Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Вотчинно-поместное землевладение и формы зависимости крестьян

При Иване III для унификации судебно-административной деятельности в 1497 г. был составлен новый свод юридических норм – Судебник – первый кодекс законов единого централизованного государства. Отныне юрисдикция московского князя распространялась на всю территорию страны, соответственно ликвидировались правовые суверенитеты отдельных регионов.

При создании Судебника использовались «Русская правда», «Псковская судная грамота», а также княжеские уставные грамоты.

Большая часть статей кодекса посвящена нормам процессуального права, что свидетельствует о росте мощи государства при недостаточном уровне развития гражданских отношений. Судебник закрепил устройство и систему управления, унифицировал судебные пошлины, установил единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения суда и следствия. Верховным судьей считался московский великий князь, имеющий право наделять судебными полномочиями своих служилых людей: бояр, окольничих, наместников и волостелей. В первой же статье Судебника говорится о запрете лихоимства и неправого суда: «Всякому судие посулов (взяток) от суда не имати… А судом не мстити и не дружити никому».

Любопытно, что Судебник допускает в некоторых спорных случаях использование такой архаичной формы доказательства, как назначение судебного поединка (поля) между сторонами, участвующими в тяжбе.

Особенно важно, что Судебник Ивана III положил начало юридического оформления крепостной зависимости крестьян от землевладельцев. Он ограничил (ст. 57) право крестьян уходить от своего господина определенным сроком – за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и в течение недели после него. Уходя, крестьянин обязан был выплатить своему прежнему хозяину пожилое в сумме 1 рубль в степных и полтину в лесостепных районах.

Примечательно также, что в Судебнике 1497 г. впервые официально употребляется термин «поместье» – условное земельное владение, предоставляемое государством за несение военной или гражданской службы.

Вотчина – это традиционная форма землевладения на Руси, возникшая еще во второй половине XI в. В.О. Ключевский полагал, что в XI–XIII вв. «Русская земля считалась «отчиной» и «дединой» всего княжеского рода». Разумеется, «отчинами» отдельных княжеских фамилий являлись их родовые уделы в XII – первой половине XVI вв.

Князья, не имеющие свободных денежных средств, вынуждены были жаловать своих приближенных землей. При этом вотчина подразумевала возможность ее отчуждения (продажи, дарения, обмена, наследования) хозяином, то есть являлась безусловной частной собственностью.

Помимо княжеских и боярских, в средневековой Руси существовали еще монастырские вотчины. Напомним, что церковь превращается в крупного землевладельца во второй половине XIV–XV вв. Условия для этого подготовила монастырская реформа Сергия Радонежского.

Боярские вотчины могли быть пожалованы князем за службу, а также куплены или выменяны хозяином. Они считались индивидуальной частной собственностью владельца, однако его род (в случае отсутствия наследников) имел преимущественное право их выкупа. Поэтому большая часть вотчин находилась в родовой собственности. Несмотря на сопротивление государства, некоторые вотчинники округляли (пополняли) свои владения путем захвата черных (казенных) земель. Этот процесс, особенно распространенный в XII–XIV вв., получил название обояривания государственных земель.

Вотчинники обладали рядом привилегий (иммунитетов): судили своих крестьян, заставляли их нести повинности (барщина и оброк) и др.

В период раздробленности вотчина оставалась господствующей формой частной земельной собственности на Руси, однако, по мере создания и укрепления единого централизованного государства возникает новый вид земельного держания – поместье.

Поместье – это условное земельное владение, предоставляемое государством за несение военной или гражданской службы. В XV в. Московское государство расширяет свою территорию и, разумеется, начинает испытывать необходимость в резком увеличении численности армии и бюрократического аппарата. В качестве жалованья князья начинают раздавать служилым людям земли с проживающими на них крестьянами. Постепенно формируется дворянство (первоначально – «дети боярские») – новый социальный класс мелких и средних землевладельцев-помещиков, ставший со временем главной опорой престола. По приказу государя дворяне обязаны были являться на войну «конно, людно и оружно», – то есть на собственные средства приобретать оружие, амуницию и приводить с собой даточных людей. Важно заметить, что вплоть до конца XVII в. поместная конница оставалась главной боевой силой московского войска.

С ростом числа поместий во второй половине XV в. связано возникновение проблемы государственного закрепощения крестьян, бежавших от усиленной помещичьей эксплуатации в крупные вотчины или на окраины государства.

В отличие от вотчин поместные земли считались государственной собственностью и соответственно были неотчуждаемы: их нельзя было завещать, продавать, обменивать т. д.

С середины XVI в. начинается процесс быстрого слияния юридического статуса поместий и вотчин. При этом права помещиков расширялись, а вотчинников – сокращались. Эта тенденция отчетливо заметна в Соборном уложении 1649г. Наконец, указ Петра I о единонаследии (1714г.) уравнял вотчину и поместье в правах.

Источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни. Существовали также пословицы и поговорки, загадки и сказки, исторические предания и легенды. Продолжало развиваться былинное творчество. С XIII в. главной темой устного народного творчества стала борьба против золотоордынского ига. Многие поэтические произведения в переработанном виде вошли в письменную литературу – сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище, о Куликовской битве. Новую жизнь получали древние былины. Киев предстает в них как эпический центр Русской земли, а богатыри, объединившиеся вокруг князя Владимира Красное Солнышко – как защитники всего русского народа. В XIV в. складывался цикл новгородских былин о Василии Буслаеве и Садко, отразивший могущество Новгорода и вольнолюбивый дух новгородцев. Тогда же оформился новый жанр народного творчества – жанр исторической песни. Следы исторических песен, связанных с Куликовской битвой, например, можно обнаружить в «Задонщине» и «Сказании о Мамаевом побоище».

Итак, русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества. Одним из основных оригинальных жанров формирующейся древнерусской литературы стало летописание. При этом русские летописи – не просто памятники литературы или исторической мысли. Они отражают широкий круг представлений и понятий того времени, являются свидетельством всей духовной культуры средневековья. Самым значительным памятником летописания считается «Повесть временных лет», составленная около 1113г. С середины XII в., когда в условиях политической раздробленности летописание начало приобретать областной характер, «Повесть» включалась в начальную часть большинства местных анналов. Одним из самых значительных примеров русского летописания стал Московский свод 1479 г.

Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы, воплотившим ее лучшие стороны, является «Слово о полку Игореве», написанное в конце XII в. Это сочинение о походе князя Игоря Новгород-Северского против половцев – яркий образец русской эпической литературы. В XIII–XV вв. «слова», «повести» и «сказания» были широко распространены и отражали важнейшие события истории. Самыми значительными среди подобных литературных памятников можно считать «Повесть о разорении Рязани Батыем»; тверские повести «Об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «О Шевкале» (посвященную Тверскому восстанию 1327 г.); цикл произведений, посвященных Куликовской битве, – «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша» и др.

Наконец, большое развитие получила биографическая, в первую очередь, житийная литература: переделанная в житие повесть об Александре Невском, «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича», «Житие митрополита Петра», написанное митрополитом Киприаном, «Житие Сергия Радонежского», составленное Епифанием Премудрым и переработанное Пахомием Логофетом и т. д.

Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях – «хождения» – приобретающая к концу XV в. светский характер. Самым известным произведением подобного рода является «Хождение за три моря», содержащее описание тверским купцом Афанасием Никитиным своего путешествия в Индию.

Стремление определить место России в мире, интерес к жизни других народов привел к тому, что в середине XV в. в России был составлен первый хронограф – изложение всемирной истории.

Наши рекомендации