и территориальных институтов.[6] Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация. Функции региональной молодежной политики можно разделить на 2 группы – системообразующие и стратегические.
К системообразующим функциям относятся:
1. целеориентирующая, которая призвана разрабатывать и устанавливать цели, задачи, направления и меры реализации для решения молодежных проблем. Именно в этой функции отражена направленность и приоритеты региональной молодежной политики.
2. Разграничительная функция объединяет жизнедеятельность общества и государства с интересами молодежи и при этом разделяет возможности и круг интересов молодого поколения с целью многостороннего развития.
3. Интегративная предполагает объединение разных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения устойчивости и равновесия общества, регулирование общественной дифференциации молодежи, а также для лучшего взаимодействия регионов.
4. Организационная научно-техническая учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного состояния общества региона, например, проведение социологических опросов. Это необходимо для более точного понимания проблем региона.
5. Развивающая и сохранно-воспроизводственная гарантирует социализацию и воспитание молодого поколения, подразумевающее становление личности как субъекта социального и политического порядка, формирование и развитие нормативно-ценностных ориентиров, контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи региона, подготовку будущих кадров.
6. Имидж-функция ориентирована на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны молодежи. Данная функция связана с повышением уровня легитимации молодежной политики региона.
Стратегическими функциями являются:
1. Идеологическая, нацелена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как общественной категории. Важно м актуально это непосредственно на региональном уровне, ведь именно в субъекте соприкасаются с морально-нравственными ориентирами в момент их становления.
2. Инновационная, которая свойственна как государственной молодежной политике, так и региональной. Подразумевает не только формирование и реализацию социальных проектов и идей, но и преемственность, суть которой подразумевает отсутствие постоянства в управлении государством[7] (смена политических лидеров, должностных лиц федеральных и региональных органов власти).
Таким образом, именно региональная молодежная политика должна выполнять основную работу, ведь самостоятельная работа регионов помогает сформировать новые механизмы реализации молодежной политики. Следует отметить, что идеализация региональной молодёжной политики в отличие от её "федерального контура" характеризуются, в первую очередь, конкретизацией методов и форм её практического воплощения.
Уже после вышесказанного можно сделать вывод, что, во-первых, молодежная политика рассматривается ровно как совокупность специальных мероприятий для развития молодежи путем ее привлечения в общественно-политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь общества. Во-вторых, с целью результативной работы в сфере молодежной политики необходима одна профильная нормативно-правовая база, регламентирующая всю работу.