Освобождение крестьян за выкуп по желанию помещика;
3) выкуп за счет казны и переселение крестьян в Сибирь;
4) перевод посессионных крестьян в разряд государственных.
А3. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
Переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян;
4) внедрение двигателя внутреннего сгорания.
А4.К основным факторам, способствовавшим формированию взглядов декабристов не относится:
1) Отечественная война 1812 г. и патриотический подъём в стране;
2) аракчеевщина;
3) вольнолюбивые идеи А.Н. Радищева, А.С. Пушкина;
4) стремление прославиться.
А5.Прочтите отрывок из документа и укажите имя правителя, о котором идет речь.
Период его царствования с 1816 по 1825 г. часто называют реакционным. Вряд ли справедливо считать близкого сотрудника императора Аракчеева главной причиной того, что задуманные реформы не удались. Причина этого, думается в том, что формой правления в России оставалась абсолютная монархия, при которой общество не имело возможности поддерживать царя-реформатора. К тому же после победы в Отечественной войне Россия оказалась на вершине могущества, и реформы в этой ситуации выглядели совсем необязательными.
1) Павел I;
Александр I;
3) Николай I;
4) Александр II.
А6.Укажите положения, которые относятся к основным идеям западников.
A) Самобытность русского народа. Б) Положительная оценка деятельности Петра I. B) Следование по пути европейских держав. Г) Отрицательная роль реформ Петра I.
Укажите верный ответ:
1) А Б;
2) А В;
3) Б Г;
Б В.
А7.К причинам поражения России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. нельзя отнести:
Низкий моральный дух и отсутствие желания воевать у российских солдат;
2) экономическая отсталость России от передовых капиталистических стран;
3) устаревшее оружие русской армии;
4) отсутствие железных дорог, казнокрадство и взяточничество.
А8.Прочтите отрывок из документа и укажите, к какому направлению общественной мысли 1830 – 1850-х гг. принадлежал автор.
С Петра начинается Санктпетербургский период русской истории, в котором застаёт нас тысячелетие Русского государства. Разрыв с народом, движение России по пути западной цивилизации под воздействием иного просветительного начала, измена прежним основам жизни, поклонение внешней силе, внешней правде; одним словом – вся ложь, всё насилие дела Петрова, – вот чем окрещён был городок Питербурх при своём основании, вот, что легло во главу угла при создании новой столицы.
1) марксизм;
2) западничество;
Славянофильство;
4) народничество.
А9.Автором проекта величественного здания Казанского собора в Петербурге, сооруженного в 1801 – 1811 гг., в котором покоится прах М.И.Кутузова, является архитектор:
1) К.И.Росси;
2) А.Д.Захаров;
А.Н.Воронихин;
4) К.А.Тон.
А10.Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 гг.:
1) усиление позиций России в Европе;
2) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;
3) образование Тройственного союза;
4) вхождение Пруссии в состав Российской империи.
А11.Прочтите отрывок из документа и укажите название картины.
В купеческий дом сваха приводит жениха майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец – вино. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка зазывает гостей. В комнате у левого края видна часть образов с лампадками; под ними стол с священными книгами. На стенах портреты: митрополита, Кутузова, Кульнева и самого хозяина с книжкой в руках; картины: Иловайский на коне и вид монастыря.
1) «Разборчивая невеста»;
2) «Завтрак аристократа»;
3) «Сватовство майора»;
4) «Свежий кавалер».
А12. Расположите даты по порядку.
А) Бородинское сражение; Б) сражение за Малоярославец; В) сражение на реке Березине; Г) Смоленское сражение.
Укажите верный ответ:
1) А Б В Г;
2) Б А В Г;
Г А Б В;
4) А Г В Б.
А13.Установите соответствие между историческими деятелями и их достижениями.
А) Александр I; 1) реформа государственных крестьян;
Б) Е.Ф.Канкрин; 2) отмена крепостного права в Прибалтике;
В) П.Д.Киселев. 3) введение «серебряного рубля».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
А 2; Б 3; В 1;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А14.Какие из указанных мероприятий неотносятсяк царствованию
Николая I. Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
A) Кодификация законов; Б) Введение «чугунного» цензурного устава;
B) Введение университетской автономии; Г) Создание Третьего отделения; Д) Создание Государственного совета.
1) А Б;
2) В Г;
3) Г Д;
В Д.
А15.Прочтите отрывок из документа и укажите имя автора записок.
Император стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.
А.Х. Бенкендорф;
2) Николай I;
3) А.А.Аракчеев;
4) М.М.Сперанский.
А16.Укажите событие, которое произошло раньше всех остальных.
1) указ о «вольных хлебопашцах»;
2) начало промышленного переворота в России;
3) введение «серебряного рубля»;
4) реформа государственных крестьян.
А17.Установите соответствие между авторами и произведениями.
А) А.Д.Захаров; 1) картина «Последний день Помпеи»;
Б) К.П.Брюллов; 2) здание Адмиралтейства;
В) М.И.Глинка. 3) опера «Жизнь за царя».
Укажите верное соответствие:
1) А 1; Б 2; В 3;
А 2; Б 1; В 3;
3) А 3; Б 2; В 1;
4) А 1; Б 3; В 2.
А18.Книга этого учёного «Основы химии» была переведена на все европейские языки, им открыт периодический закон химических элементов, один из основных законов естествознания:
1) В.В.Докучаев;
Д.И.Менделеев;
3) Н.Н.Зинин;
4) А.М.Бутлеров.
А19.Одним из результатов проведения военной реформы 1860-1870-х гг. было:
1) введение всесословной воинской повинности;
2) создание полков иноземного строя;
3) создание регулярной армии на основе рекрутских наборов;
4) расформирование стрелецких полков.
А20.Прочтите отрывки из документов и укажите название войны, о которой идет речь.
«Помню как сердце усиленно билось и умилялось от бесчисленных проявлена народного энтузиазма. Помню этих старушек и стариков, на вид убогих, приходивших вносить свои лепты для славянских братий, в каком-то почти религиозном настроении. И действительно, деньги лились рекою. Улицы стали наполнятся маленькими группами русских офицеров в сербских костюмах, и на поездах варшавской дороги не хватало мест для посадки ехавших через Вену на Дунай добровольцев».
«Спросите народ, спросите солдата: для чего идут и чего желают в начавшейся войне, - и все скажут вам, как один человек, что идут, чтоб Христу послужить и освободить угнетенных братьев».
Сербские войска успешно выполняли свои союзнические обязательства. Черногория в войне была верным и стойким союзником России. Если спросите любого черногорца: "Сколько вас, черногорцев?", он обязательно скажет: "Нас с русскими сто семьдесят миллионов. Мы от русских себя не отделяем".
1) Кавказская война 1817 – 1864 гг;
2) Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.;
3) Крымская (Восточная) война 1853 – 1856 гг.;
4) Русско-иранская война 1826 – 1828 гг.
А21.Этот русский царь отличался консерватизмом и осторожностью, мудро избегал войн, быстро нормализовал обстановку в стране, получил прозвище «миротворец»:
1) Александр II;
2) Александр I;
3) Николай I;
4) Александр III.
А22.Крестьянская реформа 1861 г. не привела к:
1) освобождению самой многочисленной части населения;
2) выходу страны из экономического кризиса;